Организация исследовательских экскурсий по математике для школьников (на примере инженерно-технических конструкций В. Г. Шухова в г. Москве)
https://doi.org/10.18384/2949-4974-2024-3-95-104
Аннотация
Цель. Содержательно охарактеризовать специфику организации и на примере инженерно-технических конструкций В. Г. Шухова в г. Москве, продемонстрировать методические особенности проведения исследовательской экскурсии по математике для школьников.
Методология и методы. На основании теоретического анализа и обобщения существующих подходов к трактовке и типологизации экскурсионного метода расширены представления об особенностях организации со школьниками исследовательских экскурсий по математике в городском пространстве. На примере инженерно-технических конструкций г. Москвы, построенных под руководством В. Г. Шухова, приведены методические рекомендации по организации городских исследовательских экскурсий по математике.
Результаты. Доопределены и расширены границы применимости городской исследовательской экскурсии для школьников, исходя из предметной ориентации проводящего экскурсию учителя математики. На примере инженерно-технических конструкций В. Г. Шухова в г. Москве продемонстрированы методические особенности организации и проведения исследовательских экскурсий на уроках и во внеурочной деятельности по математике.
Теоретическая и/или практическая значимость. Инженерно-технические конструкции г. Москвы, построенные под руководством В. Г. Шухова, обобщены и дидактически адаптированы для подростков в «Шуховской инженерной тетради». Дополненная методическими особенностями организации городских исследовательских экскурсий по математике разработанная методика может быть применима в современной системе основного и дополнительного образования школьников.
Выводы. Городская исследовательская экскурсия по математике – это не только форма организованного учебного занятия, направленного на усвоение обучающимися методологии исследовательского поиска и наглядно демонстрирующее практическое приложение математических знаний. Наполнение содержания экскурсий специально подготовленными подкастами об истории инженерно-технических конструкций Москвы расширяет границы применимости городской исследовательской экскурсии, превращая её и в важное воспитательное мероприятие, формирующее у современных школьников уважение к российскому научно-инженерному наследию, достигаемому за счёт включения эмоционально-чувственного компонента обучающихся «от знакомого к незнакомому» при исследовании ранее известных им городских объектов. Взаимодействие педагога и обучающихся, построенное в форме диалога, способствует формированию у современных подростков чувства гордости за В. Г. Шухова и других выдающихся представителей российской научной инженерной школы, объединяющих математические знания, технические навыки с чувством преданного служения своему Отечеству.
Ключевые слова
Об авторах
О. А. СтоляроваРоссия
Столярова Ольга Александровна – аспирант департамента педагогики Института педагогики и психологии образования; учитель математики
129226 г. Москва, 2-ой Сельскохозяйственный проезд, д. 4, к. 1
194358, г. Санкт-Петербург, ул. Есенина, д. 34 корп. 2 литера А
Я. Н. Носикова
Россия
Носикова Яна Николаевна – соискатель департамента педагогики Института педагогики и психологии образования; учитель начальных
классов
129226 г. Москва, 2-ой Сельскохозяйственный проезд, д. 4, к. 1
Школа №1538, 125464, г. Москва, Новотушинский проезд, д. 8, корп. 2
Л. Е. Осипенко
Россия
Осипенко Людмила Евгеньевна – доктор педагогических наук, профессор департамента педагогики Института педагогики и психологии образования
129226 г. Москва, 2-ой Сельскохозяйственный проезд, д. 4, к. 1
Список литературы
1. Авдеева, Е.В. Экологизация содержания образования как составляющая проблемы непрерывного экологического образования / Е. В. Авдеева, Н. Ю. Штрекер // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 74–1. – С. 10–13.
2. Аверкиева, А.А. Экскурсионный метод обучения: опыт применения в советской школе 1920-х гг. И актуальность в современном образовательном пространстве / А. А. Аверкиева // Вопросы педагогики. – 2021. – № 2-1. – С. 9–13.
3. Артамонова Е.И. Отношение классного руководителя к воспитательной работе с обучающимися в общеобразовательной организации / Е. И. Артамонова, А.Г. Агаджанян // Педагогическое образование и наука. – 2023. - №5. – С. 18–26.
