№ 4 (2011)
Скачать выпуск
PDF
7-12 52
Аннотация
В статье представлена интегративная
концепция формирования социальной ответственности
студентов: дано описание подходов (философско-ант-
ропологический, аксиологический, историко-онтологи-
ческий, культурологический, личностно-деятельностный,
компетентностный), которые определяют через соот-
ветствующие им принципы основы формирования соци-
альной ответственности студента, выбор согласованных
стратегий и тактик (условий, методов, приемов, средств)
их реализации; отражены результаты формирования со-
циальной ответственности студентов в контексте обозна-
ченных подходов.
концепция формирования социальной ответственности
студентов: дано описание подходов (философско-ант-
ропологический, аксиологический, историко-онтологи-
ческий, культурологический, личностно-деятельностный,
компетентностный), которые определяют через соот-
ветствующие им принципы основы формирования соци-
альной ответственности студента, выбор согласованных
стратегий и тактик (условий, методов, приемов, средств)
их реализации; отражены результаты формирования со-
циальной ответственности студентов в контексте обозна-
ченных подходов.
12-24 62
Аннотация
В статье представлены краткие биографи-
ческие сведения о М.В. Ломоносове. Даётся характерис-
тика основных педагогических идей учёного, прежде всего
- народности. Проведен анализ основных направлений
его педагогики, представлены её принципы и научно-ме-
тодические основы. Подробно рассматриваются позиции
педагога на воспитание и образование по их основным
направлениям - нравственному, трудовому, физическому,
умственному и эстетическому; их взаимосвязи и взаимо-
влиянии. В материале представлены социально-педагоги-
ческие взгляды учёного о влияние государственно-обще-
ственного строя на воспитание граждан; о влиянии семьи
на воспитание молодёжи и др. Характеризуются взгляды
педагога-новатора на организацию и содержание гим-
назического и университетского образования в России,
представлена его учебно-методическая работа. Делается
вывод о том, что М.В. Ломоносов является создателем
научных основ отечественной педагогики.
ческие сведения о М.В. Ломоносове. Даётся характерис-
тика основных педагогических идей учёного, прежде всего
- народности. Проведен анализ основных направлений
его педагогики, представлены её принципы и научно-ме-
тодические основы. Подробно рассматриваются позиции
педагога на воспитание и образование по их основным
направлениям - нравственному, трудовому, физическому,
умственному и эстетическому; их взаимосвязи и взаимо-
влиянии. В материале представлены социально-педагоги-
ческие взгляды учёного о влияние государственно-обще-
ственного строя на воспитание граждан; о влиянии семьи
на воспитание молодёжи и др. Характеризуются взгляды
педагога-новатора на организацию и содержание гим-
назического и университетского образования в России,
представлена его учебно-методическая работа. Делается
вывод о том, что М.В. Ломоносов является создателем
научных основ отечественной педагогики.
25-30 51
Аннотация
В статье представлен результат опыт-
но-экспериментального исследования по проблеме вы-
явления условий формирования самосознания и про-
фессиональной ответственности студентов вуза. Автор
обозначает актуальность данной проблемы в период
модернизации образования в РФ на современном эта-
пе развития социума. В работе предложены наиболее
оптимальные критерии сформированности у студентов
самосознания и профессиональной ответственности:
когнитивный, потребностно-мотивационный, деятель-
ностно-практический. Опытно-экспериментальным путем
выявлен уровень сформированности самосознания и
профессиональной ответственности студентов и пред-
ложена модель организации работы по решению данной
проблемы. Результатом исследования явилось опреде-
ление условий для формирования самосознания и про-
фессиональной ответственности студентов вуза.
но-экспериментального исследования по проблеме вы-
явления условий формирования самосознания и про-
фессиональной ответственности студентов вуза. Автор
обозначает актуальность данной проблемы в период
модернизации образования в РФ на современном эта-
пе развития социума. В работе предложены наиболее
оптимальные критерии сформированности у студентов
самосознания и профессиональной ответственности:
когнитивный, потребностно-мотивационный, деятель-
ностно-практический. Опытно-экспериментальным путем
выявлен уровень сформированности самосознания и
профессиональной ответственности студентов и пред-
ложена модель организации работы по решению данной
проблемы. Результатом исследования явилось опреде-
ление условий для формирования самосознания и про-
фессиональной ответственности студентов вуза.
31-34 50
Аннотация
Статья ставит своей целью рассмотрение
вопроса оценки качества и критериев педагогического об-
разования. Обеспечение высокого качества
образования
- главная задача образовательной политики, которая
осуществляется на основе подержания его фундамен-
тальности, соответствия актуальным и перспективным
потребностям личности, общества и государства. В этих
условиях особо значимой становится проблема управле-
ния качеством образования. Характеристиками
педаго-
гического образования являются: субъекты, процессы,
содержание, образовательное пространство. Каждая из
этих характеристик представляет
собой отдельное поле
для изучения,
измерения и оценки качества педагогичес-
кого образования. Предлагаемые критерии опираются
на
основные характеристики качества образования.
