Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Гуманитарная миссия научных школ в региональных вузах

https://doi.org/10.18384/2949-4974-2024-3-38-52

Аннотация

Цель статьи заключается в анализе гуманитарного потенциала научной школы как особой формы генерации научного знания на примере опыта Удмуртского государственного университета как классического регионального высшего учебного заведения.

 Методологические подходы и методы исследования. Исследование опирается на концептуальные положения гуманистического, культурологического, аксиологического, человеко-центричного и системного подходов. Методами исследования выступали: анализ, синтез, обобщение, опрос.

Результаты исследования. Основной целью деятельности научных школ в региональном вузе является обучение научному творчеству. Показано, что гуманитарный и гуманистический потенциал высшей школы может быть расширен за счёт сочетания индивидуализации обучения с коллективным характером научно-исследовательской и проектной деятельности.

Научная новизна/теоретическая и/или практическая значимость. Рассмотрены основные функции и признаки научной школы, такие как: проведение научных исследований, создание и продвижение инновационного продукта, преемственность поколений, порождение научных идей, их распространение, подготовка молодых учёных. Обобщены основные современные подходы к содержанию понятия «научная школа». Представлен анализ деятельности научных школ регионального университета с точки зрения их корреляции со стратегиями гуманизации и гуманитаризации высшей школы.

Выводы. Системообразующим звеном в структуре любой научной школы является её лидер и основатель. Основной гуманитарный и гуманистический потенциал научных школ Удмуртского государственного университета как точек роста научного знания сосредоточен в подготовке кадров высшей квалификации посредством организации цикла аспирантских семинаров, проектной и научно-творческой деятельности. Полученные в ходе исследования результаты могут быть востребованы при организации деятельности научных школ разных направлений, при проведении сравнительного анализа научных сообществ разного типа.

Об авторе

М. Н. Сираева
Удмуртский государственный университет
Россия

Сираева Марина Наилевна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры лингвистического и лингводидактического сопровождения иноязычной профессиональной коммуникации 

426034, г. Ижевск, ул. Университетская, д. 1



Список литературы

1. Белокрылова О. С. Вузовская наука: оценка результативности и приоритеты в организации // Россия: тенденции и перспективы. 2018. №2 (13). С. 814–817.

2. Бенин В. И., Жукова Е. Д. Педагогическая культурология в системе исследования образования // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.2023. №1 (67). Специальный выпуск. Ч. 2. С. 49–54.

3. Бычкова С. М., Тимошенко С. А. Подготовка кадров высшей квалификации в соответствии с профессиональными стандартами // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2018. №1. С. 144–152. DOI: https://doi.org/10.24411/2071-6435-2018-10011.

4. Воденко К. В. Академическое лидерство в контексте развития транспрофессиональной идентичности в условиях цифровизации и регионализации // Социальные и гуманитарные знания. 2022. Т. 8. №3. С. 300–309. DOI: https://doi.org/10.18255/2412-6519-2022-3-300-309.

5. Дольская О. А., Голозубов А. В., Городыская О. Н. Человек в современном мире: на пути к новой парадигме образования: монография. Харьков: Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт», 2016. 216 с.

6. Домрачева С. А., Кузнецова Л. В. Научная школа как инструмент развития инновационной деятельности современного вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2021. Т. 15. №3. С. 275–282. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2021-15-3-275-282.

7. Зиновьев Ф. В., Верна В. В. Опыт становления и развития научной школы // Экономика строительства и природопользования. 2021. №2 (79). С. 77–86. DOI: https://doi.org/10.37279/2519-4453-2021-2-77-86.

8. Иванова С. В. Научная школа: цели, преимущества и риски институционализации // Ценности и смыслы. 2022. №1 (77). С. 6–27. DOI: https://doi.org/10.24412/2071-6427-2022-1-6-27.

9. Красикова Т. Ю. Научная школа как точка роста научного знания // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. №1. С. 51–60.

10. Кудрявцев В. В., Чулкова Г. М. Роль научных школ в организации отечественной радиофизики // Управление наукой: теория и практика. 2020. Т. 2. №2. С. 150–177. DOI: https://doi.org/10.19181/smtp.2020.2.2.7.

11. Леушканова О. Ю., Уварина Н. В. Теоретико-методологические основы стратегии моделирования виртуальной среды непрерывного педагогического образования: монография. М.: Первое экономическое издательство, 2023. 124 с. DOI: https://doi.org/10.18334/9785912924774.

12. Маликова М. Г. Аксиологический подход в педагогике: современность и перспективы // Hominum. 2022. №2. С. 47–56.

13. Моргун А. Н., Эттингер А. П. Оценка деятельности научных школ при помощи бибилиометрического картирования // Методология и технология непрерывного профессионального образования. 2021. №1 (5). С. 38–53. DOI: https://doi.org/10.24075/MTCPE.2021.004.

14. Попов А. А. Ермаков С. В. Дидактика открытого образования: монография. М.: Национальный книжный центр, 2019. 252 с.

