Тематический аудио- и видеоконтент как средство воспитания студенческой молодёжи на экскурсионных маршрутах по Республике Карелия
https://doi.org/10.18384/2949-4974-2023-3-34-46
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска возможностей применения технических средств воспитания студентов на экскурсионных маршрутах.
Цель работы – раскрыть особенности применения аудио- и видеоконтента как средства воспитания молодёжи на примере экскурсионных маршрутов по Республике Карелии.
Методы исследования. В данном исследовании применялись общенаучные и специальные методы: обобщение научно-педагогической литературы, анализ и синтез, системный, сравнительный анализ.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна исследования заключается в раскрытии особенностей применения аудио- и видеоконтента как средства воспитания студенческой молодёжи на примере экскурсионных маршрутов по Республике Карелии. Авторами уточнено понятие «аудио- и видеоконтент» как средство воспитания молодёжи. Разработаны и апробированы методические указания по созданию и подготовке аудио- и видеоконтента для путевой экскурсионной информации в контексте воспитательной работы со студенческой молодёжью.
Результаты исследования. Результатом исследования является подборка аудио- и видеоконтента, который можно использовать в путевой информации на экскурсионных маршрутах по Республике Карелии, включая такие виды его использования, как: демонстрация фрагментов кинокартины на месте съёмок; просмотр мультипликационных фильмов, посвящённых региону; просмотр роликов и художественных фильмов, расширяющих информацию о регионе и посещаемом городе; прослушивание музыкальных композиций, использование аудиогидов.
Выводы. Методические рекомендации по использованию аудио- и видеоконтента в путевой информации на экскурсионных маршрутах будут способствовать воспитанию гражданской позиции студенческой молодёжи.
Об авторах
В. С. ПлотниковаРоссия
Виктория Сергеевна Плотникова, кандидат педагогических наук, доцент
кафедра туризма
185010
пр-т Ленина, д. 33
Петрозаводск
А. А. Осташева
Россия
Алиса Александровна Осташева, студент
кафедра туризма
185010
пр-т Ленина, д. 33
Петрозаводск
Ю. Е. Тимохина
Россия
Юлия Евгеньевна Тимохина, кандидат педагогических наук, доцент
кафедра педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В. А. Сластёнина
119991
ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1
Москва
Список литературы
1. Афанасьев О. Е. Опыт разработки иммерсивных аудиоэкскурсий на SMART-платформе Qwixi // Сервис в России и за рубежом. 2020. № 1. Т. 14. С. 72–92. URL: 1https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-razrabotki-immersivnyh-audioekskursiy-na-smart-platforme-qwixi?ysclid=lpqw6du22v664768637.
2. Батыралиев А., Ташматова Д. А., Абдуллаева Ж. Д. Сущность процесса воспитания, толерантность и компетентностный подход в обучении // Бюллетень науки и практики. 2022. № 1. Т. 8. С. 225–229.
3. Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход. Москва: Эдиториал Урсс , 1997. 448 с.
4. Богомазова И. В. Мультимедийные экскурсии как возможность в реальном времени знакомства туристов с достопримечательностями города и области [Электронный ресурс] // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2017. № 3. Т. 3. URL: http://rrbusiness.ru (дата обращения: 10. 03. 2023). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/multimediynye-ekskursii-kak-vozmozhnost-v-realnom-vremeni-znakomstva-turistov-s-dostoprimechatelnostyami-goroda-i-oblasti?ysclid=lpqw8cnjfk35166997.
5. Бочкарева Е. Д. Деятельностный подход к совершенствованию педагогического сопровождения процесса воспитания исторической памяти учащейся молодёжи в учреждениях культуры // Вестник Московского государственного института культуры. 2016. № 1 (69). С. 188–193.
6. Быкова В. А. Создание и использование аудиогидов в экскурсионной практике // Возможности развития краеведения и туризма Сибирского региона и сопредельных территорий : сборник материалов XVIII Международной научно-практической конференции, посвящённой 415-летию города Томска / Томск, 31 октября – 1 января 2019 гг. Томск: Томский государственный университет, 2019. С. 207–209.
