Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск
№ 3 (2023)
Скачать выпуск PDF

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

6-22 183
Аннотация

   Актуальность исследования связана с повышением роли стратегического планирования и вызвана необходимостью оказания практической методической помощи руководителям образовательных организаций разных типов в разработке программы развития как локального нормативного акта, определяющего перспективы организационного развития и пути его достижения.

   В статье рассматривается единый подход к разработке программы развития для образовательных организаций различных типов в контексте реализации государственной политики Российской Федерации в области науки и образования.

   Цель – раскрыть особенности единого подхода к построению структуры, компонентов и содержания программы развития для образовательных организаций разных типов.

   Методы исследования: системный анализ, структурно-функциональный анализ, документарная экспертиза, проектирование, систематизация, обобщение, синтез.

   Научная новизна/теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна исследования состоит в том, что в нём обоснован общий подход к построению структуры (общие положения; концептуально-методологические основания деятельности; направления, условия и механизмы трансформации), компонентов (обоснование актуальности разработки программы развития с опорой на нормативные правовые акты; общая концепция развития образовательной организации; методологические подходы к организации деятельности образовательного учреждения; цель и задачи деятельности образовательной организации; организационная культура как ресурс развития среды образовательной организации; система управления
образовательной организацией; современное состояние организации, вызовы, ограничения и готовность к их преодолению; трансформация организационной среды как условие реализации приоритетных направлений деятельности; направления трансформации образовательной организации; ресурсное обеспечение и кадровая политика; план и механизмы реализации программы развития образовательной организации) и содержания программы развития для
образовательных организаций разных типов. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нём уточнены сущностные характеристики понятий: целеполагание, организационная культура, среда (социокультурная, научно-просветительская, образовательная, воспитывающая (воспитательная), информационная, здоровьесберегающая, благоприятная и комфортная, безопасная, адаптивная, цифровая среды и медиасреда. Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные материалы и методические рекомендации могут быть применены руководителями образовательных организаций разных типов в разработке программы развития как локального нормативного акта. В статье представлены
примеры оформления подразделов программы развития, даны таблицы для заполнения требуемой информации.

   Результаты исследования. Дан последовательный ряда системных представлений о сущности программы развития. Раскрыты особенности единого подхода к построению структуры программы развития для образовательных организаций разных типов, охарактеризованы компоненты программы развития, разработаны методические рекомендации к содержанию программы развития образовательной организации.

23-33 119
Аннотация

   Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью теоретического осмысления педагогических подходов к формированию информационной культуры курсантов и слушателей, а также поиска путей соответствующей оптимизации педагогических условий образовательных организаций системы МВД России с учётом практической направленности обучения, современного уровня развития интернет-технологий и особенностей международно-политической обстановки.

   Цель – определить понятие и содержание информационной культуры курсантов и слушателей вузов МВД России, установить специфику её формирования с учётом специфики образовательной среды и профессиональной направленности обучения.

   Методы исследования. Для решения поставленных задач исследования использовался комплекс методов: междисциплинарный анализ научной литературы, сопоставительный анализ исследуемых проблем, систематизация и обобщение научного опыта.

   Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна исследования состоит в теоретическом обосновании ряда положений о педагогических условиях формирования информационной культуры в условиях образовательной среды вузов МВД России, учитывающих современные вызовы российской  государственности. Проведённое исследование позволило дополнить ряд сложившихся в современной науке концепций относительно понятия и содержания информационной культуры сотрудников полиции. Результаты исследования могут быть положены в основу совершенствования педагогических технологий и методик учебно-воспитательного процесса.

   Результаты исследования. Проведённая работа позволила раскрыть специфику содержания информационной культуры учащихся образовательных организаций системы МВД, выявить специфику формирования отдельных её компонентов и элементов.

   Выводы. Проведённый анализ позволил сделать вывод, что информационная культура курсантов и слушателей вузов МВД является составным элементом их общей и профессиональной культуры и представляет собой систему знаний, умений, навыков, личностных норм и ценностей в сфере компьютерных технологий, а также профессиональных компетенций их использования при решении задач оперативно-служебной деятельности.

34-46 148
Аннотация

   Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска возможностей применения технических средств воспитания студентов на экскурсионных маршрутах.

