№ 2 (2011)
Скачать выпуск
PDF
7-10 53
Аннотация
В данной статье рассматриваются воп-
росы необходимости научного и технологического сопро-
вождения формирования навыков к исследовательской
деятельности студентов в условиях информатизации.
Концептуальную основу научно-методического сопровож-
дения исследовательской деятельности студентов соста-
вили основные положения личностно ориентированного и
компетентностного подходов, при этом были учтены техно-
логические особенности разработки электронных образо-
вательных продуктов средствами Windows-приложений.
росы необходимости научного и технологического сопро-
вождения формирования навыков к исследовательской
деятельности студентов в условиях информатизации.
Концептуальную основу научно-методического сопровож-
дения исследовательской деятельности студентов соста-
вили основные положения личностно ориентированного и
компетентностного подходов, при этом были учтены техно-
логические особенности разработки электронных образо-
вательных продуктов средствами Windows-приложений.
11-14 98
Аннотация
Данная статья посвящена проблеме
профессионально-личностного саморазвития как качес-
твенного, целенаправленного, профессионально ори-
ентированного, сознательного изменения личностной
сферы будущего педагога-тренера в условиях перехода
и модернизации системы дополнительного образования.
Рассматриваются проектирование различных техноло-
гий, подходы и принципы становления личностной сфе-
ры педагога-тренера с учетом ведущего фактора фор-
мирования развивающей среды в системе деятельности
дополнительного физкультурного образования. Выделя-
ется ряд функций, которые реализуются в ходе индиви-
дуального профессионального саморазвития студентов.
профессионально-личностного саморазвития как качес-
твенного, целенаправленного, профессионально ори-
ентированного, сознательного изменения личностной
сферы будущего педагога-тренера в условиях перехода
и модернизации системы дополнительного образования.
Рассматриваются проектирование различных техноло-
гий, подходы и принципы становления личностной сфе-
ры педагога-тренера с учетом ведущего фактора фор-
мирования развивающей среды в системе деятельности
дополнительного физкультурного образования. Выделя-
ется ряд функций, которые реализуются в ходе индиви-
дуального профессионального саморазвития студентов.
15-18 73
Аннотация
В данной статье представлен анализ
Устава Нила Сорского, написанный в XV в. В своем
произведении мыслитель предлагает пути духовного
самосовершенствования: нестяжательство, безмолвие,
молитва и борьба с пагубными мыслями. Автор статьи
квалифицирует взгляды Нила Сорского как систему ду-
ховно-нравственного воспитания и подчеркивает особое
положение учения Нила Сорского в русской православ-
ной традиции.
Устава Нила Сорского, написанный в XV в. В своем
произведении мыслитель предлагает пути духовного
самосовершенствования: нестяжательство, безмолвие,
молитва и борьба с пагубными мыслями. Автор статьи
квалифицирует взгляды Нила Сорского как систему ду-
ховно-нравственного воспитания и подчеркивает особое
положение учения Нила Сорского в русской православ-
ной традиции.
18-22 46
Аннотация
В статье предложена концептуальная
основа инновационной педагогической технологии сохра-
нения здоровья студентов. Цель исследуемой технологии
заключается в формировании психически и физически
здоровой личности студента - личности, готовой решать
свои жизненные задачи, обладающей социальным им-
мунитетом, противостоящей деструктивному поведению,
умеющей рационально организовывать свой досуг и име-
ющей возможность и способность анализировать и коррек-
тировать своё витальное и ментальное развитие. В работе
представлены результаты исследований, основанных на
наблюдениях за состоянием здоровья студентов 1-3 курса
нефизкультурных вузов. По итогам проведённого исследо-
вания предложен комплекс практических рекомендаций по
формированию здорового образа жизни учащихся.
основа инновационной педагогической технологии сохра-
нения здоровья студентов. Цель исследуемой технологии
заключается в формировании психически и физически
здоровой личности студента - личности, готовой решать
свои жизненные задачи, обладающей социальным им-
мунитетом, противостоящей деструктивному поведению,
умеющей рационально организовывать свой досуг и име-
ющей возможность и способность анализировать и коррек-
тировать своё витальное и ментальное развитие. В работе
представлены результаты исследований, основанных на
наблюдениях за состоянием здоровья студентов 1-3 курса
нефизкультурных вузов. По итогам проведённого исследо-
вания предложен комплекс практических рекомендаций по
формированию здорового образа жизни учащихся.
23-28 50
Аннотация
На основе проанализированных психо-
лого-педагогических стратегий и рассмотренных компо-
нентов вузовской подготовки будущих социальных работ-
ников (содержательном и практико-ориентированном, с
применением активных методов обучения) выделяются
средства, позволяющие эффективно формировать куль-
туру профессионального общения будущих социальных
работников. Раскрывается сущность курса «Культура
профессионального общения социального работника»,
приводятся образцы специальных заданий, используе-
мых на практических занятиях со студентами.
лого-педагогических стратегий и рассмотренных компо-
нентов вузовской подготовки будущих социальных работ-
ников (содержательном и практико-ориентированном, с
применением активных методов обучения) выделяются
средства, позволяющие эффективно формировать куль-
туру профессионального общения будущих социальных
работников. Раскрывается сущность курса «Культура
профессионального общения социального работника»,
приводятся образцы специальных заданий, используе-
мых на практических занятиях со студентами.
