Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Формирование профессиональных компетенций у студентов-музыкантов в процессе подготовки к педагогической деятельности

https://doi.org/10.18384/2949-4974-2023-3-147-156

Аннотация

   Актуальность данного исследования обусловлена повышением требований работодателей к качеству подготовки студентов-музыкантов к педагогической деятельности.

   Цель данного исследования – описать опыт формирования профессиональных (педагогических) компетенций у студентов-музыкантов, обучающихся в консерватории по программам среднего профессионального и высшего образования.

   Методы исследования. Основные положения и выводы исследования основаны на теории развития музыкальных способностей, компетентностном подходе. Теоретические методы исследования представлены анализом сущностных характеристик профессиональных компетенций, формируемых у обучающихся в процессе теоретической подготовки и педагогической практики, эмпирические – анкетированием работодателей, направленным на выявление удовлетворённости качеством подготовки выпускников консерватории.

   Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость. В исследовании определены проблемы формирования профессиональных компетенций у студентов-музыкантов в процессе подготовки к педагогической деятельности: незнание обучающимися нормативно-правовой документации в области музыкального образования, несоотнесённость содержания теоретического обучения и педагогической практики с формируемыми профессиональными компетенциями. Решение данных проблем позволит внести коррективы в процесс подготовки выпускников к педагогической деятельности.

   Результаты исследования. На первом этапе исследования были разработаны рабочие программы дисциплин (РПД) психолого-педагогического и музыкально-педагогического циклов по программам среднего профессионального и высшего образования в разрезе специальностей подготовки в Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова, ориентированные на актуальные требования современного рынка труда. Затем с помощью
анкетирования работодателей выявлены проблемы в профессиональной подготовке студентов-музыкантов к педагогической деятельности.

   Выводы. В данном исследовании предложен комплекс мер по формированию профессиональных компетенций у студентов-музыкантов в процессе их подготовки к педагогической деятельности.

Об авторах

Ю. С. Крылова
Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова
Россия

Юлия Сергеевна Крылова, кандидат педагогических наук, доцент

кафедра музыкальной педагогики и гуманитарных дисциплин

185035

ул. Ленинградская, д. 16

Петрозаводск



В. П. Анцева
Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова
Россия

Валерия Павловна Анцева, преподаватель

кафедра музыкальной педагогики и гуманитарных дисциплин

185035

ул. Ленинградская, д. 16

Петрозаводск



Список литературы

1. Александрова В. Г. Аксиологическая направленность компетентностного подхода в гуманно-личностном образовательном пространстве // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2011. № 2. С. 56–63.

2. Арановская И. В., Сибирякова Г. Г., Двойнина Г. Б. Формирование музыкально-исполнительской компетентности будущих педагогов-музыкантов в вузе // Современные проблемы развития образования. 2019. № 3. С. 14–17.

3. Вербицкий А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. Москва: Логос, 2009. 336 с.

4. Беккерман П. Б., Стукалова О. В. Поддержка профессионального самоопределения будущих специалистов в сфере культуры и искусства в современных условиях: комплекс факторов и взаимодействия направлений // Наука и школа. 2021. № 4. С. 192–199.

5. Бочкарёв Л. Л. Психология музыкальной деятельности. Москва: Институт психологии РАН, 2006. 350 с.

6. Кирнарская Д. К. Homo Musicus. О способностях, одарённости и таланте. Москва: Слово, 2021. 462 с.

7. Крылова Ю. С. Психолого-педагогические условия организации педагогической практики студентов музыкального колледжа // Школа будущего. 2019. № 6. С. 122–130.

8. Крылова Ю. С. Формирование компетенций у будущего музыканта: теоретический аспект // Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова: школы, исследования, персоны (к 50-летнему юбилею) : сборник научных статей. Петрозаводск: Версо, 2018. С. 272‒280.

9. Новикова В. В. Формирование герменевтической компетенции музыканта-исполнителя в образовательном процессе вуза : дис. … канд. пед. наук. Воронеж, 2016. 270 с.

10. Петенева Е. С. «Я-образ» личности студента-музыканта: психолого-педагогические аспекты исследования // Музыкальное искусство и образование. 2022. Т. 10. № 1. С. 25–41. DOI: 10.31862/2309-1428-2022-10-1-25-41.

11. Птицына М. И., Рахимбаева И. Э. Культурные практики и их роль в профессиональной подготовке студентов-музыкантов [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 3. URL: https://www.mpjournal.ru/jour/article/view/1456 (дата обращения: 11. 05. 2023). DOI: 10.17513/spno.31745.

12. Симонов Н. В. Сущность и структура профессиональной компетентности: анализ подходов и определение понятий // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2018. № 1 (64). С. 186–192.

13. Слонимская Р. Н. Развитие музыкальных способностей студентов гуманитарных вузов : дис. … д-ра пед. наук. Санкт-Петербург, 2008. 607 с.

14. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 59–64.

15. Цибульникова В. Е. Компетентностный подход в управлении образовательными системам // Педагогическое образование: вызовы XXI в. : материалы III Международной научно-практической конференции, посвящённой памяти выдающегося российского учёного-педагога Виталия Александровича Сластёнина / Курск, 20–21 сентября 2012 г.: в 2 ч. Ч. 1. Курск: Издательство Курского государственного университета, 2012. С. 292–298.

16. Якупова О. А. Целостность художественного и технического воспитания – условие интерпретаторской культуры музыканта // Педагогический процесс как культурная деятельность : материалы III Международной научно-практической конференции / Самара, 4–8 декабря 2000 г. Самара: Институт развития образования, 2000. С. 169–171.

17. Davidova J. Music Teacher’s Competences in the 21<sup>st</sup> Century // Pedagogika. 2019. № 2. Vol. 134. Р. 99–108.

18. Krylova Y., Bodina E., Knyazeva G. Modern student value-semantic attitude formation towards chosen occupation in University educational environment [Электронный ресурс] // Humanities and Social Sciences Reviews. 2019. URL: https://mgesjournals.com (дата обращения: 11. 05. 2023).

19. Namozova D. T., Teshabayeva К. Sh. Competency Approaches to Increasing Students ' Musical Literacy [Электронный ресурс] // Eurasian Journal of Learning and Academic Teaching. 2023. Vol. 17. URL.: https://geniusjournals.org (дата обращения: 03. 06. 2023).

20. Vernia C., Mercedes A. Competency-based learning: Music education, the great forgotten // 4<sup>th</sup> International Conference on Higher Education Advances (HEAd’18) / Valencia, June 2018. Valencia: Universitat Politecnica de Valencia, 2018. P. 29–35.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 176


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)