Влияние цифровой среды на академическую успеваемость студентов
https://doi.org/10.18384/2949-4974-2024-3-150-163
Аннотация
Цель исследования заключается в определении влияния цифровой среды на академическую успеваемость студентов колледжа. В связи с тем, что в настоящее время происходят существенные изменения в области передачи и обработки информации, и XXI в. характеризуется стремительным развитием информационных технологий, где цифровизация проникает во все сферы жизни, то наблюдается стремительное развитие цифровой среды и в области образования. Вследствие чего поднимается актуальность темы исследования, касающаяся новых форм взаимодействия субъектов образовательного процесса, появления современных цифровых образовательных инструментов, их влияния на диагностику, показатели и результативность обучения. Кроме того, анализируется опыт исследователей, для которых феномен цифровизации образования представляет научный интерес.
Методология и методы. Теоретико-методологический анализ научной литературы, методика расчёта статистических показателей качества образования (успеваемости и качества знаний), метод сбора и накопления данных, сравнение, обобщение, наблюдение.
Результаты. Сравнительный анализ показателей успеваемости и качества знаний первого и второго семестра 2022–2023 учебного года среди студентов-первокурсников ГБПОУ «Политехнический колледж им. Н. Н. Годовикова» показал значительное повышение результатов в группе, где была проведена апробация авторского комплекса интерактивных занятий с использованием выборочных цифровых образовательных инструментов по общеобразовательной дисциплине «Математика» по сравнению с той группой, где данное воздействие не оказывалось.
Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость состоит в определении характера влияния цифровой среды на академическую успеваемость посредством разработки и апробации авторского комплекса интерактивных занятий с использованием цифровых образовательных инструментов по общеобразовательной дисциплине «Математика». Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в дальнейшей практической деятельности образовательных организаций, включённых в комплекс мер по повышению успеваемости на разных уровнях образования, а цифровые образовательные технологии, задействованные в исследовании, расширены и реализованы в других областях знаний.
Выводы. Проведённое исследование среди студентов технического профиля обучения показало, что внедрение в образовательный процесс экспериментальной группы разработанного комплекса интерактивных занятий по общеобразовательной дисциплине «Математика», включающего в себя такие цифровые образовательные инструменты, как образовательные платформы Learning Apps.org и Joyteka, методику использования маршрутных листов с включёнными в них QR-кодами, колесо-рандомайзер, положительно отразилось на результатах обучения. В экспериментальной группе прослеживается динамика в показателях успеваемости и качества знаний по сравнению с исходными результатами, а также с результатами, полученными в контрольной группе, где процесс обучения осуществлялся в традиционной форме. Таким образом, результаты исследования позволяют сделать вывод о положительном влиянии цифровой среды на академическую успеваемость студентов колледжа.
Об авторах
Е. И. ГрачеваРоссия
Грачева Екатерина Ивановна – аспирант кафедры педагогики и современных образовательных технологий
105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А, стр. 2
И. А. Тютькова
Россия
Тютькова Ирина Анатольевна – доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и современных образовательных технологий
105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А, стр. 2
Список литературы
1. Бибалова С. А., Леонтьева А. В. Анализ опыта перехода на дистанционное обучение в системе вузовской подготовки в период пандемии (на примере ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет» и ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет») // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021. Т. 13. № 4. С. 59-68.
2. Бурукина О. А. Формирование профессиональной коммуникативной личности в условиях цифровой среды / Образование и педагогика: современные тренды: монография / редкол.: Ж. В. Мурзина, О. Л. Богатырева. Чебоксары: ИД «Среда». 2020. С. 7-25.
3. Воробьева М. С., Павлова Е. А., Плотоненко Ю. А. Развитие информационной компетентности студентов в информационном пространстве вуза // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2020. № 4. С. 32-35.
4. Захарова И. Г., Карпов М. Г., Лобунцов Д. С. Информационно-аналитическая поддержка управления образовательным процессом с использованием данных цифрового следа студента // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании. Материалы IV Международной научной конференции. В двух частях. Красноярск. 2020. С. 104-108.
5. Костина С. Н., Новикова О. Н. Как старшие подростки оценивают влияние цифровых технологий на учебную деятельность? // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2023. № 74. С. 190–205.
6. Кущева Н. Б., Терехова В. И. Современная цифровая образовательная среда в высшем образовании России // Проблемы современной экономики. 2018. №. 1 (65). С. 191-194.
7. Лазуренко С. Б. Коррекционно-педагогические технологии как средство профилактики школьной неуспешности обучающихся // Проблемы школьной неуспешности детей и пути ее преодоления. Книга для учителя / авт.-сост. В. С. Басюк. – Москва: Просвещение. 2024. С. 262-277, [2] c.: ил. – (Педагогический нон-фикшн).
8. Лобачева Г. В., Васин А. Н., Изнаиров Б. М. Электронный личный кабинет преподавателя, как инструмент управления образовательным процессом // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 2 (114). С. 116-125.
9. Микляева А. В., Безгодова С. А. Академическая успеваемость школьников с разным опытом цифровой социализации // Развитие личности в условиях цифровизации образования: от начальной к высшей школе. Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, приуроченной к 45-летию подготовки педагогических кадров для начальной школы в Елецком государственном университете им. И. А. Бунина. Елец, 15–16 октября 2020 года. Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина. 2020. С. 167–172.
10. Мозговенко А. А. Цифровизация образования: проблемы и возможности / А. А. Мозговенко, А. В. Найдыш, Е. А. Окулова // Университетская наука. 2023. № 1(15). С. 186-189.
11. Разварина И. Н., Калачикова О. Н. Информационно-коммуникационные технологии. Влияние на познавательные процессы школьников // Society and Security Insights. 2020. Том 3. № 4. С. 148–163.
12. Родионова А. В. Модели организации образовательного процесса в цифровой образовательной среде Методические рекомендации по формированию цифровой образовательной среды в образовательной организации / Сост.: Смирнова Е. Н. СПб: ГБУ ДПО «СПбЦОКОиИТ», 2022. С. 53-56.
13. Ростовцева П. П., Гусева Н. В. Развитие творческого потенциала будущих экономистов с помощью современных технологий. Мир науки, культуры, образования 2021. № 1 (86). С. 316 – 318.
14. Смирнова Е. Н., Артемова Е. В. Методические рекомендации по организации образовательных мероприятий в цифровой образовательной среде // Методические рекомендации по формированию цифровой образовательной среды в образовательной организации / Сост.: Смирнова Е. Н. СПб: ГБУ ДПО «СПбЦОКОиИТ». 2022. С. 48-53.
15. Танцура Т. А. Особенности профессиональной деятельности педагога в условиях цифровой образовательной среды // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 4(89). С. 90-92.
16. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования [Текст] / А. Ю. Уваров, Э. Гейбл, И. В. Дворецкая и др.; под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. 2019. 343 с.
17. Якиманская И. С. Основы личностно ориентированного образования / И. С. Якиманская. М.: Лаборатория знаний, 2015. 220 с.
18. Якунин Ю. Ю., Погребников А. К. Персональная образовательная среда в системе управления институтом // Информатика и образование. 2017. №2. С. 55-60.
19. Arnold R. Natur als Vorbild. Selbstorganisation als Modell der Pädagogik. Frankfurt / Mail: VAS-Verlag für akademische Schriften. 1993.
20. Gunnars F. A large-scale systematic review relating behaviorism to research of digital technology in primary education // Computers and Education Open. 2021. № 2. Art. 100058.