   Цель работы – раскрыть особенности применения аудио- и видеоконтента как средства воспитания молодёжи на примере экскурсионных маршрутов по Республике Карелии.

   Методы исследования. В данном исследовании применялись общенаучные и специальные методы: обобщение научно-педагогической литературы, анализ и синтез, системный, сравнительный анализ.

   Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна исследования заключается в раскрытии особенностей применения аудио- и видеоконтента как средства воспитания студенческой молодёжи на примере экскурсионных маршрутов по Республике Карелии. Авторами уточнено понятие «аудио- и видеоконтент» как средство воспитания молодёжи. Разработаны и апробированы методические указания по созданию и подготовке аудио- и видеоконтента для путевой экскурсионной информации в контексте воспитательной работы со студенческой молодёжью.

   Результаты исследования. Результатом исследования является подборка аудио- и видеоконтента, который можно использовать в путевой информации на экскурсионных маршрутах по Республике Карелии, включая такие виды его использования, как: демонстрация фрагментов кинокартины на месте съёмок; просмотр мультипликационных фильмов, посвящённых региону; просмотр роликов и художественных фильмов, расширяющих информацию о регионе и посещаемом городе; прослушивание музыкальных композиций, использование аудиогидов.

   Выводы. Методические рекомендации по использованию аудио- и видеоконтента в путевой информации на экскурсионных маршрутах будут способствовать воспитанию гражданской позиции студенческой молодёжи.

47-59 211
Аннотация

   Актуальность исследования определяется необходимостью в процессе нравственно-патриотического воспитания сформировать у детей дошкольного возраста приверженность непреходящим духовно-нравственным идеалам и чувство принадлежности к многовековой отечественной истории и культуре.

   Цель – исследовать в исторической ретроспективе отечественный педагогический опыт нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, что позволит плодотворно его использовать для проектирования моделей нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях и организациях дополнительного образования детей.

   Методы исследования. Ведущим методом является диалектический метод познания, заключающий в себе требование учёта целостности системы и взаимосвязи всех её сторон. В процессе исследования использованы комплекс методов общетеоретического уровня (анализ, синтез, обобщение, сравнение, актуализация, систематизация, и др.), а также эмпирический (метод экспертных оценок) и герменевтический методы, предусматривающие интерпретацию текстов.

   Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость заключается в том, что в работе были выявлены тенденции и закономерности в развитии идеи нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в советский период отечественной истории на основе ретроспективного анализа исторических первоисточников и научно-педагогической литературы. Теоретически осмыслены и проанализированы характерные особенности становления и развития отечественной системы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Развитие системы нравственно-патриотического воспитания детей рассматривается как процесс, детерминированный социокультурными и историко-педагогическими факторами, а также как процесс, стимулирующий социально-экономическое и культурное развитие страны. Осуществлённый анализ опыта развития педагогической идеи нравственно-патриотического воспитания содействует совершенствованию подходов, форм и методов нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе.

   Результаты. Результатом данного исследования является представление о становлении и развитии отечественной системы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста как о последовательном процессе накопления научно-педагогического знания и практического опыта с учётом специфики социокультурных и политических особенностей всех этапов отечественной истории советского периода. Развитие идеи нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста происходило в условиях полиэтнического и поликультурного общества, что определило содержание, формы, методы и средства данного направления воспитательной работы в дошкольных образовательных организациях.

   Выводы. Анализ исторической ретроспективы становления педагогической идеи нравственно-патриотического воспитания в советский период отечественной истории показал, что в условиях смены общественной формации наиболее эффективным является проектирование моделей патриотического воспитания детей, начиная с периода дошкольного детства как составной части нравственного воспитания. В отечественной педагогике дошкольного образования советского периода происходила глубокая разработка средств нравственно-патриотического воспитания дошкольников, таких как изобразительное искусство, литература, музыка, народный фольклор, природа родного края, народные традиции и т. п.; красной нитью проходила идея опоры на общечеловеческие ценности и на культивирование эмоций и чувств ребёнка.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ

60-69 143
Аннотация

   Актуальность работы заключается в инновационном подходе к овладению лингвокультурологической и коммуникативной компетенциями, которые являются основой изучения РКИ.

   Цель – применить экспериментальное обучение по созданию инфоблоков для повышения лингвокультурологической компетенции у студентов-иностранцев.