29-34 103
Аннотация
Гуманистическое воспитание предпо-
лагает содействие развитию эмоциональной жизни лич-
ности, творчества и здоровья человека. В данной статье
поднимается проблема развития эмоциональной отзыв-
чивости, имеющей центральное значение в системе ду-
шевных, творческих, витальных сил человека, выступа-
ющей одной из составляющих социального потенциала
общества. Представлена модель воспитания эмоцио-
нальной отзывчивости у младших школьников в условиях
общеобразовательной школы. Рассматриваются различ-
ные подходы и принципы формирования эмоциональной
стороны личности.
лагает содействие развитию эмоциональной жизни лич-
ности, творчества и здоровья человека. В данной статье
поднимается проблема развития эмоциональной отзыв-
чивости, имеющей центральное значение в системе ду-
шевных, творческих, витальных сил человека, выступа-
ющей одной из составляющих социального потенциала
общества. Представлена модель воспитания эмоцио-
нальной отзывчивости у младших школьников в условиях
общеобразовательной школы. Рассматриваются различ-
ные подходы и принципы формирования эмоциональной
стороны личности.
35-41 156
Аннотация
В статье представлена проблема фор-
мирования самоорганизации учебной деятельности как
одна из актуальных проблем современного образования.
Ключевым моментом для понимания сущности само-
организации, по мнению большинства ученых, является
то, что саморазвитие системы происходит не только под
воздействием внешних факторов, но и за счет внутренних
возможностей. К таким внутренним факторам, способству-
ющим самоорганизации учебной деятельности учащегося,
ученые относят мотивы, способность целеполагания, воле-
вые установки, индивидуальные способы деятельности.
В структуре самоорганизации целеполагание явля-
ется ведущим компонентом, который направлен на фор-
мирование универсальных учебных действий учащихся в
качестве субъектов учебного процесса.
Требование современной школы, основанной на лич-
ностно ориентированных технологиях, - формирование
самоорганизации учебной деятельности учащегося в
целом и важнейшего компонента в ее структуре - целе-
полагания.
мирования самоорганизации учебной деятельности как
одна из актуальных проблем современного образования.
Ключевым моментом для понимания сущности само-
организации, по мнению большинства ученых, является
то, что саморазвитие системы происходит не только под
воздействием внешних факторов, но и за счет внутренних
возможностей. К таким внутренним факторам, способству-
ющим самоорганизации учебной деятельности учащегося,
ученые относят мотивы, способность целеполагания, воле-
вые установки, индивидуальные способы деятельности.
В структуре самоорганизации целеполагание явля-
ется ведущим компонентом, который направлен на фор-
мирование универсальных учебных действий учащихся в
качестве субъектов учебного процесса.
Требование современной школы, основанной на лич-
ностно ориентированных технологиях, - формирование
самоорганизации учебной деятельности учащегося в
целом и важнейшего компонента в ее структуре - целе-
полагания.
41-45 55
Аннотация
В статье исследуются такие проблемы
обучения трудных подростков, как отсутствие мотивации
к учебной деятельности и несформированность учебных
навыков. Описываются пути поиска новых форм, приемов
и методов работы учителя со слабо мотивированными
учащимися. Необходимость приобретения метапредмет-
ных знаний, умений и навыков, заложенных в проекте
новых Федеральных государственных образовательных
стандартов второго поколения, позволяет выделить
триаду моделей обучения трудных подростков: игровую
модель, интегрированную и модель учебного проекта. В
работе исследуется проблема использования нестандар-
тных моделей обучения, позволяющих индивидуализиро-
вать сам процесс обучения трудных подростков.
обучения трудных подростков, как отсутствие мотивации
к учебной деятельности и несформированность учебных
навыков. Описываются пути поиска новых форм, приемов
и методов работы учителя со слабо мотивированными
учащимися. Необходимость приобретения метапредмет-
ных знаний, умений и навыков, заложенных в проекте
новых Федеральных государственных образовательных
стандартов второго поколения, позволяет выделить
триаду моделей обучения трудных подростков: игровую
модель, интегрированную и модель учебного проекта. В
работе исследуется проблема использования нестандар-
тных моделей обучения, позволяющих индивидуализиро-
вать сам процесс обучения трудных подростков.
45-48 74
Аннотация
Статья раскрывает вопросы развития
творческой деятельности студентов в условиях инфор-
матизации образования. Использование компьютерных
информационных технологий предполагается в качестве
средства представления знаний и средства обучения, со-
вершенствующих процесс преподавания, повышающих его
эффективность и качество; в целях формирования культу-
ры учебной деятельности; в качестве объекта изучения в
рамках освоения декоративно-прикладного искусства. Рас-
сматривается проблема сочетания традиционных форм
обучения и новейших информационных технологий.
творческой деятельности студентов в условиях инфор-
матизации образования. Использование компьютерных
информационных технологий предполагается в качестве
средства представления знаний и средства обучения, со-
вершенствующих процесс преподавания, повышающих его
эффективность и качество; в целях формирования культу-
ры учебной деятельности; в качестве объекта изучения в
рамках освоения декоративно-прикладного искусства. Рас-
сматривается проблема сочетания традиционных форм
обучения и новейших информационных технологий.
49-55 98
Аннотация
В статье рассмотрена научно-исследова-
тельская деятельность обучающихся с точки зрения ее
преемственности в образовательном процессе «школа
- вуз» системы непрерывного профессионального об-
разования. Преемственность рассматривается как про-
цесс и результат, определяющий целостность процесса
обучения, повышения уровня качества, непрерывности,
опережающего характера, диверсификации и организа-
ции научно-исследовательской, научно-познавательной
и производственной сферы подготовки специалистов
нового поколения. Предложены формы преемственности
научно-исследовательской деятельности обучающихся.
