Информационная культура курсантов и слушателей вузов МВД России: содержание и специфика формирования
https://doi.org/10.18384/2949-4974-2023-3-23-33
Аннотация
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью теоретического осмысления педагогических подходов к формированию информационной культуры курсантов и слушателей, а также поиска путей соответствующей оптимизации педагогических условий образовательных организаций системы МВД России с учётом практической направленности обучения, современного уровня развития интернет-технологий и особенностей международно-политической обстановки.
Цель – определить понятие и содержание информационной культуры курсантов и слушателей вузов МВД России, установить специфику её формирования с учётом специфики образовательной среды и профессиональной направленности обучения.
Методы исследования. Для решения поставленных задач исследования использовался комплекс методов: междисциплинарный анализ научной литературы, сопоставительный анализ исследуемых проблем, систематизация и обобщение научного опыта.
Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна исследования состоит в теоретическом обосновании ряда положений о педагогических условиях формирования информационной культуры в условиях образовательной среды вузов МВД России, учитывающих современные вызовы российской государственности. Проведённое исследование позволило дополнить ряд сложившихся в современной науке концепций относительно понятия и содержания информационной культуры сотрудников полиции. Результаты исследования могут быть положены в основу совершенствования педагогических технологий и методик учебно-воспитательного процесса.
Результаты исследования. Проведённая работа позволила раскрыть специфику содержания информационной культуры учащихся образовательных организаций системы МВД, выявить специфику формирования отдельных её компонентов и элементов.
Выводы. Проведённый анализ позволил сделать вывод, что информационная культура курсантов и слушателей вузов МВД является составным элементом их общей и профессиональной культуры и представляет собой систему знаний, умений, навыков, личностных норм и ценностей в сфере компьютерных технологий, а также профессиональных компетенций их использования при решении задач оперативно-служебной деятельности.
Об авторе
К. Н. ПетровРоссия
Константин Николаевич Петров, кандидат технических наук, доцент, профессор
кафедра тактико-специальной, огневой и физической подготовки
690087
ул. Котельникова, д. 21
Приморский край
Владивосток
Список литературы
1. Афанасьев С. В. Обоснование актуальности разработки субстратно-атрибутивной модели информационной культуры в рамках философии культуры // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 3 (32). С. 10.
2. Беляев Р. В. Формирование информационной культуры курсантов военных вузов средствами социально-культурной деятельности : дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2017. 193 с.
3. Ефимов В. Н., Москвина Е. В. Информационно-коммуникационная культура обучающихся: содержание понятия // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2021. № 4. С. 42–51.
4. Жукова Н. В., Вершинина Т. С. Образовательная среда коммуникативной и информационной культуры как внешний контекст формирования личной культуры субъекта познания // Педагогическое образование в России. 2021. № 3. С. 178–187.
5. Захаров М. Ю., Старовойтова И. Е., Шишкова А. В. Цифровая культура – исторический этап развития информационной культуры общества // Вестник университета. 2020. № 5. С. 200–205.
6. Лукоянова М. А. Формирование базовой информационной культуры школьников в учреждениях дополнительного образования детей. Казань: Издательство Казанского университета, 2015. 142 с.
7. Малолетко Н. Е., Воробьева Т. И. К вопросу об информационной культуре курсантов – будущих полицейских // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. 2018. № 19. С. 35–39.
8. Мирзаев А. А. Моделирование процесса военно-патриотического воспитания курсантов морского вуза в условиях информационного многообразия // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2017. № 132. С. 605–615.
9. Мухина Т. Г., Мусина Н. И. Формирование готовности будущего специалиста МВД России к межличностному взаимодействию в условиях многонациональной среды // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 1 (26). С. 3.
10. Поляруш А. А. Культура мышления и информационная культура в процессе познания мира // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 3-2 (54). С. 41–43.
11. Портнова В. Н. Структурно-компонентный состав информационной культуры курсантов как профессионально значимого качества личности // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 1 (46). С. 449–453.
12. Рямова К. А., Розенфельд А. С. Образовательная среда в формировании мотивационно-волевой сферы курсантов юридических вузов МВД России // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2019. № 3 (169). С. 283–287.
13. Сатымов Р. Р., Сулейменова Р. Д. Информационная культура как основа профессиональной деятельности будущего программиста // Интернаука. 2022. № 20-2 (243). С. 34–36.
14. Смирнов В. М. , Давыдова Д. А. Влияние современных информационных технологий на культуру современной молодёжи // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 3-2 (66). С. 73–75.
15. Смирнова М. И. Формирование культуры потребления информации как основы информационной культуры обучающихся вузов МВД России // Евразийский юридический журнал. 2021. № 11 (162). С. 479–481.
16. Суворова В. А. Информационная культура как компонент общей культуры личности обучающегося // Инновационная наука. 2020. № 12. С. 180–182.
17. Хуснетдинов Г. Р. Образовательная среда вуза МВД России как один из элементов формирования профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 3. С. 141–145.
18. Яковлева Е. В. Информационная образовательная среда школы как фактор достижения нового качества образования // Евразийское научное объединение. 2019. № 1-6. С. 362–364.
19. Frost T. B. The case for international police cooperation on training issues. Policing in Central and Eastern Europe, Slovenia, 1996 // Janes Intelligence Review. 1997. № 7. P. 330–334.
20. Houpt J. W., Cheng-Ta Y., Townsend J. T. Мodeling individual differences in perceptual decision making. Lausanne: Frontiers Media SA, 2017. 140 p.