   Методы исследования, используемые в работе: наблюдение, анкетирование, изучение и анализ психолого-педагогической литературы, практические занятия, методы обработки данных. Практиковалось также экспериментальное обучение, которое заключалось в использовании на занятиях инновационных технологий в рамках проектной деятельности.

   Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна состоит в инновационном подходе создания инфоблоков для овладения представленными компетенциями. Теоретическая и практическая значимость заключается в описании нами инновационного метода создания инфоблоков, а также в использовании их при изучении РКИ.

   Результаты исследования. Применив экспериментальное обучение по созданию инфоблоков, мы пришли к таким результатам, как: повышение уровня овладения обучающимися коммуникативной компетенцией; более частое использование студентами в своей речи слов с НКК, что привело к формированию лингвокультурологической компетенции (анкетирование на начальном уровне выявило низкий процент использования слов с НКК и уровня сформированности компетенций). Изучив исходный уровень сформированности компетенций у студентов, мы пришли к выводу, что у большинства обучающихся (средний показатель – 35 человек из 40, на примере контрольной группы) сформирован репродуктивный (зарождающийся) уровень, лишь у 5 человек (средний показатель) есть достаточный уровень, продвинутого уровня нет ни у одного человека. Для обработки представленных результатов мы обратились к методам математической статистики: непараметрические и U-критерий Манна Уитни. Такие расчёты проводились один раз в семестр, на конечном этапе было выявлено следующее: уровень сформированности коммуникативной, лингвокультурологической компетенций вырос до 87 %, использование в речи студентов-иностранцев слов с НКК стало в 3 раза больше.

   Выводы: Используя инфоблоки, обучающиеся с лёгкостью осваивают слова с НКК. У них формируются лингвокультурологическая и коммуникативная компетенции, которые в дальнейшем помогают студентам вступать в диалог с носителями языка и использовать эти знания и навыки в своей профессиональной деятельности.

70-83 96
Аннотация

   Актуальность. Современные выпускники педагогических вузов должны не только уметь осуществлять эффективную коммуникацию в профессиональной среде, но и регулярно проводить научные исследования, а также уметь общаться в академическом дискурсе, в том числе на английском языке как языке глобальной мировой науки. Принципиальную важность имеет для молодых учёных умение излагать результаты своих исследований в научных статьях и публиковаться в высокорейтинговых журналах.

   Цель исследования заключается в анализе опыта применения билингвального подхода при обучении академическому письму магистрантов психолого-педагогического профиля (на примере освоения структуры англоязычной статьи и логики подачи материала).

   Методы исследования. В данном исследовании применялись общенаучные и специальные методы: анализ, синтез, сравнение, аналогия, системный, сравнительный анализ, наблюдение, интервью.

   Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании педагогических условий применения разработанного модуля, нацеленного на формирование необходимых выпускникам магистратуры компетенций в академическом англоязычном дискурсе. В статье представлены взгляды отечественных и зарубежных учёных по вопросам содержания и компонентов исследуемых понятий, анализируется роль двуязычного обучения иностранному языку на современном этапе. Авторами обосновывается важность опоры на родной язык в учебном процессе как инструмента снятия затруднений в речемыслительной деятельности обучающихся, обеспечения общения преподавателя и студента, их межличностного взаимного сотрудничества, достижения взаимопонимания и эмпатии. Практическая часть работы может быть использована в иноязычном обучении магистрантов или студентов старших курсов гуманитарных направлений подготовки, направленном на формирование основ академической грамотности.

   Результаты исследования. Основное содержание исследования составляют анализ теоретико-методологических основ двуязычного подхода к организации обучения иностранному языку, выявление слабых и сильных сторон билингвального и монолингвального обучения академической грамотности, определение принципов обучения русско-английских билингвов академическому письму на основе билингвального подхода для преодоления межакадемического барьера, разработка и апробация двуязычного модуля обучения английскому языку студентов магистратур гуманитарного профиля, анализ полученных результатов. Представлены рекомендации по эффективному включению его в образовательный процесс. На основе обобщения результатов внедрения разработанного обучающего модуля доказана целесообразность его использования в подготовке магистрантов психолого-педагогического профиля. Обучение в экспериментальном режиме способствует преодолению студентами межакадемического барьера, более полному пониманию структуры англоязычных публикаций, их содержания и логики. Приобретённые компетенции помогли обучающимся не только правильно структурировать свои статьи на английском языке, но и способствовали повышению качества статей и докладов на русском языке. Полученные данные подтверждаются результатами экспертного оценивания, а также само- и взаимооценивания участников эксперимента.