вопроса оценки качества и критериев педагогического об-
разования. Обеспечение высокого качества
образования
- главная задача образовательной политики, которая
осуществляется на основе подержания его фундамен-
тальности, соответствия актуальным и перспективным
потребностям личности, общества и государства. В этих
условиях особо значимой становится проблема управле-
ния качеством образования. Характеристиками
педаго-
гического образования являются: субъекты, процессы,
содержание, образовательное пространство. Каждая из
этих характеристик представляет
собой отдельное поле
для изучения,
измерения и оценки качества педагогичес-
кого образования. Предлагаемые критерии опираются
на
основные характеристики качества образования.
35-38 52
Аннотация
Данная статья посвящена идеям Джона
Раскина, оказавшим влияние на формирование социаль-
но-педагогических программ в сеттлементе «Халл-Хаус».
Основное внимание в данной работе сосредоточено на
взглядах Джона Раскина на художественное образование
и его роль в социальном реформировании, на недостат-
ках академического образования и необходимости актив-
ного обучения. В статье представлен сравнительный ана-
лиз суждений Джона Раскина и Джейн Аддамс, а также
рассмотрена специфика реализации идей Джона Раскина
в сеттлементе «Халл-Хаус».
Раскина, оказавшим влияние на формирование социаль-
но-педагогических программ в сеттлементе «Халл-Хаус».
Основное внимание в данной работе сосредоточено на
взглядах Джона Раскина на художественное образование
и его роль в социальном реформировании, на недостат-
ках академического образования и необходимости актив-
ного обучения. В статье представлен сравнительный ана-
лиз суждений Джона Раскина и Джейн Аддамс, а также
рассмотрена специфика реализации идей Джона Раскина
в сеттлементе «Халл-Хаус».
39-42 70
Аннотация
В статье обоснована необходимость со-
хранения и укрепления здоровья современного подраста-
ющего поколения путем привлечения учащейся молодежи
к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Изложены теоретические аспекты профилактики соци-
ально-негативного поведения подростков средствами
физической культуры, разработанные на основе пони-
мания человека как целостности, приоритета духовного в
формировании физических способностей. Рассмотрены
основные положения педагогической системы физкуль-
турной деятельности, направленной на предотвращение
правонарушений и других асоциальных проявлений в по-
ведении детей.
хранения и укрепления здоровья современного подраста-
ющего поколения путем привлечения учащейся молодежи
к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Изложены теоретические аспекты профилактики соци-
ально-негативного поведения подростков средствами
физической культуры, разработанные на основе пони-
мания человека как целостности, приоритета духовного в
формировании физических способностей. Рассмотрены
основные положения педагогической системы физкуль-
турной деятельности, направленной на предотвращение
правонарушений и других асоциальных проявлений в по-
ведении детей.
43-49 64
Аннотация
Статья посвящена исследованию воз-
можностей и методики формирования коммуникативной
культуры у студентов в условиях дополнительного об-
разования в рамках экспериментальной инновационной
программы Ирландский культурный клуб (ИКК). Анализи-
руются результаты исследования деятельности ИКК по
формированию коммуникативной культуры у студентов,
при этом образовательная деятельность Клуба рассмат-
ривается как с методической, так и с воспитательной
стороны. Ирландский культурный клуб рассматривается
как уникальная, не имеющая аналогов в современной пе-
дагогической практике программа дополнительного обра-
зования, использующая собственную методику обучения.
В ходе проведенного научного эксперимента был сделан
выводом о том, что ИКК способствует быстрому и эф-
фективному формированию коммуникативной культуры у
студентов в условиях дополнительного образования.
можностей и методики формирования коммуникативной
культуры у студентов в условиях дополнительного об-
разования в рамках экспериментальной инновационной
программы Ирландский культурный клуб (ИКК). Анализи-
руются результаты исследования деятельности ИКК по
формированию коммуникативной культуры у студентов,
при этом образовательная деятельность Клуба рассмат-
ривается как с методической, так и с воспитательной
стороны. Ирландский культурный клуб рассматривается
как уникальная, не имеющая аналогов в современной пе-
дагогической практике программа дополнительного обра-
зования, использующая собственную методику обучения.
В ходе проведенного научного эксперимента был сделан
выводом о том, что ИКК способствует быстрому и эф-
фективному формированию коммуникативной культуры у
студентов в условиях дополнительного образования.
50-54 30
Аннотация
В статье раскрыта специфика организа-
ции среды профессионального общения педагогов-вос-
питателей, предложена система педагогически целесо-
образных действий, интегрирующих индивидуальную и
групповую субъектность в условиях стационарных курсов
повышения квалификации. На основе опытно-экспери-
ментальных данных обоснованы критерии оценки раз-
вивающего потенциала временного коллектива учебно-
образовательной группы. В исследовании выдвигается и
доказывается предположение о том, что среда профес-
сионального общения педагогов должна представлять
собой педагогическую систему, способствующую про-
фессионально-личностному развитию слушателей.
ции среды профессионального общения педагогов-вос-
питателей, предложена система педагогически целесо-
образных действий, интегрирующих индивидуальную и
групповую субъектность в условиях стационарных курсов
повышения квалификации. На основе опытно-экспери-
ментальных данных обоснованы критерии оценки раз-
вивающего потенциала временного коллектива учебно-
образовательной группы. В исследовании выдвигается и
доказывается предположение о том, что среда профес-
сионального общения педагогов должна представлять
собой педагогическую систему, способствующую про-
фессионально-личностному развитию слушателей.
