Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск
№ 1 (2011)
Скачать выпуск PDF
7-13 32
Аннотация
Статья посвящена учителю как ключе-
вой фигуре современной школы. Автор характеризует
профессионально-деловые, научно-исследовательские,
общекультурные и управленческие качества, необходи-
мые современному педагогу; раскрывает понятие «педа-
гогическая мобильность». По мнению автора, в условиях
модернизации российского педагогического образования
значимой и актуальной стала проблема мониторинга про-
фессиональной деятельности педагога, а также реали-
зация программ подготовки и повышения квалификации
педагогических кадров.
14-17 158
Аннотация
Статья посвящена проблеме педагоги-
ческой поддержки детей группы риска, направленной на
предупреждение и преодоление деструктивных измене-
ний в развитии личности, её направленности, самоопре-
делении. Сущность социально-педагогической поддержки
заключается в необходимости личностной, социальной,
профессиональной ориентации учащихся, оказания им
помощи в выборе жизненного пути, ценностей, идеалов
(не противоречащих интересам и возможностям самих
учеников), соответствующих нормативам, интересам и
требованиям общества, перспективам его развития. Ак-
туальность затрагиваемых проблем связана с процесса-
ми демократизации и гуманизации образования, ориен-
тированными на защиту и реализацию прав личности на
полноценное развитие и образование детей. Обозначены
некоторые формы педагогической поддержки и социаль-
но-педагогической помощи, оказываемой подрастающе-
му поколению в целях повышения адаптивных возмож-
ностей подростков, имеющих трудности в обучении, и
актуализации их личностных ресурсов.
18-21 67
Аннотация
В статье представлены теоретические ос-
новы и опыт практической реализации программы форми-
рования готовности учителя к инновационной деятельности
в системе повышения квалификации. В качестве условия
повышения эффективности данного процесса выступает
система социального партнерства вуза и школы. В качес-
тве методологической основы разработанной программы
выступает андрагогический поход, который предусматри-
вает построение процесса повышения квалификации учи-
телей с учётом особенностей взрослых обучающихся.
22-26 40
Аннотация
Данная статья посвящена традициям как
транслятору ценностного отношения школьников к совре-
менному миру. Здесь раскрывается понятие «ценность»,
являющееся основой внутренней составляющей форми-
рования отношения людей к жизни и к окружающему миру.
В исследовании делается акцент на систему ценностных
ориентаций, которые ориентируют подрастающее поко-
ление в современной жизни. Система образования явля-
ется важнейшим транслятором ценностного отношения к
миру, хранителем культурных ценностей, традиций. Опыт
должного ценностного отношения к окружающей дейс-
твительности, закреплённого в традициях, передаётся от
поколения к поколению, является органичной составля-
ющей воспитательной деятельности. В статье рассмат-
ривается роль традиций в образовательной сфере при
формировании ценностей молодого поколения, раскрыта
их значимость, а также показана её психологическая фун-
кция стабильности для развития личности.
27-30 45
Аннотация
В статье рассмотрены концептуальные
идеи и подходы, отражающие теоретические основы
становления воспитательной системы государственного
вуза. Особое внимание уделено исследованию гуманис-
тического направления воспитательной деятельности
высшего учебного заведения, процессам самовоспитания
и саморазвития личности студента. Большая роль в про-
цессе формирования воспитательной системы вуза отво-
дится реализации социокультурных условий воспитания.
Также обосновано и раскрыто понятие социокультурной
воспитательной среды вуза, позволяющей рассматри-
вать воспитательную систему в контексте социализации
личности студента.
31-36 39
Аннотация
В статье рассматривается педагогичес-
кая модель потребностно-информационного обеспече-
ния качества школьного образования. Модель отражает
наиболее существенные свойства и взаимосвязи этого
процесса. К ним относятся потребности, условия, состо-
яние, уровень и характер удовлетворённости субъектов
образовательного процесса организацией, содержанием
и качеством образования. Полученная информация слу-
жит основой последующей корректировки образователь-
ного процесса и достижения его нового качества
37-40 47
Аннотация
В современных условиях модернизации
сферы образования в нашей стране не вполне четко
обозначены ее основные направления. Заявленные цели
и задачи образования на практике нередко начинают
реализовываться весьма формально. Ситуация транс-
формации всех основных сфер нашего общества настоя-
тельно требует использования накопленного опыта в об-
ласти образования в те исторические периоды, в которых
происходили сходные сущностные изменения экономики,
политики, сферы общественного сознания. Ретроспек-
тивный анализ генезиса целей и ценностей образования
позволяет более эффективно разрабатывать новые об-
разовательные стандарты и концепции образования.
