Современные проблемы отбора содержания уроков биологии
https://doi.org/10.18384/2949-4974-2024-3-53-70
Аннотация
Цель. В статье была поставлена цель представления и анализа современных проблем отбора учебного содержания на уроках биологии; демонстрации возможных путей их решения в процессе деятельности учителя биологии.
Методология и методы. Для достижения поставленной цели использовались теоретические, методы: анализ и синтез философской, психологической и педагогической, в том числе методической литературы; анкетирование.
Результаты исследования. Теоретико-эмпирическое исследование показало, что в связи с обновлением научно-философского дискурса в биологии и развитием современной науки биологии требуется обновление учебного содержания и поиск дидактических и методических средств представления обучающимся биологических знаний мировоззренческого характера. Многоаспектность данной проблемы и сложность её решения отражены в результатах анкетирования учителей биологии, которые показали понимание важности учёта современных научных сведений, использования задачного подхода при отборе и конструировании содержания урока. Восполнение ощущаемого учителями дефицита профессиональной методической литературы по данному вопросу должно способствовать достижению в первую очередь предметных и личностных результатов обучения биологии.
Научная новизна/теоретическая и/или практическая значимость. Представлены новые данные о методических затруднениях учителей биологии в процессе решения проблем отбора учебного содержания и средствах их преодоления (методические приёмы организации работы учащихся, направленные на понимание сложной информации мировоззренческого характера по биологии, придание ей личностного смысла). По мнению авторов, эти методические приёмы могут позволить учащимся добиваться определённых позитивных результатов в образовании. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты доказывают необходимость построения процесса обучения биологии, основанного на представлениях об отборе содержания с учётом уровня развития современного научного знания и необходимости его ценностно-смыслового анализа обучающимися; конкретизируют направления дальнейших исследований в вопросах отбора учебного содержания по биологии. Практическая значимость исследования заключается в возможности массового применения в профессионально-педагогической работе методических приёмов организации продуктивной информационно-смысловой работы учащихся с учебным содержанием, отражающем современные достижения науки биологии.
Выводы. Поднятые в статье проблемы требуют дальнейшего теоретического осмысления и обоснования необходимости обновления содержания обучения, где наиболее удачно пересекаются достижения фундаментальных и высокотехнологичных отраслей биологии, имеющие мировоззренческий смысл, и естественный интерес учащихся. Предложенные методические приёмы и познавательные задания могут служить основанием для развития информационно-смысловой работы учащихся, а также для решения учебных и жизненно значимых задач.
Об авторах
И. Ю. АзизоваРоссия
Азизова Ирина Юнусовна – доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры методики обучения биологии и экологии
191186, г. Санкт-Петербург, Набережная реки Мойки, д. 48
Н. Д. Андреева
Россия
Андреева Наталья Дмитриевна – доктор педагогических наук, доцент, профессор, заведующий кафедрой методики обучения биологии и экологии
191186, г. Санкт-Петербург, Набережная реки Мойки, д. 48
Список литературы
1. Азизова И. Ю. Обновление учебного содержания по биологии как условие формирования представлений учащихся о современной научной картине мира // Перспективные направления исследований проблем биологического и экологического образования в условиях современных вызовов: сборник статей XIX Международной научно-практической конференции / Санкт-Петербург, 9–11 ноября 2021 года / под ред. проф. Н. Д. Андреевой. СПб.: Издательство Российского государственного педагогического университета, 2021. С. 14–18.
2. Азизова И. Ю. Расширение представлений учащихся о биологической картине мира с позиции постнеклассической науки // Научное мнение. 2022. №3. С. 10–14.
3. Азизова И. Ю. Формирование представлений учащихся о современной научной картине мира на основе организации самостоятельной работы при обучении биологии: монография. СПб.: Своё издательство, 2020. 130 с.
4. Андреева Н. Д., Аранова С. В. Изменения в методике преподавания биологии в связи с влиянием феномена визуализации // Перспективные направления исследований проблем биологического и экологического образования в условиях современных вызовов: сборник статей Международной научно-практической конференции / Санкт-Петербург, 9–11 ноября 2021 года / под ред. Н. Д. Андреевой. СПб.: Издательство Российского государственного педагогического университета, 2021. С. 7–11.
5. Аниськина А. П. Информационная грамотность обучающихся медицинских классов как условие обеспечения качества биологического образования: автореф. дисс. … канд. пед. наук. М., 2019. 22 с.
6. Богатых Б. А. Фрактальная природа живого: Системное исследование биологической эволюции и природы сознания. М.: Либроком, 2017. 256 с.
7. Вавилов Н. И. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости / Доклады на III Всероссийском селекционном съезде / Саратов, 4 июня 1920 года. Саратов: Губнолиграфотдел, 1920. 16 с.
8. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М.: Ил, 1958. 134 с.
9. Догель В. А. Зоология беспозвоночных. М.: Высшая школа, 1981. 430 с.
10. Карпин В. А. На пути к теоретической биологии // Психология. Спорт. Здравоохранение: сборник избранных статей по материалам Международной научной конференции / Санкт-Петербург, 2021. Сургут: Сургутский государственный университет, 2021. С. 20–22.
11. Любищев А. А. Проблемы формы, систематики и эволюции организмов: сборник статей. М.: Наука, 1982. 278 с.
12. Марков А. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы. М.: Аст, 2016. 527 с.
13. Проворов Н. А., Долгих Е. А. Метаболическая интеграция организмов в системах симбиоза // Журнал общей биологии. 2006. Т. 67. №6. С. 403–422.
14. Пузыревский В. Ю. Очерки философии гуманистического образования. СПб.: Лема, 2011. 230 с.
15. Юсуфов А. Г., Магомедова М. А. Современное состояние учения Ч. Дарвина и его значение для биологии // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Естественные науки. 2009. № 5 (153). С. 111–113.
16. Huber C., Wӓchtershӓuser G. α-Hydroxy and α Hadean, Volcanic Origin-of-Life Conditions // Science. 2006. №314. P. 630–632.
17. Jones R. S. Physies as Metaphor. N. Y.: New American Library, 1983. 254 p.
18. Nalimov V. V. Space, Time, and Life. The Probabilistic Pathways of Evolution. Philadelphia: ISI Press, 1985. 110 p.