ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Актуальность. Поиск путей формирования ценностно-нравственной сферы будущих летчиков в образовательном процессе военного вуза объясняется объективной необходимостью разрешения противоречий концептуального, организационного и методического характера, представляющих обособленную педагогическую проблему и запускающих системную трансформацию исследуемого феномена. Одним из векторов разрешения данных противоречий является разработка и обоснование педагогической модели, построенной на ключевых идеях системного, интегративного, личностно-центрированного и аксиологического подходов и описывающей концептуальный, содержательный, технологический и диагностический аспект исследуемого процесса.
Цель: разработать и научно обосновать педагогическую модель формирования ценностно-нравственной сферы будущих летчиков в образовательном процессе военного вуза.
Методы исследования. Основными методами исследования выступают анализ научных источников по заявленной проблеме, синтез научных идей, обобщение педагогического опыта, педагогическое моделирование.
Научная новизна/теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна исследования включает описание новой педагогической модели, которая системно и эффективно позволяет формировать на долгосрочной основе и в устойчивом формате ценностно-нравственную сферу будущих летчиков в образовательном процессе военного вуза. Теоретическая значимость состоит в уточнении и дополнении понятия «ценностно-нравственная сфера» с учетом профессиональной деятельности будущих летчиков. Практическая значимость заключается в разработке 1) авторской программы, на каждом этапе которой определены методы, формы, средства, а также учебно-воспитательные мероприятия, целенаправленно развивающие компоненты ценностно-нравственной сферы; 2) критериально-диагностического аппарата, включающего критерии, показатели, уровни и позволяющего объективно оценить сформированность ценностно-нравственной сферы в целом.
Результаты. К результатам исследования относятся: 1) уточнение к дополнение понятия «ценностно-нравственная сфера будущих летчиков», рассматриваемая в качестве поликомпонентной системы диалектически взаимообусловленных личностных характеристик будущего офицера-летчика, определяющих процесс интериоризации государственных ценностно-нравственных идей в глубинные установки и убеждения, личностное «самостроительство», основанное на традициях и исторических знаниях о подвигах русских офицеров в войнах прошлого и настоящего и определяющее ценностно-нравственные ориентиры, позволяющие выбрать ценностно-нравственную модель поведения в условиях выполнения воинского долга, восприятие себя как «Я – российский офицер»; 2) разработка и научное обоснование педагогической модели формирования ценностно-нравственной сферы будущих летчиков в образовательном процессе военного вуза, представленная совокупностью целевого, методологического, структурно-содержательного и результативно-диагностического блоков.
Выводы. Повышение эффективности формирования ценностно-нравственной сферы будущих летчиков осуществляется за счет реализации в образовательном процессе новой педагогической модели. Ее сущность заключается в глубинной интеграции всех учебно-воспитательных ресурсов внутри вуза и внешних воспитательных ресурсов, предполагающих привлечение ветеранов реальных боевых действий посредствам наставничества, направленного на транслирование будущим лётчикам примеров личного ценностно-нравственного выбора при выполнении воинского долга.
Цель статьи. Рассмотреть опыт взаимодействия образовательных организаций с Городским ресурсным центром духовно-нравственного воспитания и гражданского образования г. Нижний Новгород и Нижегородской Митрополией Русской Православной Церкви по проблеме формирования лингвистической безопасности современной молодёжи и подготовки будущего учителя к овладению культурой речевого поведения.
Методология и методы исследования. Основные положения проведённого исследования базируются на общенаучных и специальных лингводидактических подходах: аксиологическом, гуманистическом, субъектно-деятельностном, лингвокультурологическом и др. Для достижения поставленной цели использованы методы диалектики социального познания, анализа философской, психолингвистической и лингвистической литературы, синтеза и моделирования социально-культурных процессов, методы кейс-технологии.
Результаты. Опыт Ресурсного центра г. Нижнего Новгорода и проведение ежегодных конференций по актуальным проблемам духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания показывает положительные примеры для формирования лингвистической безопасности будущего педагога, способствует выработке концепции воспитания патриота и гражданина в едином образовательном пространстве школы и вуза. В ходе городской ежегодной конференции доказана актуальность проблемы формирования языковой культуры у обучающихся на разных уровнях и этапах как одной из форм воспитания молодёжи в контексте сохранения национальных ценностей.
Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость. Новизна исследования состоит в определении теоретических основ и сущностных характеристик лингвистической безопасности как компонента национальной сохранности и самобытности личности. Приводятся аргументы в пользу необходимости и важности понимания будущими педагогами владением словом, значимости культуры речевого общения для достижения результативного взаимодействия учителя со всеми субъектами образовательной организации. Обобщены социокультурные угрозы лингвистической безопасности как национальной сохранности нашего общества. Подчёркивается необходимость и ценность формирования просветительской культуры будущего педагога, его коммуникативной состоятельности, способности чётко формулировать свои мысли, излагать содержание доступным для собеседника языком, слушать и слышать собеседника, аргументированного отстаивать свою точку зрения, используя разнообразные техники и приёмы успешной коммуникации.
Выводы. Организация взаимодействия представителей разных органов образования, воспитания и духовно-нравственного развития личности современной молодёжи является сегодня актуальной и востребованной. Вопросы формирования лингвистической безопасности личности, сохранения русского языка как части национальной культуры требуют комплексного участия учебных заведений, общественности и государственных органов.
Цель статьи. Обоснование сущности культурно-просветительской деятельности и методики подготовки просветительской лекции как основной формы её реализации для широких слоёв населения.
Методология и методы исследования. Анализ нормативно-правовых документов и научных источников, обобщение и систематизация накопленных теоретических взглядов, анализ опыта практической деятельности, проведённых на основе системно-деятельностного подхода.
Результаты. Проведённый теоретический анализ показал недостаточную разработанность сущности понятия «культурно-просветительская деятельность», её методического обеспечения. Востребованность и значимость данного вида деятельности задают вектор разработки и апробации совокупности методов, обеспечивающих её результативность.
Теоретическая и/или практическая значимость. Уточнено понятие «культурно-просветительская деятельность», обоснована методика подготовки просветительских лекций. Представленные материалы определяют возможность трансляции опыта подготовки и проведения просветительских лекций в деятельности учреждений образования и культуры, научных организаций
Цель статьи заключается в анализе гуманитарного потенциала научной школы как особой формы генерации научного знания на примере опыта Удмуртского государственного университета как классического регионального высшего учебного заведения.
Методологические подходы и методы исследования. Исследование опирается на концептуальные положения гуманистического, культурологического, аксиологического, человеко-центричного и системного подходов. Методами исследования выступали: анализ, синтез, обобщение, опрос.
Результаты исследования. Основной целью деятельности научных школ в региональном вузе является обучение научному творчеству. Показано, что гуманитарный и гуманистический потенциал высшей школы может быть расширен за счёт сочетания индивидуализации обучения с коллективным характером научно-исследовательской и проектной деятельности.
Научная новизна/теоретическая и/или практическая значимость. Рассмотрены основные функции и признаки научной школы, такие как: проведение научных исследований, создание и продвижение инновационного продукта, преемственность поколений, порождение научных идей, их распространение, подготовка молодых учёных. Обобщены основные современные подходы к содержанию понятия «научная школа». Представлен анализ деятельности научных школ регионального университета с точки зрения их корреляции со стратегиями гуманизации и гуманитаризации высшей школы.
Выводы. Системообразующим звеном в структуре любой научной школы является её лидер и основатель. Основной гуманитарный и гуманистический потенциал научных школ Удмуртского государственного университета как точек роста научного знания сосредоточен в подготовке кадров высшей квалификации посредством организации цикла аспирантских семинаров, проектной и научно-творческой деятельности. Полученные в ходе исследования результаты могут быть востребованы при организации деятельности научных школ разных направлений, при проведении сравнительного анализа научных сообществ разного типа.
Цель статьи – обоснование сущности культурно-просветительской деятельности и методики подготовки просветительских лекций. Процедура и методы исследования: анализ нормативно-правовых документов и научных источников, обобщение и систематизация накопленных теоретических взглядов, анализ опыта практической деятельности. Результаты. Проведенный анализ научных изысканий показал недостаточную разработанность сущности понятия «культурно-просветительская деятельность», ее методического обеспечения. Востребованность и значимость данного вида деятельности задают вектор разработки и апробации совокупности методов, обеспечивающих ее результативность. Теоретическая и/ или практическая значимость. Уточнено понятие «культурно-просветительская деятельность», обоснована методика подготовки просветительских лекций. Представленные материалы определяют возможность трансляции опыта подготовки и проведения просветительских лекций в деятельности учреждений образования и культуры, научных организаций.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ
Цель. В статье была поставлена цель представления и анализа современных проблем отбора учебного содержания на уроках биологии; демонстрации возможных путей их решения в процессе деятельности учителя биологии.
