№ 1 (2012)
Скачать выпуск
PDF
7-9 44
Аннотация
В статье анализируется одна из малоизвестных в педагогике работ П.И. Ковалевского, обращение к которой актуально и важно с позиций поисков ответов на вопросы современного духовно-нравственного воспитания. В книге «Национализм и национальное воспитание в России» И.П. Ковалевский вводит понятие «национальное воспитание», под которым понимает совокупность нескольких характеристик: реальное образование, строжайшее руководство особенностями и основными качествами нашей нации, внедрение в человека таких душевных, духовных и физических качеств, которые присущи и свойственны той или иной народности. В системе национального воспитания П.И. Ковалевского особое место отводится православной религии, являющейся тем началом, которое объединяет русских в одно нераздельное целое, а в патриотическом воспитании подчёркивается великая роль учителя.
10-16 30
Аннотация
В статье предпринята попытка идентификации ноосферной педагогической акмеологии как отрасли гуманитарного знания. В качестве методологического основания избраны принципы интегратизма и эволюционизма ноосферной концепции Тейяра де Шардена. Устремленность к совершенству свойственна акмеологии. Акмеология в целом и педагогическая акмеология в частности до сих пор представляются как науки о достижении вершин профессионализма. Обращение к учению Тейяра дает возможность расширить рамки действия педагогической акмеологии. Результатом использования метода герменевтического анализа текстов стало обоснование эвристического инструментария проектирования ноосферной педагогической акмеологии. Инструментарий может быть применен в создании инновационных парадигм общего и профессионального развития человека, взятого в совокупности онтогенетических и филогенетических характеристик
17-21 38
Аннотация
Эффективное применение потенциала фольклора для ориентации подростков на гуманистическую систему ценностей требует особой педагогической организации. В статье раскрывается сущность гуманистически ценностного ориентирования подростков средствами фольклора как педагогического управления процессом развития гуманистически ценностных ориентаций у подростков через создание комплекса необходимых педагогических условий: актуализации гуманистически ценностного содержания фольклора; включения подростков в коллективную деятельность, направленную на реализацию гуманистических ценностей фольклора; координации взаимодействия участников воспитательного процесса.
21-25 147
Аннотация
В статье анализируются различные подходы к пониманию категории «коммуникативные навыки». Выделяются навыки эмотивно-смыслового контакта и понимания как виды коммуникативных навыков. Особенности формирования коммуникативных навыков у младших школьников и специфика применения фольклорных средств рассматриваются как аспекты педагогической организации исследуемого процесса. В качестве оснований данного процесса определяются принципы диалогичности, коммуникативного сотрудничества, ориентации на понимание, личностной включенности, опосредующей роли знаково-символических структур в образовании связей между предметами и действиями.
26-29 68
Аннотация
Современное российское образование нуждается в высококвалифицированных, всесторонне подготовленных специалистах. Для удовлетворения этих потребностей необходимо внедрение менеджмента качества в образовании. Необходимость применения Всеобщего управления качеством (TQM) связана с главной задачей образования - совершенствованием образовательных программ и улучшением качества предоставления образовательных услуг. Целью настоящей статьи является рассмотрение основных этапов реализации TQM-подхода в педагогическом образовании и необходимых мер по организации подготовки кадрового потенциала для реализации поставленных задач
30-35 42
Аннотация
Статья посвящена изучению роли гендерного подхода в образовании, содержащего совокупность научных идей и положений о конструировании гендера и реализации дифференцированно-личностной составляющей педагогической деятельности. Рассмотрена гендерная педагогика как отрасль системы наук человекознания, центрированная на особенностях развития, воспитания и обучения детей разного пола. Выявлены возникающие трудности адаптации в образовательной среде лицея мальчиков и девочек. Обоснована важность учета гендерного подхода при моделировании проблемных ситуаций в адаптации школьников.
