Гуманитарная миссия научных школ в региональных вузах
https://doi.org/10.18384/2949-4974-2024-3-38-52
Аннотация
Цель статьи заключается в анализе гуманитарного потенциала научной школы как особой формы генерации научного знания на примере опыта Удмуртского государственного университета как классического регионального высшего учебного заведения.
Методологические подходы и методы исследования. Исследование опирается на концептуальные положения гуманистического, культурологического, аксиологического, человеко-центричного и системного подходов. Методами исследования выступали: анализ, синтез, обобщение, опрос.
Результаты исследования. Основной целью деятельности научных школ в региональном вузе является обучение научному творчеству. Показано, что гуманитарный и гуманистический потенциал высшей школы может быть расширен за счёт сочетания индивидуализации обучения с коллективным характером научно-исследовательской и проектной деятельности.
Научная новизна/теоретическая и/или практическая значимость. Рассмотрены основные функции и признаки научной школы, такие как: проведение научных исследований, создание и продвижение инновационного продукта, преемственность поколений, порождение научных идей, их распространение, подготовка молодых учёных. Обобщены основные современные подходы к содержанию понятия «научная школа». Представлен анализ деятельности научных школ регионального университета с точки зрения их корреляции со стратегиями гуманизации и гуманитаризации высшей школы.
Выводы. Системообразующим звеном в структуре любой научной школы является её лидер и основатель. Основной гуманитарный и гуманистический потенциал научных школ Удмуртского государственного университета как точек роста научного знания сосредоточен в подготовке кадров высшей квалификации посредством организации цикла аспирантских семинаров, проектной и научно-творческой деятельности. Полученные в ходе исследования результаты могут быть востребованы при организации деятельности научных школ разных направлений, при проведении сравнительного анализа научных сообществ разного типа.
Об авторе
М. Н. СираеваРоссия
Сираева Марина Наилевна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры лингвистического и лингводидактического сопровождения иноязычной профессиональной коммуникации
426034, г. Ижевск, ул. Университетская, д. 1
Список литературы
1. Белокрылова О. С. Вузовская наука: оценка результативности и приоритеты в организации // Россия: тенденции и перспективы. 2018. №2 (13). С. 814–817.
2. Бенин В. И., Жукова Е. Д. Педагогическая культурология в системе исследования образования // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.2023. №1 (67). Специальный выпуск. Ч. 2. С. 49–54.
3. Бычкова С. М., Тимошенко С. А. Подготовка кадров высшей квалификации в соответствии с профессиональными стандартами // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2018. №1. С. 144–152. DOI: https://doi.org/10.24411/2071-6435-2018-10011.
4. Воденко К. В. Академическое лидерство в контексте развития транспрофессиональной идентичности в условиях цифровизации и регионализации // Социальные и гуманитарные знания. 2022. Т. 8. №3. С. 300–309. DOI: https://doi.org/10.18255/2412-6519-2022-3-300-309.
5. Дольская О. А., Голозубов А. В., Городыская О. Н. Человек в современном мире: на пути к новой парадигме образования: монография. Харьков: Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт», 2016. 216 с.
6. Домрачева С. А., Кузнецова Л. В. Научная школа как инструмент развития инновационной деятельности современного вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2021. Т. 15. №3. С. 275–282. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2021-15-3-275-282.
7. Зиновьев Ф. В., Верна В. В. Опыт становления и развития научной школы // Экономика строительства и природопользования. 2021. №2 (79). С. 77–86. DOI: https://doi.org/10.37279/2519-4453-2021-2-77-86.
8. Иванова С. В. Научная школа: цели, преимущества и риски институционализации // Ценности и смыслы. 2022. №1 (77). С. 6–27. DOI: https://doi.org/10.24412/2071-6427-2022-1-6-27.
9. Красикова Т. Ю. Научная школа как точка роста научного знания // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. №1. С. 51–60.
10. Кудрявцев В. В., Чулкова Г. М. Роль научных школ в организации отечественной радиофизики // Управление наукой: теория и практика. 2020. Т. 2. №2. С. 150–177. DOI: https://doi.org/10.19181/smtp.2020.2.2.7.
11. Леушканова О. Ю., Уварина Н. В. Теоретико-методологические основы стратегии моделирования виртуальной среды непрерывного педагогического образования: монография. М.: Первое экономическое издательство, 2023. 124 с. DOI: https://doi.org/10.18334/9785912924774.
12. Маликова М. Г. Аксиологический подход в педагогике: современность и перспективы // Hominum. 2022. №2. С. 47–56.
13. Моргун А. Н., Эттингер А. П. Оценка деятельности научных школ при помощи бибилиометрического картирования // Методология и технология непрерывного профессионального образования. 2021. №1 (5). С. 38–53. DOI: https://doi.org/10.24075/MTCPE.2021.004.
14. Попов А. А. Ермаков С. В. Дидактика открытого образования: монография. М.: Национальный книжный центр, 2019. 252 с.
