Структурно-функциональная модель развития профессионально-ориентированного мегаэкологического образования курсантов военных вузов
https://doi.org/10.18384/2949-4974-2023-3-157-170
Аннотация
Актуальность. Профессионально-ориентированное экологическое образование на современном этапе рассматривается как неотъемлемый компонент содержания образования, реализуемого в военных вузах. Статья посвящена проблеме формирования у курсантов военных вузов ценностного отношения к природе, обеспечивающего устойчивое развитие человека в согласии с законами биосферы.
Цель. Обосновать возможность формирования экологического мировоззрения курсантов военных вузов на основе разработанной модели развития профессионально-ориентированного мегаэкологического образования.
Методы исследования. В исследовании использованы методы анализа и обобщения результатов научных исследований по теме исследования, а также метод педагогического моделирования.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна исследования заключается в разработке авторской модели развития профессионально-ориентированного мегаэкологического образования курсантов военных вузов. Теоретическая значимость состоит в уточнении отличия традиционного экологического образования как предметной области от мегаэкологического образования. Практическая значимость заключается в возможности использования модели для реализации эколого-ориентированной профессиональной подготовки курсантов в военных вузах.
Результаты исследования. Определены подходы к решению проблемы исследования: системно-деятельностный, аксиологический, экологический. Выявлены этапы развития профессионально-ориентированного мегаэкологического образования курсантов военных вузов.
Выводы. Авторская модель отражает развитие профессионально-ориентированного мегаэкологического образования курсантов военных вузов на основе комплексных методологических подходов, а также интеграции учебной, воспитательной и исследовательской деятельности
курсантов.
Об авторах
Д. Д. ШалимовРоссия
Дмитрий Дмитриевич Шалимов, аспирант
кафедра педагогики и психологии
454080
пр. Ленина, д. 69
Челябинская обл.
Челябинск
И. Л. Орехова
Россия
Ирина Леонидовна Орехова, кандидат педагогических наук, доцент
454080
пр. Ленина, д. 69
Челябинская обл.
Челябинск
Список литературы
1. Аль-Янаи Е. К. Сущность и генезис понятий «ценность», «ценностные ориентации», «ценностное отношение» в педагогике [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 4. Т. 8. URL: https://mir-nauki.com (дата обращения: 03. 04. 2023).
2. Баксанский О. Е. Методология образования ХХI // Образовательные технологии. 2019. № 4. С. 15–26.
3. Гапеенкова С. М. Социально-аксиологическая обусловленность целей в системе образования // Педагогический институт им. В. Г. Белинского: традиции и инновации : материалы Всероссийской научной конференции, посвящённой 80-летию Педагогического института им. В. Г. Белинского Пензенского государственного университета / Пенза, 12 декабря 2019 г. Пенза: Пензенский государственный университет, 2019. С. 54–56.
4. Гревцева Г. Я., Котлярова И. О., Сериков Г. Н. Методологические подходы к подготовке студентов к профессиональной инновационной деятельности // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 462. С. 181–191.
5. Елагина В. С., Апаликова И. Ю. Формирование экологической культуры курсантов военного вуза [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 1. URL: https://science-education.ru (дата обращения: 11. 05. 2023).
6. Ипполитова Н. В. Системный подход как методологическая основа подготовки студентов педвуза к решению профессиональных задач // Язык и актуальные проблемы образования : материалы VII Международной научно-практической конференции, посвящённой 85-летию российского учёного-педагога, академика О. С. Ушаковой / Москва, 15 декабря 2021 г. Москва: Международная академия наук педагогического образования. С. 246–250.
7. Котлярова И. О. Метод моделирования в педагогических исследованиях: история развития и современное состояние // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2019. Т. 11. № 1. С. 6–20.
8. Моисеева Л. В., Кузнецова А. А., Кузнецова Н. А. Экологическая картина мира: закономерности формирования в период детства. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2017. 266 с.
9. Мунь Д. С. Моделирование процесса формирования служебной самостоятельности курсантов военных институтов войск национальной гвардии Российской Федерации // Педагогический журнал. 2022. № 3А. Т. 12. С. 499–505. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49622380&ysclid=lpte2mqf9256810438.
10. Пономарева М. А., Моисеева Л. В. Становление экологически ответственного мировоззрения молодого человека // Молодёжь в поисках разрешения современных экологических вызовов : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Н. П. Несговорова / Курган, 10–14 апреля 2023 г. Курган: Курганский государственный университет, 2023. С. 347–350.
11. Прасолов В. Н. Особенности рефлексивного подхода в обучении курсантов военных вузов // Бизнес. Образование. Право. 2022. № 1 (58). С. 364–369.
12. Рябчикова Е. П. Педагогические идеи Герберта Спенсера // Нижегородское образование. 2014. № 2. С. 192–199.
13. Сикорская Л. Е. Педагогический потенциал добровольческой деятельности студенческой молодёжи: концептуальные основы / под ред. В. А. Ситарова. Москва: Московский гуманитарный университет, 2010. 120 с.
14. Тюмасева З. И., Орехова И. Л., Шалимов Д. Д. Мегаэкологическое образование как мировоззренческий фактор формирования нового образа жизни обучающегося // Вестник Восточной экономико-юридической гуманитарной академии. 2019. № 1 (99). С. 86–93.
15. Цыбулько А. А. Структурно-функциональная модель формирования готовности к командной деятельности курсантов военных институтов // Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации : сборник научных статей XII Межвузовской научно-практической конференции с международным участием. Ч. 2. Новосибирск: Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, 2020. C. 303–307.
16. Шилепин Д. А. Балльно-рейтинговый контроль знаний курсантов в процессе военно-профессионального образования // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2022. № 3 (60). С. 253–261.
17. Ширшов А. Г., Дахин А. Н. Системно-деятельностный подход как часть методологической основы формирования компетентности военно-профессиональных действий в экстремальных ситуациях // Педагогический профессионализм в современном образовании : сборник научных трудов XIV Всероссийской научно-практической конференции. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2021. С. 200–206.
18. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Модель как результат моделирования педагогического процесса // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 9. С. 136–140.
19. Moiseeva L. V. Leadership in ecological education for the benefit of stable development of the Urals (Urals scientific school of ecological pedagogy) // Pedagogical Education in Russia. 2018. № 1. P. 54–57.