Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск
№ 2 (2011)
Скачать выпуск PDF
7-10 53
Аннотация
В данной статье рассматриваются воп-
росы необходимости научного и технологического сопро-
вождения формирования навыков к исследовательской
деятельности студентов в условиях информатизации.
Концептуальную основу научно-методического сопровож-
дения исследовательской деятельности студентов соста-
вили основные положения личностно ориентированного и
компетентностного подходов, при этом были учтены техно-
логические особенности разработки электронных образо-
вательных продуктов средствами Windows-приложений.
11-14 98
Аннотация
Данная статья посвящена проблеме
профессионально-личностного саморазвития как качес-
твенного, целенаправленного, профессионально ори-
ентированного, сознательного изменения личностной
сферы будущего педагога-тренера в условиях перехода
и модернизации системы дополнительного образования.
Рассматриваются проектирование различных техноло-
гий, подходы и принципы становления личностной сфе-
ры педагога-тренера с учетом ведущего фактора фор-
мирования развивающей среды в системе деятельности
дополнительного физкультурного образования. Выделя-
ется ряд функций, которые реализуются в ходе индиви-
дуального профессионального саморазвития студентов.
15-18 73
Аннотация
В данной статье представлен анализ
Устава Нила Сорского, написанный в XV в. В своем
произведении мыслитель предлагает пути духовного
самосовершенствования: нестяжательство, безмолвие,
молитва и борьба с пагубными мыслями. Автор статьи
квалифицирует взгляды Нила Сорского как систему ду-
ховно-нравственного воспитания и подчеркивает особое
положение учения Нила Сорского в русской православ-
ной традиции.
18-22 46
Аннотация
В статье предложена концептуальная
основа инновационной педагогической технологии сохра-
нения здоровья студентов. Цель исследуемой технологии
заключается в формировании психически и физически
здоровой личности студента - личности, готовой решать
свои жизненные задачи, обладающей социальным им-
мунитетом, противостоящей деструктивному поведению,
умеющей рационально организовывать свой досуг и име-
ющей возможность и способность анализировать и коррек-
тировать своё витальное и ментальное развитие. В работе
представлены результаты исследований, основанных на
наблюдениях за состоянием здоровья студентов 1-3 курса
нефизкультурных вузов. По итогам проведённого исследо-
вания предложен комплекс практических рекомендаций по
формированию здорового образа жизни учащихся.
23-28 50
Аннотация
На основе проанализированных психо-
лого-педагогических стратегий и рассмотренных компо-
нентов вузовской подготовки будущих социальных работ-
ников (содержательном и практико-ориентированном, с
применением активных методов обучения) выделяются
средства, позволяющие эффективно формировать куль-
туру профессионального общения будущих социальных
работников. Раскрывается сущность курса «Культура
профессионального общения социального работника»,
приводятся образцы специальных заданий, используе-
мых на практических занятиях со студентами.
29-34 103
Аннотация
Гуманистическое воспитание предпо-
лагает содействие развитию эмоциональной жизни лич-
ности, творчества и здоровья человека. В данной статье
поднимается проблема развития эмоциональной отзыв-
чивости, имеющей центральное значение в системе ду-
шевных, творческих, витальных сил человека, выступа-
ющей одной из составляющих социального потенциала
общества. Представлена модель воспитания эмоцио-
нальной отзывчивости у младших школьников в условиях
общеобразовательной школы. Рассматриваются различ-
ные подходы и принципы формирования эмоциональной
стороны личности.
35-41 156
Аннотация
В статье представлена проблема фор-
мирования самоорганизации учебной деятельности как
одна из актуальных проблем современного образования.
Ключевым моментом для понимания сущности само-
организации, по мнению большинства ученых, является
то, что саморазвитие системы происходит не только под
воздействием внешних факторов, но и за счет внутренних
возможностей. К таким внутренним факторам, способству-
ющим самоорганизации учебной деятельности учащегося,
ученые относят мотивы, способность целеполагания, воле-
вые установки, индивидуальные способы деятельности.
В структуре самоорганизации целеполагание явля-
ется ведущим компонентом, который направлен на фор-
мирование универсальных учебных действий учащихся в
качестве субъектов учебного процесса.
Требование современной школы, основанной на лич-
ностно ориентированных технологиях, - формирование
самоорганизации учебной деятельности учащегося в
целом и важнейшего компонента в ее структуре - целе-
полагания.