15. Русакова С. С., Шувалова Н. В., Гайнуллин Д. Е. Системный подход как направление методологии научного познания и социальной практики в педагогических исследованиях // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №71 (2). С. 315–318.

16. Серикова Л. В. Системный подход в современных педагогических исследованиях // Вестник Университета Российской академии образования. 2022. №3. С. 80–86. DOI: https://doi.org/10.24412/2072-5833-2022-3-80-86.

17. Сираева М. Н., Белокрылова Н. В., Сабитова Н. Г. Наука как призвание: методология научной школы профессора Трофимовой Г. С. // Вопросы методики преподавания в вузе. 2022. Т. 11. №4. С. 83–99. DOI: https://doi.org/10.57769/2227-8591.11.4.07.

18. Суханова Н. П. Научная школа в вузе: профессиональное становление исследователя // Наука и школа. 2020. №2. С. 39–45. DOI: https://doi.org/10.31862/1819-463X-2020-2-39-45.

19. Устюжанина Е. В., Евсюков С. Г., Петров А. Г. Научная школа как структурная единица научной деятельности. М.: Центральный экономико-математический институт РАН, 2011. 73 с.

20. Цибульникова В. Е Ценностно-ориентированный подход к формированию педагогического коллектива общеобразовательной организации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2022. №4. С. 6–17. DOI: https://doi.org/1018384/2310-7219-2022-4-6-17.

21. Чуркина Н. И. Культурологический подход: возможности и ограничения в педагогике // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2019. №2 (23). С. 145–147.

22. Шипилина Л. А. Аксиологические ориентиры исследования проблем подготовки педагогов в вузе в диссертациях по педагогике // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10. №4. С. 11. DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-4-11.

23. Ярошевский М. Г. Логика развития науки и научная школа // Школы в науке / под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского, Г. Кребера, Г. Штейнера. М.: Наука, 1977. С. 7–97.

24. Ясвин В. А. Технология средового проектирования в образовании // Социально-политические исследования. 2020. №1 (6). С. 74–93. DOI: https://doi.org/10.20323/2658-428Х-2020-1-6-74-93.

25. Afonja S., Salmon D. G., Quailey S. I., Lambert W. M. Postdocs’ advice on pursuing a research career in academia: A qualitative analysis of free-text survey responses // PLoS ONE. 2021. №16 (5). URL: https://journals.plos.org (дата обращения: 10.10.23). DOI: https://doi.org/110.1371/journal.pone.0250662.

26. Chatsea V. E. Recommendations for young researchers on how to better advance their scientific career: A systematic review // Population Medicine. 2022. №4. URL: https://www.populationmedicine.eu (дата обращения: 10.10.23). DOI: https://doi.org/10.18332/popmed/152571.

27. Clark J. R. Challenges facing young scientists in academia and industry in the United States from the lens of a millennial academic // Chemistry Europe. 2020. №26. Iss. 68. P. 15759–15762. DOI: https://doi.org/10.1002/chem.202002665.

28. Coulic V., Kempeneers J., Messe Y. Some considerations about training and education of young scientists // Journal of Pancreas and Advanced Research. 2019. №1. P. 2–6.

29. Figg W. D, Dunn L, Liewehr D. J. Scientific collaboration results in higher citation rates of published articles // Pharmacotherapy. 2006. №26 (6). P. 759–767. DOI https://doi.org/10.1592/phco.26.6.759.

30. Hussein M. M. Effects of synchronized and asynchronized e-feedback interactions on academic writing, achievement motivation and critical thinking // Knowledge Management & E-Learning. 2021. №13-12. P. 290–315. DOI: https://doi.org/10.34105/j.kmel.2021.13.016.

31. Kubisch S., Parth S., Deisenrieder V. From transdisciplinary research to transdisciplinary education – the role of schools in contributing to community well-being and sustainable development // Sustainability. 2021. №13 (306). P. 2–13. DOI: https://doi.org/10.3390/su13010306.

32. Lee S., Bozeman B. The impact of research collaboration on scientific productivity // Social Studies of Science. 2005. №35 (5). P. 673–702. DOI: https://doi.org/10.1177/0306312705052359.

33. Pifarré M. Using interactive technologies to promote a dialogic space for creating collaboratively: A study in secondary education // Thinking Skills and Creativity. 2019. №32. URL: https://www.semanticscholar.org (дата обращения: 10.10.23).

34. Porras-Chaverri Mariela A. Didactic experiences for scientific research training of young scientists at the University of Costa Rica´s computational medical Physics Lab // Educación. 2022. Vol. 46. №1. P. 443–458. DOI: http://dx.doi.org/10.15517/revedu.v46i1.43547.

35. Sun M., Wang M., Wegerif R. How do students generate ideas together in scientific creativity tasks through computer-based mind mapping? // Computers & Education. 2021. №176 (7). URL: https://ouci.dntb.gov.ua/en/works/4KygbKg9 (дата обращения: 10.10.23). DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2021.104359.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 69


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)