№ 4 (2010)
Скачать выпуск
PDF
9-13 42
Аннотация
В статье анализируются осо-
бенности положения детей и подростков в
современном обществе, включающем риск
как одну из социальных, экономических,
политических и социокультурных характе-
ристик. Раскрыта сущность таких понятий
как «риск», «общество риска», системати-
зированы основные теоретические подходы
к определению их дефиниций, проанализи-
рована эволюция этих понятий, показана их
внутренняя взаимосвязь и взаимообуслов-
ленность.
Представлен нетрадиционный взгляд на
модернизацию российской системы средне-
го образования, которая в течение почти 20
лет живет в условиях перманентного рефор-
мирования, а такая социальная группа, как
школьники, подвергается её двойному риску
- и как часть общества, и как часть системы
образования. Однако рисками в среде школь-
ной молодежи можно управлять, и одним из
субъектов управления должны выступать
сами дети и подростки, прежде всего, те из
них, кого традиционно относят к особой груп-
пе риска.
бенности положения детей и подростков в
современном обществе, включающем риск
как одну из социальных, экономических,
политических и социокультурных характе-
ристик. Раскрыта сущность таких понятий
как «риск», «общество риска», системати-
зированы основные теоретические подходы
к определению их дефиниций, проанализи-
рована эволюция этих понятий, показана их
внутренняя взаимосвязь и взаимообуслов-
ленность.
Представлен нетрадиционный взгляд на
модернизацию российской системы средне-
го образования, которая в течение почти 20
лет живет в условиях перманентного рефор-
мирования, а такая социальная группа, как
школьники, подвергается её двойному риску
- и как часть общества, и как часть системы
образования. Однако рисками в среде школь-
ной молодежи можно управлять, и одним из
субъектов управления должны выступать
сами дети и подростки, прежде всего, те из
них, кого традиционно относят к особой груп-
пе риска.
13-18 50
Аннотация
В статье рассмотрено «сопро-
вождение» с точки зрения организационной и
педагогической его составляющих и охарак-
теризовано как педагогическая стратегия.
Дано обоснование введения понятия «содейс-
твие» в контексте формирования социальной
ответственности студента.
вождение» с точки зрения организационной и
педагогической его составляющих и охарак-
теризовано как педагогическая стратегия.
Дано обоснование введения понятия «содейс-
твие» в контексте формирования социальной
ответственности студента.
18-23 36
Аннотация
Статья рассматривает актуаль-
ный вопрос о совершенствовании професси-
ональной технической подготовки студентов
колледжа искусств на примере технической
подготовки режиссёров любительского теат-
ра. Автор анализирует эволюционный путь
развития технической подготовки режис-
сёров и определяет дальнейшую стратегию
обучения в данной сфере образования. Разра-
ботка инновационной научно-обоснованной
системы профессиональной технической под-
готовки режиссёров позволила существенно
увеличить продуктивность и интенсивность
учебного процесса.
ный вопрос о совершенствовании професси-
ональной технической подготовки студентов
колледжа искусств на примере технической
подготовки режиссёров любительского теат-
ра. Автор анализирует эволюционный путь
развития технической подготовки режис-
сёров и определяет дальнейшую стратегию
обучения в данной сфере образования. Разра-
ботка инновационной научно-обоснованной
системы профессиональной технической под-
готовки режиссёров позволила существенно
увеличить продуктивность и интенсивность
учебного процесса.
23-29 56
Аннотация
В статье обосновывается ин-
тегративный системно-технологический
подход к обучению педагогике, согласно ко-
торому следует не противопоставлять, а ин-
тегрировать три вида обучения: репродуктив-
ное обучение, развивающее, или личностно
ориентированное, и рационально-техноло-
гичное обучение. На этой основе разработа-
но интерактивное учебное пособие по теории
воспитания - соединение учебника с рабочей
тетрадью. Опыт работы в виртуальной среде
Moodle показывает необходимость создавать
инновационные печатные пособия, представ-
ляющие учебную информацию в разных фор-
мах и управляющие учебной деятельностью.
Описывается также опыт обучения с банком
педагогической информации МГОУ и делает-
ся вывод о разработке печатных и цифровых
ресурсов на общих принципах: многообразие
форм, интерактивность.
тегративный системно-технологический
подход к обучению педагогике, согласно ко-
торому следует не противопоставлять, а ин-
тегрировать три вида обучения: репродуктив-
ное обучение, развивающее, или личностно
ориентированное, и рационально-техноло-
гичное обучение. На этой основе разработа-
но интерактивное учебное пособие по теории
воспитания - соединение учебника с рабочей
тетрадью. Опыт работы в виртуальной среде
Moodle показывает необходимость создавать
инновационные печатные пособия, представ-
ляющие учебную информацию в разных фор-
мах и управляющие учебной деятельностью.
Описывается также опыт обучения с банком
педагогической информации МГОУ и делает-
ся вывод о разработке печатных и цифровых
ресурсов на общих принципах: многообразие
форм, интерактивность.
29-33 54
Аннотация
В статье характеризуются
сущностные особенности инновационных об-
разовательных сетей как социально-профес-
сиональной среды и специально проектиру-
емой формы консолидации инновационной
деятельности субъектов муниципальной сис-
темы образования, позволяющие выделить
ряд ключевых принципов организации их
функционирования. Представленные в дан-
ной статье идеи были положены в основу пос-
троения инновационных образовательных
сетей в муниципальной системе образования
Раменского муниципального района Москов-
ской области. Статья предназначена для мето-
дистов, учителей-новаторов, руководителей
образовательных учреждений, специалистов
органов управления образованием.