55-62 114
Аннотация
В статье дается определение информа-
ционно-аналитическим умениям школьников как систем-
ным образованиям; обусловливается необходимость
разработки и реализации модели формирования инфор-
мационно-аналитических умений школьников, раскрыва-
ется ее структура, определяются педагогические условия
ее успешной реализации. Главным фактором успешной
реализации модели является конструирование учебных
заданий, направленных на формирование частных и
обобщенных умений с использованием как учебной, так и
не учебной информации в условиях интеграции урочной
и внеурочной деятельности.
ционно-аналитическим умениям школьников как систем-
ным образованиям; обусловливается необходимость
разработки и реализации модели формирования инфор-
мационно-аналитических умений школьников, раскрыва-
ется ее структура, определяются педагогические условия
ее успешной реализации. Главным фактором успешной
реализации модели является конструирование учебных
заданий, направленных на формирование частных и
обобщенных умений с использованием как учебной, так и
не учебной информации в условиях интеграции урочной
и внеурочной деятельности.
63-67 51
Аннотация
В статье обоснована значимость исполь-
зования современных образовательных технологий в
вузе, рассмотрены теоретические аспекты их внедрения
в образовательную практику. Для выявления сущности
понятия «современные образовательные технологии»
раскрыты их отличительные признаки в сопоставлении с
педагогическими технологиями. На основе анализа дан-
ных дефиниций определены характерные особенности
современных образовательных технологий. Выявлены
основные направления внедрения современных обра-
зовательных технологий в федеральном университете,
включающие использование кадровых, учебно-методи-
ческих и информационных ресурсов вуза.
зования современных образовательных технологий в
вузе, рассмотрены теоретические аспекты их внедрения
в образовательную практику. Для выявления сущности
понятия «современные образовательные технологии»
раскрыты их отличительные признаки в сопоставлении с
педагогическими технологиями. На основе анализа дан-
ных дефиниций определены характерные особенности
современных образовательных технологий. Выявлены
основные направления внедрения современных обра-
зовательных технологий в федеральном университете,
включающие использование кадровых, учебно-методи-
ческих и информационных ресурсов вуза.
68-74 91
Аннотация
В статье рассматривается содержание
понятия «эмоциональная культура социального педаго-
га» в структуре междисциплинарного и педагогического
знания. Осуществлен анализ взаимосвязей данного по-
нятия со смежными понятиями: «базовая культура лич-
ности», «социально-педагогическая культура человека»,
«профессиональная культура социального педагога».
На основе выявленных иерархических взаимосвязей
определено место понятия «эмоциональная культура
социального педагога» в понятийно-терминологическом
аппарате социальной педагогики.
понятия «эмоциональная культура социального педаго-
га» в структуре междисциплинарного и педагогического
знания. Осуществлен анализ взаимосвязей данного по-
нятия со смежными понятиями: «базовая культура лич-
ности», «социально-педагогическая культура человека»,
«профессиональная культура социального педагога».
На основе выявленных иерархических взаимосвязей
определено место понятия «эмоциональная культура
социального педагога» в понятийно-терминологическом
аппарате социальной педагогики.
75-79 58
Аннотация
В статье говорится о становлении цер-
ковно-приходской школы на территории Тверской губер-
нии, которое осуществлялось в русле общероссийских
тенденций и соответствовало политике государства в об-
ласти образования как важнейшем факторе сохранения
традиционных ценностей и устоев в жизни русского наро-
да. Особое внимание уделяется материальному и кадро-
вому обеспечению школ, отношения к ним общества, ор-
ганизационным механизмам управления, показывается и
то, что школа была принята народом. Делается вывод о
том, что по своему духовно-нравственному потенциалу
церковно-приходским школам России нет равных.
ковно-приходской школы на территории Тверской губер-
нии, которое осуществлялось в русле общероссийских
тенденций и соответствовало политике государства в об-
ласти образования как важнейшем факторе сохранения
традиционных ценностей и устоев в жизни русского наро-
да. Особое внимание уделяется материальному и кадро-
вому обеспечению школ, отношения к ним общества, ор-
ганизационным механизмам управления, показывается и
то, что школа была принята народом. Делается вывод о
том, что по своему духовно-нравственному потенциалу
церковно-приходским школам России нет равных.
80-82 94
Аннотация
В статье рассматриваются особенности
реализации педагогических условий, способствующих
формированию предметной компетенции учащихся. Под
понятием «педагогические условия» понимается совокуп-
ность объективных возможностей, обстоятельств, которые
сопровождают образовательный процесс и определенным
образом структурированы и направлены на достижение
наилучших результатов в поставленной цели. Выделены
четыре педагогических условия (создания среды, стиму-
лирующей постоянный творческий поиск и личностное раз-
витие учащихся; интеграция учебной деятельности в раз-
личные формы организации образовательного процесса;
отбор содержания и технологий обучения в соответствии
с уровнем сформированности предметной компетенции
учащихся; исследование динамики уровня сформирован-
ности предметной компетенции), способствующие форми-
рованию предметной компетенции учащихся. Таким обра-
зом, реализация выявленных педагогических условий на
практике будет способствовать повышению уровня пред-
метной компетенции.
