Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск
№ 2 (2010)
Скачать выпуск PDF
7-11 65
Аннотация
В статье рассмотрены
возможности технологического подхода
применительно к процессу формирования
информационной культуры, представлена
разработанная автором технология, про-
анализированы ее особенности.
12-16 105
Аннотация
В статье указано, что в
первой половине XIX века славянофилы
выстроили систему взглядов, полностью
соответствующую сегодняшней тенден-
ции гуманизации образования. Истинное
славянофильство не содержало идей на-
циональной или религиозной исключи-
тельности, не выдвигало требования кле-
рикализации образования, не призывало
отказаться от современных достижений.
Но путь истинного прогресса, по мнению
славянофилов, лежит через преодоление
излишней рационалистичности западного
просвещения, через обращение к народным
традициям и вере. Славянофилы считали,
что в содержании образования должно вос-
торжествовать научное и фундаменталь-
ное знание, выдвигали тезис о необхо-
димости постоянного самообразования.
Славянофилы были убеждены, что функ-
ция государства заключается в том, чтобы
обеспечивать условия для оптимальной ра-
боты учебных заведений и следить за соб-
людением законности в образовательной
сфере. Наиболее эффективно и качествен-
но контролировать сам процесс обучения и
воспитания сможет не государственный чи-
новник, а общество через своих заинтересо-
ванных представителей. Поэтому для семьи,
для общественности должен быть открыт
доступ в образовательные учреждения.
Педагогический потенциал идей И. В. Ки-
реевского, А. С. Хомякова и их последова-
телей может быть сегодня с успехом реали-
зован как в отдельном учебном заведении,
так и в рамках целого региона. Взгляды
славянофилов могут стать великолепной
базой и для выстраивания воспитательного
процесса в образовательных учреждениях,
и для воспитательной работы, организован-
ной по территориальному принципу или по
принципу общности интересов.
16-22 60
Аннотация
Одной из главных задач
реформы образования является создание
здоровьесберегающей образовательно-
воспитательной среды в высшем учебном
заведении. Забота о здоровье студентов и
профилактика девиантного поведения в
высших учебных заведениях. Рефлексив-
но-деятельностный подход в разработке
здоровьесберегающей образовательно-вос-
питательной среды вуза.
22-29 44
Аннотация
Процесс нравственного
воспитания позволяет создать специальные
условия для возникновения этических пе-
реживаний, их благоприятного протекания
за счёт эмоциональной поддержки. Однако
педагогам не всегда ясно, какие условия
эффективно влияют на развитие этических
переживаний старшего дошкольника в об-
разовательном процессе ДОУ .
29-33 54
Аннотация
Данная статья посвя-
щена поиску путей наиболее эффективной
идентификации интеллектуально одарен-
ных учащихся в практике американской
средней школы. Технология «учебного пор-
тфолио», сочетающая в себе ряд эффектив-
ных диагностико-развивающих методов,
позволяет отказаться от «разовой» иденти-
фикации одаренности и выявить большее
число «потенциально» одаренных учащих-
ся.
34-38 102
Аннотация
В статье показано, что
целью церковно-приходских школ в нача-
ле XX в. было утверждение в народе право-
славного учения веры и нравственности, а
также сообщение первоначальных полез-
ных знаний. Основные задачи церковных
школ заключались в начальном образо-
вании, а также религиозно-нравственном
воспитании учащихся в русле православ-
ных традиций.
38-44 54
Аннотация
В статье освещается про-
блема, связанная с соотношением тради-
ционного и инновационного в педагогике,
которая находила отчетливое отражение в
системе подготовки учителей. В качестве
поучительного для современной модерни-
зации педагогического образования ис-
следуется один из рубежных и знаковых в
истории отечественной педагогики и прак-
тики период - первые послеоктябрьские
десятилетия, в инновационных преобразо-
ваниях которого осуществлялся наполнен-
ный сложностями и противоречиями поиск
путей сохранения преемственности лучших
традиций подготовки учителя.
44-48 71
Аннотация
В статье представлена
структурно-функциональная модель фор-
мирования социально-коммуникативной
компетентности будущих педагогов профес-
сионального обучения. Обозначены педаго-
гические условия, обеспечивающие эффек-
тивное функционирование разработанной
модели. Обоснованы критерии сформиро-
ванности структурных компонентов соци-
ально-коммуникативной компетентности.
49-53 49
Аннотация
Данная статья освещает
результаты моделирования процесса подго-
товки учителей к минимизации профессио-
нально-педагогических ошибок. Создание
такой модели позволило выявить и проана-
лизировать совокупность условий органи-
зации этого процесса с учетом специфики
вузовского и постдипломного этапов про-
фессионализации учителей в системе не-
прерывного педагогического образования.
