Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Структурно-функциональная модель развития профессионально-ориентированного мегаэкологического образования курсантов военных вузов

https://doi.org/10.18384/2949-4974-2023-3-157-170

Аннотация

   Актуальность. Профессионально-ориентированное экологическое образование на современном этапе рассматривается как неотъемлемый компонент содержания образования, реализуемого в военных вузах. Статья посвящена проблеме формирования у курсантов военных вузов ценностного отношения к природе, обеспечивающего устойчивое развитие человека в согласии с законами биосферы.

   Цель. Обосновать возможность формирования экологического мировоззрения курсантов военных вузов на основе разработанной модели развития профессионально-ориентированного мегаэкологического образования.

   Методы исследования. В исследовании использованы методы анализа и обобщения результатов научных исследований по теме исследования, а также метод педагогического моделирования.

   Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна исследования заключается в разработке авторской модели развития профессионально-ориентированного мегаэкологического образования курсантов военных вузов. Теоретическая значимость состоит в уточнении отличия традиционного экологического образования как предметной области от мегаэкологического образования. Практическая значимость заключается в возможности использования модели для реализации эколого-ориентированной профессиональной подготовки курсантов в военных вузах.

   Результаты исследования. Определены подходы к решению проблемы исследования: системно-деятельностный, аксиологический, экологический. Выявлены этапы развития профессионально-ориентированного мегаэкологического образования курсантов военных вузов.

   Выводы. Авторская модель отражает развитие профессионально-ориентированного мегаэкологического образования курсантов военных вузов на основе комплексных методологических подходов, а также интеграции учебной, воспитательной и исследовательской деятельности
курсантов.

Об авторах

Д. Д. Шалимов
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Дмитрий Дмитриевич Шалимов, аспирант

кафедра педагогики и психологии

454080

пр. Ленина, д. 69

Челябинская обл.

Челябинск



И. Л. Орехова
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Ирина Леонидовна Орехова, кандидат педагогических наук, доцент

454080

пр. Ленина, д. 69

Челябинская обл.

Челябинск



Список литературы

1. Аль-Янаи Е. К. Сущность и генезис понятий «ценность», «ценностные ориентации», «ценностное отношение» в педагогике [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 4. Т. 8. URL: https://mir-nauki.com (дата обращения: 03. 04. 2023).

2. Баксанский О. Е. Методология образования ХХI // Образовательные технологии. 2019. № 4. С. 15–26.

3. Гапеенкова С. М. Социально-аксиологическая обусловленность целей в системе образования // Педагогический институт им. В. Г. Белинского: традиции и инновации : материалы Всероссийской научной конференции, посвящённой 80-летию Педагогического института им. В. Г. Белинского Пензенского государственного университета / Пенза, 12 декабря 2019 г. Пенза: Пензенский государственный университет, 2019. С. 54–56.

4. Гревцева Г. Я., Котлярова И. О., Сериков Г. Н. Методологические подходы к подготовке студентов к профессиональной инновационной деятельности // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 462. С. 181–191.

5. Елагина В. С., Апаликова И. Ю. Формирование экологической культуры курсантов военного вуза [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 1. URL: https://science-education.ru (дата обращения: 11. 05. 2023).

6. Ипполитова Н. В. Системный подход как методологическая основа подготовки студентов педвуза к решению профессиональных задач // Язык и актуальные проблемы образования : материалы VII Международной научно-практической конференции, посвящённой 85-летию российского учёного-педагога, академика О. С. Ушаковой / Москва, 15 декабря 2021 г. Москва: Международная академия наук педагогического образования. С. 246–250.

7. Котлярова И. О. Метод моделирования в педагогических исследованиях: история развития и современное состояние // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2019. Т. 11. № 1. С. 6–20.

8. Моисеева Л. В., Кузнецова А. А., Кузнецова Н. А. Экологическая картина мира: закономерности формирования в период детства. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2017. 266 с.

9. Мунь Д. С. Моделирование процесса формирования служебной самостоятельности курсантов военных институтов войск национальной гвардии Российской Федерации // Педагогический журнал. 2022. № 3А. Т. 12. С. 499–505. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49622380&ysclid=lpte2mqf9256810438.

10. Пономарева М. А., Моисеева Л. В. Становление экологически ответственного мировоззрения молодого человека // Молодёжь в поисках разрешения современных экологических вызовов : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Н. П. Несговорова / Курган, 10–14 апреля 2023 г. Курган: Курганский государственный университет, 2023. С. 347–350.

11. Прасолов В. Н. Особенности рефлексивного подхода в обучении курсантов военных вузов // Бизнес. Образование. Право. 2022. № 1 (58). С. 364–369.

12. Рябчикова Е. П. Педагогические идеи Герберта Спенсера // Нижегородское образование. 2014. № 2. С. 192–199.

13. Сикорская Л. Е. Педагогический потенциал добровольческой деятельности студенческой молодёжи: концептуальные основы / под ред. В. А. Ситарова. Москва: Московский гуманитарный университет, 2010. 120 с.

14. Тюмасева З. И., Орехова И. Л., Шалимов Д. Д. Мегаэкологическое образование как мировоззренческий фактор формирования нового образа жизни обучающегося // Вестник Восточной экономико-юридической гуманитарной академии. 2019. № 1 (99). С. 86–93.

15. Цыбулько А. А. Структурно-функциональная модель формирования готовности к командной деятельности курсантов военных институтов // Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации : сборник научных статей XII Межвузовской научно-практической конференции с международным участием. Ч. 2. Новосибирск: Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, 2020. C. 303–307.

16. Шилепин Д. А. Балльно-рейтинговый контроль знаний курсантов в процессе военно-профессионального образования // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2022. № 3 (60). С. 253–261.

17. Ширшов А. Г., Дахин А. Н. Системно-деятельностный подход как часть методологической основы формирования компетентности военно-профессиональных действий в экстремальных ситуациях // Педагогический профессионализм в современном образовании : сборник научных трудов XIV Всероссийской научно-практической конференции. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2021. С. 200–206.

18. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Модель как результат моделирования педагогического процесса // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 9. С. 136–140.

19. Moiseeva L. V. Leadership in ecological education for the benefit of stable development of the Urals (Urals scientific school of ecological pedagogy) // Pedagogical Education in Russia. 2018. № 1. P. 54–57.


Рецензия

Просмотров: 128


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)