Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Педагогические идеи славянофилов и современность

Аннотация

В статье указано, что в
первой половине XIX века славянофилы
выстроили систему взглядов, полностью
соответствующую сегодняшней тенден-
ции гуманизации образования. Истинное
славянофильство не содержало идей на-
циональной или религиозной исключи-
тельности, не выдвигало требования кле-
рикализации образования, не призывало
отказаться от современных достижений.
Но путь истинного прогресса, по мнению
славянофилов, лежит через преодоление
излишней рационалистичности западного
просвещения, через обращение к народным
традициям и вере. Славянофилы считали,
что в содержании образования должно вос-
торжествовать научное и фундаменталь-
ное знание, выдвигали тезис о необхо-
димости постоянного самообразования.
Славянофилы были убеждены, что функ-
ция государства заключается в том, чтобы
обеспечивать условия для оптимальной ра-
боты учебных заведений и следить за соб-
людением законности в образовательной
сфере. Наиболее эффективно и качествен-
но контролировать сам процесс обучения и
воспитания сможет не государственный чи-
новник, а общество через своих заинтересо-
ванных представителей. Поэтому для семьи,
для общественности должен быть открыт
доступ в образовательные учреждения.
Педагогический потенциал идей И. В. Ки-
реевского, А. С. Хомякова и их последова-
телей может быть сегодня с успехом реали-
зован как в отдельном учебном заведении,
так и в рамках целого региона. Взгляды
славянофилов могут стать великолепной
базой и для выстраивания воспитательного
процесса в образовательных учреждениях,
и для воспитательной работы, организован-
ной по территориальному принципу или по
принципу общности интересов.

Об авторе

И. В. Карлов
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
Россия


Список литературы

1. Киреевский И. В. Полное собрание сочинений в двух томах /Под редакцией М. О. Гершензона. - М.: Путь, типография Московского Государс- твенного Университета, 1911, том 2. - 306 с.

2. Мелешко Е. Д. А. С. Хомяков: славянофильская философия образования в России /Духовное наследие А. С. Хомякова: теология, философия, этика. - Тула: Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2003. - 342 с.

3. Аксаков И. С. Отчего так нелегко живётся в России? / И. С. Аксаков. - М.: Издательство Российская политическая энциклопедия (РОС - СПЭН), 2002. - 1008 с.

4. Хомяков А. С. Полное собрание сочинений в четырёх томах / А. С. Хомяков. - М., 1861, том I. - 480 с.

5. Аксаков К. С. Заметки редактора // Молва. - 1857. - 4 мая.

6. Кларин В. М., Петров, В. М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов XIX - XX веков / В. М. Кларин, В. М. Петров. - М.: Издание Российского гуманитарного фонда, 1996. - 124 с.

7. Егоров С. Ф. Ценность общего образования // Педагогика, 1995. - № 3.


Рецензия

Просмотров: 96


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)