сущностные особенности инновационных об-
разовательных сетей как социально-профес-
сиональной среды и специально проектиру-
емой формы консолидации инновационной
деятельности субъектов муниципальной сис-
темы образования, позволяющие выделить
ряд ключевых принципов организации их
функционирования. Представленные в дан-
ной статье идеи были положены в основу пос-
троения инновационных образовательных
сетей в муниципальной системе образования
Раменского муниципального района Москов-
ской области. Статья предназначена для мето-
дистов, учителей-новаторов, руководителей
образовательных учреждений, специалистов
органов управления образованием.
33-37 52
Аннотация
Теоретическое осмысление
проблемы управления научно-образователь-
ным процессом университета предполагает
опору на определенные методологические ос-
нования. В статье обоснована актуальность
системно-синергетического подхода к управ-
лению научно-образовательным процессом
университета. Положения системно-синер-
гетического подхода проинтерпретированы
относительно идей гуманизма в образовании.
Особое внимание уделено признакам научно-
образовательного процесса и специфике уп-
равления гуманно ориентированным научно-
образовательным процессом университета.
проблемы управления научно-образователь-
ным процессом университета предполагает
опору на определенные методологические ос-
нования. В статье обоснована актуальность
системно-синергетического подхода к управ-
лению научно-образовательным процессом
университета. Положения системно-синер-
гетического подхода проинтерпретированы
относительно идей гуманизма в образовании.
Особое внимание уделено признакам научно-
образовательного процесса и специфике уп-
равления гуманно ориентированным научно-
образовательным процессом университета.
37-43 204
Аннотация
В статье раскрывается концеп-
ция семейного воспитания П.Ф. Каптерева:
цели, идеи, принципы и методы. Представ-
лены его взгляды на взаимодействие семьи
и школы в воспитании учащихся. Главной
задачей воспитания он считал совершенс-
твование человеческой природы. Педагог
определял два «смертных греха», которые
совершают воспитатели - ТВ пренебреже-
ние к свойствам возраста и к свойствам лич-
ности. Детей следует готовить к жизненной
борьбе, следовательно, нужно осуществлять
их нравственное закаливанием. Необходима
«живая связь» семьи и школы в воспитании
учащихся. Педагог ставил вопрос о формиро-
вании класса как товарищества, школы - как
сообщества учащихся и взрослых. Уважение
личности ребёнка выступает в концепции
системообразующим принципом.
ция семейного воспитания П.Ф. Каптерева:
цели, идеи, принципы и методы. Представ-
лены его взгляды на взаимодействие семьи
и школы в воспитании учащихся. Главной
задачей воспитания он считал совершенс-
твование человеческой природы. Педагог
определял два «смертных греха», которые
совершают воспитатели - ТВ пренебреже-
ние к свойствам возраста и к свойствам лич-
ности. Детей следует готовить к жизненной
борьбе, следовательно, нужно осуществлять
их нравственное закаливанием. Необходима
«живая связь» семьи и школы в воспитании
учащихся. Педагог ставил вопрос о формиро-
вании класса как товарищества, школы - как
сообщества учащихся и взрослых. Уважение
личности ребёнка выступает в концепции
системообразующим принципом.
44-47 48
Аннотация
Активизация внутренних
ресурсов регионов выдвигает критерием ка-
чества компетентность и психологическую
подготовленность выпускников к профессио-
нальной самореализации в региональных ин-
фраструктурах. Это стимулирует разработку
педагогических методик, обеспечивающих
новый уровень подготовки специалистов.
Важным звеном является гармонизация зна-
ний, навыков и профессиональных компетен-
ций студентов на основе сбалансированного
подхода к освоению наследия многонацио-
нальной России.
ресурсов регионов выдвигает критерием ка-
чества компетентность и психологическую
подготовленность выпускников к профессио-
нальной самореализации в региональных ин-
фраструктурах. Это стимулирует разработку
педагогических методик, обеспечивающих
новый уровень подготовки специалистов.
Важным звеном является гармонизация зна-
ний, навыков и профессиональных компетен-
ций студентов на основе сбалансированного
подхода к освоению наследия многонацио-
нальной России.
47-51 51
Аннотация
В статье рассматривается
международный и отечественный взгляд
на исследовательскую компетенцию как на
один из основных результатов образования
бакалавра. Автор раскрывает структуру ис-
следовательской компетенции бакалавров
образования и педагогики, характеризую-
щуюся взаимовлиянием общих и предметно-
специфических компетенций, входящих в ее
состав, обосновывает модель комплексного
развития исследовательской компетенции в
системе профессиональной подготовки бака-
лавров образовании и педагогики, подробно
рассматривает ее компоненты и объясняет их
взаимосвязь.
международный и отечественный взгляд
на исследовательскую компетенцию как на
один из основных результатов образования
бакалавра. Автор раскрывает структуру ис-
следовательской компетенции бакалавров
образования и педагогики, характеризую-
щуюся взаимовлиянием общих и предметно-
специфических компетенций, входящих в ее
состав, обосновывает модель комплексного
развития исследовательской компетенции в
системе профессиональной подготовки бака-
лавров образовании и педагогики, подробно
рассматривает ее компоненты и объясняет их
взаимосвязь.
51-55 40
Аннотация
Статья отражает результаты
исследовательской работы по выявлению ор-
ганизационно-педагогических условий фор-
мирования культурно-речевого компонента
готовности учителей к осуществлению мини-
мизации профессионально-педагогических
ошибок.
исследовательской работы по выявлению ор-
ганизационно-педагогических условий фор-
мирования культурно-речевого компонента
готовности учителей к осуществлению мини-
мизации профессионально-педагогических
ошибок.