Разработка форм преемственности научно-исследова-
тельской деятельности в образовательном процессе
«общее образование - профессиональное образование
- научное образование» особенно важна по проявлению
своей эффективности на этапе уровневого перехода
«школа - вуз», выступая системообразующей основой
образовательного процесса непрерывного образования,
обусловливая формирование творческой, социально ак-
тивной личности, способной решать инновационные за-
дачи в различных сферах науки, техники и технологий.
тельская деятельность обучающихся с точки зрения ее
преемственности в образовательном процессе «школа
- вуз» системы непрерывного профессионального об-
разования. Преемственность рассматривается как про-
цесс и результат, определяющий целостность процесса
обучения, повышения уровня качества, непрерывности,
опережающего характера, диверсификации и организа-
ции научно-исследовательской, научно-познавательной
и производственной сферы подготовки специалистов
нового поколения. Предложены формы преемственности
научно-исследовательской деятельности обучающихся.
Разработка форм преемственности научно-исследова-
тельской деятельности в образовательном процессе
«общее образование - профессиональное образование
- научное образование» особенно важна по проявлению
своей эффективности на этапе уровневого перехода
«школа - вуз», выступая системообразующей основой
образовательного процесса непрерывного образования,
обусловливая формирование творческой, социально ак-
тивной личности, способной решать инновационные за-
дачи в различных сферах науки, техники и технологий.
56-60 75
Аннотация
Рассматриваются две проблемы, свя-
занные с введением новой лексики на раннем этапе обу-
чения английскому языку: общий объем словаря и соот-
ношение активной и пассивной лексики. Анализируются
словари учебников 1-2 классов двух авторских коллекти-
вов. Предлагается специальная методика, позволяющая
сопоставить данные учебников между собой, а также
оценить их с точки зрения общепринятых методических
положений, касающихся обучению лексике. Результаты
анализа можно использовать для получения общей оцен-
ки качества учебников.
занные с введением новой лексики на раннем этапе обу-
чения английскому языку: общий объем словаря и соот-
ношение активной и пассивной лексики. Анализируются
словари учебников 1-2 классов двух авторских коллекти-
вов. Предлагается специальная методика, позволяющая
сопоставить данные учебников между собой, а также
оценить их с точки зрения общепринятых методических
положений, касающихся обучению лексике. Результаты
анализа можно использовать для получения общей оцен-
ки качества учебников.
61-64 78
Аннотация
Представленная статья рассматривает
феномен искусственного билингвизма и представляет
практические результаты раннего обучения иностранному
языку. Практические занятия показали, что иностранный
язык у детей данного возраста способствует формирова-
нию некоторых процессов абстрактного мышления, пос-
кольку он заставляет учащихся сравнивать те или иные
выражения 2-х языков, проделывать анализ и синтез.
феномен искусственного билингвизма и представляет
практические результаты раннего обучения иностранному
языку. Практические занятия показали, что иностранный
язык у детей данного возраста способствует формирова-
нию некоторых процессов абстрактного мышления, пос-
кольку он заставляет учащихся сравнивать те или иные
выражения 2-х языков, проделывать анализ и синтез.
65-68 47
Аннотация
В статье рассматриваются проблема
мотивации, необходимость выявления социокультурных
факторов мотивации, становление образа будущего спе-
циалиста, основанное на самореализации и проявлении
личностных способностей в период обучения иностранным
языкам в высшей школе. Индивидуализированный подход
к учащемуся имеет большое значение при изучении инос-
транного языка, так как позволяет учитывать субъектив-
ный опыт и особенности темперамента каждого студента.
Обосновывается необходимость подбора индивидуальной
методики обучения коммуникативной деятельности.
мотивации, необходимость выявления социокультурных
факторов мотивации, становление образа будущего спе-
циалиста, основанное на самореализации и проявлении
личностных способностей в период обучения иностранным
языкам в высшей школе. Индивидуализированный подход
к учащемуся имеет большое значение при изучении инос-
транного языка, так как позволяет учитывать субъектив-
ный опыт и особенности темперамента каждого студента.
Обосновывается необходимость подбора индивидуальной
методики обучения коммуникативной деятельности.
69-73 66
Аннотация
Статья посвящена изучению особен-
ностей преподавания иностранного языка студентам,
специализирующимся в области иноязычной музыкаль-
ной культуры. Рассматриваются основные компоненты
профессиональной компетенции музыкантов. В ходе
исследования делается вывод о необходимости совер-
шенствования процесса преподавания иностранного
языка в вузах, занимающихся подготовкой специалистов
музыкального профиля. Доказывается, что только ком-
плексное обучение всем видам речевой деятельности
способствует формированию профессиональной иноя-
зычной коммуникативной компетенции.
ностей преподавания иностранного языка студентам,
специализирующимся в области иноязычной музыкаль-
ной культуры. Рассматриваются основные компоненты
профессиональной компетенции музыкантов. В ходе
исследования делается вывод о необходимости совер-
шенствования процесса преподавания иностранного
языка в вузах, занимающихся подготовкой специалистов
музыкального профиля. Доказывается, что только ком-
плексное обучение всем видам речевой деятельности
способствует формированию профессиональной иноя-
зычной коммуникативной компетенции.
