«Дерево решений» как эффективный метод формирования профориентированной иноязычной коммуникативной компетенции
https://doi.org/10.18384/2949-4974-2023-3-105-116
Аннотация
Актуальность данного исследования заключается в изучении возможностей использования интерактивной технологии «Дерево решений» во время очных и дистанционных форм работы на практических занятиях по иностранному языку у обучающихся технических вузов с целью формирования у них профориентированной иноязычной коммуникативной компетенции и повышения мотивации к изучению иностранного языка.
Цель данного исследования – рассмотрение интерактивной технологии «Дерево решений» как эффективного метода формирования профориентированной иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся технических специальностей и обоснование её применения в практике преподавания иностранного языка во время аудиторных занятий и дистанционных форм работы.
Методы исследования. При проведении исследования использовались методы анализа, синтеза, обобщения научно-методической литературы, прогнозирования, обучающего эксперимента, педагогического наблюдения и опроса обучающихся.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна исследования состоит в том, что авторами был предложен алгоритм использования интерактивной технологии «Дерево решений» для формирования профориентированной иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся технических специальностей на практических занятиях в онлайн-формате, а также выявлен мотивационный потенциал данной технологии. Практическая значимость заключается в том, что результаты настоящего исследования могут быть использованы в педагогической практике для подготовки инженеров-экологов и других специалистов технического профиля.
Результаты исследования. В статье даны определения понятий «интерактивное обучение» и «интерактивные методы / технологии», а также авторское определение термина «интерактивные технологии». Приведены примеры использования нескольких вариантов интерактивной технологии «Дерево решений» с применением интернет-технологий (поиск информации в сети Интернет, компьютерные программы SmartArt в Word, PowerPoint или Visio) во время занятий по иностранному языку и аргументирована целесообразность её применения.
Выводы. Результаты показали, что использование технологии высокоэффективно для развития профориентированной иноязычной коммуникативной компетенции, т. к. она обеспечивает активное включение каждого обучающегося в процесс усвоения и систематизации учебного материала, позволяет формировать умения сравнивать и классифицировать, повышать мотивацию к изучению дисциплины, уровень познавательного интереса, обучать навыкам общения, коммуникативным навыкам, умению работать в команде.
Об авторах
Е. И. ПриходченкоРоссия
Екатерина Ильинична Приходченко, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры
кафедра инженерной педагогики и лингвистики
283001
ул. Артёма, д. 58
Донецкая Народная Республика
Донецк
А. В. Лабинская
Россия
Анна Викторовна Лабинская, старший преподаватель
кафедра иностранных языков и педагогики высшей школы
286123
ул. Державина, д. 2
Макеевка
Список литературы
1. Асеева А. Р. Теоретические аспекты использования интерактивных технологий в процессе обучения иностранному языку // Педагогика и психология: вопросы теории и практики. 2021. № 6. С. 6–12.
2. Асмоловская М. В. , Валеев А. А. Методологические аспекты использования интерактивных технологий при обучении иностранному языку студентов вуза // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 5. № 2. C. 135–141.
3. Бычкова Н. В., Волков В. В., Массарова Т. Л. Использование интерактивного обучения студентов в вузе в контексте компетентностного подхода // Преподаватель XXI век. 2017. № 3-1. С. 78–84.
4. Виндилович А. В. Инновационные методы обучения в высшем образовании // Молодой учёный. 2022. № 1 (396). С. 235–237.
5. Герцен С. М. Индивидуальная образовательная траектория и интерактивные технологии в дистанционном обучении [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 4. Т. 8. URL: https://mir-nauki.com (дата обращения: 26. 02. 2023).
6. Гречушкина Н. В. Онлайн-курс: определение и классификация // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 6. С. 125–134.
7. Дудкина А. С., Заседателева М. Г. Интерактивные формы обучения иностранным языкам в вузе в условиях реализации ФГОС ВО // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2019. № 2 (42). С. 42–46.
8. Егшатян М. И., Титова Е. Р. Интерактивные методы обучения // Евразийский научный журнал. 2022. № 6. С. 4–5.
9. Малиатаки В. В., Киричек К. А., Вендина А. А. Дистанционные образовательные технологии как современное средство реализации активных и интерактивных методов обучения при организации самостоятельной работы студентов // Открытое образование. 2020. № 24 (3). C. 56–66.
10. Матвеева А. С. Дистанционное обучение как интерактивная форма образовательной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-4. С. 210–212.
11. Норбоева Ф. Р. Использование интерактивных технологий при обучении студентов неязыковых вузов английскому языку // Молодой учёный. 2020. № 22 (312). С. 623–625.
12. Рунова А. А. Применение интерактивных методов и технологий в дистанционном обучении // Актуальные исследования. 2020. № 7 (10). С. 78–81.
13. Сафонова Л. Ю. Методы интерактивного обучения. Великие Луки: Псковский государственный университет, 2015. 86 с.
14. Султанова А. Н., Зубарева Н. П., Ступникова Н. А. Реализация принципа интерактивности на дистанционных занятиях по иностранным языкам // Гуманитарные и социальные науки. 2021. № 2. С. 272–281.
15. Сущева С. М. , Широкова Л. К., Горшенкова А. О. Технология интерактивного обучения как эффективное средство современного педагога [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. 2022. № 6. URL: https://human.snauka.ru (дата обращения: 06. 03. 2023).
16. Турчина Ж. Е., Бакшеев А. И., Бакшеева С. Л. Интерактивные методы обучения в системе высшей школы // Современное педагогическое образование. 2022. № 4. C. 137–140.