56-61 45
Аннотация
В статье рассматриваются
компетенции, которыми должен обладать
выпускник профильных математических
классов. Отдельно рассматривается одна из
основных составляющих предметно-специ-
фических компетенций - умение обобщать
математический материал. Рассмотрен под-
ход к формированию системных компетен-
ций, а именно развитие исследовательских
навыков при ознакомлении учащихся с но-
выми теоретическими знаниями. Предложе-
ны пути реализации развития творческих
способностей учащихся.
компетенции, которыми должен обладать
выпускник профильных математических
классов. Отдельно рассматривается одна из
основных составляющих предметно-специ-
фических компетенций - умение обобщать
математический материал. Рассмотрен под-
ход к формированию системных компетен-
ций, а именно развитие исследовательских
навыков при ознакомлении учащихся с но-
выми теоретическими знаниями. Предложе-
ны пути реализации развития творческих
способностей учащихся.
61-67 47
Аннотация
Представлена образователь-
ная модель непрерывного развития про-
фессиональной направленности личности
будущего учителя в системе «школа-вуз».
Основными элементами модели являются
интегрированное содержание и единая тех-
нология его представления в школе и вузе,
совокупность методов развития непрерывной
мотивации учения, методика непрерывного
развития педагогического самосознания в
системе «ученик-студент», программа диа-
логического взаимодействия, непрерывная
диагностика всех элементов педагогической
модели. Эта модель позволяет обеспечить пе-
дагогические условия осознанного и адекват-
ного выбора профессии учителя математики и
информатики учащимися профильных физи-
ко-математических классов и непрерывного
динамического развития профессиональной
направленности личности будущего учителя
математики и информатики на стадии опта-
ции (школа) и профессиональной подготовки
(университет).
ная модель непрерывного развития про-
фессиональной направленности личности
будущего учителя в системе «школа-вуз».
Основными элементами модели являются
интегрированное содержание и единая тех-
нология его представления в школе и вузе,
совокупность методов развития непрерывной
мотивации учения, методика непрерывного
развития педагогического самосознания в
системе «ученик-студент», программа диа-
логического взаимодействия, непрерывная
диагностика всех элементов педагогической
модели. Эта модель позволяет обеспечить пе-
дагогические условия осознанного и адекват-
ного выбора профессии учителя математики и
информатики учащимися профильных физи-
ко-математических классов и непрерывного
динамического развития профессиональной
направленности личности будущего учителя
математики и информатики на стадии опта-
ции (школа) и профессиональной подготовки
(университет).
67-70 52
Аннотация
В статье рассматриваются
вопросы построения системы управления ка-
чеством взаимодействия специалистов в усло-
виях научно-методического центра, анализи-
руется роль субъектов и объектов управления
в этом процессе, исследуется социально-пси-
хологический аспект проблемы педагогичес-
кого менеджмента. Особое внимание уделено
анализу критериев оценки качества управ-
ленческого воздействия и основным направ-
лениям взаимодействия руководителей и
подчиненных. Также в статье исследуются
закономерности и принципы построения сис-
темы управления качеством взаимодействия
специалистов.
вопросы построения системы управления ка-
чеством взаимодействия специалистов в усло-
виях научно-методического центра, анализи-
руется роль субъектов и объектов управления
в этом процессе, исследуется социально-пси-
хологический аспект проблемы педагогичес-
кого менеджмента. Особое внимание уделено
анализу критериев оценки качества управ-
ленческого воздействия и основным направ-
лениям взаимодействия руководителей и
подчиненных. Также в статье исследуются
закономерности и принципы построения сис-
темы управления качеством взаимодействия
специалистов.
70-77 47
Аннотация
формировании экологичес-
кой культуры школьников велик потенциал
детско-юношеского туризма. В статье рас-
сматриваются содержательные и организа-
ционно-методические принципы одной из
форм туристско-краеведческой деятельнос-
ти - учебно-исследовательского практикума
ландшафтно-экологического содержания со
школьниками на примере природных парков
Москвы и их зонирование для разных видов
рекреации. При этом школьники приобрели
геоэкологические компетенции, важные с
точки зрения экологической целесообразнос-
ти в разных социоприродных ситуациях.
кой культуры школьников велик потенциал
детско-юношеского туризма. В статье рас-
сматриваются содержательные и организа-
ционно-методические принципы одной из
форм туристско-краеведческой деятельнос-
ти - учебно-исследовательского практикума
ландшафтно-экологического содержания со
школьниками на примере природных парков
Москвы и их зонирование для разных видов
рекреации. При этом школьники приобрели
геоэкологические компетенции, важные с
точки зрения экологической целесообразнос-
ти в разных социоприродных ситуациях.
77-79 41
Аннотация
В статье рассматриваются осо-
бенности реализации компетентностного под-
хода в российской системе общего образова-
ния, анализируются основные направления
реформирования образовательной парадигмы
школы с позиции формирования образова-
тельных компетенций. Также содержатель-
но исследуются базовые понятия компетент-
ностного подхода, такие как «компетенция»
и «компетентность». Компетенция - это не
просто набор знаний и умений, а целая сис-
тема, связывающая их воедино. Тогда как
компетентность - это способность личности
к самореализации в какой-либо деятельнос-
ти на основе сформированных компетенций.
Следовательно, мы можем говорить о том,
что понятия компетенция и компетентность
являются многокомпонентными, т.е. они
включают знаниевые, деятельностные и лич-
ностные аспекты.