Методология и методы. Для достижения поставленной цели использовались теоретические, методы: анализ и синтез философской, психологической и педагогической, в том числе методической литературы; анкетирование.
Результаты исследования. Теоретико-эмпирическое исследование показало, что в связи с обновлением научно-философского дискурса в биологии и развитием современной науки биологии требуется обновление учебного содержания и поиск дидактических и методических средств представления обучающимся биологических знаний мировоззренческого характера. Многоаспектность данной проблемы и сложность её решения отражены в результатах анкетирования учителей биологии, которые показали понимание важности учёта современных научных сведений, использования задачного подхода при отборе и конструировании содержания урока. Восполнение ощущаемого учителями дефицита профессиональной методической литературы по данному вопросу должно способствовать достижению в первую очередь предметных и личностных результатов обучения биологии.
Научная новизна/теоретическая и/или практическая значимость. Представлены новые данные о методических затруднениях учителей биологии в процессе решения проблем отбора учебного содержания и средствах их преодоления (методические приёмы организации работы учащихся, направленные на понимание сложной информации мировоззренческого характера по биологии, придание ей личностного смысла). По мнению авторов, эти методические приёмы могут позволить учащимся добиваться определённых позитивных результатов в образовании. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты доказывают необходимость построения процесса обучения биологии, основанного на представлениях об отборе содержания с учётом уровня развития современного научного знания и необходимости его ценностно-смыслового анализа обучающимися; конкретизируют направления дальнейших исследований в вопросах отбора учебного содержания по биологии. Практическая значимость исследования заключается в возможности массового применения в профессионально-педагогической работе методических приёмов организации продуктивной информационно-смысловой работы учащихся с учебным содержанием, отражающем современные достижения науки биологии.
Выводы. Поднятые в статье проблемы требуют дальнейшего теоретического осмысления и обоснования необходимости обновления содержания обучения, где наиболее удачно пересекаются достижения фундаментальных и высокотехнологичных отраслей биологии, имеющие мировоззренческий смысл, и естественный интерес учащихся. Предложенные методические приёмы и познавательные задания могут служить основанием для развития информационно-смысловой работы учащихся, а также для решения учебных и жизненно значимых задач.
Цель статьи – сделать обзор русских и зарубежных учебных пособий для иностранных студентов с целью поиска текстов, посвящённых творчеству А. А. Ахматовой; представить последовательность работы с художественным текстом на занятии по русскому языку как иностранному на примере стихотворения А. А. Ахматовой «Все мы бражники здесь, блудницы…» (1913).
Методология и методы. Методы исследования заключались в анализе существующих учебных пособий и методик обучения чтению художественной литературы на занятиях по русскому языку как иностранному, разработке заданий и практической апробации в разных национальных группах и условиях обучения (аудиторная, самостоятельная работа обучающихся, групповая и индивидуальная, онлайн и офлайн).
Результаты. В статье приведены успешно апробированные в иностранной аудитории (с уровнем владения языком А2–В1) материалы для работы со стихотворением А. А. Ахматовой «Все мы бражники здесь, блудницы…», не представленные ранее в методической и учебной литературе.
Теоретическая и/или практическая значимость. Исследование призвано дополнить не представленные в методических трудах аспекты изучения наследия великого русского поэта. Адресовано преподавателям русского языка как иностранного.
Выводы. Апробация предложенной методики обучения показала, что с её помощью иностранные студенты способны глубоко и полно проанализировать сложный для неподготовленного читателя аутентичный художественный текст. Поэзия и судьба А. А. Ахматовой вызывают интерес у иностранных студентов, что становится ключом к пониманию русской культуры и различных эпох в истории России.
Актуальность. В статье рассмотрены принципы создания онлайн-курса по русскому языку как иностранному для формирования уровня А1, разработка которых является необходимой для университетов, имеющих подготовительные факультеты для иностранных слушателей, согласно рекомендациям Министерства образования Российской Федерации.