74-76 114
Аннотация
В статье рассматривается проблема
мультикультурной компетентности как цели мультикуль-
турного воспитания студентов педагогического вуза.
Анализируется сущность и структура мультикультурной
компетентности как одной из составляющих коммуника-
тивной компетентности при обучении иностранному язы-
ку. Показано, что в содержании обучения должен присутс-
твовать культурный компонент. Внимание обращается на
культурный опыт, позволяющий адекватно проявлять
себя в мультикультурном обществе.
мультикультурной компетентности как цели мультикуль-
турного воспитания студентов педагогического вуза.
Анализируется сущность и структура мультикультурной
компетентности как одной из составляющих коммуника-
тивной компетентности при обучении иностранному язы-
ку. Показано, что в содержании обучения должен присутс-
твовать культурный компонент. Внимание обращается на
культурный опыт, позволяющий адекватно проявлять
себя в мультикультурном обществе.
76-81 107
Аннотация
Новизна работы заключается в том, что в
ней описана концепция применения фреймового подхода
в обучении различным дисциплинам, что приводит к су-
щественной интенсификации учебного процесса.
Реализация фреймового подхода позволяет сущест-
венно повысить качество и скорость обучения учащихся
ней описана концепция применения фреймового подхода
в обучении различным дисциплинам, что приводит к су-
щественной интенсификации учебного процесса.
Реализация фреймового подхода позволяет сущест-
венно повысить качество и скорость обучения учащихся
82-91 147
Аннотация
Учебные тексты и упражнения, представ-
ленные в современных учебниках русского как иностран-
ного и английского языков, рассматриваются в статье с
позиций теории когнитивных структур. Показано, что за-
частую они представляют собой вербализации того или
иного фрейма. Организация и представление учебного
материала в соответствие с фреймовыми структурами
облегчает его понимание и способствует его усвоению.
Обсуждается возможность применения фреймового под-
хода на начальном этапе обучения. Предлагается ре-
шать проблему «искусственности» «фреймообразных»
текстов, базирующихся на сценарных фреймах, путем
изменения формы представления соответствующего
лексико-грамматического материала. Удачной, с методи-
ческой точки зрения, формой «фреймообразных» мате-
риалов признаются упражнения трех типов - хронологии,
«психологические» тесты и вопросники.
ленные в современных учебниках русского как иностран-
ного и английского языков, рассматриваются в статье с
позиций теории когнитивных структур. Показано, что за-
частую они представляют собой вербализации того или
иного фрейма. Организация и представление учебного
материала в соответствие с фреймовыми структурами
облегчает его понимание и способствует его усвоению.
Обсуждается возможность применения фреймового под-
хода на начальном этапе обучения. Предлагается ре-
шать проблему «искусственности» «фреймообразных»
текстов, базирующихся на сценарных фреймах, путем
изменения формы представления соответствующего
лексико-грамматического материала. Удачной, с методи-
ческой точки зрения, формой «фреймообразных» мате-
риалов признаются упражнения трех типов - хронологии,
«психологические» тесты и вопросники.
91-95 73
Аннотация
В статье готовность к исследовательской
деятельности рассматривается как необходимая состав-
ляющая профессиональной подготовки учителей. В ней
подробно представлена модель формирования готовности
педагога к исследовательской деятельности на основе ин-
теграции математики и информатики, раскрыты принципы
и педагогические условия ее реализации в практике подго-
товки будущих учителей, описаны технологии формирова-
ния готовности к исследовательской деятельности. Особое
внимание уделяется технологиям контекстного обучения, в
частности технологиям учебной, квазипрофессиональной
и учебно-профессиональной деятельности.
деятельности рассматривается как необходимая состав-
ляющая профессиональной подготовки учителей. В ней
подробно представлена модель формирования готовности
педагога к исследовательской деятельности на основе ин-
теграции математики и информатики, раскрыты принципы
и педагогические условия ее реализации в практике подго-
товки будущих учителей, описаны технологии формирова-
ния готовности к исследовательской деятельности. Особое
внимание уделяется технологиям контекстного обучения, в
частности технологиям учебной, квазипрофессиональной
и учебно-профессиональной деятельности.
95-100 78
Аннотация
Межпредметные связи математики с
другими дисциплинами вуза являются средством реали-
зации профильного подхода к обучению. Они позволяют
мотивировать обучение математике и на этой основе
сформировать прочные базовые знания, достаточные
для профессиональной
деятельности, для продолжения
образования, позволяют решать
задачи по воспитанию и
развитию личности студентов. В статье рассматриваются
различные аспекты проблемы межпредметных связей,
дана их обобщенная характеристика, выделены особен-
ности путей их установления при обучении математике.
другими дисциплинами вуза являются средством реали-
зации профильного подхода к обучению. Они позволяют
мотивировать обучение математике и на этой основе
сформировать прочные базовые знания, достаточные
для профессиональной
деятельности, для продолжения
образования, позволяют решать
задачи по воспитанию и
развитию личности студентов. В статье рассматриваются
различные аспекты проблемы межпредметных связей,
дана их обобщенная характеристика, выделены особен-
ности путей их установления при обучении математике.
101-105 51
Аннотация
В статье автор продолжает изучение по-
нятия «корректность» в математике, рассматривает воз-
можность его использования для решения педагогических
проблем. Показано, что при формировании ряда професси-
ональных компетенций, указанных в стандартах ВПО 2010
г., может быть реализован единый подход, основанный на
понятии «корректность» в математике. С этой целью автор
предлагает добавить в перечень компетенций специалиста
физико-математического направления компетенцию, обес-
печивающую успешность решения математических задач.
