Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

К проблеме теоретического обоснования программ подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности

https://doi.org/10.18384/2949-4974-2024-3-164-178

Аннотация

Цель. Подготовка будущих педагогов к инновационной деятельности – одно из важнейших направлений их профессионального образования в вузе. Настоящая статья посвящена проблеме теоретического обоснования программ такой подготовки. Её цель состоит в том, чтобы предложить теоретические основания для проектирования целей, содержания и технологий подготовки будущих педагогов как субъектов развития своей педагогической деятельности и профессионального саморазвития.

Процедура и методы. Методологической базой предложенного авторами способа обоснования программ подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности служил деятельностный подход к образованию. Такой подход предполагает, что для формирования у будущих педагогов способности критически анализировать свою педагогическую деятельность, выявлять её недостатки, находить и использовать возможности для её совершенствования должны создаваться условия, чтобы студенты осваивали способы инновационной деятельности, осуществляя эту деятельность и рефлексируя её. Методы исследования: критический анализ существующих подходов к разработке программ подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности, синтез разнопредметного научного знания.

Результаты. В статье предложено понимание инновационной деятельности педагога как объекта формирования, включая её предмет, задачи и строение. Критически проанализированы существующие понятия готовности педагогов к инновационной деятельности, предложено новое её понимание, и предложен способ теоретически обоснованного проектирования целей подготовки педагогов к инновационной деятельности. Предложен подход к проектированию содержания программ подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности. Предложен способ проектирования технологий подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности на основе теорий формирования умственных действий П. Я. Гальперина и В. В. Давыдова. Показаны алгоритмы построения образовательного процесса на основе этих теорий.

Теоретическая и/или практическая значимость. В статье по-новому раскрываются понятия подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности, их готовности к инновационной деятельности. Предложенные теоретические основания разработки программ подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности позволяют на основе синтеза разнопредметных знаний давать научно обоснованные ответы на следующие вопросы: «Чему учить?», «Как учить?» и «Что должно быть результатом обучения?». Реализация принципов деятельностного подхода к образованию и синтезированного комплекса разнопредметных понятий позволяет обеспечить разработку теоретически обоснованных программ подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности

Об авторах

В. С. Лазарев
Российская академия образования
Россия

Лазарев Валерий Семенович – доктор психологических наук, профессор, академик 

119121, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8 



Б. П. Мартиросян
Российская академия образования; Государственный университет просвещения
Россия

Мартиросян Борис Пастерович – доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования; президент Государственного университета просвещения

119121, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8 

105005 г. Москва, ул. Радио, д. 10А, стр. 2



Список литературы

1. Болотов В. А., Левицкий М. Л., Реморенко И. М. Педагогическое образование в контексте вызовов и проблем XXI века: актуальность трансформации // Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития. Таганрог: Южный федеральный университет, 2020, с 21-36

2. Боровская М. А., Беспалов Д. Н., Кирик В. А. Политико-экономические основания трансформации педагогического образования // Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития. Таганрог: Южный федеральный университет, 2020 с 72-106

3. Волков А. А., Назаров И. Н., Чурсинова О. В. Формирование психологической готовности педагога к инновационной деятельности // Фундаментальные исследования. 2015. №2 (23) С. 5223–5227

4. Воропаева Е. Э. Структура и критерии готовности педагога к инновационной деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2014. №4. URL: https://science-education.ru (дата обращения: 29.07.2024).

5. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Университет, 1999 332с.

6. Грачев Ю. А. Понятие «готовности к деятельности» в системе современного психолого-педагогического знания // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2011. № С. 172–175.

7. Давыдов В. В. Теория развивающего обучеия. М.: Интор, 1996 544с.

8. Жаркова Ю. В., Терлецкая О. В., Лазарева Н. Н. Теоретические основы готовности педагога к проектной деятельности // Современные наукоёмкие технологии. 2016. №4 (1). С. 114-117.

9. Кропотова М. Ю. Формирование готовности будущих педагогов к инновационной деятельности // Актуальные проблемы науки и техники. Инноватика: сборник научных статей по материалам III Международной научно-практической конференции / Уфа, 14 ноября 2023 Уфа: Вестник науки, 2023. С. 100–104

10. Лазарев В. С. Психологические основания и опыт разработки инновационных программ и технологий педагогического образования // Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития. Таганрог: Южный федеральный университет, 202 С. 347–360

11. Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия // Педагогика. 2004. №4 с 11-21

12. Лазарев В. С., Мартиросян Б. П. Педагогическая инноватика. М.: Багира-2, 2015. 360 с.

13. Лазаренко И. Р., Матвеева Н. А., Колесова С. В. Готовность педагогов образовательных организаций среднего общего образования к инновационной деятельности (методика диагно анализа). Барнаул: Алтайский государственный педагогический университет, 2022. 52 с.

14. Макаревич А.А. Организационно-педагогические условия формирования готовности педагогов к инновационной деятельности // NovaInfo. 2017. №75. С.

15. Орлов А. А., Орлова Л. А., Бозиев Р. С. Актуальные проблемы проектирования моделей отечественного педагогического образования // Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития. Таганрог: Южный федеральный универс С. 155–171

16. Приказчикова О. С. Теоретические подходы к феномену «готовность» в современной науке Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3 Гуманитарные и общественные науки. 2022. №2. С. 147-159

17. Прядко А. В. Развитие готовности учителей к инновационной деятельности в процессе методической работы в условиях реализации ФГОС. М.: Издательские решения, 2010 55с.

18. Савина Н. Н., Шатунова О. В., Самсонова Е. В. Критерии сформированности готовности будущих учителей к инновационной деятельности и их показатели // Интернет-журнал Науковедение. 2014. №4

19. Санжаева Р. Д. Готовность и психологические механизмы её формирования: монография Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2017. 207 с

20. Тюнников Ю. С. Проблемы построения эффективной системы подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности // Инновационная деятельность в образовании: сбор научных статей IX Международной научно-практической конференции / Москва-Пушкино, 14 апреля 2015 года. М.: Союз-пресс, 2015. С. 643-648


Рецензия

Просмотров: 110


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)