Цель исследования состоит в характеристике теоретико-методических основ создания урока на основе материалов онлайн-курса «Элементарно.РУ».
Методология и методы исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие подходы и методы исследования. Подходы: когнитивный (учёт учебных стратегий представителей поколения Z при изучении иностранного языка в процессе разработки и по[1]дачи заданий и упражнений курса), психолингвистический (учёт психологических особенностей обучения речевой деятельности на иностранном языке представителей поколения Z при разработке онлайн-курса), системный (представление единой структуры урока онлайн-курса), компететностный (описание работы, направленной на формирование языковой и коммуникативной компетенции с помощью онлайн-курса). Методы: 1) метод комплексного теоретического анализа изучаемого явления (анализ публикаций о представленном явлении, описание понятийного аппарата, который лежит в основе данного исследования); 2) метод моделирования (схематичное представление структуры типового урока онлайн-курса, его цикличности), 3) интегрированный метод (анализ эффективности включения онлайн-курса в учебный процесс).
Теоретическая и/или практическая значимость статьи заключается в комплексном анализе урока онлайн-курса по РКИ и описании его алгоритма (уровень А1–А2). Результаты исследования вносят вклад в вопрос разработки и систематизации учебных материалов по РКИ в цифровом формате. Описанный практический опыт создания онлайн-курса на данной основе может быть применён при дальнейшей разработке цифровых ресурсов по обучению РКИ.
Результаты исследования. Для создания эффективного онлайн-курса необходимо следовать принципам коммуникативного и компететностного подходов. Разработчикам методического сценария курсов следует учитывать содержание учебной программы дисциплины «Русский язык как иностранный». Эффективным считается онлайн-курс, который направлен на формирование всех видов речевой деятельности, построенный с учётом коммуникативных потребностей обучающихся.
Выводы. Эффективность онлайн-курса зависит от грамотно выстроенной структуры урока и обеспечения цикличности каждого модуля урока, то есть возможности возвращения к предыдущей части урока
Цель. Содержательно охарактеризовать специфику организации и на примере инженерно-технических конструкций В. Г. Шухова в г. Москве, продемонстрировать методические особенности проведения исследовательской экскурсии по математике для школьников.
Методология и методы. На основании теоретического анализа и обобщения существующих подходов к трактовке и типологизации экскурсионного метода расширены представления об особенностях организации со школьниками исследовательских экскурсий по математике в городском пространстве. На примере инженерно-технических конструкций г. Москвы, построенных под руководством В. Г. Шухова, приведены методические рекомендации по организации городских исследовательских экскурсий по математике.
Результаты. Доопределены и расширены границы применимости городской исследовательской экскурсии для школьников, исходя из предметной ориентации проводящего экскурсию учителя математики. На примере инженерно-технических конструкций В. Г. Шухова в г. Москве продемонстрированы методические особенности организации и проведения исследовательских экскурсий на уроках и во внеурочной деятельности по математике.
Теоретическая и/или практическая значимость. Инженерно-технические конструкции г. Москвы, построенные под руководством В. Г. Шухова, обобщены и дидактически адаптированы для подростков в «Шуховской инженерной тетради». Дополненная методическими особенностями организации городских исследовательских экскурсий по математике разработанная методика может быть применима в современной системе основного и дополнительного образования школьников.
Выводы. Городская исследовательская экскурсия по математике – это не только форма организованного учебного занятия, направленного на усвоение обучающимися методологии исследовательского поиска и наглядно демонстрирующее практическое приложение математических знаний. Наполнение содержания экскурсий специально подготовленными подкастами об истории инженерно-технических конструкций Москвы расширяет границы применимости городской исследовательской экскурсии, превращая её и в важное воспитательное мероприятие, формирующее у современных школьников уважение к российскому научно-инженерному наследию, достигаемому за счёт включения эмоционально-чувственного компонента обучающихся «от знакомого к незнакомому» при исследовании ранее известных им городских объектов. Взаимодействие педагога и обучающихся, построенное в форме диалога, способствует формированию у современных подростков чувства гордости за В. Г. Шухова и других выдающихся представителей российской научной инженерной школы, объединяющих математические знания, технические навыки с чувством преданного служения своему Отечеству.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Актуальность. В статье рассмотрены принципы создания онлайн-курса по русскому языку как иностранному для формирования уровня А1, разработка которых является необходимой для университетов, имеющих подготовительные факультеты для иностранных слушателей, согласно рекомендациям министерства образования Российской Федерации.