   Выводы. Делается вывод о важности учёта принципа опоры на родной язык при организации обучения англоязычному академическому дискурсу и формировании компетенций иноязычной академической грамотности для молодых учёных. Обоснована целесообразность организации обучения магистрантов английскому языку в вузе на основе билингвального подхода, представлены данные, подтверждающие эффективность внедрённого в практику вузовского иноязычного обучения модуля «Формирование академической грамотности в англоязычном академическом дискурсе: структура научной статьи». Отмечается широкий потенциал применения данного модуля при обучении студентов естественнонаучных и технических специальностей.

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

84-104 134
Аннотация

   Актуальность исследования процесса формирования медиадискурсивной компетенции (в дальнейшем МДК) специалистов международного профиля обусловлена создавшейся международной ситуацией, которая, по мнению президента, «требует настойчивых усилий по обеспечению стратегической стабильности», обеспечить которую способны специалисты, обладающие фундаментальным запасом фоновых знаний того сегмента, который наиболее релевантен для профессиональной среды международника. Исследовательские материалы основываются на изучении и обобщении педагогического опыта, методах опытно-экспериментальной работы, позволивших корректно определить педагогические объекты, разработать диагностический инструментарий и внедрить технологии, обеспечивавшие динамику процесса формирования медиадискурсивной компетенции. В статье описывается внедрение авторского элективного курса «Практика медиадискурсивной компетенции специалиста международного профиля», доказавшего эффективность развития у студентов иноязычно-речевого, медийно-текстового и аналитико-мыслительного компонентов, составляющих компонентов медиадискурсивной компетенции.

   Цель – разработка и внедрение авторского элективного курса, направленного на повышение уровня медиадискурсивной компетенции студентов международного профиля, и проверка его эффективности в ходе экспериментальной работы.

   Методы исследования. Теоретико-методологический анализ научной литературы, многолетняя педагогическая практика авторов работы со студентами международного профиля, анализ их учебной и творческой деятельности, включённое наблюдение за развитием компонентного состава медиадискурсивной компетенции являются основными способами развития речевых, мыслительных, аналитико-мыслительных способностей студентов.

   Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Впервые уточнено и методологически дополнено понятие «медиадискурсивная компетенция студентов международного профиля», структурировано его содержание. Апробирование системы технологических ресурсов, применяемых для формирования у будущих специалистов в области иноязычной коммуникации эмерджентного качества – медиадискурсивной компетенции – показало её эффективность, а разработанный программный материал авторского элективного курса доказал высокую продуктивность на практике. Практической значимостью исследования стал авторский курс, позволивший осознать степень ответственности будущей профессии и более глубинно понять её важность в современном мире, что также может сказаться на более гармоничном распределении типов мотивации к профессиональной деятельности. Данные, полученные в ходе исследования, подтверждают необходимость реформирования текущего подхода к разработке учебно-методических материалов на основе курса медиадискурсивной грамотности. На основе апробированных результатов планируется публикация практических рекомендаций по эффективному использованию внедрённых технологий, включённых в авторский элективный курс.

   Результаты исследования. Доказана эффективность разработанного и апробированного на практике авторского элективного курса «Практика медиадискурсивной компетенции специалиста международного профиля»: повысился уровень медиадискурсивной компетенции студентов международного профиля, составляющих экспериментальную группу. Сравнение результатов свидетельствует, что в ходе констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы уровень сформированности медиадискурсивной компетенции у студентов ЭГ и КГ примерно одинаковый, но впоследствии разрыв между двумя группами увеличился в пользу студентов экспериментальной группы. Диагностика позволила реализовать качественный подход к измерению уровня исследуемых компонентов и в последующем перевести качественные результаты в количественное измерение. Таким образом, можно констатировать, что внедрённый в образовательный процесс элективный курс повысил уровень сформированности медиадискурсивной компетенции студентов.

