Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Единый подход к построению структуры и содержания программы развития образовательных организаций разных типов

https://doi.org/10.18384/2949-4974-2023-3-6-22

Аннотация

   Актуальность исследования связана с повышением роли стратегического планирования и вызвана необходимостью оказания практической методической помощи руководителям образовательных организаций разных типов в разработке программы развития как локального нормативного акта, определяющего перспективы организационного развития и пути его достижения.

   В статье рассматривается единый подход к разработке программы развития для образовательных организаций различных типов в контексте реализации государственной политики Российской Федерации в области науки и образования.

   Цель – раскрыть особенности единого подхода к построению структуры, компонентов и содержания программы развития для образовательных организаций разных типов.

   Методы исследования: системный анализ, структурно-функциональный анализ, документарная экспертиза, проектирование, систематизация, обобщение, синтез.

   Научная новизна/теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна исследования состоит в том, что в нём обоснован общий подход к построению структуры (общие положения; концептуально-методологические основания деятельности; направления, условия и механизмы трансформации), компонентов (обоснование актуальности разработки программы развития с опорой на нормативные правовые акты; общая концепция развития образовательной организации; методологические подходы к организации деятельности образовательного учреждения; цель и задачи деятельности образовательной организации; организационная культура как ресурс развития среды образовательной организации; система управления
образовательной организацией; современное состояние организации, вызовы, ограничения и готовность к их преодолению; трансформация организационной среды как условие реализации приоритетных направлений деятельности; направления трансформации образовательной организации; ресурсное обеспечение и кадровая политика; план и механизмы реализации программы развития образовательной организации) и содержания программы развития для
образовательных организаций разных типов. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нём уточнены сущностные характеристики понятий: целеполагание, организационная культура, среда (социокультурная, научно-просветительская, образовательная, воспитывающая (воспитательная), информационная, здоровьесберегающая, благоприятная и комфортная, безопасная, адаптивная, цифровая среды и медиасреда. Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные материалы и методические рекомендации могут быть применены руководителями образовательных организаций разных типов в разработке программы развития как локального нормативного акта. В статье представлены
примеры оформления подразделов программы развития, даны таблицы для заполнения требуемой информации.

   Результаты исследования. Дан последовательный ряда системных представлений о сущности программы развития. Раскрыты особенности единого подхода к построению структуры программы развития для образовательных организаций разных типов, охарактеризованы компоненты программы развития, разработаны методические рекомендации к содержанию программы развития образовательной организации.

Об авторе

В. Е. Цибульникова
Российский биотехнологический университет
Россия

Виктория Евгеньевна Цибульникова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой

кафедра социально-гуманитарных дисциплин

125080

Волоколамское шоссе, д. 11

Москва

e-mail: cibulnikovave@mgupp.ru



Список литературы

1. Блауберг И. В. Проблема целостности и системный подход. Москва: Едиториал УРСС, 1997. 448 с.

2. Виноградов В. Н., Прикот О. Г. Программа развития образовательной организации как критерий оценки профессиональной компетентности руководителя // Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. 2013. № 4 (23). С. 28–44.

3. Зинченко Т. П. Методология ресурсного подхода: границы и возможности применения в психологии // Когнитивная и прикладная психология. Москва: Модэк, 2000. С. 230–312.

4. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. Москва: Педагогика, 1989. 206 с.

5. Иванова Е. И. Управление развитием образовательной среды школы на основе ресурсного подхода : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2007. 22 с.

6. Кирьякова А. В. Аксиология образования: ориентация личности в мире ценностей. Москва: Дом педагогики, 2009. 318 с.

7. Конаржевский Ю. А. Менеджмент и внутришкольное управление. Москва: Педагогический поиск, 1999. 224 с.

8. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность : учебное пособие для студентов вузов по направлению и спец. «Психология», «Клин. Психология». Москва: Смысл: Academia, 2004. 345 с.

9. Лизинский В. М. Ресурсный подход в управлении развитием школы. Москва: Педагогический поиск, 2006. 160 с.