Цель состоит в описании опыта создания онлайн-курса «Элементарно.РУ», а также анализе структуры урока данного курса, на основе выделенных принципов разработки онлайн-курсов по обучению русскому языку как иностранному, отвечающих требованиям к электронному образованию, а также повышающих эффективность обучения русскому языку как иностранному.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались такие методы исследования как: метод комплексного теоритического анализа изучаемого явления, метод моделирования, такие подходы как: когнитивный, психологингвистический, психосематический, системный, компететностный, интегрированный.
Научная новизна и практическая значимость статьи заключается в том, что результаты исследования позволят в дальнейшем разрабатывать онлайн-курсы для обучения русскому языку как иностранному, это будет способствовать решению ряда проблем в организации учебного процесса на подготовительных факультетах (отделениях), связанных с неравномерным началом обучения, а также в решении проблемы повышения уровня самостоятельности обучающихся в учебной деятельности.
Результаты исследования. Для создания эффективного онлайн-курса необходимо следовать принципам коммуникативного и компететностного подходов. Разработчикам методического сценария курсов следует учитывать содержание учебной программы дисциплины Русский язык как иностранный. Эффективным считается онлайн-курс, который направлен на формирование всех видов речевой деятельности, построенный с учётом коммуникативных потребностей учащихся.
Выводы. Эффективность онлайн-курса зависит от грамотно выстроенной структуры урока и обеспечения цикличности каждого модуля урока, то есть возможности возвращения к предыдущей части урока.
МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Цель исследования. Описание и анализ опыта апробации технологии обучения аудированию студентов гуманитарных специальностей в условиях аудиторного билингвизма.
Методология и методы. Методологическую основу исследования составили личностно-ориентированный, коммуникативный, деятельностный и междисциплинарный подходы. Применялись общенаучные и специальные методы: наблюдение, эксперимент, экспертное оценивание, анкетирование открытого типа.
Результаты. Обучение аудированию в предложенном формате позволило повысить уровень сформированности аудитивной компетенции у студентов экспериментальной группы. Значительно увеличилось количество студентов со средним (с 22% до 54,2%) и высоким (с 3,4% до 13,6%) уровнем развития аудитивной компетенции. Более чем в два раза уменьшилось количество студентов с низким уровнем, что существенно выше, чем в контрольной группе. У большинства участников эксперимента повысилась мотивации к изучению английского языка, сформировалась потребность регулярно смотреть англоязычные видеоматериалы.
Научная новизна и/или практическая значимость заключается в теоретико-методологическом обосновании педагогических условий реализации предложенной технологии, направленной на формирование аудитивной компетенции в условиях аудиторного билингвизма, а также её апробации на практике.
Выводы. Автор приходит к выводу, что данная технология обучения студентов гуманитарных направлений подготовки позволяет сформировать у них аудитивную компетенцию, обеспечивающую не только получение хорошего образования, карьерный рост, но успешную жизнь в современном информационном обществе. Применение данной технологии в учебном процессе может быть также рекомендовано и при обучении студентов технических и естественно-научных направлений подготовки.
Цель – разработать и описать структурную и функциональную модели формирования понятийного мышления у студентов вуза средствами категориальной системы социального воспитания.
Методы исследования. В качестве методов исследования используются теоретические методы (анализ, синтез, обобщение) и методы моделирования (структурного и функционального).
Теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые разработаны структурная и функциональная модели формирования понятийного мышления у студентов средствами педагогических категорий и понятий. Теоретическая значимость находит отражение в обобщении представлений о понятийном мышлении в современной психолого-педагогической науке. Практическая значимость заключается в том, что разработанные структурная и функциональная модели формирования понятийного мышления у студентов средствами категориальной системы социального воспитания готовы к внедрению в практику подготовки студентов направления «Психолого-педагогическое образование».
Результаты исследования. В ходе исследования показаны связи категорий социального воспитания и понятийного мышления в системе их функционирования. Разработанные структурная и функциональная модели формирования понятийного мышления у студентов средствами категориальной системы социального воспитания являются моделями искомого состояния объекта и моделями преобразования. Выявленные и описанные приёмы работы с категориями и понятиями обогащают педагогическую практику, а их использование позволяет более целенаправленно формировать понятийное мышление у обучающихся. В результате исследования удалось представить и описать структурную и функциональную модели формирования понятийного мышления у студентов вуза средствами категориальной системы социального воспитания.