41-44 37
Аннотация
В статье раскрывается сущность про-
цесса профессионального самоопределения сирийских
старшеклассников. Предложена модель этого процесса,
помогающая постичь социально-педагогические условия
грамотного профессионального выбора. Описан экспери-
мент, проведённый в школах города Дамаска, который
показывает обоснованность и действенность авторской
профориентационной работы.
45-48 37
Аннотация
В статье определена роль педагогичес-
кого тестирования как источника информации о развитии
и совершенствовании образования. Указаны некоторые
массовые процедуры тестирования, востребованные пе-
дагогическим сообществом в России. Раскрыты функци-
ональные возможности тестирования как развивающей и
обучающей технологии. Приведены примеры использо-
вания учителем результатов тестирования для корректи-
ровки учебного процесса и выявления личностных осо-
бенностей конкретного ученика, группы учащихся.
48-52 84
Аннотация
Введение в школах режима «полного дня»
предусматривает качественную подготовку учащихся
старших классов к обоснованному выбору профессии и
поступлению в вузы, а также мероприятия по укреплению
и сохранению их здоровья. В данной статье представле-
ны результаты исследования организации внеучебной
деятельности в школах «полного дня» и проведения до-
суга учащимися 10-х и 11-х классов школ «полного дня» г.
Москвы. В процессе наблюдения и анализа обнаружено,
что существующая в настоящее время организация усло-
вий обучения в школах «полного дня» влияет на ориента-
цию молодёжи к профессиональному выбору и при этом
не способствует формированию мотивации к здоровому
образу жизни, что подтверждается высоким процентом
старшеклассников, употребляющих алкогольные напитки
и табачные изделия.
53-56 43
Аннотация
В статье отражены результаты экспе-
римента, проведённого в два этапа в период с 2004 по
2006 год. Исследовался естественный билингвизм у
детей, воспитывающихся в смешанных греко-русских
семьях и постоянно, с самого рождения, находящихся
под воздействием двух языков, то есть пытающихся ов-
ладеть сразу двумя языками. Были изучены особенности
произношения у 80 детей-билингвов. Все они из семей,
где языками общения являются русский и греческий. На
основе результатов были сделаны следующие выводы:
звукопроизносительная система билингвов сформирова-
на не полностью, вследствие чего наблюдаются замена,
смешивание и искажение звукового облика фонем, и об-
лик слова оказывается неустойчивым; развитие двуязыч-
ных произносительных способностей у детей-билингвов
проходит несколько стадий.
57-64 51
Аннотация
В статье представлен опыт разработки
и внедрения в учебный процесс технологии кейс-метода
- метода активного обучения. Целевой модуль учебного
процесса «Изучение английского посредством работы
над кейсом», состоящий из 24 реальных кейсов, является
эффективным инструментом обучения, тренировки прак-
тических умений, формирования и развития иноязычной
коммуникативной компетенции, а также способности
и готовности к рефлексии, критическому осмыслению
информации, принятия решения и работы в команде.
Кейс-метод позволяет интегрировать практику и тренинг
во всех четырёх видах речевой деятельности на одном
занятии. Однако приоритет отдаётся устной речевой де-
ятельности, поскольку современный менеджер обязан
пользоваться иностранным языком как инструментом для
достижения целей
65-71 51
Аннотация
Статья посвящена проблеме обучения
иноязычной разговорной речи, овладение которой пре-
дусматривает использование методического потенциала
частных лингвистических теорий. Лингвистические теории
обеспечивают научное обоснование разрабатываемой
методики обучения разговорному английскому языку. На
основе положений ряда актуальных лингвистических тео-
рий автор обосновывает перспективу разработки приемов
обучения студентов разговорному английскому языку. Вы-
явленные автором лингвистические теории обеспечивают
накопление необходимых лингвистических знаний.