   Выводы. Целью внедрённого курса стало достижение равномерного развития всех составляющих компонентов МДК. Содержательное наполнение занятий базировалось на привлекательных для студентов видах работ: комментированный перевод цифровых и традиционных медиатекстов; работа с глоссарием, интернациональной лексикой, аллюзиями, фразеологизмами, параллельными конструкциями, генерацией собственных медиасообщений; анализ особой маркированной лексики; поиск скрытых интенций и работа с культуронимами, креолизацией (невербальное оформление медиатекста), подготовка собственных сообщений и т. д. Сравнение результатов сформированности МДК продемонстрировало более высокие показатели в сторону экспериментальной группы, нежели студентов контрольной группы, не задействованных на этапе внедрения эффективных технологий. Разработанные авторские медиа задания, упражнения, тренинги, представленные в авторском курсе, способствовали преодолению коммуникативного барьера, индивидуального догматизма студентов, сформировали умение у обучающихся экспериментальной группы способность к анализу новых тенденций в языке массовой коммуникации.

105-116 184
Аннотация

   Актуальность данного исследования заключается в изучении возможностей использования интерактивной технологии «Дерево решений» во время очных и дистанционных форм работы на практических занятиях по иностранному языку у обучающихся технических вузов с целью формирования у них профориентированной иноязычной коммуникативной компетенции и повышения мотивации к изучению иностранного языка.

   Цель данного исследования – рассмотрение интерактивной технологии «Дерево решений» как эффективного метода формирования профориентированной иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся технических специальностей и обоснование её применения в практике преподавания иностранного языка во время аудиторных занятий и дистанционных форм работы.

   Методы исследования. При проведении исследования использовались методы анализа, синтеза, обобщения научно-методической литературы, прогнозирования, обучающего эксперимента, педагогического наблюдения и опроса обучающихся.

   Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна исследования состоит в том, что авторами был предложен алгоритм использования интерактивной технологии «Дерево решений» для формирования профориентированной иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся технических специальностей на практических занятиях в онлайн-формате, а также выявлен мотивационный потенциал данной технологии. Практическая значимость заключается в том, что результаты настоящего исследования могут быть использованы в педагогической практике для подготовки инженеров-экологов и других специалистов технического профиля.

   Результаты исследования. В статье даны определения понятий «интерактивное обучение» и «интерактивные методы / технологии», а также авторское определение термина «интерактивные технологии». Приведены примеры использования нескольких вариантов интерактивной технологии «Дерево решений» с применением интернет-технологий (поиск информации в сети Интернет, компьютерные программы SmartArt в Word, PowerPoint или Visio) во время занятий по иностранному языку и аргументирована целесообразность её применения.

   Выводы. Результаты показали, что использование технологии высокоэффективно для развития профориентированной иноязычной коммуникативной компетенции, т. к. она обеспечивает активное включение каждого обучающегося в процесс усвоения и систематизации учебного материала, позволяет формировать умения сравнивать и классифицировать, повышать мотивацию к изучению дисциплины, уровень познавательного интереса, обучать навыкам общения, коммуникативным навыкам, умению работать в команде.

117-132 162
Аннотация

   Актуальность исследования состоит в необходимости оптимального включения грамматического компонента в учебный процесс по формированию коммуникативной компетенции на русском языке у китайских студентов, обучающихся у себя на Родине.

   Цель – выявление особенностей формирования у китайских студентов, обучающихся в китайских вузах, грамматического компонента коммуникативной компетенции по русскому языку.

   Методы исследования: 1) теоретические: анализ, синтез, моделирование; 2) практические: а) наблюдение; б) беседы с преподавателями и учащимися; метод интроспекции, обобщение
опыта преподавания русского языка в китайской аудитории.

   Научная новизна и/или теоретическая значимость и/или практическая ценность. Научная ценность исследования: выявлены и описаны особенности формирования у китайских учащихся
грамматического компонента коммуникативной компетенции по русскому языку в личностном, коммуникативном и когнитивном аспектах. Теоретическая значимость исследования состоит в создании и применении в учебном процессе по русскому языку обучающей модели, предусматривающей формирование у китайских учащихся грамматических умений и навыков как компонента учебной деятельности, заданной базовыми принципами антропологической
лингводидактики. Практическая ценность исследования: предложена педагогическая стратегия управления учебным процессом по русскому языку в условиях Китая, опирающаяся на выявленные особенности формирования грамматического компонента коммуникативной компетенции китайского учащегося в процессе его учебной деятельности на изучаемом, русском, языке.

