Педагогическая модель формирования ценностно-нравственной сферы будущих лётчиков в образовательном процессе военного вуза
https://doi.org/10.18384/2949-4974-2024-3-6-17
Аннотация
Актуальность. Поиск путей формирования ценностно-нравственной сферы будущих летчиков в образовательном процессе военного вуза объясняется объективной необходимостью разрешения противоречий концептуального, организационного и методического характера, представляющих обособленную педагогическую проблему и запускающих системную трансформацию исследуемого феномена. Одним из векторов разрешения данных противоречий является разработка и обоснование педагогической модели, построенной на ключевых идеях системного, интегративного, личностно-центрированного и аксиологического подходов и описывающей концептуальный, содержательный, технологический и диагностический аспект исследуемого процесса.
Цель: разработать и научно обосновать педагогическую модель формирования ценностно-нравственной сферы будущих летчиков в образовательном процессе военного вуза.
Методы исследования. Основными методами исследования выступают анализ научных источников по заявленной проблеме, синтез научных идей, обобщение педагогического опыта, педагогическое моделирование.
Научная новизна/теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна исследования включает описание новой педагогической модели, которая системно и эффективно позволяет формировать на долгосрочной основе и в устойчивом формате ценностно-нравственную сферу будущих летчиков в образовательном процессе военного вуза. Теоретическая значимость состоит в уточнении и дополнении понятия «ценностно-нравственная сфера» с учетом профессиональной деятельности будущих летчиков. Практическая значимость заключается в разработке 1) авторской программы, на каждом этапе которой определены методы, формы, средства, а также учебно-воспитательные мероприятия, целенаправленно развивающие компоненты ценностно-нравственной сферы; 2) критериально-диагностического аппарата, включающего критерии, показатели, уровни и позволяющего объективно оценить сформированность ценностно-нравственной сферы в целом.
Результаты. К результатам исследования относятся: 1) уточнение к дополнение понятия «ценностно-нравственная сфера будущих летчиков», рассматриваемая в качестве поликомпонентной системы диалектически взаимообусловленных личностных характеристик будущего офицера-летчика, определяющих процесс интериоризации государственных ценностно-нравственных идей в глубинные установки и убеждения, личностное «самостроительство», основанное на традициях и исторических знаниях о подвигах русских офицеров в войнах прошлого и настоящего и определяющее ценностно-нравственные ориентиры, позволяющие выбрать ценностно-нравственную модель поведения в условиях выполнения воинского долга, восприятие себя как «Я – российский офицер»; 2) разработка и научное обоснование педагогической модели формирования ценностно-нравственной сферы будущих летчиков в образовательном процессе военного вуза, представленная совокупностью целевого, методологического, структурно-содержательного и результативно-диагностического блоков.
Выводы. Повышение эффективности формирования ценностно-нравственной сферы будущих летчиков осуществляется за счет реализации в образовательном процессе новой педагогической модели. Ее сущность заключается в глубинной интеграции всех учебно-воспитательных ресурсов внутри вуза и внешних воспитательных ресурсов, предполагающих привлечение ветеранов реальных боевых действий посредствам наставничества, направленного на транслирование будущим лётчикам примеров личного ценностно-нравственного выбора при выполнении воинского долга.
Об авторах
М. М. ДуханинРоссия
Духанин Михаил Михайлович – старший помощник начальника учебно-методического отдела
350090, г. Краснодар, ул. Дзержинского, д. 135
Н. В. Волынкина
Россия
Волынкина Наталия Валериевна – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры иностранных языков
394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, д. 54а
Список литературы
1. Бочаров И. В. Роль преподавательского и инструкторского состава в формировании и развитии профессионально важных качеств у курсантов авиационных вузов // Мир педагогики и психологии. – 2020. – №. 5. – С. 106–118.
2. Бугаев С. В. Формирование нравственной культуры у военнослужащих-контрактников в частях и подразделениях ВВ МВД России: автореф. дис. … канд. пед. наук. М: «Военный университет», 2006. – 24 с.
3. Галяшина Е. И. Понятие «традиционные российские духовно-нравственные ценности» в контексте обеспечения медиабезопасности в интернет-среде // Lex Russica. – 2022. – № 10. – С. 138–151.
4. Груздев В. В. Аксиологическое измерение современной социокультурной динамики России // Азимут научных исследований. – 2019. – Т. 8. № 2 (27). – С. 69–73.
5. Дмитренко А. Ю. Нравственный компонент профессиональной ответственности офицера ВКС и его отражение в научной литературе с педагогической позиции // Педагогический журнал. – 2019. – Т. 9. – № 4. – С. 500–509.
6. Дмитренко А. Ю. Педагогические условия формирования профессиональной ответственности у будущих военных летчиков // Вопросы педагогики. – 2019. – №. 9–2. – С. 27–34.
7. Манерко И. В. Духовно-нравственные качества личности военнослужащего современной российской армии: сущность, особенности и направления развития (социально-философский анализ): автореф. дис. … канд. фил. наук. М.: «Военный университет», 2011. – 25 с.
8. Пещеров Г. И. Проблема нравственности в условиях глобализации в современном мире // Административное право и процесс. – 2021. – № 4. – С. 33–35.
9. Посадский А. В. Дискурс традиционных ценностей в пространстве российского конституционализма // Культурологический журнал. – 2021. – № 2(44).
10. Скрынников Н. П. Духовно-нравственные ценности военнослужащих в современных условиях // Современное педагогическое образование. – 2019. – № 2. – С. 173–176.
11. Смирнов Е. В. Духовные ценности в военно-профессиональном сознании офицерского корпуса России: социально-философский анализ. автореф. дис. … канд. фил. наук. М: «ВА РВСН имени Петра Великого», 2008. – 23 с.
12. Суханова А. С. Формирование патриотических ценностей курсантов военного вуза с использованием педагогических возможностей иностранного языка: автореф. дис. … канд. пед. наук. Воронеж: ВУНЦ ВВС «ВВА», 2022. – 24 с.
13. Чепурина И. В. Аксиологический подход к патриотическому воспитанию курсантов военного вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. Махачкала: «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева», 2008. – 22 с.
14. Юрченко Ю. П. Формирование духовно-нравственных ценностей у офицерского состава на основе традиций Русской армии // Ориентир. – 2005. – №. 3. – С. 34–39.
15. Dudkina A. V. Traditional Values of Russian Society in the Digital Age // Humanitarian Vector. 2022. Vol. 17, No. 4. PP. 83–92. DOI: 10.21209/1996-7853-2022-17-4-83-92.