35-40 51
Аннотация
Ресурсом профессионального развития студентов может служить разрабатываемая ими авторская программа педагогического профессионализма. В статье представлена технология разработки авторской программы, позволяющая студентам самодиагностировать как промежуточные, так и конечные результаты своего профессионально-педагогического становления в вузовский период обучения, вооружающая их методикой непрерывного профессионального саморазвития, самосовершенствования, а преподавателю дающая возможность контролировать, корректировать, направлять этот процесс. Проведенный эксперимент по использованию предложенной технологии профессионального становления будущих учителей дал позитивные результаты
40-44 34
Аннотация
В статье раскрыты некоторые теоретические аспекты проектирования системы мониторинга качества обучения дистанционного образования, которая успешно внедрена и используются в Саратовском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского в течение трех лет. Показано, что в условиях становления информационного общества характерно развитие парадигмы открытого образования с новыми дидактическими моделями. Проанализированы внедренная система мониторинга качества обучения и созданные механизмы контроля за успеваемостью студентов. Результаты исследования показали, что внедренная система контроля позволила сделать процесс обучения более открытым, индивидуализированным и личностно ориентированным, а также способствовала повышению качества образования
44-51 48
Аннотация
Особенности жизни в мегаполисе требуют от родителей повышенной ответственности за сохранение и укрепление здоровья детей, ограждения дошкольников от вредного воздействия окружающей среды и вооружения их навыками заботы о своем здоровье.Автором рассматриваются вопросы организации здорового образа жизни в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья; представления родителей о сберегающем здоровье поведении больного ребенка; содержание сотрудничества педагогов, родителей и врачей при формировании у детей в условиях мегаполиса поведения, соответствующего здоровому образу жизни.
51-56 42
Аннотация
В статье обосновывается необходимость организации внеурочной деятельности школьников, направленной на формирование личностных характеристик, таких как патриотизм, гуманизм, трудолюбие, понимание важности семьи и т. д. Важную роль при этом играют учреждения дополнительного образования детей. Описывается эксперимент, проводившийся с учащимися 1-3 классов, в ходе которого был разработан механизм интеграции основного и дополнительного образования детей, способствующий осуществлению стратегий образовательного стандарта.
56-60 40
Аннотация
В статье рассматривается проблема проектирования профессионального образования конкретного субъекта в обществе, ориентированном на инновационное развитие. Обоснована необходимость обеспечения реального включения самого субъекта в процесс определения содержания его образования. Приводится концептуальное обоснование и описание организационно-педагогических условий, при которых перед субъектом открываются возможности для выработки своей собственной образовательной траектории, отвечающей его индивидуальным интересам
60-63 35
Аннотация
Данная статья освещает результаты теоретико-методологического этапа исследования проблемы эррологической компетентности учителя. Эррологическая компетентность рассматривается как педагогический феномен, выявляется ее сущностное предназначение, родовые свойства и видовые отличия. Сущность эррологической компетентности рассматривается в контексте качественной определенности педагогической деятельности. Обсуждается идея совершенствования педагогического образования за счет его самоорганизации будущими и дипломированными учителями в процессе освоения способов применения знаний о профессионально-педагогических ошибках для формирования эррологической компетентности.
64-69 123
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы социального воспитания ребенка в неполной семье. Определена взаимосвязь явлений - социальное воспитание и психологический климат в семье, - оказывающих непосредственное влияние на «самочувствие» ребенка. Выявлены причины, препятствующие нормальному психическому развитию и успешному становлению личности, вызванные нарушением брачно-супружеских отношений. Раскрыты наиболее распространенные стили воспитания ребенка в нуклеарной семье. Обоснована необходимость оказания психолого-педагогической помощи неполным семьям специалистами социальной сферы.
70-76 45
Аннотация
Статья представляет собой краткое изложение результатов исследования в области педагогики профессионального образования. В её содержании автор анализирует до настоящего времени малоизученный феномен педагогического сопровождения языковой практики российских студентов в вузах КНР. По мнению автора, система педагогического сопровождения является эффективным средством формирования у российских студентов профессионально необходимой им компетенции межкультурного общения с носителями китайского языка. Предлагаемая автором система педагогического сопровождения содержит в себе три взаимосвязанных этапа, в ходе которых с использованием обучающего потенциала естественной языковой и культурной среды современного Китая обеспечиваются условия для эффективной межкультурной адаптации студентов российских вузов. В статье описывается авторская технология педагогического сопровождения языковой практики, направленная на преодоление лингвистического барьера и снятия эффекта культурного шока, а также даётся определение понятию «языковая практика» и её педагогическое сопровождение.