71-77 83
Аннотация
Статья посвящена проблеме развития у
учащихся умений работы с информацией на иностранном
языке. В связи с этим подчёркивается необходимость
обучения старшеклассников написанию рефератов,
конспектов, аннотаций, выделяются умения и навыки,
необходимые для этого. Внимание также обращается
на специфику каждого вторичного текста. Обучение ре-
ферированию, аннотированию и конспектированию тек-
стов на иностранном языке в условиях школы связано
с отсутствием в учебниках специальных обучающих уп-
ражнений. Многие школьники не в состоянии выполнить
данные виды деятельности даже на родном языке. Цель
настоящей статьи - дать учителю алгоритм написания
реферата, аннотации, конспекта учеником, так как в пос-
леднее время данный вид работы все более востребован
в контексте научной работы учащихся.
78-83 41
Аннотация
Данная статья посвящена вопросу со-
вершенствования работы по укреплению здоровья уча-
щихся общеобразовательной школы. Особое внимание
уделено условиям, которые способствуют повышению
эффективности педагогической деятельности. Одним
из необходимых условий успешного решения данной
задачи является достаточная медико-психологическая
подготовка педагога, который рассматривает здоровье
не только с биологических позиций, но и как социокуль-
турную характеристику человека. В статье рассмотрены
методологические принципы и подходы, способствующие
формированию культуры здоровья, и предложена схема
оценки эффективности деятельности педагога по форми-
рованию культуры здоровья.
84-87 52
Аннотация
Рассматриваются возможности краеведческой работы в решении вопросов формирования уче-
нического коллектива как необходимого условия становления нравственных качеств личности. С целью изучения
влияния краеведения на развитие личности предлагается
понятийно-эмиссионный метод, позволяющий определить
воздействие содержащихся в краеведческой деятельности ценностных понятий на когнитивную, эмоциональную и
поведенческую сферы личности школьника
88-95 39
Аннотация
В статье обосновывается необходимость
овладения будущим учителем географии навыками ре-
шения учебно-методических задач (УМЗ) как способа осу-
ществления учебно-методической деятельности. Рассмат-
ривается структура учебно-методической задачи (по Д.Б.
Эльконину и В.В. Давыдову). Выделяются основные фун-
кции методической подготовки студента в вузе (интегри-
рующая, методологическая, обучающе-контролирующая,
профессионально-практическая, мотивационно-ценнос-
тная и мировоззренческая), реализуемые при исполь-
зовании учебно-методических задач для формирования
методической готовности будущего учителя географии.
Выделены УМЗ разных уровней сложности, соответствую-
щих трём основным уровням учебной деятельности. Пред-
ставлены характеристики учебно-методических задач
по разным основаниям, положенным в основу типологии
УМЗ. Определены этапы решения УМЗ, уровни развития у
студентов умения их решать, а также требования, предъ-
являемые к построению комплекса УМЗ.
96-104 41
Аннотация
Педагогическая периодика сыграла важ-
ную роль в развитии теории и практики обучения мате-
матике. В статье рассматриваются особенности развития
педагогической журналистики во второй половине XIX
века и исследуется её роль в повышении уровня подго-
товки учителя математики того времени. Раскрывается
вопрос вклада педагогической периодики в процесс ста-
новления отечественной методики обучения математике.
В этой связи представлен обзор развития педагогических
журналов этой эпохи.
105-109 37
Аннотация
В статье рассматривается связь типов
конструкций роботов и учебных задач, встречающихся в
образовательном процессе при обучении детей среднего
школьного возраста основам робототехники. Раскрывают-
ся особенности учебных задач, решаемых при использова-
нии в учебном процессе готовых роботов, роботов из конс-
трукторов и самодельных роботов, а также особенности
конструкций роботов с позиций процесса обучения. Пока-
зывается, какие навыки и умения формируются у учеников
при использовании той или иной конструкции робота
110-116 43
Аннотация
В статье обосновываются закономер-
ности развития методики обучения физике. Процесс её
развития является спиралеобразным, характеризующим-
ся чередованием эволюционных и революционных пери-
одов изменений некоторых педагогических принципов,
концепций и теорий. Каждый виток спирали - новый этап
её развития; между этапами существует преемственность
- генетическая связь основ обучения. При этом новое со-
держание образования соответствует состоянию базовой
науки - физики - и включает элементы научного знания
предшествующих этапов, идеи которых модернизируют-
ся и видоизменяются.