Выделен состав и компоненты компетенции; предложена
модель формирования общепрофессиональной компетен-
ции решения математических задач.
нятия «корректность» в математике, рассматривает воз-
можность его использования для решения педагогических
проблем. Показано, что при формировании ряда професси-
ональных компетенций, указанных в стандартах ВПО 2010
г., может быть реализован единый подход, основанный на
понятии «корректность» в математике. С этой целью автор
предлагает добавить в перечень компетенций специалиста
физико-математического направления компетенцию, обес-
печивающую успешность решения математических задач.
Выделен состав и компоненты компетенции; предложена
модель формирования общепрофессиональной компетен-
ции решения математических задач.
106-110 58
Аннотация
В статье обосновывается необходи-
мость развития профессионально-творческой актив-
ности педагогов дополнительного образования в сис-
теме повышения их квалификации, рассматриваются
психолого-педагогические, организационно-педагогичес-
кие, программно-методические условия развития про-
фессионально-творческой активности педагога в системе
повышения квалификации. В результате проведённого
эксперимента было выявлено, что определенные усло-
вия, созданные педагогу дополнительного образования
в период повышения квалификации, непосредственным
образом влияют на развитие его профессионально-твор-
ческой активности.
мость развития профессионально-творческой актив-
ности педагогов дополнительного образования в сис-
теме повышения их квалификации, рассматриваются
психолого-педагогические, организационно-педагогичес-
кие, программно-методические условия развития про-
фессионально-творческой активности педагога в системе
повышения квалификации. В результате проведённого
эксперимента было выявлено, что определенные усло-
вия, созданные педагогу дополнительного образования
в период повышения квалификации, непосредственным
образом влияют на развитие его профессионально-твор-
ческой активности.
110-113 54
Аннотация
Повышения эффективности краеведчес-
кой работы в сельской школе можно достигнуть путем це-
ленаправленного отбора содержания, методов и органи-
зационных форм воспитания, т.е. создав дидактические
условия для достижения поставленной задачи. Развитие
мотивов идет двумя путями: через усвоение учащимися
общественного смысла учения: только с хорошими знани-
ями можно стать успевающим специалистом; через саму
деятельность учения школьника, которая должна чем-то
его заинтересовать: возможность применения таких зна-
ний, умений и навыков в процессе исследовательской
деятельности, которыми он положительно отличается от
других участников процесса исследования.
кой работы в сельской школе можно достигнуть путем це-
ленаправленного отбора содержания, методов и органи-
зационных форм воспитания, т.е. создав дидактические
условия для достижения поставленной задачи. Развитие
мотивов идет двумя путями: через усвоение учащимися
общественного смысла учения: только с хорошими знани-
ями можно стать успевающим специалистом; через саму
деятельность учения школьника, которая должна чем-то
его заинтересовать: возможность применения таких зна-
ний, умений и навыков в процессе исследовательской
деятельности, которыми он положительно отличается от
других участников процесса исследования.
114-118 54
Аннотация
В последние годы в нашей стране все интенсивнее развиваются исследования в области музыкаль-
ной педагогики, раскрывающие необходимость формирования музыкально-эстетического вкуса через развитие слухо-
вого восприятия, слушательской активности учащихся. Автор затронул в статье проблему отношения подрастающего
поколения к произведениям музыкального искусства, а также высказывает свое суждение о месте, занимаемом музы-
кальном искусством в системе непреходящих духовных ценностей человечества.
Внедрение в музыкальное образование учащихся электронно-клавишных инструментов с их техническими воз-
можностями качественно преобразовывает не только сам процесс обучения, но и помогает формированию музыкаль-
но-эстетического вкуса,
ной педагогики, раскрывающие необходимость формирования музыкально-эстетического вкуса через развитие слухо-
вого восприятия, слушательской активности учащихся. Автор затронул в статье проблему отношения подрастающего
поколения к произведениям музыкального искусства, а также высказывает свое суждение о месте, занимаемом музы-
кальном искусством в системе непреходящих духовных ценностей человечества.
Внедрение в музыкальное образование учащихся электронно-клавишных инструментов с их техническими воз-
можностями качественно преобразовывает не только сам процесс обучения, но и помогает формированию музыкаль-
но-эстетического вкуса,
119-123 46
Аннотация
Стратегия модернизации российского
профессионального образования, конкретизированная в
программных документах государственной политики, вы-
являет региональный аспект проблемы. Диверсификация
профессиональной подготовки как метод модернизации
предполагает создание условий для формирования ком-
петентных творческих кадров. На теоретическом уровне
обоснованы организационный, компетентностный, клас-
терный и другие подходы. Инновационным условием
выдвигается достижение дефицитных знаний о разнооб-
разии этнохудожественного наследия в полиэтнических
регионах. Методологический подход уточняет возмож-
ности обновления содержания и построения дидакти-
ческого процесса на основе методик национально-куль-
турного компонента. Особенностью методологического
подхода является синтез исследовательской и проектной
деятельности студентов творческих специальностей.