77-80 44
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы использования электронного учебно-методического комплекса в учебном процессе. Актуальным является вопрос об автоматизированной системе контроля, которая повышает эффективность работы преподавателя и трудоспособность студента. Стандартизация контроля позволяет освободить преподавателя от выполнения трудоёмкой и рутинной работы, но при этом заочность общения учащегося и преподавателя минимизирует психологические факторы, составляющие обязательную часть обучения. В учебный процесс предлагается вводить компьютерные тренинги, представленные в педагогических технологиях деловыми играми и тренажерами. В отличие от игр, тренажеры узкоспециализированны и потому решают только одну дидактическую задачу - выработку определенных навыков. Использование в учебном процессе компьютерных тренажеров является перспективным направлением совершенствования электронных учебно-методических комплексов, так как делает процесс приобретения знаний, умений и навыков более эффективным.
81-87 63
Аннотация
В статье рассматриваются основные принципы светозвукорежиссуры. Алгоритм их использования способствует формированию художественно-технического мышления будущего режиссёра при создании сценического образа. Художественно-техническое мышление является актуальным компонентом целостного (системного) режиссёрского мышления и способствует совершенствованию профессиональной подготовки студентов-режиссёров в колледжах искусств. Научные исследования в данной сфере позволили расширить профессиональное мышление будущего режиссёра и существенно увеличить продуктивность и интенсивность учебного процесса.
Значение лингвофилософского наследия для развития теории обучения русскому языку в современной школе
87-94 40
Аннотация
На стыке с философией лингвометодика определяет приоритетные направления обучения школьников русскому языку в современной языковой ситуации. Исходя из представленных философских посылок, в статье сформулированы методические правила организации лингвистической подготовки школьников с целью их успешной социализации. Указанные методические правила подтверждают мысль, что качество обучения школьников русскому языку пропорционально их умению решать ситуационные задачи на основе реальной языковой практики.
95-102 48
Аннотация
В статье рассмотрены проблемы формирования экологической культуры школьников в процессе разных форм туристско-краеведческой деятельности.Главное внимание уделено полевому учебно-исследовательскому практикуму ландшафтно-экологического содержания - одному из видов инновационного изучения природного потенциала территории, в процессе освоения которого происходит интеллектуальное и нравственно-эстетическое развитие школьников. Практическим результатом творческой работы школьников стал социально и экологически значимый проект функционального зонирования двух природных парков Москвы и маршрут ландшафтно-экологической тропы по Тушинскому природно-историческому парку, за которые им присуждено первое место в номинации «Лучшее исследование» на ХI городском конкурсе исследовательских и проектных работ по краеведению «Географическая среда Московского столичного региона» (2011 г.).
102-105 42
Аннотация
В данной статье затрагиваются некоторые проблемы, которыми сопровождается процесс обучения фонетике в контексте коммуникативно ориентированного обучения иностранному языку. Очевидно, что в условиях современности именно способность общаться является основной целью обучения иностранному языку.В процессе обучения языку как средству общения возникает необходимость в решении ряда вопросов. Одним из них является вопрос о том, как следует обучать произношению с тем, чтобы стало возможным адекватное речевое общение на иностранном языке
106-110 125
Аннотация
В статье представлен системный анализ трудов по исследуемой проблеме в контексте самоопределения, самообразования, самосовершенствования личности подростка. С этой точки зрения формирование творческой самореализации подростков вполне закономерно, так как самореализация является внутренним условием и движущей силой, мотивом осуществления деятельности. Раскрытие и эффективное использование подростком своего творческого потенциала рассматривается как субъективно значимый, педагогически стимулируемый, уровневый процесс, осуществляемый в различных видах деятельности.
111-116 49
Аннотация
В статье рассмотрена роль и содержание иноязычной коммуникативной компетентности бакалавров и магистров в экологическом образовании. Автором представлены особенности структуры иноязычной коммуникативной компетентности для бакалавриата и магистратуры, приведена их расшифровка через составляющие, позволяющие проводить оценку сформированности компетентности: знания, умения, личностные качества, мотивация, а также выявлено место иноязычной коммуникативной компетентности в структуре компетентности будущего эколога.
116-121 34
Аннотация
Основой приобретения профессиональных знаний и умений является самостоятельность, которая проявляется в самостоятельной работе на аудиторных занятиях и во время самоподготовки. Являясь системообразующим фактором, самостоятельность как качество личности создает успешность освоения методического курса и способствует формированию самообразовательной деятельности. В статье рассмотрены основные виды учебно-познавательной деятельности, приведено планирование занятий, направленных на обучение студентов составлению конспектов уроков (на примере уроков химии).
