Формирование медиадискурсивной компетенции студентов международного профиля: результаты практики
https://doi.org/10.18384/2949-4974-2023-3-84-104
Аннотация
Актуальность исследования процесса формирования медиадискурсивной компетенции (в дальнейшем МДК) специалистов международного профиля обусловлена создавшейся международной ситуацией, которая, по мнению президента, «требует настойчивых усилий по обеспечению стратегической стабильности», обеспечить которую способны специалисты, обладающие фундаментальным запасом фоновых знаний того сегмента, который наиболее релевантен для профессиональной среды международника. Исследовательские материалы основываются на изучении и обобщении педагогического опыта, методах опытно-экспериментальной работы, позволивших корректно определить педагогические объекты, разработать диагностический инструментарий и внедрить технологии, обеспечивавшие динамику процесса формирования медиадискурсивной компетенции. В статье описывается внедрение авторского элективного курса «Практика медиадискурсивной компетенции специалиста международного профиля», доказавшего эффективность развития у студентов иноязычно-речевого, медийно-текстового и аналитико-мыслительного компонентов, составляющих компонентов медиадискурсивной компетенции.
Цель – разработка и внедрение авторского элективного курса, направленного на повышение уровня медиадискурсивной компетенции студентов международного профиля, и проверка его эффективности в ходе экспериментальной работы.
Методы исследования. Теоретико-методологический анализ научной литературы, многолетняя педагогическая практика авторов работы со студентами международного профиля, анализ их учебной и творческой деятельности, включённое наблюдение за развитием компонентного состава медиадискурсивной компетенции являются основными способами развития речевых, мыслительных, аналитико-мыслительных способностей студентов.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Впервые уточнено и методологически дополнено понятие «медиадискурсивная компетенция студентов международного профиля», структурировано его содержание. Апробирование системы технологических ресурсов, применяемых для формирования у будущих специалистов в области иноязычной коммуникации эмерджентного качества – медиадискурсивной компетенции – показало её эффективность, а разработанный программный материал авторского элективного курса доказал высокую продуктивность на практике. Практической значимостью исследования стал авторский курс, позволивший осознать степень ответственности будущей профессии и более глубинно понять её важность в современном мире, что также может сказаться на более гармоничном распределении типов мотивации к профессиональной деятельности. Данные, полученные в ходе исследования, подтверждают необходимость реформирования текущего подхода к разработке учебно-методических материалов на основе курса медиадискурсивной грамотности. На основе апробированных результатов планируется публикация практических рекомендаций по эффективному использованию внедрённых технологий, включённых в авторский элективный курс.
Результаты исследования. Доказана эффективность разработанного и апробированного на практике авторского элективного курса «Практика медиадискурсивной компетенции специалиста международного профиля»: повысился уровень медиадискурсивной компетенции студентов международного профиля, составляющих экспериментальную группу. Сравнение результатов свидетельствует, что в ходе констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы уровень сформированности медиадискурсивной компетенции у студентов ЭГ и КГ примерно одинаковый, но впоследствии разрыв между двумя группами увеличился в пользу студентов экспериментальной группы. Диагностика позволила реализовать качественный подход к измерению уровня исследуемых компонентов и в последующем перевести качественные результаты в количественное измерение. Таким образом, можно констатировать, что внедрённый в образовательный процесс элективный курс повысил уровень сформированности медиадискурсивной компетенции студентов.
Выводы. Целью внедрённого курса стало достижение равномерного развития всех составляющих компонентов МДК. Содержательное наполнение занятий базировалось на привлекательных для студентов видах работ: комментированный перевод цифровых и традиционных медиатекстов; работа с глоссарием, интернациональной лексикой, аллюзиями, фразеологизмами, параллельными конструкциями, генерацией собственных медиасообщений; анализ особой маркированной лексики; поиск скрытых интенций и работа с культуронимами, креолизацией (невербальное оформление медиатекста), подготовка собственных сообщений и т. д. Сравнение результатов сформированности МДК продемонстрировало более высокие показатели в сторону экспериментальной группы, нежели студентов контрольной группы, не задействованных на этапе внедрения эффективных технологий. Разработанные авторские медиа задания, упражнения, тренинги, представленные в авторском курсе, способствовали преодолению коммуникативного барьера, индивидуального догматизма студентов, сформировали умение у обучающихся экспериментальной группы способность к анализу новых тенденций в языке массовой коммуникации.