4. Герд, В.А. Экскурсионное дело. – Л.; Москва, 1928. – 120 с.
5. Горбунова, Н.В. Реализация идей ноосферной педагогики В.И. Вернадского в подготовке современных специалистов / Н. В. Горбунова // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 71–2. – С. 110–113.
6. Даренская, В.Н. Экзистенциальный образ России в культурологической концепции Д.С. Лихачева / В. Н. Даренская // Наука. Искусство. Культура. – 2019. – № 2(22). – С. 62–69.
7. Жанбурбаева, А.М. Структура учебно-исследовательской деятельности / А. М. Жанбурбаева // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 4(83). – С. 234–235.
8. Коробкова, Е.Н. Город как образовательный ресурс / Е. Н. Коробкова // Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. – 2019. – № 3(45). – С. 13–21.
9. Маслова, С.В. Математическая составляющая компетентностного обучения / С. В. Маслова, Л. И. Боженкова, Т. А. Иванова // Практико-ориентированный подход в условиях трансформации образования. – Саранск: Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, 2022. – С. 2.
10. Мурашко, Е. А. Проектирование персональной образовательной среды (на примере преподавания музейной педагогики) / Е. А. Мурашко // Философско-педагогические проблемы непрерывного образования : Сборник научных статей IV Международной научно-практической конференции , Могилёв, 23–24 апреля 2020 года / Под редакцией М. И. Вишневского, Е. И. Снопковой. – Могилёв: Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова, 2020.
11. Новрузова, Г.С. Системный подход, моделирование и имитационное моделирование как основа образовательных технологий / Г. С. Новрузова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2020. – Т. 12, № 3. – С. 120–131.
12. Пермякова, М.Ю. О гуманизации предмета «математика» / М. Ю. Пермякова // Теоретические и прикладные аспекты в области гуманитарных наук: Материалы V Международной научно-практической конференции, Ростов–на–Дону, 28 апреля 2023 года. – Ростов-на-Дону: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "Манускрипт", 2023. – С. 169–171.
13. Райков, Б. Е. Методика и техника экскурсий. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. ; Л. : ГИЗ, 1930. – 114 с.
14. Резвухина, А.И. Путешествие во времени: экскурсия-игра как метод передачи культурной памяти / А. И. Резвухина // Studia Culturae. – 2021. – № 48. – С. 108–123.
15. Салькова, А.В. Теоретический анализ педагогического опыта включения музейной среды в систему художественного воспитания дошкольников / А. В. Салькова // Общество: социология, психология, педагогика. – 2021. – № 3(83). – С. 138–142.
16. Сластенин В.А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – Москва: Академия, 2002. – 576 с.
17. Столяров, Б. А. Музей и образование: новые векторы развития / Б. А. Столяров // Герценовские чтения. Художественное образование ребёнка: стратегии будущего: Материалы VII Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 05 марта 2021 года. Том 7. Выпуск 1. – Санкт-Петербург: ООО "Издательство ВВМ", 2021. – С. 82–98.
18. Чалова, О.Ю. Диагностика наблюдательности у младших школьников в ходе проведения экскурсии в природу / О. Ю. Чалова // Известия института педагогики и психологии образования. – 2019. – № 4. – С. 149–151.
19. Юмашева, М.Д. Жизнь и научно-методическое наследие Н.П. Анциферова / М. Д. Юмашева // Вопросы культурологии. – 2022. – № 8. – С. 666–684.
20. Ягодовская, И.В. История становления и развития экскурсионного метода в Российском образовании: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01/ Ягодовская Ирина Владимировна. – М., 2007. – 150 с. – Библиогр: С. 116–133.
21. Murygina,S.I. The problem of project and research activities in pedagogy Modern School of Russia. Modernization Issues. 2021. № 8-1 (37). С. 124-127.
22. Kariyev,A.D., Fishman, B.E., Agranovich, Ye.N., Fokina, O.A., Ageyeva, L.Ye., Krezhevskikh, O.V.Development of primary school teachers` skills to accompany pupils in projects and research Perspectives of Science and Education. 2022. № 2 (56). С. 590-607.