Выводы. Проблема формирования понятийного мышления как профессионального остаётся сверхактуальной. В психолого-педагогической науке есть представление о формировании понятийного мышления как процессе длительном, сложном и многомерном. Структурная и функциональная модели выступают рабочими инструментами, демонстрирующими внутреннюю структуру построения процесса формирования понятийного мышления у студентов на основе и с помощью формирования мысленного образа и функционального назначения объекта исследования. По отношению к функциональной модели приёмы работы с категориями и понятиями дополняют познавательно-развивающий этап, а в структурной модели – методический компонент.
Цель. Выявить особенности экосистемного подхода в обучении иностранному языку студентов аэрокосмических специальностей как необходимого средства профессионального развития.
Методология и методы. В данной работе был использован доступный метод педагогического исследования в виде анкетирования, который позволил получить достоверную информацию и данные от непосредственных участников процесса обучения в университете.
Результаты. В результате исследования выявлено, какие области знаний, сформированные в процессе обучения в вузе, необходимы будущим специалистам аэрокосмической отрасли для дальнейшего продуктивного профессионального развития. Также выделены особенности экосистемного подхода в обучении иностранному языку студентов аэрокосмических специальностей, заключающиеся в формировании и развитии личностных характеристик, способствующих успешному функционированию будущего специалиста в предстоящей профессиональной деятельности.
Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость статьи заключается в выявлении особенностей экосистемного подхода к обучению иностранному языку студентов аэрокосмических специальностей в вузе, к которым относятся интенсификация учебного процесса, мобильность и индивидуализация обучения, обновление учебного материала и совместный способ обучения, способствующие проявлению активной позиции каждого субъекта и гармоничному существованию в условиях социальной и образовательной среды университета. Описанный в статье опыт выявления особенностей обучения иностранному языку студентов аэрокосмических специальностей в рамках экосистемного подхода может быть использован преподавателями иностранного языка для отбора материала при составлении учебных пособий, а также в практической работе со студентами технических специальностей.
Выводы. В контексте экосистемного подхода в обучении иностранному языку в вузе основное внимание акцентируется на учёте особенностей обучения специалистов аэрокосмического профиля, способствующих формированию будущего выпускника как конкурентоспособной личности во взаимосвязи с остальными участниками образовательного процесса.
Цель исследования заключается в определении влияния цифровой среды на академическую успеваемость студентов колледжа. В связи с тем, что в настоящее время происходят существенные изменения в области передачи и обработки информации, и XXI в. характеризуется стремительным развитием информационных технологий, где цифровизация проникает во все сферы жизни, то наблюдается стремительное развитие цифровой среды и в области образования. Вследствие чего поднимается актуальность темы исследования, касающаяся новых форм взаимодействия субъектов образовательного процесса, появления современных цифровых образовательных инструментов, их влияния на диагностику, показатели и результативность обучения. Кроме того, анализируется опыт исследователей, для которых феномен цифровизации образования представляет научный интерес.
Методология и методы. Теоретико-методологический анализ научной литературы, методика расчёта статистических показателей качества образования (успеваемости и качества знаний), метод сбора и накопления данных, сравнение, обобщение, наблюдение.
Результаты. Сравнительный анализ показателей успеваемости и качества знаний первого и второго семестра 2022–2023 учебного года среди студентов-первокурсников ГБПОУ «Политехнический колледж им. Н. Н. Годовикова» показал значительное повышение результатов в группе, где была проведена апробация авторского комплекса интерактивных занятий с использованием выборочных цифровых образовательных инструментов по общеобразовательной дисциплине «Математика» по сравнению с той группой, где данное воздействие не оказывалось.
Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость состоит в определении характера влияния цифровой среды на академическую успеваемость посредством разработки и апробации авторского комплекса интерактивных занятий с использованием цифровых образовательных инструментов по общеобразовательной дисциплине «Математика». Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в дальнейшей практической деятельности образовательных организаций, включённых в комплекс мер по повышению успеваемости на разных уровнях образования, а цифровые образовательные технологии, задействованные в исследовании, расширены и реализованы в других областях знаний.
