Основы создания урока в рамках онлайн-курса «Элементарно.Ру»
https://doi.org/10.18384/2949-4974-2024-3-81-94
Аннотация
Актуальность. В статье рассмотрены принципы создания онлайн-курса по русскому языку как иностранному для формирования уровня А1, разработка которых является необходимой для университетов, имеющих подготовительные факультеты для иностранных слушателей, согласно рекомендациям Министерства образования Российской Федерации.
Цель исследования состоит в характеристике теоретико-методических основ создания урока на основе материалов онлайн-курса «Элементарно.РУ».
Методология и методы исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие подходы и методы исследования. Подходы: когнитивный (учёт учебных стратегий представителей поколения Z при изучении иностранного языка в процессе разработки и по[1]дачи заданий и упражнений курса), психолингвистический (учёт психологических особенностей обучения речевой деятельности на иностранном языке представителей поколения Z при разработке онлайн-курса), системный (представление единой структуры урока онлайн-курса), компететностный (описание работы, направленной на формирование языковой и коммуникативной компетенции с помощью онлайн-курса). Методы: 1) метод комплексного теоретического анализа изучаемого явления (анализ публикаций о представленном явлении, описание понятийного аппарата, который лежит в основе данного исследования); 2) метод моделирования (схематичное представление структуры типового урока онлайн-курса, его цикличности), 3) интегрированный метод (анализ эффективности включения онлайн-курса в учебный процесс).
Теоретическая и/или практическая значимость статьи заключается в комплексном анализе урока онлайн-курса по РКИ и описании его алгоритма (уровень А1–А2). Результаты исследования вносят вклад в вопрос разработки и систематизации учебных материалов по РКИ в цифровом формате. Описанный практический опыт создания онлайн-курса на данной основе может быть применён при дальнейшей разработке цифровых ресурсов по обучению РКИ.
Результаты исследования. Для создания эффективного онлайн-курса необходимо следовать принципам коммуникативного и компететностного подходов. Разработчикам методического сценария курсов следует учитывать содержание учебной программы дисциплины «Русский язык как иностранный». Эффективным считается онлайн-курс, который направлен на формирование всех видов речевой деятельности, построенный с учётом коммуникативных потребностей обучающихся.
Выводы. Эффективность онлайн-курса зависит от грамотно выстроенной структуры урока и обеспечения цикличности каждого модуля урока, то есть возможности возвращения к предыдущей части урока
Об авторах
Е. С. ОвсийРоссия
Овсий Екатерина Сергеевна – аспирант кафедры русского языка и методики его преподавания педагог дополнительного образования Подготовительного факультета Финансового университета
117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6
125167, Москва, пр-т Ленинградский, д. 49/2
С. А. Дерябина
Россия
Дерябина Светлана Александровна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания
117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6
Список литературы
1. Долгова Т. В. Смешанное обучение – инновация XXI века // Интерактивное образование. 2017.№5. С. 2–9.
2. Дудина О. В., Горбунова Т. В. Цифровая грамотность будущих педагогов-психологов // Современные проблемы науки и образования. 2022. №5. URL: https://science-education.ru (дата обращения: 22.12.2023).
3. Дьякова Т. А., Хворова Л. Е. Онлайн-урок русского языка как иностранного в условиях цифровой трансформации педагогической деятельности // Русистика. 2020. Т. 18. №2. С. 209–219.
4. Глебенко Л. Ю. Роль гибридных образовательных технологий в обучении иностранным языкам // Вестник Пензенского государственного университета им. Шолом-Алейхема. 2021. №3 (44). С. 133–143.
5. Гречушкина Н. В. Онлайн-курс: определение и классификация // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. №6. С. 125–134.
6. Гужеля Д. Ю. Дистанционное методическое сопровождение обучения русскому языку как иностранному в иноязычной среде (на примере арабских стран): дисс. … канд. пед. наук. М., 2019. 289 с.
7. Куриленко В. Б., Бирюкова Ю. Н., Марьянович Д. Дистанционное методическое сопровождение иностранных специалистов в изучении русского языка в условиях пандемии // Современное педагогическое образование. М.: Кнорус, 2020. С. 156–160.
8. Петрусевич П. Ю. Учёт особенностей функционирования механизмов речи при обучении студентов говорению на иностранном языке // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2020. №3. С. 75–85.
9. Рудинский И. Д., Давыдов А. В. Гибридные образовательные технологии: анализ возможностей и перспективы применения // Вестник науки и образования Северо-Запада России. 2021. Т. 7. №1. URL: http://vestniknauki.ru (дата обращения: 01.11.2023).
10. Рубцов Г. И. Смешанное обучение: анализ трактовок // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. №5 (32). С. 102–108.
11. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Психологические модели цифровой компетентности российских подростков и родителей // Национальный психологический журнал. 2014. №2 (14). С. 27–35.
12. Стрельчук Е. Н. Педагогический инструментарий: сущность, употребление и роль понятия в российской и зарубежной педагогике // Перспективы науки и образования. 2019. №1 (37). С. 10–19. DOI: 10.32744/pse.2019.1.1.
13. Стрельчук Е. Н. Перспективы онлайн-обучения русскому языку как иностранному в вузах РФ // Русистика. 2021. Т. 19. №1. С. 102–115. DOI: http://dx.doi.org/10.22363/2618-8163-2021-19-1-102-115.
14. Скибицкая И. Ю. Педагогический инструментарий формирования лингвопрофессиональной компетентности студентов неязыкового вуза // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. №1 (55): в 2-х ч. Ч. 1. C. 208–210.
15. Ivanova E., Polyakova М., Abakumova М. Implementing a blended learning approach to foreign language teaching at SPb PU // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2020. №940. URL: https://iopscience.iop.org (дата обращения: 10.12.2023). DOI: 10.1088/1757-899X/940/1/012138.
16. Rob O. D. Innovations and Challenges in Using Online Communication Technologies in CLIL // Theory Into Practice. 2018. №57 (3). P. 232–240. DOI: 10.1080/00405841.2018.1484039.
17. Haleem A. Areas of academic research with the impact of COVID-19 // American Journal of Emergency Medicine. 2020. №38. P. 1524–1526.
18. Payne J. S. Developing L2 productive language skills online and the strategic use of instructional tools // Foreign Language Annals. 2020. №53. Iss. 2. P. 243–249. DOI: 10.1111/flan.12457.
19. Strelchuk E., Ermolaeva S. Teaching online Russian language as a foreign language through social networks (initial stage) // ICERI2019 Proceedings. 12th International Conference of Education, Research and Innovation / Seville, November 11–13, 2019. Seville: IATEDAcademy, 2019. Р. 1970–1975. DOI: 10.21125/iceri.2019.