Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Обучение иностранному языку студентов аэрокосмических специальностей в рамках экосистемного подхода

https://doi.org/10.18384/2949-4974-2024-3-135-149

Аннотация

Цель. Выявить особенности экосистемного подхода в обучении иностранному языку студентов аэрокосмических специальностей как необходимого средства профессионального развития.

Методология и методы. В данной работе был использован доступный метод педагогического исследования в виде анкетирования, который позволил получить достоверную информацию и данные от непосредственных участников процесса обучения в университете.

Результаты. В результате исследования выявлено, какие области знаний, сформированные в процессе обучения в вузе, необходимы будущим специалистам аэрокосмической отрасли для дальнейшего продуктивного профессионального развития. Также выделены особенности экосистемного подхода в обучении иностранному языку студентов аэрокосмических специальностей, заключающиеся в формировании и развитии личностных характеристик, способствующих успешному функционированию будущего специалиста в предстоящей профессиональной деятельности.

Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость статьи заключается в выявлении особенностей экосистемного подхода к обучению иностранному языку студентов аэрокосмических специальностей в вузе, к которым относятся интенсификация учебного процесса, мобильность и индивидуализация обучения, обновление учебного материала и совместный способ обучения, способствующие проявлению активной позиции каждого субъекта и гармоничному существованию в условиях социальной и образовательной среды университета. Описанный в статье опыт выявления особенностей обучения иностранному языку студентов аэрокосмических специальностей в рамках экосистемного подхода может быть использован преподавателями иностранного языка для отбора материала при составлении учебных пособий, а также в практической работе со студентами технических специальностей.

Выводы. В контексте экосистемного подхода в обучении иностранному языку в вузе основное внимание акцентируется на учёте особенностей обучения специалистов аэрокосмического профиля, способствующих формированию будущего выпускника как конкурентоспособной личности во взаимосвязи с остальными участниками образовательного процесса.

Об авторах

Я. И. Войтальянова
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева
Россия

Войтальянова Янина Иосифовна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры делового иностранного языка 

660037, г. Красноярск, пр-т имени газеты Красноярский Рабочий, д. 31



С. В. Шелихова
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева
Россия

Шелихова Светлана Викторовна – старший преподаватель кафедры делового иностранного языка 

660037, г. Красноярск, пр-т имени газеты Красноярский Рабочий, д. 31



Список литературы

1. Азарян Е. М., Рулевский А. М. Обеспечение эффективности предпринимательской деятельности в сфере экологического предпринимательства: экосистемный подход // Торговля и 2022. №62 (2). C. 14-21

2. Аргунова М. В., Моргун Д. В. Экосистемный подход как новая парадигма образования//Непрерывное образование в контексте будущего: сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции / Москва, 21–22 апреля 2021 года. М. А-Приор, 2021. C. 19–24

3. Богоудинова Р. З., Царева Е. E. Экосистемный подход в трансформации системы профессионального образования // Казанский педагогический журнал. 2022. №6

4. Голова И. М. Экосистемный подход к управлению инновациями в регионах России // Экономика региона. 2021. №17 (4). C. 1346–1360. DOI:10.17059/ekon.reg.2021-4-21

5. Донец Л. И., Сергеева А. В. Стратегическое партнёрство предпринимательских структур в контексте цифровизации экономики: экосистемный подход // Проблемы современной эко 2022. №4. С. 92-98

6. Егорова А. А., Мальцев Ю. Г., Банникова Е. С. Экосистемный подход к сбалансированному региональному развитию // Вестник Челябинского государственного университета. 2022. № 6 С. 131–144

7. Зубкевич А. А. Экологический подход к человеку и формы его институционализации // Астраханский бюллетень экологического образования. 2015. №2 (32). С. 137-146

8. Зятева Л. А., Исакова Г. С. Экосистемный подход в организации образования: исторические предпосылки и современные тенденции // Журнал педагогических исследований. 2022. Т.7 №3. С. 14–20

9. Изотова А. Г., Гаврилюк Е. С. Экосистемный подход как новый тренд в развитии высшего образования // Российский журнал инновационной экономики. 2022. №12 (2). C.1211-1226

10. Ковалева Т. М. Экосистемный подход в образовании: начало пути // Непрерывное образование в контексте будущего: сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции / Москва, 21–22 апреля 2021 года. М.: А-Приор, 2021.

11. Кремнева Л. В., Заведенская К. Е., Рабинович П. Д. Стратегирование образования: переход к экосистеме // Интеграция образования. 2020. №24 (4). С. 656-677

12. Макарова Е. А. Современная модель иноязычного образования: принципы экосистемного подхода // Наука для образования сегодня. 2023. № 13(3). С. 163-177

13. Мусрединова Э. Р., Волошин А. И. Экосистемный подход в контексте современной экономики // Цифровой контент для социального и экосистемного развития экономики: сборник трудов международной научно-практической конференции / Симферополь, 8 ноября, 2022 года. Симферополь: Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, 2022. C. 483-485

14. Нехода Е. В., Чувакин В. С., Макарова И. А. Государственные образовательные стандарты третьего поколения: системообразующие принципы и организационные ловушки // Вестник Томского государственного университета. 2012. №3 (19). С. 168-177

15. Ожиганова Д. А., Фоминых М. В. Экосистемный подход в образовании: зарубежная и российская практика // Вестник науки и практики. 2022. Т. 8. №7

16. Прохорова М. П., Петровский А. М. Экосистемный подход к образованию: характерист возможности // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №77 (4). C. 313- 315

17. Розин В. М. Экосистемный подход в образовании – оптика, аналитика, проектирование, трансформация навстречу будущему // Непрерывное образование в контексте будущего. 20 C. 8–18

18. Северова Н. Ю. Традиции и инновации в реализации экосистемного подхода в обучении иностранному языку (на примере инновационного ЭУMK по немецкому языку) // Традици инновации в преподавании иностранных языков в неязыковом вузе: IV Межвузовская научно-практическая конференция / Москва, 8–9 апреля 2022 года. Москва: Московский государственный институт международных отношений, 2022. C. 101–106

19. Третьякова Е. А., Фрейман Е. Н. Экосистемный подход в современных экономических исследованиях // Вопросы управления. 2022. №1 (74) c6-20

20. Уткин А. В., Шевченко К. В. Экосистемный подход в образовании: от метафоры к методо и практике // Вестник Череповецкого государственного университета. 2022. №2. С. 175-189

21. Adner R. Match your innovation strategy to your innovation ecosystem // Harvard business review 2006. Vol. 84. №4. P. 98-148

22. Llorens F., Molina R., Compañ P. Technological ecosystem for open education // Smart Digital Fu 2014. №2. P. 706–715

23. Pinsonneault A., Kraemer K. Survey research methodology in management information systems: assessment // Journal of management information systems. 1993. №10 (2). P. 75-105


Рецензия

Просмотров: 62


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)