Коммуникативная и лингвокультурологическая компетенции как основа изучения русского языка как иностранного
https://doi.org/10.18384/2949-4974-2023-3-60-69
Аннотация
Актуальность работы заключается в инновационном подходе к овладению лингвокультурологической и коммуникативной компетенциями, которые являются основой изучения РКИ.
Цель – применить экспериментальное обучение по созданию инфоблоков для повышения лингвокультурологической компетенции у студентов-иностранцев.
Методы исследования, используемые в работе: наблюдение, анкетирование, изучение и анализ психолого-педагогической литературы, практические занятия, методы обработки данных. Практиковалось также экспериментальное обучение, которое заключалось в использовании на занятиях инновационных технологий в рамках проектной деятельности.
Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна состоит в инновационном подходе создания инфоблоков для овладения представленными компетенциями. Теоретическая и практическая значимость заключается в описании нами инновационного метода создания инфоблоков, а также в использовании их при изучении РКИ.
Результаты исследования. Применив экспериментальное обучение по созданию инфоблоков, мы пришли к таким результатам, как: повышение уровня овладения обучающимися коммуникативной компетенцией; более частое использование студентами в своей речи слов с НКК, что привело к формированию лингвокультурологической компетенции (анкетирование на начальном уровне выявило низкий процент использования слов с НКК и уровня сформированности компетенций). Изучив исходный уровень сформированности компетенций у студентов, мы пришли к выводу, что у большинства обучающихся (средний показатель – 35 человек из 40, на примере контрольной группы) сформирован репродуктивный (зарождающийся) уровень, лишь у 5 человек (средний показатель) есть достаточный уровень, продвинутого уровня нет ни у одного человека. Для обработки представленных результатов мы обратились к методам математической статистики: непараметрические и U-критерий Манна Уитни. Такие расчёты проводились один раз в семестр, на конечном этапе было выявлено следующее: уровень сформированности коммуникативной, лингвокультурологической компетенций вырос до 87 %, использование в речи студентов-иностранцев слов с НКК стало в 3 раза больше.
Выводы: Используя инфоблоки, обучающиеся с лёгкостью осваивают слова с НКК. У них формируются лингвокультурологическая и коммуникативная компетенции, которые в дальнейшем помогают студентам вступать в диалог с носителями языка и использовать эти знания и навыки в своей профессиональной деятельности.
Об авторах
Т. В. СамосенковаРоссия
Татьяна Владимировна Самосенкова, доктор педагогических наук, профессор
кафедра русского языка и межкультурной коммуникации
308007
ул. Студенческая, д. 14
Белгородская обл.
Белгород
А. Э. Шаповалова
Россия
Алёна Эдуардовна Шаповалова, аспирант, учитель
кафедра русского языка и межкультурной коммуникации
308007
ул. Студенческая, д. 14
309340
ул. Советская, д. 67
Белгород
Борисовка
Список литературы
1. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Эйдос. 2018. Т. 10. № 2. С. 135–147.
2. Верещагин Е. М. , Костомаров В. Г. Лингвострановедческая теория слова. М.: Русский язык, 1980. 320 с.
3. Злобин А. Н. Лингвокультурные особенности концептуальной метафоризации в немецком языке (на примере терминов родства) // Молодой учёный. 2020. № 34 (324). С. 141–144.
4. Инновационные технологии преподавания иностранных языков в вузе : монография / Е. В. Воронина, Ю. В. Рындина, И. М. Кунгурова, С. Г. Долженко, Е. А. Юринова, С. В. Пахотина. Lambert: Lambert Academic Publishing, 2013. 184 c.
5. Казымова Л. А. Язык и культура: к вопросу о специфике лингвокультурологии // Филология и лингвистика. 2018. № 3 (9). С. 19–22.
6. Чжоу Н. Особенности лингвокультурного концепта «мужественность» // Молодой учёный. 2023. № 21 (468). С. 473–475.
7. Макарова Е. В. К проблеме определения понятия «лингвокультурологический концепт» : теоретический обзор // Молодой ученый. 2019. № 41 (279). С. 276–279.
8. Преснухина И. А. К вопросу о формировании иноязычной профессионально ориентированной коммуникативной компетенции // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 3. С. 175–177.
9. Рудюков Д. В., Дуплянкина А. В. Лингвокультурные особенности гебраизмов в русском языке: исторический аспект // Молодой учёный. 2019. № 49 (287). С. 593–599.
10. Курбанова Н. Б. Образное сравнение как объект лингвокультурологического анализа (на материале испанского языка) // Молодой учёный. 2022. № 51 (446). С. 613–616.
11. Харитонова С. В. , Черняева А. Ю. Основы теории педагогического содействия развитию культурологической компетенции студентов университета в условиях модернизации российского образования // Современная система образования: опыт прошлого и перспективы будущего : монография. Одесса: ИП Куприенко С. В., 2006. С. 38–64.
12. Шаповалова А. Э. Использование информационных технологий при освоении иностранцами «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля // Дали Даля : сборник статей Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Далевские чтения» / 20–21 мая 2021 г. Белгород: Эпицентр, 2021. С. 170–173.
13. Шаповалова А. Э. Пути освоения безэквивалентной и национально-маркированной лексики обучаемыми на разных ступенях обучения // Научная мысль: перспективы развития : сборник материалов IХ Международной конференции / 26 октября 2021 г. Армавир: РИО АГПУ, 2021. С. 99–106.
14. Hymes D. On Communicative Competence // Sociolinguistics. Harmondsworth: Penguin, 1972. P. 269–293.
15. Savignon S. J. Communicative Competence: Theory and Classroom Practice. New York: McGraw-Hill, 1997. 234 p.