Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Особенности процессов понимания, восприятия и мышления в связи с проблемой обучения учащихся чтению и пониманию прочитанного текста

Аннотация

В статье рассматриваются
структурные особенности процессов воспри-
ятия, памяти и мышления в связи с пробле-
мой чтения и понимания прочитанного. Так
как в настоящее время нет устоявшегося
определения чтению, в статье было сфор-
мулировано определение чтения с учетом
особенностей структуры данного процесса.
Было показано, что чтение невозможно без
понимания, восприятия и мышления, т.к.
включает в себя данные процессы. Несмот-
ря на близость значений рассматриваемых
терминов, они не могут выступать как сино-
нимы. В статье проанализированы термины
«понимание», «мышление» и «восприятие»
в зависимости от того, какое место они зани-
мают в структуре процесса чтения. Доказано,
что понимание, в отличие от восприятия - это
результат процесса чтения. Чтение не может
состояться без восприятия текста, а прочи-
танный текст - не всегда понят полностью.
Процесс мышления, в отличие от понимания
- это более самостоятельный и независимый
процесс, без которого невозможно ни понима-
ние, ни восприятие.

Об авторе

Лилия Юрьевна Левкова
Московский гуманитарный педагогический институт
Россия


Список литературы

1. Белянин В.П. «Психолингвистика». М., 2009. С. 416.

2. Берман И.М. Методика обучения английскому языку. М., 1970. С. 99.

3. Доблаев Л.П. Вопросы психологии понимания учебного текста. Саратов, 1965. С. 92.

4. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологичес- кий словарь - справочник. Хорват, 2001. С. 576.

5. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М,1982. С. 157.

6. Залевская А.А. Текст и его понимание: Моногра- фия. Тверь: Тверской государственный универси- тет, 2001. С. 177.

7. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятель- ности. М., Воронеж, 2001. С. 432.

8. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чте- ния. СПб., 2006. С. 304.

9. Ембулаева Т.Е. Обучать чтению на основе знаний о тексте // Русский язык в школе. 1999. № 4. С. 12-20.

10. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб., 2001, С. 26.

11. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений /М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; Под ред. М.Т. Баранова. М., 2001. С.368.

12. Психологический словарь // Под. ред. В.В. Да- выдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. М., 1983.С. 448.

13. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы фор- мирования читателя// Начальная школа. 2003, № 1. С. 11-18.

14. Словарь-справочник по возрастной и педагоги- ческой психологии /Под ред. Газело М.В. - М., 2001.

15. Щукин А.Н. Лингводидактический энциклопе- дический словарь: более 2000 единиц А.Н. Щу- кин. М., 2006. С. 750.


Рецензия

Просмотров: 47


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)