бенности реализации компетентностного под-
хода в российской системе общего образова-
ния, анализируются основные направления
реформирования образовательной парадигмы
школы с позиции формирования образова-
тельных компетенций. Также содержатель-
но исследуются базовые понятия компетент-
ностного подхода, такие как «компетенция»
и «компетентность». Компетенция - это не
просто набор знаний и умений, а целая сис-
тема, связывающая их воедино. Тогда как
компетентность - это способность личности
к самореализации в какой-либо деятельнос-
ти на основе сформированных компетенций.
Следовательно, мы можем говорить о том,
что понятия компетенция и компетентность
являются многокомпонентными, т.е. они
включают знаниевые, деятельностные и лич-
ностные аспекты.
80-87 60
Аннотация
Авторами статьи рассматри-
вается возможность использования театраль-
ной деятельности в работе школьного театра
в целях профессионального самоопределения
учащихся 8-х - 9-х классов. В статье отме-
чается важность четвертого уровня разви-
тия дополнительного образования детей в
общеобразовательном учреждении, который
предполагает интеграцию общего и дополни-
тельного образования. Специфические осо-
бенности дополнительного образования детей
в общеобразовательном учреждении, а так же
понятие «урок театра» и его сущность.
вается возможность использования театраль-
ной деятельности в работе школьного театра
в целях профессионального самоопределения
учащихся 8-х - 9-х классов. В статье отме-
чается важность четвертого уровня разви-
тия дополнительного образования детей в
общеобразовательном учреждении, который
предполагает интеграцию общего и дополни-
тельного образования. Специфические осо-
бенности дополнительного образования детей
в общеобразовательном учреждении, а так же
понятие «урок театра» и его сущность.
87-91 39
Аннотация
В настоящем статье обосновы-
вается перспектива использования универ-
сальных свойств пространственно-времен-
ного континуума при разработке концепции
нового, пространственно-временного подхода
к обучению студентов-филологов иноязыч-
ной разговорной речи; уделяется внимание
вопросам формирования адекватного ком-
муникативно-ориентированного поведения
обучающихся в границах иноязычного ком-
муникативного пространства; разрабатыва-
ются специфические принципы обучения
студентов-филологов иноязычной разговор-
ной речи.
вается перспектива использования универ-
сальных свойств пространственно-времен-
ного континуума при разработке концепции
нового, пространственно-временного подхода
к обучению студентов-филологов иноязыч-
ной разговорной речи; уделяется внимание
вопросам формирования адекватного ком-
муникативно-ориентированного поведения
обучающихся в границах иноязычного ком-
муникативного пространства; разрабатыва-
ются специфические принципы обучения
студентов-филологов иноязычной разговор-
ной речи.
91-94 39
Аннотация
В статье рассматриваются
структурные особенности процессов воспри-
ятия, памяти и мышления в связи с пробле-
мой чтения и понимания прочитанного. Так
как в настоящее время нет устоявшегося
определения чтению, в статье было сфор-
мулировано определение чтения с учетом
особенностей структуры данного процесса.
Было показано, что чтение невозможно без
понимания, восприятия и мышления, т.к.
включает в себя данные процессы. Несмот-
ря на близость значений рассматриваемых
терминов, они не могут выступать как сино-
нимы. В статье проанализированы термины
«понимание», «мышление» и «восприятие»
в зависимости от того, какое место они зани-
мают в структуре процесса чтения. Доказано,
что понимание, в отличие от восприятия - это
результат процесса чтения. Чтение не может
состояться без восприятия текста, а прочи-
танный текст - не всегда понят полностью.
Процесс мышления, в отличие от понимания
- это более самостоятельный и независимый
процесс, без которого невозможно ни понима-
ние, ни восприятие.
структурные особенности процессов воспри-
ятия, памяти и мышления в связи с пробле-
мой чтения и понимания прочитанного. Так
как в настоящее время нет устоявшегося
определения чтению, в статье было сфор-
мулировано определение чтения с учетом
особенностей структуры данного процесса.
Было показано, что чтение невозможно без
понимания, восприятия и мышления, т.к.
включает в себя данные процессы. Несмот-
ря на близость значений рассматриваемых
терминов, они не могут выступать как сино-
нимы. В статье проанализированы термины
«понимание», «мышление» и «восприятие»
в зависимости от того, какое место они зани-
мают в структуре процесса чтения. Доказано,
что понимание, в отличие от восприятия - это
результат процесса чтения. Чтение не может
состояться без восприятия текста, а прочи-
танный текст - не всегда понят полностью.
Процесс мышления, в отличие от понимания
- это более самостоятельный и независимый
процесс, без которого невозможно ни понима-
ние, ни восприятие.
95-98 35
Аннотация
Статья посвящена вопросам
обучения детей мигрантов в полиэтническом
классе в российской общеобразовательной
школе. В статье рассматриваются наиболее
типичные ошибки в письменной речи инофо-
нов.
обучения детей мигрантов в полиэтническом
классе в российской общеобразовательной
школе. В статье рассматриваются наиболее
типичные ошибки в письменной речи инофо-
нов.
99-104 49
Аннотация
Современные социально-эко-
номические условия жизни общества диктуют
свои потребности в более качественной подго-
товке специалистов. Одним из эффективных
способов информационного обеспечения учеб-
ного процесса является внедрение в вузе учеб-
но-методических комплексов (УМК). УМК
в традиционном понимании - это совокуп-
ность всех учебно-методических документов,
представляющих собой проект системного
описания учебно-воспитательного процесса,
который впоследствии будет реализован на
практике и является дидактическим средс-
твом управления подготовкой специалистов.