121-126 43
Аннотация
В статье показаны особенности современной науки и специфика коллективов ученых, работающих над общей проблемой. Доказано, что ряд идей, используемых при комплектации современных научных коллективов, могут быть внедрены в технологию организации исследовательской деятельности школьников. Детский исследовательский коллектив должен иметь гетерогенный характер, включать школьников разного возраста, склада ума. Педагог, руководитель учебно-исследовательской деятельности, должен обеспечивать организационную целостность детского исследовательского коллектива
127-133 65
Аннотация
В данной статье раскрывается специфика социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей, и предлагается научный подход к обеспечению целостности социализации и индивидуализации. В статье представлены основные научные понятия, результаты диагностики, положения и аспекты концепции, структуры, содержания и педагогической технологии обеспечения целостности социализации-индивидуализации воспитанников детского дома. Социализация-индивидуализация детей-сирот в предлагаемой концепции и технологии выступает как процесс, механизм и результат соединения социальных и индивидуальных характеристик ребёнка.
133-138 78
Аннотация
Статья посвящена учебным текстам, используемым в курсах РКИ, и требованиям, которым они должны удовлетворять, в частности требованиям занимательности и естественности. Занимательность и естественность учебного текста рассматриваются в статье с позиций теории фреймов. Указывается причина «неестественности» тематических («фреймообразных») учебных текстов. Показано, что и занимательность, и естественность обусловлены маркированием отклонения от фрейма. Учет данного факта при создании учебных текстов позволит сделать процесс обучения РКИ более эффективным.
139-143 38
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению внутривузовской системы управления качеством образовательного процесса, которая включает в себя не только организационно-процессные аспекты управления, но и формирование единых ценностно-смысловых ориентиров в сообществе преподавателей и студентов, создание благоприятной среды для их личностного роста. В статье сформулированы организационно-педагогические условия интегративно-мотивационного управления качеством образовательного процесса в вузе, выделены этапы совершенствования внутривузовской системы управления образовательным процессом.
143-147 47
Аннотация
В статье обоснована актуальность социально-педагогической программы формирования социальных компетенций у воспитанников образовательных учреждений интернатного типа, рассмотрены теоретические основы данной социально-педагогической программы. Выделены основные социальные компетенции, которыми должен обладать воспитанник интернатного учреждения. Представлены результаты анкетирования воспитанников интернатных учреждений, проведенного с целью выявления уровня сформированности таких социальных компетенций, как коммуникативная, личностная и ценностно-смысловая.
148-153 44
Аннотация
Статья посвящена характеристике дополнительного образования как фактора развития математической одаренности подростка. Обоснованы преимущества дополнительного образования на базе физико-математического лагеря для одаренных подростков Оренбуржья. Раскрыта специфика содержания и организации летней физико-математической школы и педагогических условий, формирующих субъектную активность личности в процессах самореализации и социализации подростка. Определены эффективные активные методы и формы организации процесса обучения, социально-педагогической поддержки в адаптации подростка и удовлетворении познавательного интереса в неформальной форме обучения, получении знаний, умений (навыков).
154-158 40
Аннотация
Данная статья отражает основные теоретические и практические проблемы формирования текстовых категорий на уроках развития речи в 5 классе. В статье рассматриваются главные стадии процесса формирования категорий текста: нахождение языкового явления в тексте, знакомство с определением данного явления и использование категорий текста в своих письменных работах. Главным методом здесь выступает лингвистический анализ текста. Формирование представления о текстовых категориях происходит в процессе анализа притч Л.Н. Толстого. Доказывается, что формирование представления о строении и языковом оформлении текста способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся.
159-162 62
Аннотация
В статье описаны существенные признаки методики, построенной на основе механизма рефлексии и оказывающей значительное влияние на развитие профессионального мышления управленческих кадров.Перечислены наиболее эффективные методики, направленные на личностно-профессиональное развитие, и дается анализ их использования в группах государственных и муниципальных служащих и руководителей некоммерческих общественных организаций. При применении методик выявлены условия как сдерживающие рефлексию, так и способствующие ее развитию.
163-168 34
Аннотация
В статье анализируются проблемы организации профильного обучения в условиях общеобразовательных школ сельской местности. Предлагается возможный вариант их решения посредством организации сетевых профильных сельских школ с применением дистанционных технологий. Описан I этап эксперимента организации предпрофильной подготовки учащихся сельских школ Подольского района. Проведено исследование мотивов выбора профиля, выявление причин отсева участников (несоответствующий выбор направления предпрофильного обучения; недостаточность уровня самостоятельной деятельности и навыков самоорганизации и др.).
ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)
ISSN 2949-4974 (Online)