Выводы. Проведённое исследование среди студентов технического профиля обучения показало, что внедрение в образовательный процесс экспериментальной группы разработанного комплекса интерактивных занятий по общеобразовательной дисциплине «Математика», включающего в себя такие цифровые образовательные инструменты, как образовательные платформы Learning Apps.org и Joyteka, методику использования маршрутных листов с включёнными в них QR-кодами, колесо-рандомайзер, положительно отразилось на результатах обучения. В экспериментальной группе прослеживается динамика в показателях успеваемости и качества знаний по сравнению с исходными результатами, а также с результатами, полученными в контрольной группе, где процесс обучения осуществлялся в традиционной форме. Таким образом, результаты исследования позволяют сделать вывод о положительном влиянии цифровой среды на академическую успеваемость студентов колледжа.
Цель. Подготовка будущих педагогов к инновационной деятельности – одно из важнейших направлений их профессионального образования в вузе. Настоящая статья посвящена проблеме теоретического обоснования программ такой подготовки. Её цель состоит в том, чтобы предложить теоретические основания для проектирования целей, содержания и технологий подготовки будущих педагогов как субъектов развития своей педагогической деятельности и профессионального саморазвития.
Процедура и методы. Методологической базой предложенного авторами способа обоснования программ подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности служил деятельностный подход к образованию. Такой подход предполагает, что для формирования у будущих педагогов способности критически анализировать свою педагогическую деятельность, выявлять её недостатки, находить и использовать возможности для её совершенствования должны создаваться условия, чтобы студенты осваивали способы инновационной деятельности, осуществляя эту деятельность и рефлексируя её. Методы исследования: критический анализ существующих подходов к разработке программ подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности, синтез разнопредметного научного знания.
Результаты. В статье предложено понимание инновационной деятельности педагога как объекта формирования, включая её предмет, задачи и строение. Критически проанализированы существующие понятия готовности педагогов к инновационной деятельности, предложено новое её понимание, и предложен способ теоретически обоснованного проектирования целей подготовки педагогов к инновационной деятельности. Предложен подход к проектированию содержания программ подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности. Предложен способ проектирования технологий подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности на основе теорий формирования умственных действий П. Я. Гальперина и В. В. Давыдова. Показаны алгоритмы построения образовательного процесса на основе этих теорий.
Теоретическая и/или практическая значимость. В статье по-новому раскрываются понятия подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности, их готовности к инновационной деятельности. Предложенные теоретические основания разработки программ подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности позволяют на основе синтеза разнопредметных знаний давать научно обоснованные ответы на следующие вопросы: «Чему учить?», «Как учить?» и «Что должно быть результатом обучения?». Реализация принципов деятельностного подхода к образованию и синтезированного комплекса разнопредметных понятий позволяет обеспечить разработку теоретически обоснованных программ подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности
Цель статьи – рассмотрение методического обоснования необходимости изучения цифровых сервисов будущими юристами-бакалаврами при подготовке к профессиональной деятельности.
Методология и методы исследования. Исследование опиралось на методологию системного подхода, компетентностного подхода, информационного подхода. В ходе исследования были использованы аналитический метод и метод интерпретации информации, проведены анализ и обобщение полученных результатов.
Результаты исследования. В статье представлены результаты анализа содержания дисциплин «Право интеллектуальной собственности», «Информационное право», «Информационные технологии в юридической деятельности», «Гражданский процесс», «Арбитражный процесс», «Предпринимательское право», «Исполнительное производство» в части изучения будущими юристами цифровых сервисов, необходимых им для овладения цифровыми компетенциями.
Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные результаты вносят вклад в улучшение образовательного процесса при подготовке юристов-бакалавров в части формирования содержания рабочих программ дисциплин юридической направленности. Практическую значимость исследования представляют предложенные к изучению цифровые сервисы в рамках дисциплин юридической направленности при подготовке юристов-бакалавров, позволяющие сформировать цифровые компетенции у будущих юристов.
Выводы. В содержание рабочих программ дисциплин юридической направленности при подготовке юристов-бакалавров должны быть включены темы по изучению существующих цифровых сервисов, необходимых будущему юристу для формирования навыков работы с цифровым пространством юридического сообщества.
ISSN 2949-4974 (Online)