117-122 78
Аннотация
В данной статье рассматриваются вопро-
сы организации производственного обучения автомеха-
ников. Приведён анализ современных требований к про-
фессии «Автомеханик». Приведены примеры применения
различных типов специального оборудования в процессе
производственного обучения. Разработаны дополнитель-
ные разделы рабочей программы по производственному
обучению профессии «Автомеханик», соответствующие
требованиям современных образовательных стандартов
начального профессионального образования
123-125 48
Аннотация
В данной статье рассматриваются вопро-
сы, касающиеся применения в учреждениях дополнитель-
ного образования метода проектов в исследовательской
деятельности обучающихся. Приведены примеры ведения
исследовательской работы по декоративно-прикладному
творчеству в рамках работы обучающихся над творческим
проектом. Описаны практические примеры по разработке
творческого проекта по одному из видов декоративно-при-
кладного творчества - изготовления изделий из солёного
теста. Приведены примеры структуры и содержания твор-
ческого проекта по направлению «Дизайн одежды».
126-129 56
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы самореа-
лизации выпускника детской школы искусств в культурно-
образовательном пространстве малого города. Самореа-
лизация в условиях малого города в силу особенностей
его социума и инфраструктуры является острой про-
блемой. Подчеркнута актуальность темы, определены
возможности дальнейшей успешной самореализации
выпускника. Выпускники современных детских музыкаль-
ных школ и школ искусств не всегда имеют возможность
реализовать полученные знания, умения и навыки в пос-
ледующей жизни и не включаются в дальнейшем в окру-
жающее их культурно-образовательное пространство.
Главный смысл получения художественного образования
- не в приобретении знаний, а в умении применить эти
сведения для познания самого себя, для самоопределе-
ния, самосовершенствования и самореализации
130-135 36
Аннотация
Статья посвящена вопросу совершенс-
твования профессиональной подготовки режиссёров,
студентов колледжей искусств, в процессе формирова-
ния художественно-технического мышления. Автор ана-
лизирует эволюционный путь развития технической под-
готовки режиссёров и определяет дальнейшую стратегию
обучения в данной сфере образования. Научные иссле-
дования позволили расширить профессиональное сис-
темное мышление режиссёра и существенно увеличить
продуктивность и интенсивность учебного процесса.
136-143 59
Аннотация
Данная статья посвящена проблеме мо-
делирования процесса формирования профессионализ-
ма учителя на примере педагогического идеала. Автор
рассматривает понятия «профессионализм» и «педаго-
гический идеал». В статье перечислены необходимые
компоненты, обусловливающие успешность данного про-
цесса: профессорско-преподавательский состав и студен-
ческий коллектив, программно-технологическое обеспече-
ние образовательного процесса, педагогические условия
и принципы, методологические подходы. Приводятся
результаты анкетирования студентов вуза по теме ис-
следования, подтверждающие необходимость формиро-
вания профессионализма будущего учителя. Созданная
модель, представляющая собой взаимосвязь нескольких
блоков, предполагает эффективное поэтапное движение
будущего учителя от начального уровня к идеальному
144-148 44
Аннотация
В последнее время часто встречаются
дети, которые элементарную доброту и ласку воспри-
нимают отрицательно. Для этих подростков стимулом
является наказание, в результате чего впоследствии им
весьма нелегко доказать, что он или она лучше и умнее,
чем кажутся на самом деле. Возникает вопрос: как же оп-
ределять методы воспитания, приемлемые для той или
иной личности? Тогда прибегают к теории о половых раз-
личиях. У мужчины процесс мышления протекает иначе,
нежели чем у женщины: у мужчин логика прямолинейна,
сконцентрирована на чем-то конкретном, а у женщин
- интуитивна и связана с фиксированием тысяч нужных и
ненужных подробностей, у женщин больше развиты вер-
бальные способности, а у мужчин - аналитические. Появ-
ление всех этих различий связано, в первую очередь, с
разным гормональным фоном, следовательно, если муж-
ская и женская психология существенно различаются из-
за ряда объективных обстоятельств, то и воспитательный
процесс, способствующий формированию нравственных
ориентаций, необходимо строить по-разному.