Каждый конкретный УМК содержит опре-
делённую философскую основу, делает став-
ку на определённый ведущий фактор разви-
тия обучающегося, опирается на какую-либо
концепцию освоения опыта. Инновационный
учебно-методический комплекс (ИУМК) по
методике обучения биологии - это печатные
издания и интернет-ресурс, содержащий
инновационные учебно-методические мате-
риалы для высшей школы. В соответствии с
концепцией проекта создан двухуровневый
ресурс: материалы для студентов и материа-
лы для преподавателей-методистов.
ИУМК по вузовской дисциплине «Техно-
логия и методика обучения биологии» явля-
ется дидактическим средством обучения но-
вого поколения. ИУМК - новый системный
ресурс методической подготовки будущих
педагогов-биологов, концептуальными под-
ходами к его проектированию и реализации
являются системный, синергетический, ком-
петентностный, рефлексивный и информаци-
онный подходы.
номические условия жизни общества диктуют
свои потребности в более качественной подго-
товке специалистов. Одним из эффективных
способов информационного обеспечения учеб-
ного процесса является внедрение в вузе учеб-
но-методических комплексов (УМК). УМК
в традиционном понимании - это совокуп-
ность всех учебно-методических документов,
представляющих собой проект системного
описания учебно-воспитательного процесса,
который впоследствии будет реализован на
практике и является дидактическим средс-
твом управления подготовкой специалистов.
Каждый конкретный УМК содержит опре-
делённую философскую основу, делает став-
ку на определённый ведущий фактор разви-
тия обучающегося, опирается на какую-либо
концепцию освоения опыта. Инновационный
учебно-методический комплекс (ИУМК) по
методике обучения биологии - это печатные
издания и интернет-ресурс, содержащий
инновационные учебно-методические мате-
риалы для высшей школы. В соответствии с
концепцией проекта создан двухуровневый
ресурс: материалы для студентов и материа-
лы для преподавателей-методистов.
ИУМК по вузовской дисциплине «Техно-
логия и методика обучения биологии» явля-
ется дидактическим средством обучения но-
вого поколения. ИУМК - новый системный
ресурс методической подготовки будущих
педагогов-биологов, концептуальными под-
ходами к его проектированию и реализации
являются системный, синергетический, ком-
петентностный, рефлексивный и информаци-
онный подходы.
105-108 44
Аннотация
В данной статье рассмотрены
методика проведения занятий по курсу «Кон-
цепции современного естествознания» (КСЕ),
содержательный и процессуальный компо-
ненты занятия, даны общие рекомендации по
организации деятельности преподавателя и
обучаемых, перечислены необходимые усло-
вия для эффективного проведения занятий.
Показано, что практическая часть курса мо-
жет быть представлена в виде информацион-
ной среды «Виртуальная лаборатория».
методика проведения занятий по курсу «Кон-
цепции современного естествознания» (КСЕ),
содержательный и процессуальный компо-
ненты занятия, даны общие рекомендации по
организации деятельности преподавателя и
обучаемых, перечислены необходимые усло-
вия для эффективного проведения занятий.
Показано, что практическая часть курса мо-
жет быть представлена в виде информацион-
ной среды «Виртуальная лаборатория».
109-113 41
Аннотация
В этой статье предлагается
принципиально новый подход к классифика-
ции и изложению темы «Опасные природные
процессы» (ОПП) в курсе «Концепции сов-
ременного естествознания». Классификация
проводится с позиций взаимодействия слож-
ных систем. Эта классификация имеет науч-
ное значение. Она ориентирует на изучение
зарождения и развития природных явлений
принципиально новый подход к классифика-
ции и изложению темы «Опасные природные
процессы» (ОПП) в курсе «Концепции сов-
ременного естествознания». Классификация
проводится с позиций взаимодействия слож-
ных систем. Эта классификация имеет науч-
ное значение. Она ориентирует на изучение
зарождения и развития природных явлений
114-117 72
Аннотация
Вопросу профилактики дис-
графии в дошкольном возрасте необходимо
уделить особое внимание, поскольку, именно
путь ее профилактики должен стать самым
основным в решении данной проблемы, так
как в дошкольном возрасте по целому ряду
признаков можно определить, какие труд-
ности в овладении письмом появятся у до-
школьника с ЗПР в период школьного обуче-
ния. При этом о профилактике таких видов
дисграфии, как акустическая, артикулятор-
но-акустическая, на почве нарушения анали-
за и синтеза речевого потока, и оптическая,
можно говорить только в дошкольном возрас-
те, тогда как профилактика аграмматической
дисграфии возможна еще и в первые два года
обучения ребенка в школе, до перехода к мор-
фологическому принципу письма. По истече-
нии же этих сроков речь должна будет идти
не о профилактике, а об устранении уже про-
явившейся дисграфии того или иного вида.
графии в дошкольном возрасте необходимо
уделить особое внимание, поскольку, именно
путь ее профилактики должен стать самым
основным в решении данной проблемы, так
как в дошкольном возрасте по целому ряду
признаков можно определить, какие труд-
ности в овладении письмом появятся у до-
школьника с ЗПР в период школьного обуче-
ния. При этом о профилактике таких видов
дисграфии, как акустическая, артикулятор-
но-акустическая, на почве нарушения анали-
за и синтеза речевого потока, и оптическая,
можно говорить только в дошкольном возрас-
те, тогда как профилактика аграмматической
дисграфии возможна еще и в первые два года
обучения ребенка в школе, до перехода к мор-
фологическому принципу письма. По истече-
нии же этих сроков речь должна будет идти
не о профилактике, а об устранении уже про-
явившейся дисграфии того или иного вида.