53-56 43
Аннотация
В статье раскрыта кате-
гория культуры на основе её общетеорети-
ческого потенциала в рамках актуализации
ресурса самообразовательной деятельности
студента в двухуровневом образовании. Оп-
ределены генетические связи культуры с
кругом психолого-педагогических и куль-
турологических понятий.
57-63 167
Аннотация
Для успешного примене-
ния метода проектов необходимо формиро-
вание готовности к проектной деятельнос-
ти, как учителя, так и учащихся. С целью
построения дидактической системы фор-
мирования такой готовности исследовано
учебное проектирование в рамках психо-
логической концепции деятельности. Ус-
тановлена необходимость формирования
умений: отдельных проектных действий,
технологически обусловленных цепочек
действий и проектирования в целом.
64-67 39
Аннотация
Инклюзивные техно-
логии на сегодняшний день являются
остро необходимыми в целостном мони-
торинге школьников. В соответствии с
результатами такого мониторинга ста-
новится необходимым внедрение особого
- инклюзивного пространства, целью ко-
торого является достижение оптимальных
результатов в разных направлениях - со-
циальном, нравственном, коррекционном,
здоровьесберегающем и т.д. При таком под-
ходе в совместное партнерство необходимо
вовлекать разных специалистов.
67-71 55
Аннотация
В статье анализируются
психические процессы восприятия школь-
никами различных видов искусства в их
одновременной или последовательной де-
монстрации. Предложен диагностический
инструментарий процесса развития твор-
ческого мышления младших школьников
на внеурочных комплексных занятиях.
71-78 48
Аннотация
В данной статье рассмат-
риваются вопросы организации обучения
автомехаников с целью формирования ис-
следовательских умений. Определено поня-
тие профессиональной исследовательской
задачи, выделено четыре типа данных за-
дач. Приведены примеры профессиональ-
ных исследовательских задач для урока
производственного обучения, примеры уп-
ражнений для подготовки к их решению.
А также отражены некоторые результаты
применения в профессиональных лицеях
разработанных нами профессиональных
исследовательских задач.
78-83 63
Аннотация
В статье анализируются
традиции изучения языковой ситуации на
рубеже конца XX -XXI в. На основе этого
анализа выделяются экстралингвистичес-
кие факторы, которые влияют на выбор
лингвометодической стратегии обучения в
школе.
84-87 34
Аннотация
В статье говорится об ос-
новных компонентах деловой письменной
иноязычной компетенции студентов вуза,
а именно: лингвистический, социокуль-
турный, деловой, методический, страно-
ведческий, коммуникативный, письмен-
ный и самообучения. Рассматривается
нетрадиционный синергетический подход
к формированию деловой письменной ком-
петенции. Подчеркивается необходимость
применять активные технологии обучения
(ролевые игры, блочно-модульную схему
материала, тесты).
87-91 42
Аннотация
В статье говорится о си-
нергетическом подходе к образованию.
Рассматривается пример формирования де-
ловой письменной коммуникативной ком-
петенции с синергетической точки зрения.
Дается модель обучения деловой переписке
на английском языке в неязыковом вузе на
экономическом факультете.
91-98 43
Аннотация
В настоящей работе об-
суждаются и анализируются некоторые
аспекты современных педагогических
проблем, возникающих при рассмотрении
процесса подготовки будущих учителей
математики и адаптации их в школе по
месту работы в упрощенной схеме школа
- университет (или педагогическое высшее
учебное заведение) - школа. В этом контек-
сте рассматриваются различные подходы к
реализации принципа преемственности в
практике подготовки учителя математики.
98-102 45
Аннотация
Профессионализация
управленческой деятельности имеет свою
специфику в практическом и научном пла-
не. Изучение и определение ее квалифи-
кационных характеристик возможно по
функциям, предмету управления, ролевым
позициям и типам проблем для решения. В
связи с этим программы подготовки менед-
жеров отличаются разнообразием в содер-
жании, уровнях подготовки и характером
уровней компетенций.
102-106 88
Аннотация
В статье обсуждается
вопрос о мотивах выбора выпускником об-
щеобразовательной школы высшего учеб-
ного заведения; обозначаются варианты
подхода к организованному обучению пе-
дагогическим профессиям в сфере физичес-
кой культуры и спорта.
106-109 48
Аннотация
В статье рассмотрены
дистанционная технология обучения, ин-
терактивные методы обучения, примене-
ние которых повышает уровень качества
подготовки специалиста, его конкурентос-
пособность.
110-112 129
Аннотация
В данной статье рассмат-
риваются современные тенденции в про-
фессиональной подготовке специалистов,
обосновывается необходимость формиро-
вания смыслообразующей образовательной
мотивации у будущих учителей начальной
школы средствами информационно-обра-
зовательной среды.