149-152 52
Аннотация
Социокультурные вызовы современного
общества предъявляют всё более высокие требования
к педагогу, уровню его общей культуры, интеллекту, про-
фессиональной подготовке. Радикальное обновление сис-
темы общего образования предусматривает повышение
профессиональной самостоятельности педагогов, предо-
ставление им права на конструирование содержания об-
разования, выбор форм и методов обучения и воспитания.
Вместе с тем, всё это увеличивает степень ответственнос-
ти педагогов перед обществом, учащимися, родителями за
конечные результаты учебно-воспитательного процесса. В
этих условиях чрезвычайно возрастает роль методических
служб всех уровней в совершенствовании профессиональ-
ной компетентности педагогов, подготовке их к работе в
новой образовательной ситуации, в создании условий для
личностно-профессионального роста.
153-155 65
Аннотация
В данной статье раскрываются особен-
ности формирования коммуникативных способностей
младших школьников в учебно-воспитательной деятель-
ности. Рассмотрено содержание понятия «коммуникатив-
ные способности» младших школьников. Определены
возрастные особенности младших школьников, выступа-
ющие средством их социальной адаптации, охарактери-
зована учебная деятельность младшего школьника
156-160 50
Аннотация
Статья посвящена вопросу разработки
подходов к решению проблем социального обеспечения
пожилых людей, проживающих в учреждениях социаль-
ного обеспечения как объекта реализации профессио-
нальной компетентности студентов сервисных специаль-
ностей колледжа. Подготовка и организация базы для
практики обеспечит формирование профессиональной
компетентности студентов в работе с пожилыми людь-
ми, что, в свою очередь, будет способствовать созданию
достойных жизненных условий людям, нуждающимся в
социальной помощи, через оказание сервисных услуг в
области парикмахерской и косметической сферы
161-163 46
Аннотация
Одним из эффективных путей ресоциа-
лизации воспитанников колоний является их первичное
профессиональное самоопределение в процессе обуче-
ния и трудовой адаптации. Несовершеннолетние право-
нарушители являются достаточно большим кадровым по-
тенциалом нашей страны. Поэтому необходима система
специализированной педагогической поддержки подрост-
ков в их первичном профессиональном самоопределении,
результатом которого станет формирование социально
приемлемой, адекватной социальному заказу общества
системы профессиональных ценностей и интересов.
164-168 67
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме
социально-педагогического сопровождения детей и под-
ростков в образовательных учреждениях. Автор описыва-
ет проблемы, с которыми наиболее часто сталкиваются
педагоги в учебно-воспитательном процессе образова-
тельного учреждения при организации социально-педа-
гогического сопровождения детей и подростков. В статье
раскрываются сущностная и структурная характеристики
социально-педагогического сопровождения детей и под-
ростков. Выделены этапы, принципы рассматриваемого
процесса, выявлены приоритетные основы взаимодейс-
твия взрослого и воспитанника в ходе социально-педаго-
гического сопровождения
169-173 51
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы
оценивания образовательного учреждения при его ат-
тестации. Массово используемая пятибалльная система
оценивания, помимо собственно пороков качества оцени-
вания, сама по себе является преградой для реального
процесса управления образованием. Если поднять уро-
вень требований к качеству преподавания, попытаться
уловить динамику изменений, определить готовность
к переходу школы в новый статус, и сразу выясняется:
оценки по пятибалльной системе дают недостоверные
данные для принятия обоснованных управленческих ре-
шений. Для гимназии, как образовательного учреждения с
углубленным (расширенным) преподаванием гуманитар-
ных предметов, введение альтернативной системы оце-
нивания является особенно важным. Автор анализирует
управленческие возможности десятибалльной системы
оценивания качества образовательного процесса как од-
ного из факторов его устойчивости и управляемости.
174-176 53
Аннотация
В статье рассматривается сущность
ориентированной интеграции предметов художествен-
но-эстетического цикла в связи с новой концепцией
современного образования - компетентностному под-
ходу, т.е. предусматривающему иные способы подачи
информации, формы контроля и отчетности, ставящему
принципиально новые цели и задачи в обучении художес-
твенно-эстетической составляющей высшего профессио-
нального образования. Нацеленность на усовершенство-
вание процесса обучения путем активного и обдуманного
внедрения новой парадигмы высшего профессионально-
го образования и системы организации педагогических
условий, развивающих процессов в предметах художес-
твенно-эстетического цикла.
