Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

БИЛИНГВАЛЬНЫЙ ПОДХОД КОБУЧЕНИЮ АКАДЕМИЧЕСКОМУ ПИСЬМУ: СТРУКТУРА АНГОЯЗЫЧНОЙ СТАТЬИ

Аннотация

Актуальность. Современные выпускники педагогических вузов должны не только уметь осуществлять эффективную коммуникацию в профессиональной среде, но и регулярно проводить научные исследования, а также уметь общаться в академическом дискурсе, в том числе на английском языке, как языке глобальной мировой науки. Принципиальную важность имеет для молодых ученых умение излагать результаты своих исследований в научных статьях и публиковаться в высокорейтинговых журналах.

Цель исследования заключается в анализе опыта применения билингвального подхода при обучении академическому письму магистрантов психолого-педагогического профиля (на примере освоения структуры англоязычной статьи и логики подачи материала). Основное содержание исследования составляет анализ теоретико-методологических основ двуязычного подхода к организации обучения иностранному языку, выявление слабых и сильных сторон билингвального и монолингвального обучения академической грамотности, определение принципов обучения русско-английских билингвов академическому письму на основе билингвального подхода для преодоления межакадемического барьера, разработка и апробация двуязычного модуля обучения английскому языку студентов магистратур гуманитарного профиля, анализ полученных результатов. В статье представлены взгляды отечественных и зарубежных исследователей по вопросам содержания и компонентов исследуемых понятий, анализируется роль двуязычного обучения иностранному языку на современном этапе. Авторами обосновывается  важность опоры на родной язык в учебном процессе как инструмента снятия затруднений в речемыслительной деятельности обучающихся, обеспечения общения преподавателя и студента, их межличностного взаимного сотрудничества, достижения взаимопонимания и эмпатии. Описывается опыт применения на практике обучающего модуля «Формирование академической грамотности в англоязычном академическом дискурсе: структура научной статьи», приводятся результаты его апробации. Представлены рекомендации по эффективному включению модуля в образовательный процесс.

Методы исследования. В данном исследовании применялись общенаучные и специальные методы: анализ, синтез, сравнение, аналогия, системный, сравнительный анализ, наблюдение, интервью. Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость статьи заключается в теоретическом обосновании педагогических условий применения разработанного модуля, нацеленного на формирование необходимых выпускникам магистратуры компетенций в академическом англоязычном дискурсе. Практическая часть исследования может быть использована в иноязычном обучении магистрантов или студентов старших курсов гуманитарных направлений подготовки, направленном на формирование основ академической грамотности.

Результаты исследования. На основе обобщения результатов внедрения разработанного обучающего модуля доказана целесообразность его использования в подготовке магистрантов психолого-педагогического профиля. Обучение в экспериментальном модуле помогает студентам в преодолении межакадемического барьера, способствует более полному пониманию структуры англоязычных публикаций, их содержания и логики. Приобретенные компетенции помогли обучающимся не только правильно структурировать свои статьи на английском языке, но и способствовали повышению качества статей и докладов на русском языке. Полученные данные подтверждаются результатами экспертного оценивания, а также само- и взаимоценивания участников экспериментального исследования.

Выводы. Делается вывод о важности учета принципа опоры на родной язык при организации обучения англоязычному академическому дискурсу и формировании компетенций иноязычной академической грамотности для молодых ученых. Обоснована целесообразность организации обучения магистрантов английскому языку в вузе на основе билингвального подхода, представлены данные, подтверждающие эффективность внедренного в практику вузовского иноязычного обучения модуля «Формирование академической грамотности в англоязычном академическом дискурсе: структура научной статьи». Отмечается широкий потенциал применения данного модуля при обучении студентов естественнонаучных и технических специальностей. 