профессионального образования, конкретизированная в
программных документах государственной политики, вы-
являет региональный аспект проблемы. Диверсификация
профессиональной подготовки как метод модернизации
предполагает создание условий для формирования ком-
петентных творческих кадров. На теоретическом уровне
обоснованы организационный, компетентностный, клас-
терный и другие подходы. Инновационным условием
выдвигается достижение дефицитных знаний о разнооб-
разии этнохудожественного наследия в полиэтнических
регионах. Методологический подход уточняет возмож-
ности обновления содержания и построения дидакти-
ческого процесса на основе методик национально-куль-
турного компонента. Особенностью методологического
подхода является синтез исследовательской и проектной
деятельности студентов творческих специальностей.
124-134 59
Аннотация
В данной работе обоснованы и опреде-
лены пути использования современных компьютерных
программ в обучении биологии 6 классов. Автором по-
добраны тесты для компьютерных программ к ведущим
темам курса биологии 6 класса и предложены методы,
способствующие повышению качества изучения учебно-
го материала на основе применения тестовых заданий в
разработанных поурочных и обобщающих компьютерных
программах. Обучение осуществлялось по программе ос-
новного общего образования по биологии (VI-IX классов).
Полученные результаты проанализированы.
лены пути использования современных компьютерных
программ в обучении биологии 6 классов. Автором по-
добраны тесты для компьютерных программ к ведущим
темам курса биологии 6 класса и предложены методы,
способствующие повышению качества изучения учебно-
го материала на основе применения тестовых заданий в
разработанных поурочных и обобщающих компьютерных
программах. Обучение осуществлялось по программе ос-
новного общего образования по биологии (VI-IX классов).
Полученные результаты проанализированы.
135-139 125
Аннотация
В работе показаны возможности при-
менения авторской методики проблемно-развивающе-
го обучения химии в средней школе. Данная методика
опирается на разработанную автором систему новых
проблемных экспериментов. Всего в этой системе более
ста проблемных опытов. Проблемные эксперименты в
сочетании с применением усовершенствованной методи-
ки проблемно-развивающего обучения химии включены в
общую систему развивающего обучения химии в средней
школе. Новые проблемные опыты и усовершенствован-
ная методика обучения и развитие учащихся, прошли эк-
спериментальную проверку в школах г. Москвы и Москов-
ской области. Применение новой методической системы
обучения химии в средних школах, показало ее высокую
эффективность на практике.
менения авторской методики проблемно-развивающе-
го обучения химии в средней школе. Данная методика
опирается на разработанную автором систему новых
проблемных экспериментов. Всего в этой системе более
ста проблемных опытов. Проблемные эксперименты в
сочетании с применением усовершенствованной методи-
ки проблемно-развивающего обучения химии включены в
общую систему развивающего обучения химии в средней
школе. Новые проблемные опыты и усовершенствован-
ная методика обучения и развитие учащихся, прошли эк-
спериментальную проверку в школах г. Москвы и Москов-
ской области. Применение новой методической системы
обучения химии в средних школах, показало ее высокую
эффективность на практике.
140-146 70
Аннотация
В данной статье рассмотрен модельный
ряд учебных занятий как технологическая основа проек-
тирования вариативной образовательной среды учебного
занятия. Выявлены преимущества комбинаций иннова-
ционных технологий перед монологическими технологи-
ями. Разработаны концептуальные положения модели
развития вариативной образовательной среды учебного
занятия и технологии её внедрения в условиях среднего
учебного заведения. Показаны системообразующие от-
ношения, обеспечивающие формирование вариативной
образовательной среды, её критериальные и уровневые
характеристики. Показаны положительные влияния раз-
личных вариантов комбинаций на развитие компонентов
образовательной среды учебного занятия.
ряд учебных занятий как технологическая основа проек-
тирования вариативной образовательной среды учебного
занятия. Выявлены преимущества комбинаций иннова-
ционных технологий перед монологическими технологи-
ями. Разработаны концептуальные положения модели
развития вариативной образовательной среды учебного
занятия и технологии её внедрения в условиях среднего
учебного заведения. Показаны системообразующие от-
ношения, обеспечивающие формирование вариативной
образовательной среды, её критериальные и уровневые
характеристики. Показаны положительные влияния раз-
личных вариантов комбинаций на развитие компонентов
образовательной среды учебного занятия.
147-149 86
Аннотация
Статья освещает вопросы технологи-
ческих основ управления качеством подготовки учителя.
Технология и средства управления подготовкой учителя
являются важным объектом управленческой деятельнос-
ти по обеспечению качества образования. Под качеством
образования понимается совокупность свойств личнос-
ти, формируемых через категорию культуры личности,
социально-гражданскую зрелость, уровни компетенций,
творческие способности, и соответствия её индивидуаль-
ных образовательных достижений целям и требованиям
государственных учреждений. Рассматриваются вопро-
сы формирования методологической культуры будущего
учителя, использование современных средств и методов
управления качеством подготовки, способствующих со-
зданию профессиональной компетенции учителя.
ческих основ управления качеством подготовки учителя.
Технология и средства управления подготовкой учителя
являются важным объектом управленческой деятельнос-
ти по обеспечению качества образования. Под качеством
образования понимается совокупность свойств личнос-
ти, формируемых через категорию культуры личности,
социально-гражданскую зрелость, уровни компетенций,
творческие способности, и соответствия её индивидуаль-
ных образовательных достижений целям и требованиям
государственных учреждений. Рассматриваются вопро-
сы формирования методологической культуры будущего
учителя, использование современных средств и методов
управления качеством подготовки, способствующих со-
зданию профессиональной компетенции учителя.
