Развитие функции целеполагания в процессе самоорганизации учебной деятельности школьников
Аннотация
мирования самоорганизации учебной деятельности как
одна из актуальных проблем современного образования.
Ключевым моментом для понимания сущности само-
организации, по мнению большинства ученых, является
то, что саморазвитие системы происходит не только под
воздействием внешних факторов, но и за счет внутренних
возможностей. К таким внутренним факторам, способству-
ющим самоорганизации учебной деятельности учащегося,
ученые относят мотивы, способность целеполагания, воле-
вые установки, индивидуальные способы деятельности.
В структуре самоорганизации целеполагание явля-
ется ведущим компонентом, который направлен на фор-
мирование универсальных учебных действий учащихся в
качестве субъектов учебного процесса.
Требование современной школы, основанной на лич-
ностно ориентированных технологиях, - формирование
самоорганизации учебной деятельности учащегося в
целом и важнейшего компонента в ее структуре - целе-
полагания.
Об авторе
Ольга Николаевна ЛогвиноваРоссия
Список литературы
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.
2. Аствацатуров Г.О. Технология целеполагания урока. Волгоград: Учитель, 2009.
3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обуче- ния. Опыт теоретического и эксперименталь- ного психологического исследования. М.: Педа- гогика, 1986.
4. Ишков А.Д. Связь компонентов самоорганиза- ции и личностных качеств студентов с успеш- ностью в учебной деятельности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2004.
5. Камалетдинова Е.В. Самоорганизация учебной деятельности как фактор становления субъект- ности старшеклассников в профильном обуче- нии: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2008.
6. Комолова Л.Ф. Современные образовательные стратегии и синергетика // Сб. Технологии сов- ременной дидактики в процессе управления ме- тодической работой в школе. М.: АРКТИ, 2006.
7. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека // Вопросы психологии, 1995. № 1.
8. Круглова Н.Ф. Концепция осознанной саморе- гуляции деятельности и учебная неуспешность // Журнал прикладной психологии, 2003. № 6.
9. Львович В.А. Формирование приемов самоорга- низации учебной деятельности учащихся стар- ших классов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2006.
10. Маркова А.К. Формирование мотивации уче- ния в школьном возрасте: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983.
11. Новикова Л.И. Воспитание как педагогическая категория // Педагогика. 2000. № 6.
12. Осин А.К. Педагогическая система формиро- вания мотивации и самоорганизации учебной деятельности учащихся сельской школы: Авто- реф. дис. ...канд. пед. наук. Шуя, 2000.
13. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. М.: Просве- щение, 2008.
14. Рогова О.Б. Исследовательская деятельность школьников как условие развития самооргани- зации. // Труды научно-методического семинара «Наука в школе», М.: ИТА «АПФН», 2005. Т. 3.
15. Рыбакова Н.Н. Педагогическое управление раз- витием самоорганизации подростков в процес- се обучения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2004.
16. Рындак В.Г. Синергетический подход к образо- ванию. Теоретико-методологический аспект // Педагогическая мысль и образование XXI века: Россия - Германия. Оренбург, 2000.
17. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост.В.А. Мижериков; под общ ред. Пидкасистого И.П. М.: ТЦ Сфера, 2004.
18. Титаренко Н.Н. Формирование умений само- организации учебной деятельности у младших школьников: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2004.
19. Фундаментальное ядро содержания общего об- разования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Конда- кова. М.: Просвещение, 2009.
20. Целеполагание в педагогической деятельности: Учебно-методическое пособие. Изд-во АОИУУ, 2004.
21. Ярушкин Н.Н. Психологические основы саморе- гуляции и самоорганизации социальных систем. Самара.: Изд-во ин-та искусств и культуры, 1995.