7. Вишневская Е. В., Климова Т. Б., Богомазова И. В. Роль внедрения мультимедийного и интерактивного контента для повышения туристской привлекательности территорий // Научный результат. Серия: технология бизнеса и сервиса. 2014. № 2. С. 4–9.
8. Гусейнова А. Г. Особенности применения аудиоэкскурсий и аудиогидов в туристической деятельности // Современные проблемы и перспективы развития туризма и сферы услуг в условиях глобализации. 2018. № 2. С. 80–83.
9. Джилкишиева М. С. Современные методологические подходы к формированию гражданственности и патриотизма студенческой молодёжи // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 4-1. С. 49–52.
10. Журова В. Г. Компетентностный подход в гражданском образовании и воспитании студенческой молодёжи // Вестник Калужского государственного университета. 2009. № 3. С. 343–346.
11. Кирьякова А. В. Взаимосвязь аксиологии и инноватики в образовательных системах // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2021. № 2. С. 6–14.
12. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Политиздат, 1977. 304 с.
13. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании. Нижний Новгород: Волго-Вятская академия государственной службы, 2002. 157 с.
14. Петушкова О. Г. Средовый подход к профессиональному воспитанию студентов университета // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 4-1. С. 104–107.
15. Плотникова В. С. Аудиоэкскурсии как часть экскурсионного пространства города // Качество жизни: современные вызовы и векторы развития. Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет, 2022. С. 12–17.
16. Плотникова В. С., Фомин А. А. Формирование профессиональной компетентности в сфере туризма средствами проектной деятельности [Электронный ресурс] // Непрерывное образование: XXI век. 2022. № 2 (38). URL: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=7626&ysclid=lpqwbotxof494597623 (дата обращения: 10. 03. 2023).
17. Ташенова Л. В. , Мамраева Д. Г. Особенности применения аудиогидов в условиях цифровизации туризма: взгляд экспертов // Цифровая экономика, умные инновации и технологии. 2021. С. 415–417.
18. Уразметова А. В. Функциональный потенциал аудиогидов // Филология: научные исследования. 2021. № 10. С. 1–9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnyy-potentsial-audiogidov?ysclid=lpqwdaexg3322506449.
19. Федорова Е. Н. Формирование ценностно-смысловой позиции студентов педагогического вуза // Профессиональная подготовка субъектов образовательного процесса в современном вузе: монография. Ульяновск: Зебра, 2020. С. 80–91.
20. Федорова Е. Н., Хапалажева Э. А. Некоторые аспекты проблемы формирования духовно-нравственных ценностей молодёжи // Образование и качество жизни. 2022. № 2 (28). С. 32–38.
21. Цибульникова В. Е. Ценностно-ориентированный подход к формированию педагогического коллектива общеобразовательной организации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2022. № 4. С. 6–17. DOI: 10.18384/2310-7219-2022-4-6-17.
22. Чанзан С. А. Особенности процесса воспитания в высших учебных заведениях // Молодой учёный. 2019. № 38 (276). С. 179–181.
23. Чижакова Г. И. Педагогическая аксиология : монография. Красноярск: Сибирский государственный технологический университет, 2008. 294 с.
24. Щелина Т. Т. О системном подходе к воспитанию студентов в контексте их личностно-профессионального развития в вузе // Новая психология профессионального труда педагога: от нестабильной реальности к устойчивому развитию. 2021. № 1. С. 77–81.
25. Юдин Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность. Москва: Эдиториал Урсс, 1997. 444 с.
26. Ясвин В. А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. Москва: Смысл, 2001. 366 с.
27. Lee P., Hunter W. C., Chung N. Smart Tourism City: Developments and Transformations [Электронный ресурс] // Sustainability. 2020. № 10. Vol. 12. URL: https://www.mdpi.com (дата обращения: 10. 03. 2023).