15. Русакова С. С., Шувалова Н. В., Гайнуллин Д. Е. Системный подход как направление методологии научного познания и социальной практики в педагогических исследованиях // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №71 (2). С. 315–318.
16. Серикова Л. В. Системный подход в современных педагогических исследованиях // Вестник Университета Российской академии образования. 2022. №3. С. 80–86. DOI: https://doi.org/10.24412/2072-5833-2022-3-80-86.
17. Сираева М. Н., Белокрылова Н. В., Сабитова Н. Г. Наука как призвание: методология научной школы профессора Трофимовой Г. С. // Вопросы методики преподавания в вузе. 2022. Т. 11. №4. С. 83–99. DOI: https://doi.org/10.57769/2227-8591.11.4.07.
18. Суханова Н. П. Научная школа в вузе: профессиональное становление исследователя // Наука и школа. 2020. №2. С. 39–45. DOI: https://doi.org/10.31862/1819-463X-2020-2-39-45.
19. Устюжанина Е. В., Евсюков С. Г., Петров А. Г. Научная школа как структурная единица научной деятельности. М.: Центральный экономико-математический институт РАН, 2011. 73 с.
20. Цибульникова В. Е Ценностно-ориентированный подход к формированию педагогического коллектива общеобразовательной организации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2022. №4. С. 6–17. DOI: https://doi.org/1018384/2310-7219-2022-4-6-17.
21. Чуркина Н. И. Культурологический подход: возможности и ограничения в педагогике // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2019. №2 (23). С. 145–147.
22. Шипилина Л. А. Аксиологические ориентиры исследования проблем подготовки педагогов в вузе в диссертациях по педагогике // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10. №4. С. 11. DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-4-11.
23. Ярошевский М. Г. Логика развития науки и научная школа // Школы в науке / под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского, Г. Кребера, Г. Штейнера. М.: Наука, 1977. С. 7–97.
24. Ясвин В. А. Технология средового проектирования в образовании // Социально-политические исследования. 2020. №1 (6). С. 74–93. DOI: https://doi.org/10.20323/2658-428Х-2020-1-6-74-93.
25. Afonja S., Salmon D. G., Quailey S. I., Lambert W. M. Postdocs’ advice on pursuing a research career in academia: A qualitative analysis of free-text survey responses // PLoS ONE. 2021. №16 (5). URL: https://journals.plos.org (дата обращения: 10.10.23). DOI: https://doi.org/110.1371/journal.pone.0250662.
26. Chatsea V. E. Recommendations for young researchers on how to better advance their scientific career: A systematic review // Population Medicine. 2022. №4. URL: https://www.populationmedicine.eu (дата обращения: 10.10.23). DOI: https://doi.org/10.18332/popmed/152571.
27. Clark J. R. Challenges facing young scientists in academia and industry in the United States from the lens of a millennial academic // Chemistry Europe. 2020. №26. Iss. 68. P. 15759–15762. DOI: https://doi.org/10.1002/chem.202002665.
28. Coulic V., Kempeneers J., Messe Y. Some considerations about training and education of young scientists // Journal of Pancreas and Advanced Research. 2019. №1. P. 2–6.
29. Figg W. D, Dunn L, Liewehr D. J. Scientific collaboration results in higher citation rates of published articles // Pharmacotherapy. 2006. №26 (6). P. 759–767. DOI https://doi.org/10.1592/phco.26.6.759.
30. Hussein M. M. Effects of synchronized and asynchronized e-feedback interactions on academic writing, achievement motivation and critical thinking // Knowledge Management & E-Learning. 2021. №13-12. P. 290–315. DOI: https://doi.org/10.34105/j.kmel.2021.13.016.
31. Kubisch S., Parth S., Deisenrieder V. From transdisciplinary research to transdisciplinary education – the role of schools in contributing to community well-being and sustainable development // Sustainability. 2021. №13 (306). P. 2–13. DOI: https://doi.org/10.3390/su13010306.
32. Lee S., Bozeman B. The impact of research collaboration on scientific productivity // Social Studies of Science. 2005. №35 (5). P. 673–702. DOI: https://doi.org/10.1177/0306312705052359.
33. Pifarré M. Using interactive technologies to promote a dialogic space for creating collaboratively: A study in secondary education // Thinking Skills and Creativity. 2019. №32. URL: https://www.semanticscholar.org (дата обращения: 10.10.23).
34. Porras-Chaverri Mariela A. Didactic experiences for scientific research training of young scientists at the University of Costa Rica´s computational medical Physics Lab // Educación. 2022. Vol. 46. №1. P. 443–458. DOI: http://dx.doi.org/10.15517/revedu.v46i1.43547.
35. Sun M., Wang M., Wegerif R. How do students generate ideas together in scientific creativity tasks through computer-based mind mapping? // Computers & Education. 2021. №176 (7). URL: https://ouci.dntb.gov.ua/en/works/4KygbKg9 (дата обращения: 10.10.23). DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2021.104359.