   Результаты исследования. С позиции базовых принципов антропологической лингводидактики выявлены и описаны особенности формирования у китайских учащихся грамматического компонента коммуникативной компетенции по русскому языку, а также предложена описательная модель включения грамматического компонента в учебный процесс в условиях Китая.

   Выводы. Особенности формирования языковых / грамматических умений и навыков у китайских студентов в условиях Китая состоят в следующем: 1) в необходимости конструирования целостной модели учебного процесса по формированию коммуникативной компетенции с
включением языкового / грамматического компонента; 2) в создании многофакторной педагогической стратегии управления учебным процессом, основывающимся на выявленных особенностях формирования у китайских студентов грамматического компонента коммуникативной компетенции.

133-146 148
Аннотация

   Актуальность. Для выполнения учебных задач студенты полагаются на использование электронных средств связи, в результате чего электронные ресурсы зачастую подменяют собой основные интеллектуальные функции, в частности, функцию памяти. В связи с этим исследование трансформации мнемической способности учащихся в эпоху цифровых технологий представляется актуальной задачей.

   Цель. Выявить и сравнить объём произвольного и непроизвольного запоминания новой информации у изучающих иностранный язык на учебных занятиях.

   Методы. Основным методом стал педагогический эксперимент, состоящий из обучающего этапа и последующего тестирования. При обработке результатов тестирования использовались методы анализа, синтеза, сравнения и обобщения экспериментальных данных.

   Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Настоящее исследование вносит вклад в изучение факторов, влияющих на мнемическую активность обучающихся в условиях цифровизации образования. Теоретическая значимость заключается в аналитическом переосмыслении фактора произвольности в организации процесса запоминания нового материала обучающимися. Практическая значимость обусловлена тем, что результаты исследования могут быть
использованы в педагогической практике для активизации процесса запоминания новой лексики на занятиях по иностранному языку, а также для разработки дидактических приёмов, нацеленных на повышение мотивации и стимулирование познавательной деятельности учащихся.

   Результаты. Проведённый эксперимент показал, что конкретная установка на запоминание существенно повышает объём воспроизводимой информации, тем самым подтвердив определяющую роль мотивации в протекании мнемических процессов. Были выявлены определённые закономерности, регулирующие точность воспроизведения новой лексики.

147-156 159
Аннотация

   Актуальность данного исследования обусловлена повышением требований работодателей к качеству подготовки студентов-музыкантов к педагогической деятельности.

   Цель данного исследования – описать опыт формирования профессиональных (педагогических) компетенций у студентов-музыкантов, обучающихся в консерватории по программам среднего профессионального и высшего образования.

   Методы исследования. Основные положения и выводы исследования основаны на теории развития музыкальных способностей, компетентностном подходе. Теоретические методы исследования представлены анализом сущностных характеристик профессиональных компетенций, формируемых у обучающихся в процессе теоретической подготовки и педагогической практики, эмпирические – анкетированием работодателей, направленным на выявление удовлетворённости качеством подготовки выпускников консерватории.

   Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость. В исследовании определены проблемы формирования профессиональных компетенций у студентов-музыкантов в процессе подготовки к педагогической деятельности: незнание обучающимися нормативно-правовой документации в области музыкального образования, несоотнесённость содержания теоретического обучения и педагогической практики с формируемыми профессиональными компетенциями. Решение данных проблем позволит внести коррективы в процесс подготовки выпускников к педагогической деятельности.

   Результаты исследования. На первом этапе исследования были разработаны рабочие программы дисциплин (РПД) психолого-педагогического и музыкально-педагогического циклов по программам среднего профессионального и высшего образования в разрезе специальностей подготовки в Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова, ориентированные на актуальные требования современного рынка труда. Затем с помощью
анкетирования работодателей выявлены проблемы в профессиональной подготовке студентов-музыкантов к педагогической деятельности.

   Выводы. В данном исследовании предложен комплекс мер по формированию профессиональных компетенций у студентов-музыкантов в процессе их подготовки к педагогической деятельности.

157-170 120
Аннотация

   Актуальность. Профессионально-ориентированное экологическое образование на современном этапе рассматривается как неотъемлемый компонент содержания образования, реализуемого в военных вузах. Статья посвящена проблеме формирования у курсантов военных вузов ценностного отношения к природе, обеспечивающего устойчивое развитие человека в согласии с законами биосферы.