реализации педагогических условий, способствующих
формированию предметной компетенции учащихся. Под
понятием «педагогические условия» понимается совокуп-
ность объективных возможностей, обстоятельств, которые
сопровождают образовательный процесс и определенным
образом структурированы и направлены на достижение
наилучших результатов в поставленной цели. Выделены
четыре педагогических условия (создания среды, стиму-
лирующей постоянный творческий поиск и личностное раз-
витие учащихся; интеграция учебной деятельности в раз-
личные формы организации образовательного процесса;
отбор содержания и технологий обучения в соответствии
с уровнем сформированности предметной компетенции
учащихся; исследование динамики уровня сформирован-
ности предметной компетенции), способствующие форми-
рованию предметной компетенции учащихся. Таким обра-
зом, реализация выявленных педагогических условий на
практике будет способствовать повышению уровня пред-
метной компетенции.
83-88 73
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению ме-
тодических приемов формирования коммуникативной
компетенции на уроке русского языка. В ней раскрыва-
ются особенности современного урока, построенного по
коммуникативно-деятельностному типу, подробно рас-
сматривается деятельность учителя до урока и во вре-
мя организации учебной работы школьников в классе.
Описываются технология работы школьников в позиции
читателя в процессе восприятия текста; способы фор-
мирования лингвистических понятий. В статье представ-
лена разработка урока объяснения материала по теме
«Однородные члены предложения», в которой особое
внимание уделяется методическим особенностям разви-
тия речевых умений школьников.
тодических приемов формирования коммуникативной
компетенции на уроке русского языка. В ней раскрыва-
ются особенности современного урока, построенного по
коммуникативно-деятельностному типу, подробно рас-
сматривается деятельность учителя до урока и во вре-
мя организации учебной работы школьников в классе.
Описываются технология работы школьников в позиции
читателя в процессе восприятия текста; способы фор-
мирования лингвистических понятий. В статье представ-
лена разработка урока объяснения материала по теме
«Однородные члены предложения», в которой особое
внимание уделяется методическим особенностям разви-
тия речевых умений школьников.
89-95 63
Аннотация
В статье представлен опыт разработки и внедрения в учебный процесс интерактивной обучающей
системы задач, являющейся эффективным инструментом обучения теории вероятностей и статистике и средством
развития мыслительной деятельности студентов как инженерных, так и гуманитарных направлений подготовки. Ин-
терактивная обучающая система содержит расширяемый банк учебно-познавательных и исследовательских задач,
представленный в виде классификационной матрицы с учётом градации сложности и глубины проблемности. По-
добная классификация позволяет осуществлять контроль и управлять глубиной установления междисциплинарных,
межцикловых и межпонятийных связей в частности и интегративными мыслительными процессами в целом.
системы задач, являющейся эффективным инструментом обучения теории вероятностей и статистике и средством
развития мыслительной деятельности студентов как инженерных, так и гуманитарных направлений подготовки. Ин-
терактивная обучающая система содержит расширяемый банк учебно-познавательных и исследовательских задач,
представленный в виде классификационной матрицы с учётом градации сложности и глубины проблемности. По-
добная классификация позволяет осуществлять контроль и управлять глубиной установления междисциплинарных,
межцикловых и межпонятийных связей в частности и интегративными мыслительными процессами в целом.
95-100 42
Аннотация
В статье поднимается проблема выработ-
ки путей и методов формирования исследовательских ком-
петенций у студентов, обучающихся на ступени магистра-
туры. Автор предлагает усовершенствовать традиционный
инструментарий образовательного процесса в высшей
школе в русле компетентностного подхода. В работе пред-
ставлен комплекс разноуровневых исследовательских
проектов имитационного, преобразующего и инновацион-
ного характера. Описывается технология их выполнения,
выделяются этапы интеллектуальной деятельности.
ки путей и методов формирования исследовательских ком-
петенций у студентов, обучающихся на ступени магистра-
туры. Автор предлагает усовершенствовать традиционный
инструментарий образовательного процесса в высшей
школе в русле компетентностного подхода. В работе пред-
ставлен комплекс разноуровневых исследовательских
проектов имитационного, преобразующего и инновацион-
ного характера. Описывается технология их выполнения,
выделяются этапы интеллектуальной деятельности.
101-108 94
Аннотация
В настоящей работе приведены краткие
результаты изучения процесса формирования фонема-
тического принципа письма генеральной совокупности
младших школьников, разделенной для проведения ней-
ропсихологического обследования на группы «нормы» и
«отстающих». У детей данных групп анализируется со-
стояние всех высших психических функций, участвующих
в овладении навыком фонематического письма. Особое
внимание уделяется анализу важнейшей для начального
обучения функции программирования и контроля, кото-
рая у «отстающих» школьников развита слабо.
результаты изучения процесса формирования фонема-
тического принципа письма генеральной совокупности
младших школьников, разделенной для проведения ней-
ропсихологического обследования на группы «нормы» и
«отстающих». У детей данных групп анализируется со-
стояние всех высших психических функций, участвующих
в овладении навыком фонематического письма. Особое
внимание уделяется анализу важнейшей для начального
обучения функции программирования и контроля, кото-
рая у «отстающих» школьников развита слабо.