Об авторах

Ирина Евгеньевна Абрамова
Петрозаводский государственный университет, г. Петрозаводск
Россия

заведующая кафедрой иностранных языков гуманитарных направлений



Елена Петровна Шишмолина
Петрозаводский государственный университет, г. Петрозаводск
Россия

доцент кафедры иностранных языков гуманитарных направлений, 

SPIN-код: 3930-5117, Author ID: 253552, Scopus ID: 57196031544, Web of Science Researcher ID: AAI-6786-2020



Список литературы

1. Абрамова И.Е., Ананьина А.В. Интернационализация региональных вузов: разработка англоязычных магистерских программ для гуманитарных направлений // Высшее образование в России. 2019. Т. 27. № 5. С. 87.

2. Короткина И.Б. Академическая грамотность и система оценки в парадигме образования // Ценности и смыслы. 2017. № 5(51). С. 20-31

3. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Учебный билингвизм: вчера, сегодня и завтра // Язык и культура. 2017. №37. С.185-204

4. Мироненко Е.С. Применение технологии CLIL при разработке дополнительных общеобразовательных программ: проблемы и перспективы // Педагогика и психология образования. 2021. № 1. С. 36–52. DOI: 10.31862/2500-297X-2021-1-36-5

5. Павлова И.П. Принципы обучения иностранному языку: современная интерпретация // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2016. №14 (753). С.45-63

6. Рябов С.С., Милотаева О.С. Особенности использования родного языка в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4. Ч. 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/04/52017 (дата обращения: 09.02.2023).

7. Текеева М.Б. Принцип опоры на родной язык при обучении иностранному языку (на материале английского и карачаевского языков) // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. № 2-2. С. 311-315;

8. Французская Е.О., Дерюшева В.Н. Подготовка преподавателя вуза к реализации образовательных программ нелингвистического профиля на английском языке // Высшее образование в России. 2016. №10. С.162-168

9. Ярмакеев И.Э., Пименова Т.С., Абдрафикова А.Р. Роль родного языка в изучении иностранных языков: новый ракурс // Общество. Коммуникация. Образование. 2021. Т. 12. № 1. С. 104–113. DOI: 10.18721/JHSS.12110

10. Cheng An. Examining the “Applied Aspirations” in the ESP Genre Analysis of Published Journal Articles // Journal of English for Academic Purposes. 2019. Т. 38. С. 36–47. DOI: https://doi. org/10.1016/j.jeap.2018.12.005

11. Creese A., Blackledge A. Translanguaging in the bilingual classroom: A pedagogy for learning and teaching? // The modern language journal. 2010. Т. 94. №. 1. С. 103-115.

12. Hall, G., Cook, G. Own-language use in language teaching and learning: state of the art // Language Teaching. 2012. Т. 45 (3). с. 271-308.

13. Hamers J. F., Blanc, M. Bilinguality and bilingualism. Cambridge University Press, 2000. 324 c.

14. Ivanič R. Discourses of Writing and Learning to Write // Language and Education. 2004. Т. 4. № 3. С. 220–245. DOI: https://doi. org/10.1080/09500780408666877

15. Lea M.R., Jones S. Digital Literacies in Higher Education: Exploring Textual and Technological Practice // Studies in Higher Education. 2011. Т. 36. №. 4. С. 377–393. DOI: https://doi.org/10.1080/03075071003664021

16. May S. The multilingual turn: Implications for SLA, TESOL, and bilingual education. Routledge, 2013. 240 c.

17. Paltridge B. Writing for Academic Journals in the Digital Era // RELC Journal. 2020. Т. 51. № 1. С. 147–157. DOI: https://doi.org/10.1177%2F0033688219890359

18. Rijlaarsdam G. E.. Effective Learning and Teaching of Writing. A Handbook of Writing in Education. N.Y. Kluwer Academic Publishers. 2005. 669 с.

19. Romaine S. Language in society: An introduction to sociolinguistics. OUP Oxford, 2000. 288 c.

20. Tholin J. “Swedishness” as a norm for learners of English in Swidish schools: a study of national and local objectives and criteria in compulsory schools // Scandinavian Journal of Educational Research. 2014. Т. 58 (3). С. 39-45

21. Turnbull B. Reframing foreign language learning as bilingual education: Epistemological changes towards the emergent bilingual // International Journal of Bilingual Education and Bilingualism. 2018. Т. 21. №. 8. С. 1041-1048.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 20


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)