Сущность культурно-просветительской деятельности и опыт подготовки лекций в современных условиях
https://doi.org/10.18384/2949-4974-2024-3-30-37
Аннотация
Цель статьи. Обоснование сущности культурно-просветительской деятельности и методики подготовки просветительской лекции как основной формы её реализации для широких слоёв населения.
Методология и методы исследования. Анализ нормативно-правовых документов и научных источников, обобщение и систематизация накопленных теоретических взглядов, анализ опыта практической деятельности, проведённых на основе системно-деятельностного подхода.
Результаты. Проведённый теоретический анализ показал недостаточную разработанность сущности понятия «культурно-просветительская деятельность», её методического обеспечения. Востребованность и значимость данного вида деятельности задают вектор разработки и апробации совокупности методов, обеспечивающих её результативность.
Теоретическая и/или практическая значимость. Уточнено понятие «культурно-просветительская деятельность», обоснована методика подготовки просветительских лекций. Представленные материалы определяют возможность трансляции опыта подготовки и проведения просветительских лекций в деятельности учреждений образования и культуры, научных организаций
Об авторе
О. А. МилькевичРоссия
Милькевич Оксана Анатольевна – доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами; профессор кафедры психологии и педагогической антропологии
125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8
119034, г. Москва, ул. Остоженка, д. 38, стр. 1
Список литературы
1. Асоян Ю. А. «Сумерки просвещения»: как в России просвещение было переименовано в культуру // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2009. №15. С. 11–24.
2. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность. М.: Московский государственный институт культуры, 2004. 539 с.
3. Киселева Э. М. Развитие готовности к культурно-просветительской деятельности бакалавров педагогического образования // Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие: коллективная монография по материалам X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / 27–28 октября 2021 года. Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2021. С. 151–156.
4. Литовкин Е. В. Развитие культурно-просветительной работы России послевоенного периода: теоретико-методологические и историко-педагогические аспекты: дисс. … д-ра пед. наук. М., 2004. 527 с.
5. Милькевич О. А. Сохранение ценности крепкой семьи средствами культурно-просветительской деятельности // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. №6 (83). URL: https://scipress.ru (дата обращения: 28.06.2023).
6. Попова В. И. Культурно-просветительская деятельность как важнейшая составляющая внеаудиторной деятельности студента // Мир науки, культуры, образования. 2016. №1 (56). С. 79–80.
7. Триодин В. Е. История и теория социально-культурной деятельности. Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского гуманитарного университета, 2000. 248 с.
8. Уткин А. В. Просветительская миссия учителя в трудах общественных деятелей России середины XIX века // Гуманизация образования: Научный журнал. 2009. №7. С. 8–9.
9. Шарковская Н. В. Технологии культурно-просветительской деятельности: уровни и критерии выбора // Культура: теория и практика. 2023. №2 (53). С. 13–18.
10. Щенина О. Г. «Новое Просвещение» как политический проект в сетевом обществе // Вестник Московского государственного областного университета. 2021. №4. С. 146–155. DOI 10.18384/2224-0209-2021-4-1091.
11. Яровенко Т. В. Культурно-просветительская деятельность как аспект подготовки бакалавра в педагогическом вузе // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2019. №1 (22). С. 148–150.