   Цель. Обосновать возможность формирования экологического мировоззрения курсантов военных вузов на основе разработанной модели развития профессионально-ориентированного мегаэкологического образования.

   Методы исследования. В исследовании использованы методы анализа и обобщения результатов научных исследований по теме исследования, а также метод педагогического моделирования.

   Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна исследования заключается в разработке авторской модели развития профессионально-ориентированного мегаэкологического образования курсантов военных вузов. Теоретическая значимость состоит в уточнении отличия традиционного экологического образования как предметной области от мегаэкологического образования. Практическая значимость заключается в возможности использования модели для реализации эколого-ориентированной профессиональной подготовки курсантов в военных вузах.

   Результаты исследования. Определены подходы к решению проблемы исследования: системно-деятельностный, аксиологический, экологический. Выявлены этапы развития профессионально-ориентированного мегаэкологического образования курсантов военных вузов.

   Выводы. Авторская модель отражает развитие профессионально-ориентированного мегаэкологического образования курсантов военных вузов на основе комплексных методологических подходов, а также интеграции учебной, воспитательной и исследовательской деятельности
курсантов.

171-179 121
Аннотация

   Актуальность. В связи с повышением требований к выпускникам неязыковых вузов в отношении языковой подготовки актуальным является рассмотрение вопроса формирования умений иноязычной аудиовизуальной компетенции как способности и готовности осознанно воспринимать иноязычную аудиовизуальную информацию. Основываясь на собственном опыте преподавания дисциплины «Иностранный язык» и обобщая анализ научной литературы, автор предлагает к рассмотрению лингводидактами технологию, реализуемую в цифровой образовательной среде.

   Цель исследования: определить комплекс упражнений для развития иноязычных аудиовизуальных умений и представить опыт работы по их формированию у студентов в условиях конкретного неязыкового вуза.

   Методы. В данном исследовании применялись следующие общенаучные методы: анализ специальной литературы по теме исследования, синтез и обобщение полученной информации,
сравнительный анализ полученных данных, а также наблюдение, интервью, анкетирование, экспериментальное обучение и качественно-количественный анализ полученных показателей.

   Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость исследования заключается в уточнении реестра иноязычных аудиовизуальных умений, необходимых современному специалисту аграрного профиля, и обобщении практического опыта по обеспечению условий их формирования в рамках вузовской языковой подготовки.

   Результаты исследования. На основе анализа результатов научной литературы и опыта внедрения разработанных упражнений на занятия, проводимые в аграрном вузе, доказана целесообразность их использования при иноязычной подготовке студентов в цифровой среде. Выполнение заданий способствует формированию иноязычной аудиовизуальной компетенции в цифровой образовательной среде, что подтверждается статистически достоверными результатами, а также само- и взаимооцениванием участников экспериментального исследования.

   Выводы. В результате проведённого исследования автор приходит к выводу о необходимости формирования иноязычной аудиовизуальной компетенции у студентов неязыкового профиля с применением в практике вузовского иноязычного обучения разработанного «Сборника упражнений по развитию иноязычной аудиовизуальной компетенции у студентов неязыковых вузов аграрного профиля».

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

16
Аннотация

Аннотация

Актуальность работы заключается в инновационном подходе к овладению лингвокультурологической и коммуникативной компетенцией, которая является основой изучения РКИ.

Цель – выявить проблемы и определить пути их решения по освоению лингвокультурологической компетенции студентами-иностранцами.

Методы исследования, используемые в работе: наблюдение, анкетирование, изучение и анализ психолого-педагогической литературы, практические занятия, методы обработки данных. Экспериментальное обучение заключается в использовании на занятиях инновационных технологий в рамках проектной деятельности, результатом будет инфоблок, в котором будут исследованы слова с НКК.

Научная новизна заключается в инновационном подходе создания инфоблоков для овладения представленными компетенциями.

Теоретическая и практическая значимость заключается в описании нами инновационного метода создания инфоблоков, а таже использовании их при изучении РКИ.

