Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ УРОКА ОНЛАЙН-КУРСА: ОТ КОНСТРУИРОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ (НА МАТЕРИАЛЕ ОНЛАЙН-КУРСА «ЭЛЕМЕНТАРНО.РУ»)

Аннотация

Актуальность. В статье рассмотрены принципы создания онлайн-курса по русскому языку как иностранному для формирования уровня А1, разработка которых является необходимой для университетов, имеющих подготовительные факультеты для иностранных слушателей, согласно рекомендациям министерства образования Российской Федерации.

Цель состоит в описании опыта создания онлайн-курса «Элементарно.РУ», а также анализе структуры урока данного курса, на основе выделенных принципов разработки онлайн-курсов по обучению русскому языку как иностранному, отвечающих требованиям к электронному образованию, а также повышающих эффективность обучения русскому языку как иностранному. 

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались такие методы исследования как: метод комплексного теоритического анализа изучаемого явления, метод моделирования, такие подходы как: когнитивный, психологингвистический, психосематический, системный, компететностный, интегрированный.

Научная новизна и практическая значимость статьи заключается в том, что результаты исследования позволят в дальнейшем разрабатывать онлайн-курсы для обучения русскому языку как иностранному, это будет способствовать решению ряда проблем в организации учебного процесса на подготовительных факультетах (отделениях), связанных с неравномерным началом обучения, а также в решении проблемы повышения уровня  самостоятельности обучающихся в учебной деятельности.

Результаты исследования. Для создания эффективного онлайн-курса необходимо следовать принципам коммуникативного и компететностного подходов. Разработчикам методического сценария курсов следует учитывать содержание учебной программы дисциплины Русский язык как иностранный.  Эффективным считается онлайн-курс, который направлен на формирование всех видов речевой деятельности, построенный с учётом коммуникативных потребностей учащихся.

Выводы. Эффективность онлайн-курса зависит от грамотно выстроенной структуры урока и обеспечения цикличности каждого модуля урока, то есть возможности возвращения к предыдущей части урока.

Об авторе

Екатерина Сергеевна Овсий
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации аспирант кафедры русского языка и методики его преподавания Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы
Россия

педагог дополнительного образования Финансовый университет. Подготовительный факультет. Отделение русского языка как иностранного
аспирант кафедры русского языка и методики его преподавания Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы 
3702-7272



Список литературы

1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). // Изд-во Икар. 2009 С. 447

2. Азимов Э.Г. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании русского языка как иностранного: методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного. М. : Русский язык. Курсы, 2012. 352 с.

3. Долгова Т.В. Смешанное обучение – инновация XXI века // Интерактивное образование. 2017. № 5. С.2-9

4. Дудина О.В., Горбунова Т.В. Цифровая грамотность будущих педагогов-психологов // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 5.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32040 (дата обращения: 22.10.2023).

5. Дьякова Т.А., Хворова Л.Е. Онлайн-урок русского языка как иностранного в условиях цифровой трансформации педагогической деятельности // Русистика. 2020. Т. 18. № 2. С. 209–219. http://dx.doi.org/10.22363/2618-8163-2020-18-2-209-219

6. Глебенко Л.Ю Роль гибридных образовательных технологий в обучении иностранным языкам // Вестник ПГУ им. Шолом-Алейхема. 2021. №3 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-gibridnyh-obrazovatelnyh-tehnologiy-v-obuchenii-inostrannym-yazykam (дата обращения: 22.10.2023).

7. Гречушкина Н.В. Онлайн-курс: определение и классификация // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. №6. С. 125-134

8. Гужеля Д.Ю. Дистанционное методическое сопровождение обучения русскому языку как иностранному в иноязычной среде (на примере арабских стран) / Д.Ю. Гужеля: дисс. …канд. пед. наук. М., 2019. 289 с.

9. Куриленко В.Б., Бирюкова Ю.Н., Марьянович Далиборка Дистанционное методическое сопровождение иностранных специалистов в изучении русского языка в условиях пандемии. Современное педагогическое образование. Компания КноРус. 2020. С. 156-160

10. Рудинский И.Д., Давыдов А.В. Гибридные образовательные технологии: анализ возможностей и перспективы применения / Вестник науки и образования Северо-Запада России. 2021. Т. 7. № 1 URL: http://vestniknauki.ru/wp-content/uploads/2021/02/2021-N1-Rudinsky-Davydov.pdf

11. Рубцов Г.И. Смешанное обучение: анализ трактовок // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. №5 (32). С.102-108

12. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Психологические модели цифровой компетентности российский подростков и родителей. // Национальный психологический журнал. 2014. № 2 (14). С. 27-35.

13. Стрельчук Е. Н. Педагогический инструментарий: сущность, употребление и роль понятия в российской и зарубежной педагогике // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 10-19. doi: 10.32744/pse.2019.1.1

14. Стрельчук Е.Н. Перспективы онлайн-обучения русскому языку как иностранному в вузах РФ // Русистика. 2021. Т. 19. № 1. С. 102–115. http://dx.doi.org/ 10.22363/2618-8163-2021-19-1-102-115

15. Скибицкая И.Ю. Педагогический инструментарий формирования лингвопрофессиональной компетентности студентов неязыкового вуза // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 1(55): в 2-х ч. Ч. 1. C. 208-210.

16. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474. «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 07.08.2022).

17. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. 07.10.2022) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2022. – № 48. – Ст. 6724.

18. Robert O’Dowd (2018) Innovations and Challenges in Using Online Communication Technologies in CLIL, Theory Into Practice, 57:3, 232-240, DOI: 10.1080/00405841.2018.1484039

19. Haleem A. Areas of academic research with the impact of COVID-19 / A. Haleem, M. Javaid, M.R. Vaishya, S.G. Deshmukh, S.G // American Journal of Emergency Medicine. 2020. № 38. PP. 1524–1526. URL: https://doi.org/10.10


Дополнительные файлы

1. Заявление
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Скачать (339KB)    
Метаданные ▾
2. справка из аспирантуры
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Скачать (159KB)    
Метаданные ▾

Рецензия

Просмотров: 39


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)