118-123 66
Аннотация
Для школьного курса фи-
зики профильных физико-математических
классов предложена оригинальная методика
изучения элементов теории относительности
и вывода релятивистских эффектов, основан-
ная на модели пространства-времени Мин-
ковского.
зики профильных физико-математических
классов предложена оригинальная методика
изучения элементов теории относительности
и вывода релятивистских эффектов, основан-
ная на модели пространства-времени Мин-
ковского.
124-128 46
Аннотация
Статья посвящена вопросам
синергетического подхода к образованию.
Рассматриваются проблемы синергетичес-
ких основ в управлении уроком английского
языка. Анализируются возможности приме-
нения элементов синергетически при форми-
ровании профессионально-коммуникатив-
ных компетенций студентов-менеджеров на
уроках английского языка. В заключении
сделан вывод о необходимости применения
синергетического подхода к образованию,
что ведет к более эффективному обучению на
уроках английского языка.
синергетического подхода к образованию.
Рассматриваются проблемы синергетичес-
ких основ в управлении уроком английского
языка. Анализируются возможности приме-
нения элементов синергетически при форми-
ровании профессионально-коммуникатив-
ных компетенций студентов-менеджеров на
уроках английского языка. В заключении
сделан вывод о необходимости применения
синергетического подхода к образованию,
что ведет к более эффективному обучению на
уроках английского языка.
128-132 56
Аннотация
Статья посвящена проблемам
использования метода case study при обучении
иностранному языку делового и профессио-
нального общения. Основу метода составляет
актуальная, реальная проблемная ситуация
из мира бизнеса, требующая решения путем
обсуждения. В статье анализируются требо-
вания, предъявляемые к проблемным ситуа-
циям, анализируются преимущества и труд-
ности применения метода case study. Данный
метод целесообразно применять для формиро-
вания коммуникативной, лингвистической,
предметной, методической и социолингвисти-
ческой компетенций будущих специалистов.
использования метода case study при обучении
иностранному языку делового и профессио-
нального общения. Основу метода составляет
актуальная, реальная проблемная ситуация
из мира бизнеса, требующая решения путем
обсуждения. В статье анализируются требо-
вания, предъявляемые к проблемным ситуа-
циям, анализируются преимущества и труд-
ности применения метода case study. Данный
метод целесообразно применять для формиро-
вания коммуникативной, лингвистической,
предметной, методической и социолингвисти-
ческой компетенций будущих специалистов.
132-138 157
Аннотация
В данной статье рассматри-
ваются отечественные и европейские тре-
бования к формированию образовательных
программ вуза по языковым дисциплинам,
призванные повысить качество языковой
подготовки студентов-нефилологов; инно-
вационные подходы к их выполнению; ана-
лизируются понятия «компетентностный
подход», «языковая личность», исследуются
коррелятивные отношения между ними.
ваются отечественные и европейские тре-
бования к формированию образовательных
программ вуза по языковым дисциплинам,
призванные повысить качество языковой
подготовки студентов-нефилологов; инно-
вационные подходы к их выполнению; ана-
лизируются понятия «компетентностный
подход», «языковая личность», исследуются
коррелятивные отношения между ними.
138-145 37
Аннотация
В статье автор анализиру-
ет сложные отношения научного знания на
современном этапе. Подробно рассматрива-
ется «расхождение» социальной педагогики
и социальной работы в их соотношении при
решении одной проблемы. Используется тер-
мин «дивергенты», который имеет лингвис-
тическую природу. В статье автор расширяет
смысловое поле понятия «дивергенты» и экс-
траполирует этот термин в поле соотношения
социальной педагогики и социальной рабо-
ты.
В анализе расхождения социальной педа-
гогики и социальной работы автор опирается
на феноменологический метод.
ет сложные отношения научного знания на
современном этапе. Подробно рассматрива-
ется «расхождение» социальной педагогики
и социальной работы в их соотношении при
решении одной проблемы. Используется тер-
мин «дивергенты», который имеет лингвис-
тическую природу. В статье автор расширяет
смысловое поле понятия «дивергенты» и экс-
траполирует этот термин в поле соотношения
социальной педагогики и социальной рабо-
ты.
В анализе расхождения социальной педа-
гогики и социальной работы автор опирается
на феноменологический метод.
145-150 85
Аннотация
В связи с усилением научных
основ образовательного процесса и расшире-
нием функций педагогической деятельности
в последние десятилетия методическая рабо-
та в образовательных учреждениях приобре-
тает статус научно-методической, что влечет
за собой немало изменений в ее содержании
и организации. Однако усиление научной со-
ставляющей методической работы сильно тор-
мозится в ОУ из-за неразработанности пробле-
мы. Исследования показывают, что особенно
остро она сегодня проявляется в учреждениях
среднего профессионального педагогического
образования. Сложившаяся ситуация требует
разработки средств оптимизации научно-ме-
тодической работы. Авторами данной статьи
доказывается, что одним из таких средств яв-
ляется педагогический мониторинг.
основ образовательного процесса и расшире-
нием функций педагогической деятельности
в последние десятилетия методическая рабо-
та в образовательных учреждениях приобре-
тает статус научно-методической, что влечет
за собой немало изменений в ее содержании
и организации. Однако усиление научной со-
ставляющей методической работы сильно тор-
мозится в ОУ из-за неразработанности пробле-
мы. Исследования показывают, что особенно
остро она сегодня проявляется в учреждениях
среднего профессионального педагогического
образования. Сложившаяся ситуация требует
разработки средств оптимизации научно-ме-
тодической работы. Авторами данной статьи
доказывается, что одним из таких средств яв-
ляется педагогический мониторинг.