113-116 78
Аннотация
Статья посвящена вопро-
сам обучения детей мигрантов в полиэтни-
ческом классе в российской общеобразова-
тельной школе. В статье рассматриваются
типичные проблемы, с которыми сталкива-
ются учителя и ученики в классах с полиэт-
ническим составом учащихся, предлагают-
ся пути их решения.
116-121 102
Аннотация
В статье рассматривается
эволюция технознания в истории развития
науки, техники и технологии; определяет-
ся предмет, цель и свойства технологичес-
кого знания; выделяются универсальные
технологии деятельности - исследование,
проектирование и управление.
121-125 63
Аннотация
В статье рассматривается
одна из актуальных проблем высшей шко-
лы, обусловленная осмыслением происхо-
дящего в современной экономике России
и необходимостью формирования нового
экономического мышления у будущих спе-
циалистов экономического профиля, без
применения которого невозможно решать
современные экономические задачи и быс-
тро адаптироваться в меняющихся услови-
ях.
125-129 53
Аннотация
В статье дается обоснова-
ние организации иноязычной подготовки
студентов университета на основе компе-
тентностного, личностно-ориентированно-
го и контекстного подходов. Рассмотрены
возможности использования педагогичес-
кой технологии, направленной на формиро-
вание профессиональной иноязычной ком-
петентности студентов экономического
профиля.
130-134 40
Аннотация
Проблема безопасности
жизнедеятельности человека признает-
ся во всем мире. Становится очевидным,
что ключевая роль в обеспечении нацио-
нальной безопасности любого государства
и жизнедеятельности отдельной личнос-
ти и общества принадлежит образованию.
В ноябре 2009 года прошла Олимпиада по
ОБЖ. После анализа полученных резуль-
татов сделан вывод: многие практические
навыки, закрепленные как обязательные в
Федеральной программе, не сформированы
у детей, что требует более основательного
подхода к вопросам подготовки школьни-
ков к экстремальным и чрезвычайным си-
туациям
134-139 67
Аннотация
В статье раскрыто содер-
жание отечественных концепций экологи-
ческого образования молодежи
140-146 45
Аннотация
В статье анализируется
возможность реализации в рамках электив-
ного курса «Дизайн театрального костюма»
решение проблемы приобщения старшек-
лассников к миру театрального искусства
146-152 49
Аннотация
В статье рассматривается
практический опыт социально-педагоги-
ческой работы по профилактике асоциаль-
ного поведения среди подростков в городс-
ком муниципальном округе, в том числе на
основе инновационной технологии профи-
лактики - создании «зоны безопасности»
вокруг образовательного учреждения. Опи-
сывается комплекс мероприятий, направ-
ленный на повышение самооценки несовер-
шеннолетних, уменьшение конформности,
выработку положительных черт характера,
навыков межличностного общения, систе-
мы ценностных отношений, определение
активной жизненной позиции, формирова-
ние здорового образа жизни.
152-155 40
Аннотация
В статье на примере ре-
зультатов экспериментального исследо-
вания исследуется динамика коммуни-
кативного взаимодействия детей раннего
возраста. Анализируются особенности
нарушений познавательной деятельности
вследствие органического поражения цен-
тральной нервной системы. Раскрываются
причины интеллектуальных нарушений.
Обозначаются условия доречевого разви-
тия. Определяется уровень развития мотор-
ных функций и их взаимосвязь с речевыми
нарушениями у детей
156-159 56
Аннотация
В работе показаны воз-
можности применения видеосъёмки на
занятиях студентов по методике препода-
вания химии. Видеозапись техники выпол-
нения и методики объяснения эксперимен-
тов студентами проводилась на старших
курсах (3-5). Видеосъёмка выполнялась
также на уроках и внеклассных занятиях
по химии во время педагогической прак-
тики. После видеозаписи работа каждого
студента анализировалась группой и пре-
подавателем. Коллективное обсуждение
выявляло неточности и ошибки в технике
выполнения опытов и методике их объяс-
нения. Проведённая работа способствова-
ла исправлению неточных действий и не-
эффективных приёмов работы студентов.
Таким образом, подтверждено, что приме-
нение цифровой видеотехники при подго-
товке учителя химии, является эффектив-
ным средством обучения студентов в вузе.