41-45 55
Аннотация
В статье исследуются такие проблемы
обучения трудных подростков, как отсутствие мотивации
к учебной деятельности и несформированность учебных
навыков. Описываются пути поиска новых форм, приемов
и методов работы учителя со слабо мотивированными
учащимися. Необходимость приобретения метапредмет-
ных знаний, умений и навыков, заложенных в проекте
новых Федеральных государственных образовательных
стандартов второго поколения, позволяет выделить
триаду моделей обучения трудных подростков: игровую
модель, интегрированную и модель учебного проекта. В
работе исследуется проблема использования нестандар-
тных моделей обучения, позволяющих индивидуализиро-
вать сам процесс обучения трудных подростков.
45-48 74
Аннотация
Статья раскрывает вопросы развития
творческой деятельности студентов в условиях инфор-
матизации образования. Использование компьютерных
информационных технологий предполагается в качестве
средства представления знаний и средства обучения, со-
вершенствующих процесс преподавания, повышающих его
эффективность и качество; в целях формирования культу-
ры учебной деятельности; в качестве объекта изучения в
рамках освоения декоративно-прикладного искусства. Рас-
сматривается проблема сочетания традиционных форм
обучения и новейших информационных технологий.
49-55 98
Аннотация
В статье рассмотрена научно-исследова-
тельская деятельность обучающихся с точки зрения ее
преемственности в образовательном процессе «школа
- вуз» системы непрерывного профессионального об-
разования. Преемственность рассматривается как про-
цесс и результат, определяющий целостность процесса
обучения, повышения уровня качества, непрерывности,
опережающего характера, диверсификации и организа-
ции научно-исследовательской, научно-познавательной
и производственной сферы подготовки специалистов
нового поколения. Предложены формы преемственности
научно-исследовательской деятельности обучающихся.
Разработка форм преемственности научно-исследова-
тельской деятельности в образовательном процессе
«общее образование - профессиональное образование
- научное образование» особенно важна по проявлению
своей эффективности на этапе уровневого перехода
«школа - вуз», выступая системообразующей основой
образовательного процесса непрерывного образования,
обусловливая формирование творческой, социально ак-
тивной личности, способной решать инновационные за-
дачи в различных сферах науки, техники и технологий.
56-60 75
Аннотация
Рассматриваются две проблемы, свя-
занные с введением новой лексики на раннем этапе обу-
чения английскому языку: общий объем словаря и соот-
ношение активной и пассивной лексики. Анализируются
словари учебников 1-2 классов двух авторских коллекти-
вов. Предлагается специальная методика, позволяющая
сопоставить данные учебников между собой, а также
оценить их с точки зрения общепринятых методических
положений, касающихся обучению лексике. Результаты
анализа можно использовать для получения общей оцен-
ки качества учебников.
61-64 78
Аннотация
Представленная статья рассматривает
феномен искусственного билингвизма и представляет
практические результаты раннего обучения иностранному
языку. Практические занятия показали, что иностранный
язык у детей данного возраста способствует формирова-
нию некоторых процессов абстрактного мышления, пос-
кольку он заставляет учащихся сравнивать те или иные
выражения 2-х языков, проделывать анализ и синтез.
65-68 47
Аннотация
В статье рассматриваются проблема
мотивации, необходимость выявления социокультурных
факторов мотивации, становление образа будущего спе-
циалиста, основанное на самореализации и проявлении
личностных способностей в период обучения иностранным
языкам в высшей школе. Индивидуализированный подход
к учащемуся имеет большое значение при изучении инос-
транного языка, так как позволяет учитывать субъектив-
ный опыт и особенности темперамента каждого студента.
Обосновывается необходимость подбора индивидуальной
методики обучения коммуникативной деятельности.
69-73 66
Аннотация
Статья посвящена изучению особен-
ностей преподавания иностранного языка студентам,
специализирующимся в области иноязычной музыкаль-
ной культуры. Рассматриваются основные компоненты
профессиональной компетенции музыкантов. В ходе
исследования делается вывод о необходимости совер-
шенствования процесса преподавания иностранного
языка в вузах, занимающихся подготовкой специалистов
музыкального профиля. Доказывается, что только ком-
плексное обучение всем видам речевой деятельности
способствует формированию профессиональной иноя-
зычной коммуникативной компетенции.
74-76 114
Аннотация
В статье рассматривается проблема
мультикультурной компетентности как цели мультикуль-
турного воспитания студентов педагогического вуза.
Анализируется сущность и структура мультикультурной
компетентности как одной из составляющих коммуника-
тивной компетентности при обучении иностранному язы-
ку. Показано, что в содержании обучения должен присутс-
твовать культурный компонент. Внимание обращается на
культурный опыт, позволяющий адекватно проявлять
себя в мультикультурном обществе.