150-152 45
Аннотация
Предложено и обосновано формирование
профессиональной компетентности будущих учителей тех-
нологии художественно-технологического профиля обуче-
ния в школе. Рассмотрены личностно ориентированный,
художественно-развивающий и компетентностный под-
ходы в профильном обучении в школе. Определены при-
нципы, функции, педагогические условия формирования
профессиональной компетентности художественно-тех-
нологического профиля обучения. Эффективность фор-
мирования этой компетентности художественно-техноло-
гического профиля обучения школьников подтверждена
результатами экспериментального обучения.
профессиональной компетентности будущих учителей тех-
нологии художественно-технологического профиля обуче-
ния в школе. Рассмотрены личностно ориентированный,
художественно-развивающий и компетентностный под-
ходы в профильном обучении в школе. Определены при-
нципы, функции, педагогические условия формирования
профессиональной компетентности художественно-тех-
нологического профиля обучения. Эффективность фор-
мирования этой компетентности художественно-техноло-
гического профиля обучения школьников подтверждена
результатами экспериментального обучения.
152-156 54
Аннотация
В данной статье показаны преимущества
художественно-развивающего подхода в реализации лич-
ностно ориентированных занятий в системе дополнитель-
ного образования. В статье раскрывается сложившаяся в
учреждениях дополнительного образования практика про-
ведения занятий по декоративно-прикладному творчест-
ву. Раскрываются педагогические условия эффективного
обучения декоративно-прикладному творчеству.
художественно-развивающего подхода в реализации лич-
ностно ориентированных занятий в системе дополнитель-
ного образования. В статье раскрывается сложившаяся в
учреждениях дополнительного образования практика про-
ведения занятий по декоративно-прикладному творчест-
ву. Раскрываются педагогические условия эффективного
обучения декоративно-прикладному творчеству.
156-160 48
Аннотация
Статья посвящена проблемам развития
творческой компоненты студентов технико-экономичес-
ких факультетов, обучающихся по специальности «Рек-
лама». Научно обосновывается актуальность развития
творческих способностей и креативности, их значимость
и соответствие уровню и требованиям современной жиз-
ни, науки и техники. На основе анализа ряда научных
работ по проблематике исследования сделаны соответс-
твующие педагогические и методологические выводы.
Разработана авторская схема взаимодействия элемен-
тов творческой компоненты.
творческой компоненты студентов технико-экономичес-
ких факультетов, обучающихся по специальности «Рек-
лама». Научно обосновывается актуальность развития
творческих способностей и креативности, их значимость
и соответствие уровню и требованиям современной жиз-
ни, науки и техники. На основе анализа ряда научных
работ по проблематике исследования сделаны соответс-
твующие педагогические и методологические выводы.
Разработана авторская схема взаимодействия элемен-
тов творческой компоненты.
160-165 61
Аннотация
В статье представлена авторская методика
формирования профессиональной компетентности в про-
цессе подготовки техника машиностроительного профиля.
Методика реализуется в процессе преподавания специаль-
ной дисциплины «Автоматизация технологических процес-
сов». В основу положен стандарт по специальности «Ав-
томатизация технологических процессов и производств»,
раскрывается поэтапное формирование компонентов
профессиональной компетентности на трех уровнях. При-
водятся критерии и показатели профессиональной компе-
тентности техника машиностроительного профиля.
формирования профессиональной компетентности в про-
цессе подготовки техника машиностроительного профиля.
Методика реализуется в процессе преподавания специаль-
ной дисциплины «Автоматизация технологических процес-
сов». В основу положен стандарт по специальности «Ав-
томатизация технологических процессов и производств»,
раскрывается поэтапное формирование компонентов
профессиональной компетентности на трех уровнях. При-
водятся критерии и показатели профессиональной компе-
тентности техника машиностроительного профиля.
165-168 55
Аннотация
В статье представлена разработка моде-
ли профильного образования с точки зрения развития поз-
навательной самостоятельности старшеклассников как
актуального направления развития современной школы.
Охарактеризованы принципы профильного образования,
обеспечивающие максимальное развитие способностей
учащихся старших классов; описано развитие теорети-
ко-педагогических положений понятия «познавательная
самостоятельность». Доказывается, что необходимым ус-
ловием развития познавательной самостоятельности яв-
ляется личностно ориентированный подход в обучении.
ли профильного образования с точки зрения развития поз-
навательной самостоятельности старшеклассников как
актуального направления развития современной школы.
Охарактеризованы принципы профильного образования,
обеспечивающие максимальное развитие способностей
учащихся старших классов; описано развитие теорети-
ко-педагогических положений понятия «познавательная
самостоятельность». Доказывается, что необходимым ус-
ловием развития познавательной самостоятельности яв-
ляется личностно ориентированный подход в обучении.
169-171 93
Аннотация
В статье анализируется понятие проек-
тной культуры в контексте высшего образования. Пере-
числены авторы наиболее существенных исследований,
посвященных данной теме. Рассматривается взаимо-
связь проектной культуры с другими видами культуры,
история становления понятия. Показана зависимость
формирования проектной культуры при реализации ряда
задач. Отмечаются перспективы использования модуль-
ного обучения в высшем образовании, специальное вни-
мание уделяется применению модульного подхода в изу-
чении дисциплины «эргономика».
тной культуры в контексте высшего образования. Пере-
числены авторы наиболее существенных исследований,
посвященных данной теме. Рассматривается взаимо-
связь проектной культуры с другими видами культуры,
история становления понятия. Показана зависимость
формирования проектной культуры при реализации ряда
задач. Отмечаются перспективы использования модуль-
ного обучения в высшем образовании, специальное вни-
мание уделяется применению модульного подхода в изу-
чении дисциплины «эргономика».