109-116 118
Аннотация
В настоящей статье приводятся резуль-
таты непрерывного экспериментального исследования
признаков проявления прогредиентной динамики дисгра-
фии у учащихся начальных классов общеобразователь-
ной школы. Изучение прогредиентной динамики дисгра-
фии позволило получить ее основные характеристики
- постепенное возрастание в письме ошибок моторного
характера, поздняя манифестация, специфика протека-
ния динамических процессов овладения письмом, - кото-
рые дают возможность разработать теоретически обос-
нованные направления коррекционной работы для этой
группы школьников.
таты непрерывного экспериментального исследования
признаков проявления прогредиентной динамики дисгра-
фии у учащихся начальных классов общеобразователь-
ной школы. Изучение прогредиентной динамики дисгра-
фии позволило получить ее основные характеристики
- постепенное возрастание в письме ошибок моторного
характера, поздняя манифестация, специфика протека-
ния динамических процессов овладения письмом, - кото-
рые дают возможность разработать теоретически обос-
нованные направления коррекционной работы для этой
группы школьников.
117-120 48
Аннотация
Статья посвящена состоянию и тенден-
циям языковой подготовки студентов. Выявлено противо-
речие между существующей практикой данной подготов-
ки и требованиями современного рынка труда. Описаны
требования, предъявляемые к специалисту в части язы-
ковой подготовки. Представлены научные подходы и при-
нципы, способствующие совершенствованию языковой
подготовки. Рассматриваются цели, задачи и основные
направления совершенствования языковой подготовки
как значимого компонента становления профессионала.
Определены особенности процесса интернационали-
зации образования и проанализировано их влияние на
совершенствование языковой подготовки в целях реали-
зации прогностической функции образования.
циям языковой подготовки студентов. Выявлено противо-
речие между существующей практикой данной подготов-
ки и требованиями современного рынка труда. Описаны
требования, предъявляемые к специалисту в части язы-
ковой подготовки. Представлены научные подходы и при-
нципы, способствующие совершенствованию языковой
подготовки. Рассматриваются цели, задачи и основные
направления совершенствования языковой подготовки
как значимого компонента становления профессионала.
Определены особенности процесса интернационали-
зации образования и проанализировано их влияние на
совершенствование языковой подготовки в целях реали-
зации прогностической функции образования.
121-127 38
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, свя-
занные с переподготовкой специалистов, имеющих вы-
сшее образование, в системе дополнительного профес-
сионального образования, и анализируются особенности
обучения в этой системе. Автором описываются учебно-
методический комплекс по спецпереводу, разработанный
для обучения экономистов, и инновационные подходы,
положенные в его основу. Разработанный учебно-ме-
тодический комплекс учитывает основные потребности
современного рынка, а дидактические, методические и
прагматические принципы, использованные при его со-
здании, способствуют повышению эффективности про-
цесса обучения.
занные с переподготовкой специалистов, имеющих вы-
сшее образование, в системе дополнительного профес-
сионального образования, и анализируются особенности
обучения в этой системе. Автором описываются учебно-
методический комплекс по спецпереводу, разработанный
для обучения экономистов, и инновационные подходы,
положенные в его основу. Разработанный учебно-ме-
тодический комплекс учитывает основные потребности
современного рынка, а дидактические, методические и
прагматические принципы, использованные при его со-
здании, способствуют повышению эффективности про-
цесса обучения.
128-132 50
Аннотация
В статье автор продолжает изучение
понятия «самостоятельность» студентов в процессе ос-
воения курса «Технологии и методика обучения химии».
Раскрывается проблема формирования у студентов са-
мостоятельности как основного качества личности, поз-
воляющего в будущем реализовать их профессиональ-
ные интересы. Обосновывается необходимость подбора
форм и методов обучения, способствующих формирова-
нию стремления у обучаемых к самостоятельности. Это,
в свою очередь, повышает результативность самостоя-
тельной работы и уровень обученности студентов. Осно-
вой компетентности будущего учителя химии являются
психолого-педагогические и предметные знания и уме-
ния; педагогические способности; личностные и профес-
сионально значимые качества.
понятия «самостоятельность» студентов в процессе ос-
воения курса «Технологии и методика обучения химии».
Раскрывается проблема формирования у студентов са-
мостоятельности как основного качества личности, поз-
воляющего в будущем реализовать их профессиональ-
ные интересы. Обосновывается необходимость подбора
форм и методов обучения, способствующих формирова-
нию стремления у обучаемых к самостоятельности. Это,
в свою очередь, повышает результативность самостоя-
тельной работы и уровень обученности студентов. Осно-
вой компетентности будущего учителя химии являются
психолого-педагогические и предметные знания и уме-
ния; педагогические способности; личностные и профес-
сионально значимые качества.
133-138 53
Аннотация
Статья посвящена проблеме изучения
особенностей социального функционирования глухих и
слабослышащих подростков. Изучены мнения подрост-
ков, педагогов и психологов о потребностях школьников
в психолого-педагогической поддержке в процессе соци-
ального функционирования. Определен круг проблем в
общении подростков с нарушенным слухом с одноклас-
сниками, слышащими людьми, родителями и учителями.
