Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Опыт исследования произвольного и непроизвольного запоминания на занятиях по иностранному языку

https://doi.org/10.18384/2949-4974-2023-3-133-146

Аннотация

   Актуальность. Для выполнения учебных задач студенты полагаются на использование электронных средств связи, в результате чего электронные ресурсы зачастую подменяют собой основные интеллектуальные функции, в частности, функцию памяти. В связи с этим исследование трансформации мнемической способности учащихся в эпоху цифровых технологий представляется актуальной задачей.

   Цель. Выявить и сравнить объём произвольного и непроизвольного запоминания новой информации у изучающих иностранный язык на учебных занятиях.

   Методы. Основным методом стал педагогический эксперимент, состоящий из обучающего этапа и последующего тестирования. При обработке результатов тестирования использовались методы анализа, синтеза, сравнения и обобщения экспериментальных данных.

   Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Настоящее исследование вносит вклад в изучение факторов, влияющих на мнемическую активность обучающихся в условиях цифровизации образования. Теоретическая значимость заключается в аналитическом переосмыслении фактора произвольности в организации процесса запоминания нового материала обучающимися. Практическая значимость обусловлена тем, что результаты исследования могут быть
использованы в педагогической практике для активизации процесса запоминания новой лексики на занятиях по иностранному языку, а также для разработки дидактических приёмов, нацеленных на повышение мотивации и стимулирование познавательной деятельности учащихся.

   Результаты. Проведённый эксперимент показал, что конкретная установка на запоминание существенно повышает объём воспроизводимой информации, тем самым подтвердив определяющую роль мотивации в протекании мнемических процессов. Были выявлены определённые закономерности, регулирующие точность воспроизведения новой лексики.

Об авторах

Н. В. Лосева
Московский государственный институт международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации
Россия

Наталья Владимировна Лосева, кандидат филологических наук, профессор

кафедра французского языка

19454

пр-т Вернадского, д. 76

Москва



Н. Н. Макаренко
Московский государственный институт международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации
Россия

Наталья Николаевна Макаренко, кандидат филологических наук, доцент

кафедра французского языка

19454

пр-т Вернадского, д. 76

Москва



Список литературы

1. Антропянская Л. Н. Мотивационные аспекты преподавания иностранных языков // Язык и культура. 2021. № 54. С. 94–112. DOI: 10.17223/19996195/54/6.

2. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологических исследований. Москва: Издательство Московского государственного университета, 1984. 103 с.

3. Волкова С. Л. Проблема развития познавательного интереса студентов к иностранному языку // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2010. № 1. Т. 3. С. 89–99.

4. Горская Н. Е. Теоретические подходы к исследованию структуры мотивации личности // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015. № 1 (96). С. 217–221.

5. Залевская А. А. Введение в психолингвистику. Москва: Российский государственный гуманитарный университет, 1999. 382 с.

6. Зинченко В. П. Психологические основы педагогики. Москва: Гардарики, 2002. 431 с.

7. Зинченко Т. П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2002. 320 с.

8. Клычникова З. И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. Москва: Просвещение, 1983. 207 с.

9. Косилова М. Ф. Имплицитная и эксплицитная память – их роль в изучении иностранного языка // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2009. № 1. С. 9–14.

10. Леонтьев А. Н. Потребности. Мотивы. Эмоции // Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман. Москва: ЧеРо, 2002. С. 57–65.

11. Леонтьев В. Г. Мотивация и психологические механизмы её формирования. Новосибирск: Новосибирский полиграфкомбинат, 2002. 264 с.

12. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. Москва: Наука, 1984. 446 с.

13. Мухортова Е. А. Виды памяти и их развитие у студентов неязыкового вуза в процессе иноязычной подготовки // Вестник Финансового университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. № 1 (12). С. 101–105. DOI: 10.26794/2226-7867-2022-12-с-101-105.

14. Низамова Ч. И., Добротворская С. Г. Частные навыки самоорганизации студентов в учебном процессе // Проблемы современного образования. 2020. № 1. С. 250–257.

15. Николаенко В. М. Развитие познавательных способностей студентов поколения Z // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения: Гуманитарные исследования. 2021. № 3 (11). С. 103–108. DOI: 10.52170/2618-7949_2021_11_103.

16. Общее языкознание / Н. Б. Мечковская, Б. Ю. Норман, Б. А. Плотников, А. Е. Супрун. Минск: Вышэйшая школа, 1983. 456 с.

17. Прядехо А. Н., Прядехо А. А. Мотивы обучения как средство повышения эффективности учебного процесса // Вестник Брянского государственного университета. 2013. № 1. С. 55–60.

18. Уланович О. И. Языковое сознание: особенности структуры в условиях двуязычия // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2010. № 1 (9). С. 44–51.

19. Цыренова В. Б., Лумбунова Н. Б. Управление учебной мотивацией студентов в условиях цифровизации // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 470. С. 203–209. DOI: 10.17223/15617793/470/24.

20. Lachaud J.-P. Le cerveau et les apprentissages // L’attention. Nathan: MDI Editions, 2018. P. 127–153.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 147


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)