172-174 69
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме
формирования познавательных учебных действий в сов-
ременной школе. Обосновывается необходимость полно-
стью пересмотреть структуру построения учебного мате-
риала и его изложения. В работе делается вывод о том,
что основной задачей в современном образовании должно
быть не предоставление готовых знаний, умений и навы-
ков, а стремление научить ребенка самостоятельно учить-
ся, морально подготовить его к дальнейшим жизненным
изменениям и воспитать его достойным членом общества.
Отмечается, что на современном этапе общественного
развития предметное обучение в школе должно содержать
формирование познавательных учебных действий.
формирования познавательных учебных действий в сов-
ременной школе. Обосновывается необходимость полно-
стью пересмотреть структуру построения учебного мате-
риала и его изложения. В работе делается вывод о том,
что основной задачей в современном образовании должно
быть не предоставление готовых знаний, умений и навы-
ков, а стремление научить ребенка самостоятельно учить-
ся, морально подготовить его к дальнейшим жизненным
изменениям и воспитать его достойным членом общества.
Отмечается, что на современном этапе общественного
развития предметное обучение в школе должно содержать
формирование познавательных учебных действий.
175-179 117
Аннотация
В статье обосновывается необходимость
психологического сопровождения процесса подготовки
спортсменов от этапа отбора до высшего спортивного
мастерства. Рассматривается система психологического
обеспечения подготовки спортсмена, а также основные на-
правления в работе спортивного психолога. В ходе иссле-
дования делается вывод, что учебно-воспитательная спор-
тивная деятельность должна быть направлена не столько
на подготовку профессионального спортсмена, сколько на
формирование всесторонне развитой личности.
психологического сопровождения процесса подготовки
спортсменов от этапа отбора до высшего спортивного
мастерства. Рассматривается система психологического
обеспечения подготовки спортсмена, а также основные на-
правления в работе спортивного психолога. В ходе иссле-
дования делается вывод, что учебно-воспитательная спор-
тивная деятельность должна быть направлена не столько
на подготовку профессионального спортсмена, сколько на
формирование всесторонне развитой личности.
180-182 54
Аннотация
Процесс информатизации образования
влечет за собой модернизацию целевого, содержательно-
го и процессуального его компонентов. Применение новых
информационных и телекоммуникационных технологий в
учебном процессе по методике обучения биологии требу-
ет специальной системы подготовки студентов-биологов к
обучению в новых информационно-педагогических усло-
виях. Новые подходы к обучению требуют новых методов
организации учебного процесса, современных сетевых
электронных учебно-методических комплексов, позволя-
ющих повысить интенсивность и эффективность учебного
процесса. Особенности применения Интернет обусловли-
вают смену линейного обучения на нелинейное, в основе
которого не только принципы классической дидактики, но
и принципы интерактивности, рефлексии, учета нелиней-
ности информационных структур и процессов, комбиниро-
ванного использования различных форм обучения
влечет за собой модернизацию целевого, содержательно-
го и процессуального его компонентов. Применение новых
информационных и телекоммуникационных технологий в
учебном процессе по методике обучения биологии требу-
ет специальной системы подготовки студентов-биологов к
обучению в новых информационно-педагогических усло-
виях. Новые подходы к обучению требуют новых методов
организации учебного процесса, современных сетевых
электронных учебно-методических комплексов, позволя-
ющих повысить интенсивность и эффективность учебного
процесса. Особенности применения Интернет обусловли-
вают смену линейного обучения на нелинейное, в основе
которого не только принципы классической дидактики, но
и принципы интерактивности, рефлексии, учета нелиней-
ности информационных структур и процессов, комбиниро-
ванного использования различных форм обучения
183-187 49
Аннотация
В связи с процессом интеграции России
в мировую деловую среду и актуализации потребности
общества в специалистах, владеющих иностранными
языками, возникает необходимость повышения качества
образовательного процесса с учетом динамики требова-
ний, исходящих от развития деловой среды, а также из-за
необходимости формирования индивидуально-различ-
ных профессиональных иноязычных коммуникативных
компетенций обучающихся. В статье характеризуется
система Открытого дистанционного профессионального
образования (ОДПО) как новая, динамично развиваю-
щаяся форма непрерывного многоуровневого образова-
ния, способствующая построению эффективной модели
обучения деловому иностранному языку (ДИЯ). Также
предлагается подход, основанный на методе сквозного
проекта в системе ОДПО, способствующий повышению
эффективности процесса обучения в условиях динамики
деловой среды обучающихся.
в мировую деловую среду и актуализации потребности
общества в специалистах, владеющих иностранными
языками, возникает необходимость повышения качества
образовательного процесса с учетом динамики требова-
ний, исходящих от развития деловой среды, а также из-за
необходимости формирования индивидуально-различ-
ных профессиональных иноязычных коммуникативных
компетенций обучающихся. В статье характеризуется
система Открытого дистанционного профессионального
образования (ОДПО) как новая, динамично развиваю-
щаяся форма непрерывного многоуровневого образова-
ния, способствующая построению эффективной модели
обучения деловому иностранному языку (ДИЯ). Также
предлагается подход, основанный на методе сквозного
проекта в системе ОДПО, способствующий повышению
эффективности процесса обучения в условиях динамики
деловой среды обучающихся.
ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)
ISSN 2949-4974 (Online)