Педагогические идеи славянофилов и современность
Аннотация
первой половине XIX века славянофилы
выстроили систему взглядов, полностью
соответствующую сегодняшней тенден-
ции гуманизации образования. Истинное
славянофильство не содержало идей на-
циональной или религиозной исключи-
тельности, не выдвигало требования кле-
рикализации образования, не призывало
отказаться от современных достижений.
Но путь истинного прогресса, по мнению
славянофилов, лежит через преодоление
излишней рационалистичности западного
просвещения, через обращение к народным
традициям и вере. Славянофилы считали,
что в содержании образования должно вос-
торжествовать научное и фундаменталь-
ное знание, выдвигали тезис о необхо-
димости постоянного самообразования.
Славянофилы были убеждены, что функ-
ция государства заключается в том, чтобы
обеспечивать условия для оптимальной ра-
боты учебных заведений и следить за соб-
людением законности в образовательной
сфере. Наиболее эффективно и качествен-
но контролировать сам процесс обучения и
воспитания сможет не государственный чи-
новник, а общество через своих заинтересо-
ванных представителей. Поэтому для семьи,
для общественности должен быть открыт
доступ в образовательные учреждения.
Педагогический потенциал идей И. В. Ки-
реевского, А. С. Хомякова и их последова-
телей может быть сегодня с успехом реали-
зован как в отдельном учебном заведении,
так и в рамках целого региона. Взгляды
славянофилов могут стать великолепной
базой и для выстраивания воспитательного
процесса в образовательных учреждениях,
и для воспитательной работы, организован-
ной по территориальному принципу или по
принципу общности интересов.
Список литературы
1. Киреевский И. В. Полное собрание сочинений в двух томах /Под редакцией М. О. Гершензона. - М.: Путь, типография Московского Государс- твенного Университета, 1911, том 2. - 306 с.
2. Мелешко Е. Д. А. С. Хомяков: славянофильская философия образования в России /Духовное наследие А. С. Хомякова: теология, философия, этика. - Тула: Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2003. - 342 с.
3. Аксаков И. С. Отчего так нелегко живётся в России? / И. С. Аксаков. - М.: Издательство Российская политическая энциклопедия (РОС - СПЭН), 2002. - 1008 с.
4. Хомяков А. С. Полное собрание сочинений в четырёх томах / А. С. Хомяков. - М., 1861, том I. - 480 с.
5. Аксаков К. С. Заметки редактора // Молва. - 1857. - 4 мая.
6. Кларин В. М., Петров, В. М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов XIX - XX веков / В. М. Кларин, В. М. Петров. - М.: Издание Российского гуманитарного фонда, 1996. - 124 с.
7. Егоров С. Ф. Ценность общего образования // Педагогика, 1995. - № 3.