Указаны особенности их интерперсональных отношений
и представлений о собственном месте в этих отношени-
ях. Описаны особенности профессионального взаимо-
действия педагогов и психологов в специальной школе.
особенностей социального функционирования глухих и
слабослышащих подростков. Изучены мнения подрост-
ков, педагогов и психологов о потребностях школьников
в психолого-педагогической поддержке в процессе соци-
ального функционирования. Определен круг проблем в
общении подростков с нарушенным слухом с одноклас-
сниками, слышащими людьми, родителями и учителями.
Указаны особенности их интерперсональных отношений
и представлений о собственном месте в этих отношени-
ях. Описаны особенности профессионального взаимо-
действия педагогов и психологов в специальной школе.
139-145 44
Аннотация
В статье рассматривается проблема по-
вышения познавательного интереса одарённых учеников
к изучению физики, обосновывается её актуальность.
Показано, что связь обучения физике с историей пред-
мета, знакомство школьников с учеными, прославляю-
щими современную отечественную науку, ориентация
педагогов на эвристические методы и междисциплинар-
ный подход в обучении, а также организация совместной
исследовательской деятельности одаренных школьников
обеспечивают формирование у них познавательного ин-
тереса к изучению физики.
вышения познавательного интереса одарённых учеников
к изучению физики, обосновывается её актуальность.
Показано, что связь обучения физике с историей пред-
мета, знакомство школьников с учеными, прославляю-
щими современную отечественную науку, ориентация
педагогов на эвристические методы и междисциплинар-
ный подход в обучении, а также организация совместной
исследовательской деятельности одаренных школьников
обеспечивают формирование у них познавательного ин-
тереса к изучению физики.
145-148 72
Аннотация
В статье рассматривается влияние кор-
поративного обучения иностранным языкам на процесс
преодоления языкового барьера между российскими и
иностранными специалистами. Показаны принципиальные
дефекты традиционных технологий обучения иностран-
ным языкам в российских технических вузах. Представле-
на совокупность условий формирования готовности выпус-
кников к корпоративному взаимодействию с иностранными
партнерами в процессе обучения иностранному языку. На-
мечены подходы к совершенствованию процесса обучения
иностранному языку техническими специалистами в систе-
ме высшего профессионального образования России.
поративного обучения иностранным языкам на процесс
преодоления языкового барьера между российскими и
иностранными специалистами. Показаны принципиальные
дефекты традиционных технологий обучения иностран-
ным языкам в российских технических вузах. Представле-
на совокупность условий формирования готовности выпус-
кников к корпоративному взаимодействию с иностранными
партнерами в процессе обучения иностранному языку. На-
мечены подходы к совершенствованию процесса обучения
иностранному языку техническими специалистами в систе-
ме высшего профессионального образования России.
149-153 47
Аннотация
В статье рассматривается универсальная
модель, предлагаемая для внедрения в профессиональ-
ную подготовку творческих кадров в вузах культуры, сов-
ременного искусства, дизайна. Важной характеристикой
модели является интеграция культурологического и ди-
дактического компонентов на основе методики освоения
национально-культурного компонента. Ключевым звеном
выдвигается разработка методологической матрицы мо-
дели, универсальной для всех уровней подготовки и пе-
реподготовки творческих кадров в системе регионального
вектора профессионального образования.
модель, предлагаемая для внедрения в профессиональ-
ную подготовку творческих кадров в вузах культуры, сов-
ременного искусства, дизайна. Важной характеристикой
модели является интеграция культурологического и ди-
дактического компонентов на основе методики освоения
национально-культурного компонента. Ключевым звеном
выдвигается разработка методологической матрицы мо-
дели, универсальной для всех уровней подготовки и пе-
реподготовки творческих кадров в системе регионального
вектора профессионального образования.
154-157 40
Аннотация
Статья поднимает одну из актуальных
проблем современной олигофренопедагогики. Основной
целью специальной (коррекционной) школы VIII вида яв-
ляется подготовка учащихся к самостоятельной жизни,
т. е. их социальная адаптация. Одним из условий успеш-
ной социальной адаптации лиц данной категории являет-
ся специально организованная совместная работа школы
и семьи, направленная на формирование у детей основ
культуры поведения. Поэтому вопросы определения
школой и семьей единых воспитательных целей и задач,
поиска оптимальных методов и приемов в работе с роди-
телями с целью повышения их педагогической культуры
становятся все более актуальными.
проблем современной олигофренопедагогики. Основной
целью специальной (коррекционной) школы VIII вида яв-
ляется подготовка учащихся к самостоятельной жизни,
т. е. их социальная адаптация. Одним из условий успеш-
ной социальной адаптации лиц данной категории являет-
ся специально организованная совместная работа школы
и семьи, направленная на формирование у детей основ
культуры поведения. Поэтому вопросы определения
школой и семьей единых воспитательных целей и задач,
поиска оптимальных методов и приемов в работе с роди-
телями с целью повышения их педагогической культуры
становятся все более актуальными.