159-163 43
Аннотация
В настоящей статье рас-
сматриваются различные аспекты прило-
жения теории неассоциативных универ-
сальных алгебр к построению аксиоматики
курсов высшей геометрии, а также теории
механических систем
164-168 39
Аннотация
В статье обосновывается
эффективность комплекса возможностей
Центра психолого-медико-социального со-
провождения (ЦПМСС ) в развитии психо-
логической составляющей профессиональ-
ной компетентности учителя, предлагается
модель повышения профессиональной ква-
лификации педагога как психолога в усло-
виях психолого-педагогического, медико-
социального (ППМС) Центра
169-173 76
Аннотация
В данной статье дается
попытка раскрыть некоторые возможнос-
ти астрономического образования в разви-
тии обучаемых, указано место астрономи-
ческого образования в системе подготовки
выпускников вузов и средних общеобра-
зовательных учебных заведений. Выявле-
ны задачи и принципы астрономического
образования, показана роль практических
занятий по астрономии в обучении и разви-
тии учащихся.
173-177 48
Аннотация
В статье представлена
модель воспитания этнокультурных от-
ношений будущих учителей в современ-
ном образовательном пространстве. К со-
держательному блоку модели мы отнесли
этнокультурную направленность, этно-
культурологическую компетентность и
творческую индивидуальность будущего
учителя, которые позволят обеспечить ус-
пешность данного вида воспитания.
177-182 109
Аннотация
Раскрываются особен-
ности пограничной деятельности как спе-
цифической области социальной жизни
пограничников. Рассматривается органи-
зационная культура как существенный ас-
пект осуществления пограничной деятель-
ности. Даётся анализ отдельных элементов
организационной культуры офицера-пог-
раничника.
182-185 39
Аннотация
На примере языковой
культуры кухонных песен (как разновид-
ности народных песен), анализируется их
этнокультурная составляющая. Педаго-
гический потенциал колыбельных песен
заключается в привитии ребенку добрых
чувств к окружающей среде, к труду, пос-
лушанию, развитии положительных ка-
честв личности.
185-188 59
Аннотация
Иностранный язык в
аспекте этнокультурной образованности
подрастающего поколения приобретает в
настоящее время особый смысл. Анали-
зируя этнокультурную наполненность со-
держательной составляющей учебников,
учебных пособий по немецкому языку, ав-
тор доказывает, что учебники немецкого
языка для обучающихся в средних специ-
альных учебных заведениях отличает этно-
культурно-коммуникативная ориентация в
отличие от учебников по немецкому языку,
предназначенных для учащихся средних
общеобразовательных школ, отличающих-
ся большей наполненностью этнокультур-
ным содержанием.
189-191 71
Аннотация
Статья посвящена про-
блеме интеллектуального развития уча-
щихся. Показано, что выявление в учебном
процессе основных дефицитов репрезента-
тивной способности должно основываться
на затруднениях студентов при решении
различных задач. Основными методами
диагностики являются: задачный метод,
наблюдение, педагогическая беседа. В ка-
честве дополнительных методов выступают
дискуссия, анализ продуктов учебной де-
ятельности. Приведён пример выявления
одного из дефицитов.
192-196 77
Аннотация
Учебные пособия и сло-
вари не всегда дают достоверную инфор-
мацию о лексических и грамматических
свойствах семантически близких слов, ак-
туальную для преподавания русского язы-
ка, в том числе как иностранного. В статье
на материале наречий часто и зачастую
выделены параметры сопоставления «си-
нонимов», на основе которых проведён ана-
лиз их функционирования в речи, обнару-
живший семантические, синтаксические,
коммуникативные и стилистические осо-
бенности каждого из слов.
197-199 44
Аннотация
В статье показано значе-
ние диалога при решении проблем, возника-
ющих в естественнонаучном образовании.
Представлена характеристика технологии
организации образовательного диалога при
изучении естественнонаучных дисциплин
в вузе. Приведён фрагмент лекционного за-
нятия по высшей математике, демонстри-
рующего реализацию данной технологии.
200-204 40
Аннотация
В статье обоснованы
критерии и отражен ход эксперимента по
проверке эффективности использования в
образовательном процессе корпоративных
порталов управления знаниями
205-209 48
Аннотация
В статье рассматрива-
ются аспекты изучения русской народной
вышивки в системе дополнительного обра-
зования учащихся, направленного на раз-
витие их творческих способностей и духов-
но-нравственных качеств
210-213 130
Аннотация
В статье анализируется
семантика геометрического орнамента рус-
ской народной вышивки и возможностей ее
использования в творческих работах уча-
щихся
213-216 58
Аннотация
При подготовке художни-
ка-педагога в условиях вуза важной состав-
ляющей является пленэрная практика, вне
зависимости от того, когда она проводится
- зимой, летом, осенью или весной. Рабо-
та на воздухе, непосредственный контакт
с природой, с ее очарованием способствует
эффективному развитию творческого, кре-
ативного начала будущего специалиста,
его живописному, колористическому виде-
нию.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)