Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Моделирование формирования понятийного мышления у студентов средствам категориальной системы социального воспитания

https://doi.org/10.18384/2949-4974-2024-3-120-134

Аннотация

Цель – разработать и описать структурную и функциональную модели формирования понятийного мышления у студентов вуза средствами категориальной системы социального воспитания.

Методы исследования. В качестве методов исследования используются теоретические методы (анализ, синтез, обобщение) и методы моделирования (структурного и функционального).

Теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые разработаны структурная и функциональная модели формирования понятийного мышления у студентов средствами педагогических категорий и понятий. Теоретическая значимость находит отражение в обобщении представлений о понятийном мышлении в современной психолого-педагогической науке. Практическая значимость заключается в том, что разработанные структурная и функциональная модели формирования понятийного мышления у студентов средствами категориальной системы социального воспитания готовы к внедрению в практику подготовки студентов направления «Психолого-педагогическое образование».

Результаты исследования. В ходе исследования показаны связи категорий социального воспитания и понятийного мышления в системе их функционирования. Разработанные структурная и функциональная модели формирования понятийного мышления у студентов средствами категориальной системы социального воспитания являются моделями искомого состояния объекта и моделями преобразования. Выявленные и описанные приёмы работы с категориями и понятиями обогащают педагогическую практику, а их использование позволяет более целенаправленно формировать понятийное мышление у обучающихся. В результате исследования удалось представить и описать структурную и функциональную модели формирования понятийного мышления у студентов вуза средствами категориальной системы социального воспитания.

Выводы. Проблема формирования понятийного мышления как профессионального остаётся сверхактуальной. В психолого-педагогической науке есть представление о формировании понятийного мышления как процессе длительном, сложном и многомерном. Структурная и функциональная модели выступают рабочими инструментами, демонстрирующими внутреннюю структуру построения процесса формирования понятийного мышления у студентов на основе и с помощью формирования мысленного образа и функционального назначения объекта исследования. По отношению к функциональной модели приёмы работы с категориями и понятиями дополняют познавательно-развивающий этап, а в структурной модели – методический компонент.

Об авторе

З. А. Аксютина
Омский государственный педагогический университет
Россия

Аксютина Зульфия Абдулловна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы 

644099, г. Омск, наб. Тухачевского, д. 14



Список литературы

1. Аксютина З. А. Понятия «категория» и «педагогическая категория»: междисциплинарный подход // Педагогика. 2023. № 5. С. 53-61.

2. Аксютина З. А. Структурно-функциональная модель в научном обосновании категориальной системы социального воспитания // Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». 2023. № 4 (39). С. 187-197. DOI: 10.51955/2312-1327_2023_4_187

3. Аристотель. Категории / Сочинения. В 4 т. Т. 2. / Под ред. З. Н. Микеладзе. М.: Мысль, 1978. 688 с.

4. Башарина О. В., Литвинова Ю. Р. Значимость межпредметных связей в процессе изучения математических дисциплин и профессиональных модулей для формирования профессиональных компетенций обучающихся // Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 2 (38). С. 83-89.

5. Боднар А. М., Боднар Э. Л. К вопросу о том, как учить "на психолога" // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2020. Т. 26. № 2 (197). С. 158-168.

6. Веккер Л. М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998. 685 с.

7. Гильманов С. А. Профессиональная специфика понятийного мышления // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 9. С. 32–51. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-9-32-51

8. Гильманов С. А. Субъектный подход к исследованию и формированию профессионального мышления // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2016. Т. 1. № 1. С. 66−83.

9. Губанова Л. Г., Самарина В. С. К вопросу о категоризации, категориях и прототипах (на примере английского языка) // Филологические науки: вопросы теории и практики. 2017. № 2 (70). С. 89-91.

10. Железовская Г. И. Педагогическая технология формирования понятийного диалектического мышления у студентов: автореф. дис. ... д-р пед. наук : 13.00.01. Екатеринбург, 1994. 31 с.

11. Загвязинский В. И. Творческое ядро педагогического исследования / Проблема – идея – замысел гипотеза научно-педагогического исследования. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2018. С. 4-20.

12. Золотова Н. О. Категоризация как проблемное поле психолингвистических исследований // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2019. № 1 (32). С. 61-67.

13. Ильичева Е. В. Формирование первоначальных химических понятий на основе взаимосвязи понятийного и образного мышления: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. М., 2009. 18 с.

14. Кант И. Сочинения: в 6 т. М.: Мысль, 1963. Т. 3. 798 с.

15. Книгин А. Н. Учение о категориях. Томск, б.и., 2002. 193 с.

16. Крайнова О. А. Формирование понятийного лингвистического мышления будущих юристов: на материале изучения классической латыни: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. Саратов, 2001. 24 с.

17. Нечина Е. Н. Приемы и методы развития понятийного и клипового мышления на занятиях иностранных языком // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 3 (100). С. 270-272.

18. Подольский А. И. Становление познавательного действия: научная абстракция и реальность. М.: Московский университет, 1987. 173 с.

19. Пустильник И. Г. Теоретические основы формирования научных понятий у учащихся : автореферат дис. ... д-р пед. наук : 13.00.01, 13.00.02 / Екатеринбург, 1997. 58 с.

20. Селиванов В. В., Сорочинский П. В., Капустина В. Ю. Влияние кратковременных дидактических программ в виртуальной реальности на связь образного и понятийного мышления и памяти // Перспективы науки и образования. 2022. № 2 (56). С. 333-346.

21. Устьянцева Л. Д. Формирование педагогических понятий у студентов колледжа: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. Екатеринбург, 1998. 28 с.

22. Ясюкова Л. А. Проблемы психологии понятийного мышления // Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2010. Вып. 3. С. 385-395.

23. Bruns D., Hennecke S. The Routledge Handbook of Landscape Architecture Education. New York, 2022. 470 p. https://doi.org/10.4324/9781003212645

24. Hockicko P., Krišt′ák L. & Němec M. Development of students’ conceptual thinking by means of video analysis and interactive simulations at technical universities // European Journal of Engineering Education. Vol. 40, 2015 – Issue 2. Pp. 145-166. https://doi.org/10.1080/03043797.2014.941337

25. Kask K., Ventsel R. & Toomela A. The relationship between the development of conceptual thinking and children’s responses to different question types // Nordic Psychology. Vol. 71, 2019 – Issue 4. Pp. 235-248. https://doi.org/10.1080/19012276.2019.1586572

26. Lovibond S. H. The object sorting test and conceptual thinking in Schizophrenia // Australian Journal of Psychology. Vol. 6, 1954 – Issue 1. Pp. 52-70. https://doi.org/10.1080/00049535408256076

27. Tall D., Gray E., Ali M. B., Crowley L., DeMarois Ph, McGowen M. Symbols and the bifurcation between procedural and conceptual thinking // Canadian Journal of Science, Mathematics and Technology Education. Vol. 1, 2001 – Issue 1. Pp. 81-104. https://doi.org/10.1080/14926150109556452

28. Vignolo L. A. Disorders of Conceptual Thinking in Aphasia / Handbook Of Clinical And Experimental Neuropsychology. Psychology Press, 1998. 16 p.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 73


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)