158-165 52
Аннотация
В статье в историко-педагогическом
аспекте рассматривается педагогическая культура ру-
ководителя образовательного учреждения Российской
Федерации, определяющая уровень его профессиона-
лизма, мастерства и личностных качеств; показаны орга-
низационные (традиционные и инновационные) формы и
способы ее повышения. Раскрываются характерные осо-
бенности педагогической техники, а также ее структура
и роль в формировании педагогического взаимодействия
как с отдельными сотрудниками, так и с подчиненным
подразделением в целом.
аспекте рассматривается педагогическая культура ру-
ководителя образовательного учреждения Российской
Федерации, определяющая уровень его профессиона-
лизма, мастерства и личностных качеств; показаны орга-
низационные (традиционные и инновационные) формы и
способы ее повышения. Раскрываются характерные осо-
бенности педагогической техники, а также ее структура
и роль в формировании педагогического взаимодействия
как с отдельными сотрудниками, так и с подчиненным
подразделением в целом.
166-172 66
Аннотация
В работе рассматриваеются компьютер-
ные игры и виртуальные миры как результат развития
информационного общества, приводящие к компьютер-
ной аддикции. Отмечается особое значение ролевых
компьютерных игр в формировании и развитии аддикции.
Предлагается применять высокую мотивацию учащихся
к использованию компьютерных технологий для вовле-
чения их в виртуальные миры учебного назначения. В
результате, помимо получения образовательного эф-
фекта, появляется способ ослабления нежелательной
компьютерной аддикции.
ные игры и виртуальные миры как результат развития
информационного общества, приводящие к компьютер-
ной аддикции. Отмечается особое значение ролевых
компьютерных игр в формировании и развитии аддикции.
Предлагается применять высокую мотивацию учащихся
к использованию компьютерных технологий для вовле-
чения их в виртуальные миры учебного назначения. В
результате, помимо получения образовательного эф-
фекта, появляется способ ослабления нежелательной
компьютерной аддикции.
172-176 51
Аннотация
Особенностью организации практичес-
ких занятий при дистанционном обучении является необ-
ходимость создания виртуальных миров, моделирующих
эффект присутствия. Эффективность использования
виртуального эксперимента заключается в том, что он ви-
зуально не отличим от дистанционно выполняемого ре-
ального эксперимента. Особенностью подобных систем
является ориентация на использование знаний и приме-
нимость для описания различных предметных областей.
В статье приведен пример проведения виртуального экс-
перимента при подготовке специалистов экономического
и управленческого профилей.
ких занятий при дистанционном обучении является необ-
ходимость создания виртуальных миров, моделирующих
эффект присутствия. Эффективность использования
виртуального эксперимента заключается в том, что он ви-
зуально не отличим от дистанционно выполняемого ре-
ального эксперимента. Особенностью подобных систем
является ориентация на использование знаний и приме-
нимость для описания различных предметных областей.
В статье приведен пример проведения виртуального экс-
перимента при подготовке специалистов экономического
и управленческого профилей.
177-180 162
Аннотация
Ряд методических инноваций ориентиро-
ван на применение интерактивных средств обучения. В
статье выделен ряд современных интерактивных средств
обучения на базе информационных и коммуникационных
технологий, раскрыты их дидактические возможности.
Определены преимущества интерактивных средств обу-
чения над традиционными: качественно иная подача
материала, разнообразие видов учебной деятельности,
экономия учебного времени. Приведены примеры исполь-
зования интерактивных средств обучения (интерактивная
доска, интерактивный учебник) в учебном процессе для
различных предметных областей.
ван на применение интерактивных средств обучения. В
статье выделен ряд современных интерактивных средств
обучения на базе информационных и коммуникационных
технологий, раскрыты их дидактические возможности.
Определены преимущества интерактивных средств обу-
чения над традиционными: качественно иная подача
материала, разнообразие видов учебной деятельности,
экономия учебного времени. Приведены примеры исполь-
зования интерактивных средств обучения (интерактивная
доска, интерактивный учебник) в учебном процессе для
различных предметных областей.
182-185 34
Аннотация
В статье освещаются основные поло-
жения исследовательской работы по формированию
специальных и общепрофессиональных компетенций у
студентов художественно-педагогического профиля от-
деления «Художественное образование» посредством
преподавания интегрированного компетентностно ори-
ентированного курса «Искусство пастельной живописи».
Даётся описание применённых в процессе разработки и
апробации интегрированного курса подходов и методов,
приводится классификация формируемых компетенций,
описываются результаты исследовательской работы.
жения исследовательской работы по формированию
специальных и общепрофессиональных компетенций у
студентов художественно-педагогического профиля от-
деления «Художественное образование» посредством
преподавания интегрированного компетентностно ори-
ентированного курса «Искусство пастельной живописи».
Даётся описание применённых в процессе разработки и
апробации интегрированного курса подходов и методов,
приводится классификация формируемых компетенций,
описываются результаты исследовательской работы.
186-189 52
Аннотация
В статье освещаются основные пробле-
мы применения компетентностного подхода в обучении
студентов искусству пастельной живописи. Компетен-
тностный подход рассматривается в совокупности с
деятельностным, гуманно-личностным и контекстным
подходами. Важной и актуальной проблемой называется
необходимость повышения эффективности подготовки
студентов на художественных факультетах, в том числе
педагогических вузов. В этой связи предлагаются пути
решения данной проблемы путём введения в процесс
обучения рисунку, живописи, композиции, пленэрной
практики интегрированного курса обучения искусству
пастельной живописи.