151-157 105
Аннотация
Речь идёт о целостной логи-
ческой теории технологических подходов
коммуникативного воздействия. Уточняется
смысл терминов «информация», «информа-
ционное сообщение», так как они являются
определяющими для понимания всего про-
цесса коммуникации в целом. Называются и
анализируются его базовые модели. Форму-
лируется логико-семантическая модель ком-
муникации в обучении иностранному языку.
Делается вывод о том, что такое коммуника-
тивное воздействие и в чём различие между
коммуникацией и общением. Интерпретиру-
ется универсальное информационное уравне-
ние для пояснения теории коммуникативно-
го воздействия через информацию.
ческой теории технологических подходов
коммуникативного воздействия. Уточняется
смысл терминов «информация», «информа-
ционное сообщение», так как они являются
определяющими для понимания всего про-
цесса коммуникации в целом. Называются и
анализируются его базовые модели. Форму-
лируется логико-семантическая модель ком-
муникации в обучении иностранному языку.
Делается вывод о том, что такое коммуника-
тивное воздействие и в чём различие между
коммуникацией и общением. Интерпретиру-
ется универсальное информационное уравне-
ние для пояснения теории коммуникативно-
го воздействия через информацию.
157-162 39
Аннотация
В статье рассматривается
проблема непрерывности физкультурного
образования в Забайкальском крае. Анали-
зируются понятия общего и специального
физкультурного образования. Обсуждается
материально-техническое, программно-мето-
дическое обеспечение и кадровый потенциал
сферы общего и дополнительного образова-
ния по физической культуре в регионе. Из-
лагаются стратегии перспективы развития
непрерывности и преемственности физкуль-
турного образования различных возрастных
групп учащейся молодёжи на всех уровнях
образования в крае.
проблема непрерывности физкультурного
образования в Забайкальском крае. Анали-
зируются понятия общего и специального
физкультурного образования. Обсуждается
материально-техническое, программно-мето-
дическое обеспечение и кадровый потенциал
сферы общего и дополнительного образова-
ния по физической культуре в регионе. Из-
лагаются стратегии перспективы развития
непрерывности и преемственности физкуль-
турного образования различных возрастных
групп учащейся молодёжи на всех уровнях
образования в крае.
163-167 79
Аннотация
Статья посвящена методи-
ческой готовности учителя географии к про-
фессиональной деятельности, которая рас-
сматривается как единство теоретической
и практической составляющих. В статье
определены компоненты содержания мето-
дической готовности. Автор рассматривает
методическую готовность как цель обучения
будущего учителя в педагогическом вузе.
ческой готовности учителя географии к про-
фессиональной деятельности, которая рас-
сматривается как единство теоретической
и практической составляющих. В статье
определены компоненты содержания мето-
дической готовности. Автор рассматривает
методическую готовность как цель обучения
будущего учителя в педагогическом вузе.
167-170 81
Аннотация
В статье раскрывается роль
дидактических игр как средства коммуника-
тивной компетенции. Это понимание транс-
понировано в область педагогики, поскольку
в нем сделан акцент на смысловом аспекте со-
циального взаимодействия учащихся, ребён-
ка и педагога. Приведено несколько тракто-
вок термина «игра». Особое внимание уделено
структуре коммуникативного акта, каждый
из элементов которой может стать основой
построения дидактической игры, которая, в
свою очередь, оказывает положительное вли-
яние на развитие и формирование коммуни-
кативных способностей, умений и навыков.
дидактических игр как средства коммуника-
тивной компетенции. Это понимание транс-
понировано в область педагогики, поскольку
в нем сделан акцент на смысловом аспекте со-
циального взаимодействия учащихся, ребён-
ка и педагога. Приведено несколько тракто-
вок термина «игра». Особое внимание уделено
структуре коммуникативного акта, каждый
из элементов которой может стать основой
построения дидактической игры, которая, в
свою очередь, оказывает положительное вли-
яние на развитие и формирование коммуни-
кативных способностей, умений и навыков.
170-173 73
Аннотация
В статье рассмотрены особен-
ности применения компетентностного подхо-
да в подготовке специалистов для всех уров-
ней школьного образования, описана модель
компетенций менеджеров образования.
ности применения компетентностного подхо-
да в подготовке специалистов для всех уров-
ней школьного образования, описана модель
компетенций менеджеров образования.
174-179 32
Аннотация
В статье представлен опыт
разработки и внедрения в учебный процесс
дистантного ридинг-модуля на материале
аутентичного англоязычного материала о
международном маркетинге. Автор статьи
различает понятия дистанционный курс и
дистантный модуль. Материалы модуля учеб-
ного процесса представлены в виде электрон-
ного учебника и предполагают обязательное
использование информационных технологий
и тесто-тренинговой системы (ТТС) для про-
верки уровня усвоения материала. Модуль
рассматривается как часть направления «ан-
глийский для специальных целей». Однако
он ориентирован не на получение конкрет-
ных языковых знаний, а на развитие позна-
вательного потенциала, изучение принципов
международного маркетинга с помощью ан-
глийского языка как инструмента и форми-
рование способности студента к автономии и
самоорганизации.
разработки и внедрения в учебный процесс
дистантного ридинг-модуля на материале
аутентичного англоязычного материала о
международном маркетинге. Автор статьи
различает понятия дистанционный курс и
дистантный модуль. Материалы модуля учеб-
ного процесса представлены в виде электрон-
ного учебника и предполагают обязательное
использование информационных технологий
и тесто-тренинговой системы (ТТС) для про-
верки уровня усвоения материала. Модуль
рассматривается как часть направления «ан-
глийский для специальных целей». Однако
он ориентирован не на получение конкрет-
ных языковых знаний, а на развитие позна-
вательного потенциала, изучение принципов
международного маркетинга с помощью ан-
глийского языка как инструмента и форми-
рование способности студента к автономии и
самоорганизации.