76-81 107
Аннотация
Новизна работы заключается в том, что в
ней описана концепция применения фреймового подхода
в обучении различным дисциплинам, что приводит к су-
щественной интенсификации учебного процесса.
Реализация фреймового подхода позволяет сущест-
венно повысить качество и скорость обучения учащихся
82-91 147
Аннотация
Учебные тексты и упражнения, представ-
ленные в современных учебниках русского как иностран-
ного и английского языков, рассматриваются в статье с
позиций теории когнитивных структур. Показано, что за-
частую они представляют собой вербализации того или
иного фрейма. Организация и представление учебного
материала в соответствие с фреймовыми структурами
облегчает его понимание и способствует его усвоению.
Обсуждается возможность применения фреймового под-
хода на начальном этапе обучения. Предлагается ре-
шать проблему «искусственности» «фреймообразных»
текстов, базирующихся на сценарных фреймах, путем
изменения формы представления соответствующего
лексико-грамматического материала. Удачной, с методи-
ческой точки зрения, формой «фреймообразных» мате-
риалов признаются упражнения трех типов - хронологии,
«психологические» тесты и вопросники.
91-95 73
Аннотация
В статье готовность к исследовательской
деятельности рассматривается как необходимая состав-
ляющая профессиональной подготовки учителей. В ней
подробно представлена модель формирования готовности
педагога к исследовательской деятельности на основе ин-
теграции математики и информатики, раскрыты принципы
и педагогические условия ее реализации в практике подго-
товки будущих учителей, описаны технологии формирова-
ния готовности к исследовательской деятельности. Особое
внимание уделяется технологиям контекстного обучения, в
частности технологиям учебной, квазипрофессиональной
и учебно-профессиональной деятельности.
95-100 78
Аннотация
Межпредметные связи математики с
другими дисциплинами вуза являются средством реали-
зации профильного подхода к обучению. Они позволяют
мотивировать обучение математике и на этой основе
сформировать прочные базовые знания, достаточные
для профессиональной
деятельности, для продолжения
образования, позволяют решать
задачи по воспитанию и
развитию личности студентов. В статье рассматриваются
различные аспекты проблемы межпредметных связей,
дана их обобщенная характеристика, выделены особен-
ности путей их установления при обучении математике.
101-105 51
Аннотация
В статье автор продолжает изучение по-
нятия «корректность» в математике, рассматривает воз-
можность его использования для решения педагогических
проблем. Показано, что при формировании ряда професси-
ональных компетенций, указанных в стандартах ВПО 2010
г., может быть реализован единый подход, основанный на
понятии «корректность» в математике. С этой целью автор
предлагает добавить в перечень компетенций специалиста
физико-математического направления компетенцию, обес-
печивающую успешность решения математических задач.
Выделен состав и компоненты компетенции; предложена
модель формирования общепрофессиональной компетен-
ции решения математических задач.
106-110 58
Аннотация
В статье обосновывается необходи-
мость развития профессионально-творческой актив-
ности педагогов дополнительного образования в сис-
теме повышения их квалификации, рассматриваются
психолого-педагогические, организационно-педагогичес-
кие, программно-методические условия развития про-
фессионально-творческой активности педагога в системе
повышения квалификации. В результате проведённого
эксперимента было выявлено, что определенные усло-
вия, созданные педагогу дополнительного образования
в период повышения квалификации, непосредственным
образом влияют на развитие его профессионально-твор-
ческой активности.
110-113 54
Аннотация
Повышения эффективности краеведчес-
кой работы в сельской школе можно достигнуть путем це-
ленаправленного отбора содержания, методов и органи-
зационных форм воспитания, т.е. создав дидактические
условия для достижения поставленной задачи. Развитие
мотивов идет двумя путями: через усвоение учащимися
общественного смысла учения: только с хорошими знани-
ями можно стать успевающим специалистом; через саму
деятельность учения школьника, которая должна чем-то
его заинтересовать: возможность применения таких зна-
ний, умений и навыков в процессе исследовательской
деятельности, которыми он положительно отличается от
других участников процесса исследования.
114-118 54
Аннотация
В последние годы в нашей стране все интенсивнее развиваются исследования в области музыкаль-
ной педагогики, раскрывающие необходимость формирования музыкально-эстетического вкуса через развитие слухо-
вого восприятия, слушательской активности учащихся. Автор затронул в статье проблему отношения подрастающего
поколения к произведениям музыкального искусства, а также высказывает свое суждение о месте, занимаемом музы-
кальном искусством в системе непреходящих духовных ценностей человечества.