Об авторах
М. В. НатуркачБеларусь
Россия
Михаил Васильевич Натуркач, старший преподаватель, аспирант
факультет международных отношений
кафедра английского языка международной профессиональной деятельности
кафедра педагогики и психологии
220030
пр. Независимости, д. 4
19454
пр-т Вернадского, д. 76
Минск
Москва
Н. М. Романенко
Россия
Надежда Михайловна Романенко, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры
кафедра педагогики и психологии
19454
пр-т Вернадского, д. 76
Москва
Л. П. Илларионова
Россия
Людмила Петровна Илларионова, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры
кафедра педагогики и современных образовательных технологий
141014
ул. Веры Волошиной, д. 24
Московская обл.
Мытищи
Список литературы
1. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. Москва: Педагогика, 1989. 558 с.
2. Беляева Е. В. , Мартьянова Н. А. Электронный курс как форма обучения иностранных студентов русскому языку в контексте феномена «клипового мышления» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. № 12 (12). С. 382–387.
3. Вербицкий А. А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы [Электронный ресурс] // Homo Cyberus. 2019. № 1 (6). URL: http://journal.homocyberus.ru (дата обращения: 17. 05. 2023).
4. Завацкая В. В., Соколова И. В. Язык СМИ как одна из дисциплин обучения английскому языку // Актуальные вопросы языковой динамики, филологии и лингводидактики : материалы XII Международной научно-практической конференции / Чебоксары, 23 октября 2015 г. Чувашия: Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2015. С. 113–118.
5. Загвязинский В. И. О методологических основаниях реформирования российского образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5. № 1. С. 5–8. DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-1-5-8.
6. Зимняя И. А., Мазаева И. А., Лаптева М. Д. Коммуникативная компетентность, речевая деятельность, вербальное общение. Москва: Аспект Пресс, 2020. 397 с.
7. Кильпеляйнен Е. С. Трансформация профессиональных компетенций журналиста в период цифровизации медиапространства : дис. … канд. филол. наук. Москва, 2019. 194 с.
8. Королева Д. Б. Содержание обучения переводу: основные концепции // Концепт. 2016. № 11. С. 1741–1745.
9. Махмутов М.И. Педагогика профессионального образования: Махмутов М.И. Избранные труды в 7 т. Т. 5 Казань: Магариф-Вакыт, 2016 / Сост. Г. И. Ибрагимов. — 487 с.
10. Новикова Э. Ю. Информационно-поисковая компетенция в парадигме переводческих компетенций // Artium Magister. 2013. № 14. С. 77–82.
11. Роганина Е. А. Развитие информационной компетенции студентов в профессиональной подготовке будущего лингвиста-преподавателя : дис. … канд. пед. наук. Тольятти, 2012. 213 с.
12. Руденко А. П. Индивидуальный подход в развитии дискурсивной компетенции студентов при обучении иностранному языку в вузе : дис. ... канд. пед. наук. Великий Новгород, 2007. 194 с.
13. Русакова О. Ф., Курильченко С. С. Политический медиадискурс: вопросы теоретико-методологического и регионального анализа // Дискурс-Пи. 2019. № 4 (37). С. 28–48.
14. Федотова О. В. О профессионально значимых компетенциях переводчика [Электронный ресурс] // Руснаука. Филологические науки. 2021. № 6. URL: http://www.rusnauka.com (дата обращения: 17. 08. 2021).
15. Хуторской А. В. Компетентностный подход // Введение в профессию «Преподаватель вуза». Трудовые функции преподавателя. Москва: Кнорус, 2022. С. 12–23.
16. Шариков А. В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. Москва: Академия педагогических наук СССР, 1990. 66 с.
17. Carolyn R. Pool A new digital literacy: A Conversation with Paul Gilster // Integrating Technology into Teaching. 1997. Vol. 55. № 3. Р. 146–158.
18. Parsons T. Action Theory and Human Condition. New York: Free Press, 1978. 448 p.