Выводы: используя инфоблоки, обучающиеся с легкостью осваивают слова с НКК, у них формируется лингвокультурологическая и коммуникативная компетенция, которая в дальнейшем помогает студентам вступать в диалог и использовать эти знания и навыки в своей профессиональной деятельности.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

9
Аннотация

Цель исследования – создание структурно-функциональной модели развития профессионально-ориентированного мегаэкологического образования курсантов военных вузов.

Процедура и методы. На основе анализа литературы и взглядов ученых на процесс педагогического моделирования построена структурно-функциональная модель. При ее создании использованы системно-деятельностный, аксиологический и экологический подходы.

Результаты. Предложена модель развития профессионально-ориентированного мегаэкологического образования курсантов военных вузов, состоящая из четырех блоков: концептуально-целевого, содержательного, организационно-технологического, результативно-корректирующего.

Теоретическая и/или практическая значимостью. В статье выделены этапы развития профессионально-ориентированного мегаэкологического образования курсантов военных вузов.

15
Аннотация

Актуальность. Современные выпускники педагогических вузов должны не только уметь осуществлять эффективную коммуникацию в профессиональной среде, но и регулярно проводить научные исследования, а также уметь общаться в академическом дискурсе, в том числе на английском языке, как языке глобальной мировой науки. Принципиальную важность имеет для молодых ученых умение излагать результаты своих исследований в научных статьях и публиковаться в высокорейтинговых журналах.

Цель исследования заключается в анализе опыта применения билингвального подхода при обучении академическому письму магистрантов психолого-педагогического профиля (на примере освоения структуры англоязычной статьи и логики подачи материала). Основное содержание исследования составляет анализ теоретико-методологических основ двуязычного подхода к организации обучения иностранному языку, выявление слабых и сильных сторон билингвального и монолингвального обучения академической грамотности, определение принципов обучения русско-английских билингвов академическому письму на основе билингвального подхода для преодоления межакадемического барьера, разработка и апробация двуязычного модуля обучения английскому языку студентов магистратур гуманитарного профиля, анализ полученных результатов. В статье представлены взгляды отечественных и зарубежных исследователей по вопросам содержания и компонентов исследуемых понятий, анализируется роль двуязычного обучения иностранному языку на современном этапе. Авторами обосновывается  важность опоры на родной язык в учебном процессе как инструмента снятия затруднений в речемыслительной деятельности обучающихся, обеспечения общения преподавателя и студента, их межличностного взаимного сотрудничества, достижения взаимопонимания и эмпатии. Описывается опыт применения на практике обучающего модуля «Формирование академической грамотности в англоязычном академическом дискурсе: структура научной статьи», приводятся результаты его апробации. Представлены рекомендации по эффективному включению модуля в образовательный процесс.

Методы исследования. В данном исследовании применялись общенаучные и специальные методы: анализ, синтез, сравнение, аналогия, системный, сравнительный анализ, наблюдение, интервью. Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость статьи заключается в теоретическом обосновании педагогических условий применения разработанного модуля, нацеленного на формирование необходимых выпускникам магистратуры компетенций в академическом англоязычном дискурсе. Практическая часть исследования может быть использована в иноязычном обучении магистрантов или студентов старших курсов гуманитарных направлений подготовки, направленном на формирование основ академической грамотности.

Результаты исследования. На основе обобщения результатов внедрения разработанного обучающего модуля доказана целесообразность его использования в подготовке магистрантов психолого-педагогического профиля. Обучение в экспериментальном модуле помогает студентам в преодолении межакадемического барьера, способствует более полному пониманию структуры англоязычных публикаций, их содержания и логики. Приобретенные компетенции помогли обучающимся не только правильно структурировать свои статьи на английском языке, но и способствовали повышению качества статей и докладов на русском языке. Полученные данные подтверждаются результатами экспертного оценивания, а также само- и взаимоценивания участников экспериментального исследования.

Выводы. Делается вывод о важности учета принципа опоры на родной язык при организации обучения англоязычному академическому дискурсу и формировании компетенций иноязычной академической грамотности для молодых ученых. Обоснована целесообразность организации обучения магистрантов английскому языку в вузе на основе билингвального подхода, представлены данные, подтверждающие эффективность внедренного в практику вузовского иноязычного обучения модуля «Формирование академической грамотности в англоязычном академическом дискурсе: структура научной статьи». Отмечается широкий потенциал применения данного модуля при обучении студентов естественнонаучных и технических специальностей. 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)