176-178 49
Аннотация
Статья посвящена исследованию при-
нципа реализации профессиональной ориентации сту-
дентов художественных факультетов путем поиска и
формирования социально-профессиональных компетен-
ций, характеризуя образовательные возможности пред-
метов художественно-эстетического цикла. Разработка
моделей формирования ключевых компетенций твор-
ческих инвариантных компонентов. Культурологический
подход к специальным навыкам как метод формирования
эстетической среды обучения.
178-181 66
Аннотация
Использование этнографического ма-
териала в межпредметных связях на занятиях по оте-
чественной истории, композиции и истории искусств в
процессе обучения студентов факультета декоративно-
прикладного искусства Московского гуманитарного инс-
титута явилось важным этапом в ходе проверки нашей
рабочей гипотезы о важной роли этнографической состав-
ляющей в процессе подготовки студентов-художников. В
ходе изучения студентами указанного вуза учебного ма-
териала по истории культуры России рубежа XIX-XX вв.
им предлагалось выполнить ряд заданий межпредметно-
го характера с целью углубления исторических знаний и
дальнейшего их использования при решении творческих
задач по смежным предметам.
181-184 75
Аннотация
Статья посвящена применению новых
образовательных технологий в учебно-воспитательном
процессе на примере деятельности Музея академика И.И.
Срезневского в Рязанском государственном университе-
те имени С.А. Есенина. Статья базируется на авторском
экперименте организации музейного дела в вузе. Конста-
тируется необходимость внедрения музейной педагогики
как системы в университетскую практику для передачи
исторического опыта воспитания и образования в динас-
тии Срезневских будущим педагогам XXI в. Автор статьи
сравнивает две системы: «преимущества публичного вос-
питания» И. Е. Срезневского и «пользы домашнего воспи-
тания» И. И. Срезневского. Сформулирован вывод о зна-
чимости семейного воспитания в XXI в., основанного на
идеях педагогической антропологии. Раскрывается один
из новых подходов в музейной практике, основу которой
составляет культурно-образовательная инициатива музея
как эффективной экспериментальной площадки для полу-
чения студентами социокультурного опыта и применения
его в дальнейшей профессиональной деятельности.
185-190 114
Аннотация
Статья посвящена анализу основных
этапов развития жанра пейзажа в России. В ней рас-
сматриваются разные концепции восприятия пейзажа
русскими художниками начиная с XVIII века и заканчивая
XX веком, особое внимание уделяется пейзажу на пле-
нэре. Речь идёт о возникновении и развитии пленэрной
живописи как о сложном и многоплановом процессе, свя-
занном с общим развитием изобразительного искусства и
непосредственно с жанром пейзажа, о восприятии свето-
воздушной среды, овладении средствами её передачи в
живописи, которые во многом определили путь развития
реалистического искусства. Кроме того, в статье прово-
дятся параллели с европейской живописью, что позволя-
ет выделить специфику русского пейзажа.
191-195 50
Аннотация
Развитие новых технологий и их примене-
ние для создания электронного образовательного контен-
та открывают новые возможности во время студенческой
педагогической практики, а школа является настоящей
экспериментальной площадкой в области информацион-
ных, коммуникационных, интерактивных и аудио-визуаль-
ных технологий, использующихся сегодня в учебном про-
цессе, но не имеющих пока широкого распространения.
Студенты-практиканты представляли собственные разра-
ботки интерактивного мультимедийного образовательно-
го контента для уроков. В статье описывается обучающая
система, включающая интерактивный мультимедийный
образовательный контент, а также обсуждаются резуль-
таты опроса о применении интерактивных досок в школе.
196-200 60
Аннотация
В статье анализируются наиболее харак-
терные особенности профессионально ориентированного
обучения с учетом дистанционной формы, возможностей
ее практической реализации. Намечаются пути дальней-
шей разработки новых форм дистанционного обучения
при подготовке студентов по иностранным языкам в не-
лингвистических вузах.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)