Внедрение в музыкальное образование учащихся электронно-клавишных инструментов с их техническими воз-
можностями качественно преобразовывает не только сам процесс обучения, но и помогает формированию музыкаль-
но-эстетического вкуса,
119-123 46
Аннотация
Стратегия модернизации российского
профессионального образования, конкретизированная в
программных документах государственной политики, вы-
являет региональный аспект проблемы. Диверсификация
профессиональной подготовки как метод модернизации
предполагает создание условий для формирования ком-
петентных творческих кадров. На теоретическом уровне
обоснованы организационный, компетентностный, клас-
терный и другие подходы. Инновационным условием
выдвигается достижение дефицитных знаний о разнооб-
разии этнохудожественного наследия в полиэтнических
регионах. Методологический подход уточняет возмож-
ности обновления содержания и построения дидакти-
ческого процесса на основе методик национально-куль-
турного компонента. Особенностью методологического
подхода является синтез исследовательской и проектной
деятельности студентов творческих специальностей.
124-134 59
Аннотация
В данной работе обоснованы и опреде-
лены пути использования современных компьютерных
программ в обучении биологии 6 классов. Автором по-
добраны тесты для компьютерных программ к ведущим
темам курса биологии 6 класса и предложены методы,
способствующие повышению качества изучения учебно-
го материала на основе применения тестовых заданий в
разработанных поурочных и обобщающих компьютерных
программах. Обучение осуществлялось по программе ос-
новного общего образования по биологии (VI-IX классов).
Полученные результаты проанализированы.
135-139 125
Аннотация
В работе показаны возможности при-
менения авторской методики проблемно-развивающе-
го обучения химии в средней школе. Данная методика
опирается на разработанную автором систему новых
проблемных экспериментов. Всего в этой системе более
ста проблемных опытов. Проблемные эксперименты в
сочетании с применением усовершенствованной методи-
ки проблемно-развивающего обучения химии включены в
общую систему развивающего обучения химии в средней
школе. Новые проблемные опыты и усовершенствован-
ная методика обучения и развитие учащихся, прошли эк-
спериментальную проверку в школах г. Москвы и Москов-
ской области. Применение новой методической системы
обучения химии в средних школах, показало ее высокую
эффективность на практике.
140-146 70
Аннотация
В данной статье рассмотрен модельный
ряд учебных занятий как технологическая основа проек-
тирования вариативной образовательной среды учебного
занятия. Выявлены преимущества комбинаций иннова-
ционных технологий перед монологическими технологи-
ями. Разработаны концептуальные положения модели
развития вариативной образовательной среды учебного
занятия и технологии её внедрения в условиях среднего
учебного заведения. Показаны системообразующие от-
ношения, обеспечивающие формирование вариативной
образовательной среды, её критериальные и уровневые
характеристики. Показаны положительные влияния раз-
личных вариантов комбинаций на развитие компонентов
образовательной среды учебного занятия.
147-149 86
Аннотация
Статья освещает вопросы технологи-
ческих основ управления качеством подготовки учителя.
Технология и средства управления подготовкой учителя
являются важным объектом управленческой деятельнос-
ти по обеспечению качества образования. Под качеством
образования понимается совокупность свойств личнос-
ти, формируемых через категорию культуры личности,
социально-гражданскую зрелость, уровни компетенций,
творческие способности, и соответствия её индивидуаль-
ных образовательных достижений целям и требованиям
государственных учреждений. Рассматриваются вопро-
сы формирования методологической культуры будущего
учителя, использование современных средств и методов
управления качеством подготовки, способствующих со-
зданию профессиональной компетенции учителя.
150-152 45
Аннотация
Предложено и обосновано формирование
профессиональной компетентности будущих учителей тех-
нологии художественно-технологического профиля обуче-
ния в школе. Рассмотрены личностно ориентированный,
художественно-развивающий и компетентностный под-
ходы в профильном обучении в школе. Определены при-
нципы, функции, педагогические условия формирования
профессиональной компетентности художественно-тех-
нологического профиля обучения. Эффективность фор-
мирования этой компетентности художественно-техноло-
гического профиля обучения школьников подтверждена
результатами экспериментального обучения.
152-156 54
Аннотация
В данной статье показаны преимущества
художественно-развивающего подхода в реализации лич-
ностно ориентированных занятий в системе дополнитель-
ного образования. В статье раскрывается сложившаяся в
учреждениях дополнительного образования практика про-
ведения занятий по декоративно-прикладному творчест-
ву. Раскрываются педагогические условия эффективного
обучения декоративно-прикладному творчеству.
