Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Технология обучения аудированию студентов гуманитарных направлений подготовки

https://doi.org/10.18384/2949-4974-2024-3-105-119

Аннотация

 

Цель исследования. Описание и анализ опыта апробации технологии обучения аудированию студентов гуманитарных специальностей в условиях аудиторного билингвизма.

Методология и методы. Методологическую основу исследования составили личностно-ориентированный, коммуникативный, деятельностный и междисциплинарный подходы. Применялись общенаучные и специальные методы: наблюдение, эксперимент, экспертное оценивание, анкетирование открытого типа.

Результаты. Обучение аудированию в предложенном формате позволило повысить уровень сформированности аудитивной компетенции у студентов экспериментальной группы. Значительно увеличилось количество студентов со средним (с 22% до 54,2%) и высоким (с 3,4% до 13,6%) уровнем развития аудитивной компетенции. Более чем в два раза уменьшилось количество студентов с низким уровнем, что существенно выше, чем в контрольной группе. У большинства участников эксперимента повысилась мотивации к изучению английского языка, сформировалась потребность регулярно смотреть англоязычные видеоматериалы.

Научная новизна и/или практическая значимость заключается в теоретико-методологическом обосновании педагогических условий реализации предложенной технологии, направленной на формирование аудитивной компетенции в условиях аудиторного билингвизма, а также её апробации на практике.

Выводы. Автор приходит к выводу, что данная технология обучения студентов гуманитарных направлений подготовки позволяет сформировать у них аудитивную компетенцию, обеспечивающую не только получение хорошего образования, карьерный рост, но успешную жизнь в современном информационном обществе. Применение данной технологии в учебном процессе может быть также рекомендовано и при обучении студентов технических и естественно-научных направлений подготовки.

Об авторе

И. Е. Абрамова
Петрозаводский государственный университет
Россия

Абрамова Ирина Евгеньевна – доктор филологических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков гуманитарных направлений 

185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр-т Ленина, д. 33



Список литературы

1. Абрамова И. Е. Овладение произносительной нормой иностранного языка вне естественной языковой среды: монография. М.: Флинта, 2017. 222 с.

2. Гончар И. А. Принципы обучения аудированию иноязычного текста // Мир русского слова.2015. №4. С. 101–105.

3. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. 432 с.

4. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991.219 с.

5. Кан Е. Н. Дизайн-мышление как способ управления энтропией в эпоху «VUCA-BANI-SHIVAмира» // Креативная экономика. 2023. Т. 17. №9. С. 3187–3200. DOI: 10.18334/ce.17.9.119039.

6. Ли С., Колода С. А. Трудности обучения китайских студентов аудированию русскоязычных новостных текстов // Ярославский педагогический вестник. 2019. №3. С. 69–76

7. Мещерякова Е. В. Обучение аудированию как иноязычному взаимодействию на основе видеокурса “Extra English” // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2017. №7 (120). С. 25–29.

8. Нуриева Н. С., Борисова Т. Д. Использование онлайн видеоматериалов в иноязычной и профессиональной подготовке студентов // Казанский педагогический журнал. 2018. №4 (129). С. 158–162.

9. Прокопьева С. И. Иноязычная аудитивная компетенция как дидактическая категория обучения иностранному языку // Сознание. 2017. №11. С. 55–57.

10. Резунова М. В., Овчинникова О. А. Иноязычное аудирование в условиях неязыкового вуза // Вестник Брянского государственного аграрного университета. 2019. №1 (71). С. 68–72.

11. Шашкова В. Н. Отдельные аспекты обучения иностранных слушателей восприятию англоязычной речи на слух // Концепт. 2018. №9. С. 67–75.

12. Ширин Ш. Этапы обучения аудированию // Этнодиалоги. 2019. №1 (57). С. 173–184.

13. Ariantini K. P., Suwastini N. K. A., Adnyani N. L. Integrating social media into English language learning: How and to what benefits according to recent studies // NOBEL: Journal of Literature and Language Teaching. 2021. №12 (1). P. 91–111. DOI: https://doi.org/10.15642/NOBEL.2021.12.1.91-111.

14. Audina I. P. YouTube video for listening skills during covid-19 pandemic: EFL students’ views // Jurnal Penelitian dan Pengembangan Sains dan Humaniora. 2022. №6 (3). P. 327–334. DOI: https://doi.org/10.23887/jppsh.v6i3.55809.

15. Cahyana A. A. C. The Use of Youtube Video in Teaching English for Foreign Language At Vocational High School // Jurnal Pendidikan Bahasa Inggris Indonesia. 2020. №8 (2). P. 1–11. DOI: https://doi.org/10.23887/jpbi.v8i2.3399.

16. Citrawati N. K., Suwastini N. K. A., Jayantini I. G. Telegram as Social Networking Service (SNS) for enhancing students’ English: A systematic review // Journal of English Language Teaching and Linguistics. 2021. №6 (2). P. 239–260. DOI: https://doi.org/10.21462/jeltl.v6i2.531.

17. Elekaei A., Tabrizi H. H., Chalak A. A study into the impact of the choice of cognitive and meta-cognitive strategies and podcasts on vocabulary gain and retention levels in the telegram-based e-learning context // Teaching English with Technology. 2020. №20 (2). P. 98–117.

18. Kupalova B. Different approaches to teaching listening effectively // ARJIS. 2022. №11. P. 369–374.

19. Kwon S. K., Yu G. Investigating differences in test-takers’ use of cognitive and metacognitive strategies in audio-only and video-based listening comprehension test // System. 2023. №114. P. 103–170. DOI: https://doi.org/10.1016/j.system.2023.103017.

20. Listiani N. K., Suwastini N. K. A., Dantes G. R. YouTube as digital learning resources for teaching bilingual young learners // Proceedings of the 2nd International Conference on Technology and Educational Science (ICTES 2020). 2021. №540. P. 156–162. DOI: https://doi.org/https://dx.doi.org/10.2991/assehr.k.210407.230.

21. Mahalingappa L., Zong J., Polat N. The impact of captioning and playback speed on listening comprehension of multilingual English learners at varying proficiency levels // System. 2024. №120. P. 103– 192.

22. Monica E., Izzah L. The Effectiveness of Ledp Application on students’ Listening Comprehension // Modality Journal: International Journal of Linguistics and Literature. 2023. Vol. 3. №2. P. 118–124.

23. Purwanti N. K. R., Suwastini N. K. A., Adnyani N. L. P. S. Youtube Videos for Improving Speaking Skills: The Benefits and Challenges According to Recent Research in EFL Context // Jurnal Pendidikan Teknologi Dan Kejuruan. 2022. №19 (1). P. 66–75. DOI: https://doi.org/10.23887/jptk-undiksha.v19i1.41108.

24. Saeedakhtar A., Haqju R., Rouhi A. The impact of collaborative listening to podcasts on high school learners’ listening comprehension and vocabulary learning // System. 2021. №101. P. 102–188. DOI: https://doi.org/10.1016/j.system.2021.102588.

25. Silvi N. I. Nurjati N. The effect of using spotify application on EFL listening achievement of senior high school student // SCRIPTA. 2023. №10 (1). P. 166–174.

26. Umiyati M., Mbete A. M., Cerman A. Improving Listening Ability in English Learning for Students At SMP PGRI 3 Denpasar // Linguistic Community Service Journal. 2022. №3 (2). P. 61–67.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 76


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)