10. Малиновский А. А. Тектология. Теория систем. Теоретическая биология. Москва: Эдиториал УРСС, 2000. 446 с.

11. Методические рекомендации по разработке программы развития образовательной организации / под ред. Е. Н. Мясищевой. Белгород: Белгородский институт развития образования, 2019. 31 с.

12. Мишкин П. А., Овечкина О. В., Гринина М. В. Проведение аналитико-прогностического этапа разработки программы развития профессиональной образовательной организации // Человек и образование. 2016. № 4 (49). С. 125–128.

13. Моисеев А. М. Программа развития: как разработать главный стратегический документ школы : практико-ориентированное научно-методическое пособие в вопросах и ответах для руководителей общеобразовательных организаций. Москва: Перспектива, 2016. 340 с.

14. Молчанов С. Г. Программа развития ДОУ: структура, содержание, экспертное оценивание // Челябинский гуманитарий. 2015. № 5 (30). С. 35–49.

15. Мосиенко Л. В., Хажгалиева Г. Х. Педагогические условия ценностного самоопределения студента в полилингвальном образовательном пространстве : монография. Москва: Перспектива, 2021. 151 с.

16. Патрикова Т. С. Как написать программу развития образовательного центра в условиях проектно-целевого управления системой образования? // Концепт. 2016. № 15. С. 1346–1350.

17. Поляков С. Д. Реалистическое воспитание. Москва: Педагогический поиск, 2004. 176 с.

18. Ротобыльская Л. А. Программа развития как нормативный документ современной образовательной организации // Региональное образование: современные тенденции. 2016. № 2 (29). С. 22–28.

19. Садовский В. Н. Основания общей теории систем. Москва: Наука, 1974. 280 с.

20. Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. Москва: Педагогика, 1983. 352 с.

21. Федоров А. М. , Кармазина Н. В. Управленческая деятельность руководителя образовательной организации как объект социогуманитарного анализа // Современное образование: векторы развития. Роль социально-гуманитарного знания в подготовке педагога : материалы V Международной конференции / Москва, 27 апреля – 21 мая 2020 г. / под ред. М. М. Мусарского, Е. А. Омельченко, А. А. Шевцовой. Москва: Московский педагогический государственный университет, 2020. С. 218–232.

22. Фишман Л. И. Методология и механизмы повышения качества образовательных услуг на основе делегирования обратных связей. Самара: Самарский научный центр РАН, 2009. 179 с.

23. Цибульникова В. Е., Бахарева Е. В. Типология целей и целеполагание во внутришкольном управлении // Педагогическое образование и наука. 2012. № 11. С. 60–65.

24. Чижакова Г. И. Педагогическая аксиология : монография. Красноярск: Сибирский государственный технологический университет, 2008. 294 с.

25. Шамова Т. И., Шклярова О. А. Здоровьесберегающие основы образовательного процесса в школе // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. 2008. № 1. С. 109–117.

26. Шамова Т. И., Конаржевский Ю. А. Совершенствование управленческой деятельности руководителей школы : методические рекомендации. Москва: Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина, 1983. 100 с.

27. Шацкий С. Т. Лаборатория детства : избранные педагогические сочинения. Раменское: Грани успеха, 2017. 127 с.

28. Шацкий С. Т. Среда-воспитатель и проблема детского сада: из работ 1-ой Опытной станции по народному образованию Наркомпроса : сборник. Москва: Работник просвещения, 1925. 66 с.

29. Щедровицкий Г. П. Знак и деятельность. Кн. 2: Понимание и мышление. Смысл и содержание: 7 лекций 1972 г. Москва: Институт развития им. Г. П. Щедровицкого, 2006. 351 с.

30. Юдин Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность. Москва: Эдиториал УРСС, 1997. 444 с.

31. Яковлева Г. В. , Сваталова Т. А. Подготовка педагогов к проектированию программы развития дошкольной образовательной организации // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2018. № 2 (35). С. 45–49.

32. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. Москва: Смысл, 2001. 365 с.


Рецензия

Просмотров: 183


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)