156-160 48
Аннотация
Статья посвящена проблемам развития
творческой компоненты студентов технико-экономичес-
ких факультетов, обучающихся по специальности «Рек-
лама». Научно обосновывается актуальность развития
творческих способностей и креативности, их значимость
и соответствие уровню и требованиям современной жиз-
ни, науки и техники. На основе анализа ряда научных
работ по проблематике исследования сделаны соответс-
твующие педагогические и методологические выводы.
Разработана авторская схема взаимодействия элемен-
тов творческой компоненты.
160-165 61
Аннотация
В статье представлена авторская методика
формирования профессиональной компетентности в про-
цессе подготовки техника машиностроительного профиля.
Методика реализуется в процессе преподавания специаль-
ной дисциплины «Автоматизация технологических процес-
сов». В основу положен стандарт по специальности «Ав-
томатизация технологических процессов и производств»,
раскрывается поэтапное формирование компонентов
профессиональной компетентности на трех уровнях. При-
водятся критерии и показатели профессиональной компе-
тентности техника машиностроительного профиля.
165-168 55
Аннотация
В статье представлена разработка моде-
ли профильного образования с точки зрения развития поз-
навательной самостоятельности старшеклассников как
актуального направления развития современной школы.
Охарактеризованы принципы профильного образования,
обеспечивающие максимальное развитие способностей
учащихся старших классов; описано развитие теорети-
ко-педагогических положений понятия «познавательная
самостоятельность». Доказывается, что необходимым ус-
ловием развития познавательной самостоятельности яв-
ляется личностно ориентированный подход в обучении.
169-171 93
Аннотация
В статье анализируется понятие проек-
тной культуры в контексте высшего образования. Пере-
числены авторы наиболее существенных исследований,
посвященных данной теме. Рассматривается взаимо-
связь проектной культуры с другими видами культуры,
история становления понятия. Показана зависимость
формирования проектной культуры при реализации ряда
задач. Отмечаются перспективы использования модуль-
ного обучения в высшем образовании, специальное вни-
мание уделяется применению модульного подхода в изу-
чении дисциплины «эргономика».
172-174 69
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме
формирования познавательных учебных действий в сов-
ременной школе. Обосновывается необходимость полно-
стью пересмотреть структуру построения учебного мате-
риала и его изложения. В работе делается вывод о том,
что основной задачей в современном образовании должно
быть не предоставление готовых знаний, умений и навы-
ков, а стремление научить ребенка самостоятельно учить-
ся, морально подготовить его к дальнейшим жизненным
изменениям и воспитать его достойным членом общества.
Отмечается, что на современном этапе общественного
развития предметное обучение в школе должно содержать
формирование познавательных учебных действий.
175-179 117
Аннотация
В статье обосновывается необходимость
психологического сопровождения процесса подготовки
спортсменов от этапа отбора до высшего спортивного
мастерства. Рассматривается система психологического
обеспечения подготовки спортсмена, а также основные на-
правления в работе спортивного психолога. В ходе иссле-
дования делается вывод, что учебно-воспитательная спор-
тивная деятельность должна быть направлена не столько
на подготовку профессионального спортсмена, сколько на
формирование всесторонне развитой личности.
180-182 54
Аннотация
Процесс информатизации образования
влечет за собой модернизацию целевого, содержательно-
го и процессуального его компонентов. Применение новых
информационных и телекоммуникационных технологий в
учебном процессе по методике обучения биологии требу-
ет специальной системы подготовки студентов-биологов к
обучению в новых информационно-педагогических усло-
виях. Новые подходы к обучению требуют новых методов
организации учебного процесса, современных сетевых
электронных учебно-методических комплексов, позволя-
ющих повысить интенсивность и эффективность учебного
процесса. Особенности применения Интернет обусловли-
вают смену линейного обучения на нелинейное, в основе
которого не только принципы классической дидактики, но
и принципы интерактивности, рефлексии, учета нелиней-
ности информационных структур и процессов, комбиниро-
ванного использования различных форм обучения
183-187 49
Аннотация
В связи с процессом интеграции России
в мировую деловую среду и актуализации потребности
общества в специалистах, владеющих иностранными
языками, возникает необходимость повышения качества
образовательного процесса с учетом динамики требова-
ний, исходящих от развития деловой среды, а также из-за
необходимости формирования индивидуально-различ-
ных профессиональных иноязычных коммуникативных
компетенций обучающихся. В статье характеризуется
система Открытого дистанционного профессионального
образования (ОДПО) как новая, динамично развиваю-
щаяся форма непрерывного многоуровневого образова-
ния, способствующая построению эффективной модели
обучения деловому иностранному языку (ДИЯ). Также
предлагается подход, основанный на методе сквозного
проекта в системе ОДПО, способствующий повышению
эффективности процесса обучения в условиях динамики
деловой среды обучающихся.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)