мы применения компетентностного подхода в обучении
студентов искусству пастельной живописи. Компетен-
тностный подход рассматривается в совокупности с
деятельностным, гуманно-личностным и контекстным
подходами. Важной и актуальной проблемой называется
необходимость повышения эффективности подготовки
студентов на художественных факультетах, в том числе
педагогических вузов. В этой связи предлагаются пути
решения данной проблемы путём введения в процесс
обучения рисунку, живописи, композиции, пленэрной
практики интегрированного курса обучения искусству
пастельной живописи.
190-193 56
Аннотация
В данной статье предпринята попытка ре-
шить обучающие, воспитательные и развивающие зада-
чи, направленные на развитие художественно-творческих
способностей студентов к декоративно-прикладной де-
ятельности. В предлагаемой учебной программе особое
внимание уделяется развитию восприятия и творческого
воображения студентов, что позволяет сформировать ху-
дожественный способ познания мира, дать систему усво-
ения знаний и умений по восприятию формы, созданной
автором, а также ценностных ориентиров на основе собс-
твенной художественно-творческой деятельности. Пред-
ставленные методические рекомендации, основанные на
дидактических принципах обучения и развития личности,
могут быть использованы как в высшей школе, так и в
учреждениях дополнительного образования в процессе
изучения декоративно-прикладного искусства.
шить обучающие, воспитательные и развивающие зада-
чи, направленные на развитие художественно-творческих
способностей студентов к декоративно-прикладной де-
ятельности. В предлагаемой учебной программе особое
внимание уделяется развитию восприятия и творческого
воображения студентов, что позволяет сформировать ху-
дожественный способ познания мира, дать систему усво-
ения знаний и умений по восприятию формы, созданной
автором, а также ценностных ориентиров на основе собс-
твенной художественно-творческой деятельности. Пред-
ставленные методические рекомендации, основанные на
дидактических принципах обучения и развития личности,
могут быть использованы как в высшей школе, так и в
учреждениях дополнительного образования в процессе
изучения декоративно-прикладного искусства.
194-201 54
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению основ-
ных этапов формирования пейзажа как жанра в западно-
европейской живописи. В ней речь идёт о возникновении
и развитии пейзажной живописи, о школах и направле-
ниях, в рамках которых совершенствовался жанр, о ве-
ликих мастерах кисти. В статье говорится о том, как в
зависимости от мировоззрения человечества меняется
само понятие искусства, как из отождествления с ремес-
лом оно становится эстетическим наслаждением и соот-
ветственно меняется роль пейзажа, который из элемента
орнаментальной композиции превращается в самостоя-
тельный сюжет.
ных этапов формирования пейзажа как жанра в западно-
европейской живописи. В ней речь идёт о возникновении
и развитии пейзажной живописи, о школах и направле-
ниях, в рамках которых совершенствовался жанр, о ве-
ликих мастерах кисти. В статье говорится о том, как в
зависимости от мировоззрения человечества меняется
само понятие искусства, как из отождествления с ремес-
лом оно становится эстетическим наслаждением и соот-
ветственно меняется роль пейзажа, который из элемента
орнаментальной композиции превращается в самостоя-
тельный сюжет.
202-204 61
Аннотация
В статье обосновывается необходимость
ориентации на исторический материал студентов ХГФ,
обучающихся по специальности «Живопись». Автор пред-
лагает собственную разработку занятий, в соответствии
с которой каждый семестр (начиная с пятого семестра)
посвящается определённой теме, при этом уделяется
особое внимание использованию военно-исторической
реконструкции для повышения качества подготовки в ходе
учебных постановок (живопись и рисунок), пленэра и стан-
ковой композиции. «Погружение в эпоху» в результате ре-
конструкции конкретного исторического события позволя-
ет повысить интерес студентов к изучаемым темам.
ориентации на исторический материал студентов ХГФ,
обучающихся по специальности «Живопись». Автор пред-
лагает собственную разработку занятий, в соответствии
с которой каждый семестр (начиная с пятого семестра)
посвящается определённой теме, при этом уделяется
особое внимание использованию военно-исторической
реконструкции для повышения качества подготовки в ходе
учебных постановок (живопись и рисунок), пленэра и стан-
ковой композиции. «Погружение в эпоху» в результате ре-
конструкции конкретного исторического события позволя-
ет повысить интерес студентов к изучаемым темам.
204-209 42
Аннотация
Статья посвящена проблеме формиро-
вания профессиональной, компетентной, нравственной,
деятельностной личности студента-художника в области
художественно-педагогического образования. В сложив-
шейся ситуации трансформации целей, содержания и
функций профессионального образования важным аспек-
том решении данной проблемы является отказ от подго-
товки специалиста, ориентированного на узкое понимание
своих задач в области профессиональной деятельности.
вания профессиональной, компетентной, нравственной,
деятельностной личности студента-художника в области
художественно-педагогического образования. В сложив-
шейся ситуации трансформации целей, содержания и
функций профессионального образования важным аспек-
том решении данной проблемы является отказ от подго-
товки специалиста, ориентированного на узкое понимание
своих задач в области профессиональной деятельности.
ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)
ISSN 2949-4974 (Online)