Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Об опыте формирования иноязычных аудиовизуальных умений у студентов неязыкового вуза

https://doi.org/10.18384/2949-4974-2023-3-171-179

Аннотация

   Актуальность. В связи с повышением требований к выпускникам неязыковых вузов в отношении языковой подготовки актуальным является рассмотрение вопроса формирования умений иноязычной аудиовизуальной компетенции как способности и готовности осознанно воспринимать иноязычную аудиовизуальную информацию. Основываясь на собственном опыте преподавания дисциплины «Иностранный язык» и обобщая анализ научной литературы, автор предлагает к рассмотрению лингводидактами технологию, реализуемую в цифровой образовательной среде.

   Цель исследования: определить комплекс упражнений для развития иноязычных аудиовизуальных умений и представить опыт работы по их формированию у студентов в условиях конкретного неязыкового вуза.

   Методы. В данном исследовании применялись следующие общенаучные методы: анализ специальной литературы по теме исследования, синтез и обобщение полученной информации,
сравнительный анализ полученных данных, а также наблюдение, интервью, анкетирование, экспериментальное обучение и качественно-количественный анализ полученных показателей.

   Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость исследования заключается в уточнении реестра иноязычных аудиовизуальных умений, необходимых современному специалисту аграрного профиля, и обобщении практического опыта по обеспечению условий их формирования в рамках вузовской языковой подготовки.

   Результаты исследования. На основе анализа результатов научной литературы и опыта внедрения разработанных упражнений на занятия, проводимые в аграрном вузе, доказана целесообразность их использования при иноязычной подготовке студентов в цифровой среде. Выполнение заданий способствует формированию иноязычной аудиовизуальной компетенции в цифровой образовательной среде, что подтверждается статистически достоверными результатами, а также само- и взаимооцениванием участников экспериментального исследования.

   Выводы. В результате проведённого исследования автор приходит к выводу о необходимости формирования иноязычной аудиовизуальной компетенции у студентов неязыкового профиля с применением в практике вузовского иноязычного обучения разработанного «Сборника упражнений по развитию иноязычной аудиовизуальной компетенции у студентов неязыковых вузов аграрного профиля».

Об авторе

О. Г. Ефимова
Государственный университет просвещения; Белгородский государственный аграрный университет им. В. Я. Горина
Россия

Ольга Геннадьевна Ефимова, аспирант, преподаватель

кафедра лингводидактики

кафедра иностранных языков

141014

ул. Веры Волошиной, д. 24

Московская обл.

Мытищи

Майский



Список литературы

1. Авраменко А. П., Матвеева О. Ю. Формирование коммуникативных стратегий на иностранном языке с использованием мобильных технологий // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2020. № 1. С. 22–28. DOI: 10.18384/2310-7219-2020-1-22-28.

2. Вайндорф-Сысоева М. Е., Субочева М. Л. «Цифровое образование» как системообразующая категория: подходы к определению // Вестник Московского государственного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 3. С. 25–34.

3. Гусейнова И. А. Тенденции подготовки специалистов в области межкультурной и межъязыковой коммуникации в неязыковом вузе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2022. № 2 (843). С. 47–52.

4. Парникова Т. В. К вопросу о билингвальном образовании // Органическое сельское хозяйство: проблемы и перспективы : материалы XXII Международной научно-производственной конференции / Майский, 28–29 мая 2018 г. Т. 2. Майский: Издательство Белгородского государственного аграрного университета, 2018. С. 182–184.

5. Сафонова В. В. , Базина Н. В. Методические принципы отбора аутентичных видеофильмов для учебных целей // Иностранные языки в школе. 2014. № 7. С. 3–10.

6. Сысоев П. В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании. Москва: Либроком, 2022. 264 с.

7. Титова С. В. МООК в российском образовании // Высшее образование в России. 2015. № 12. С. 145–151.

8. Федорова Е. Н., Плотникова В. С. Психолого-педагогические условия использования видео- и аудиолекций на дистанционных образовательных платформах // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2021. № 3. С. 101–108. DOI: 10.18384/2310-7219-2021-3-101-108.

9. Formation of audiovisual competence in teaching foreign language to students of engineering specialties [Электронный ресурс] / O. Efimova, T. V. Parnikova, I. Svishcheva, S. A. Verbitskaya // Engineering for Rural Development: materials of conference / Jelgava, 26–28 of May 2021. URL: https://www.tf.lbtu.lv/conference/proceedings2021 (дата обращения: 10. 03. 2023).

10. Intercultural Education Of Students – Future Foreign Language Teachers / A. S. Budnik, I. I. Burlakova, K. N. Burnakova, E. V. Aybyatova // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences : materials of conference / Moscow, 23–25 of April 2020. London: European Publisher, 2020. P. 74–81. DOI: 10.15405/epsbs.2020.11.03.9.

11. Maribel M. P., Rodgers M. P. Video and language learning // The Language Learning Journal. 2019. № 47 (4). P. 403–406. DOI: 10.1080/09571736.2019.1629099.

12. Montero P. M., Peters E., Desmet P. Vocabulary learning through viewing video: the effect of two enhance-ment techniques // Computer Assisted Language Learning. 2018. Vol. 31. № 1–2. P. 3–26. DOI: 10.1080/09588221.2017.1375960.

13. O’Rourke B., Stickler U. Synchronous communication technologies for language learning: Promise and challenges in research and pedagogy // Language Learning in Higher Education. 2017. Vol. 7. № 1. P. 2–20.

14. Tsibulnikova V. E. Priorities of educational policy, pedagogical science, and practice in the digital age or seven maxims of modern pedagogy // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2022. № 1. С. 6–26. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priorities-of-educational-policy-pedagogical-science-and-practice-in-the-digital-age-or-seven-maxims-of-modern-pedagogy?ysclid=lptg734u89708151236.

15. Ziegler N. Synchronous computer-mediated communication and interaction: A Meta-Analysis // Studies in Second Language Acquisition. 2016. № 38 (3). P. 553–586. DOI: 10.1017/S027226311500025X.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 122


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)