180-182 58
Аннотация
Корпоративные информаци-
онные системы достаточно новое явление
для вузовских организаций. Общепринятого
определения корпоративной информацион-
ной системы в настоящее время не сущест-
вует. Автор дает свое определение. В статье
рассматриваются общие принципы создания
корпоративных информационных систем,
которые применимы также и к вузовской
организации. Функции и содержание куль-
турологического аспекта корпоративной ин-
формационной системы раскрываются через
ее компоненты в контексте компетентностно-
го подхода.
онные системы достаточно новое явление
для вузовских организаций. Общепринятого
определения корпоративной информацион-
ной системы в настоящее время не сущест-
вует. Автор дает свое определение. В статье
рассматриваются общие принципы создания
корпоративных информационных систем,
которые применимы также и к вузовской
организации. Функции и содержание куль-
турологического аспекта корпоративной ин-
формационной системы раскрываются через
ее компоненты в контексте компетентностно-
го подхода.
182-187 35
Аннотация
В статье обсуждаются вопро-
сы применения компьютерного моделирова-
ния в обучении физике. Показано, что совре-
менная система обучения, ориентированная
на формирование ключевых и предметных
компетенций учащихся должна обладать
эффективной системой мониторинга, осно-
ванной на современной теории тестов, что не-
обходимо для выработки педагогически обос-
нованных решений по управлению учебным
процессом.
При обучении физике формирование клю-
чевых и предметных компетенций учащих-
ся возможно при использовании системы
виртуального физического эксперимента в
дополнение к натурным экспериментам. Со-
отношение этих видов эксперимента, а так-
же реализация виртуальных экспериментов
(внешнее оформление, сюжет, математичес-
кая модель, алгоритм) должны быть обосно-
ваны с дидактических позиций.
сы применения компьютерного моделирова-
ния в обучении физике. Показано, что совре-
менная система обучения, ориентированная
на формирование ключевых и предметных
компетенций учащихся должна обладать
эффективной системой мониторинга, осно-
ванной на современной теории тестов, что не-
обходимо для выработки педагогически обос-
нованных решений по управлению учебным
процессом.
При обучении физике формирование клю-
чевых и предметных компетенций учащих-
ся возможно при использовании системы
виртуального физического эксперимента в
дополнение к натурным экспериментам. Со-
отношение этих видов эксперимента, а так-
же реализация виртуальных экспериментов
(внешнее оформление, сюжет, математичес-
кая модель, алгоритм) должны быть обосно-
ваны с дидактических позиций.
187-191 49
Аннотация
При переходе к информаци-
онному обществу высшие учебные заведения
поставлены перед необходимостью реализа-
ции образовательных услуг в новом контек-
сте: приоритетной задачей становится орга-
низация образовательного процесса на основе
новых информационных и коммуникацион-
ных технологий. В рамках образовательной
парадигмы XXI века особую значимость при-
обретает принцип Образование через всю
жизнь. Статья посвящена инновационным
формам обучения, таким как открытое обра-
зование, дистанционное и смешанное обуче-
ние, отвечающим новым подходам, целям и
критериям, достоинства которых становятся
очевидными в системе непрерывного образо-
вания.
онному обществу высшие учебные заведения
поставлены перед необходимостью реализа-
ции образовательных услуг в новом контек-
сте: приоритетной задачей становится орга-
низация образовательного процесса на основе
новых информационных и коммуникацион-
ных технологий. В рамках образовательной
парадигмы XXI века особую значимость при-
обретает принцип Образование через всю
жизнь. Статья посвящена инновационным
формам обучения, таким как открытое обра-
зование, дистанционное и смешанное обуче-
ние, отвечающим новым подходам, целям и
критериям, достоинства которых становятся
очевидными в системе непрерывного образо-
вания.
192- 58
Аннотация
Известно, что самой сложной
задачей в процессе обучения живописи яв-
ляется развитие умения оперировать худо-
жественной формой и цветом для воплоще-
ния замысла. Сейчас обучение специальным
дисциплинам проводится в основном парал-
лельно, что создает определенные трудности
в работе учеников, которым довольно сложно
применить знания, полученные на компози-
ции и цветоведении, в работе над живопис-
ным изображением. Следовательно, чтобы
обеспечить оптимальную взаимосвязь важ-
нейших дисциплин в области художествен-
ного образования, необходима определенная
система заданий и упражнений. В статье при-
водится ряд заданий, формирующих целост-
ное представление об объекте и изображении
согласно логике взаимодействия в системе
композиции и цвета.
задачей в процессе обучения живописи яв-
ляется развитие умения оперировать худо-
жественной формой и цветом для воплоще-
ния замысла. Сейчас обучение специальным
дисциплинам проводится в основном парал-
лельно, что создает определенные трудности
в работе учеников, которым довольно сложно
применить знания, полученные на компози-
ции и цветоведении, в работе над живопис-
ным изображением. Следовательно, чтобы
обеспечить оптимальную взаимосвязь важ-
нейших дисциплин в области художествен-
ного образования, необходима определенная
система заданий и упражнений. В статье при-
водится ряд заданий, формирующих целост-
ное представление об объекте и изображении
согласно логике взаимодействия в системе
композиции и цвета.
ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)
ISSN 2949-4974 (Online)