Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск
№ 4 (2024)
Скачать выпуск PDF

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

6-22 131
Аннотация

Цель: определение сущности и базовых компонентов концепции профессионального развития целостных педагогических коллективов школ (далее – Концепция), её принципов и механизмов.

Методология и/или методы решения поставленной проблемы исследования: применяемые методологические подходы – аксиологический, системно-деятельностный, акмеологический, андрогогический, квалиметрический. Методы исследования: анализ, интерпретация проблемного поля исследований и инновационных практик управления школ и инновационных моделей непрерывного педагогического образования, данных базовых понятий на основе информационного поиска по базам Scopus, eLIBRARY.ru и РИНЦ, а также нормативных и методических документов, данных сайтов организаций, включённых в проекты корпоративного обучения, их систематизация и группировка, позволившие определить корпус Концепции; анкетирование и анализ проектных продуктов студентов как будущих и настоящих представителей школьных команд.

Результаты: разработаны компоненты Концепции как основа управленческих технологий в общем образовании и в дополнительном профессиональном педагогическом образовании, а также в проектировании модулей высшего педагогического образования, проведена диагностика оценки компонентов Концепции как основа разработки контента и модулей программ непрерывного педагогического образования, включая уровень высшего образования.

Теоретическая и/или практическая значимость работы: выделены базовые понятия Концепции, факторы и проблемное поле, идеи и принципы, подходы и механизмы реализации профессионального развития целостных педагогических коллективов школ как основа для качественного совершенствования деятельности образовательных организаций и программ высшего педагогического образования. Результаты будут полезны для разработки коллективных стратегий профессионального развития педагогов школы, контента и модулей программ системы непрерывного педагогического образования, корпоративного обучения и ДПО школьных команд.

Выводы: представленные промежуточные результаты нацелены на системное решение теоретических и практических задач в области профессионального развития целостных педагогических коллективов школ как условия повышения качества их деятельности на основе интегрально-созидательной парадигмы образования и разработанной Концепции.

23-37 91
Аннотация

Целью настоящего исследования является выявление и описание особенностей обучения школьников, одарённых в области искусственного интеллекта.

Методология и методы. В ходе исследования использованы системно-деятельностный и личностно-ориентированный методологические подходы. Проведён анализ теоретических аспектов исследуемой проблемы на основе материалов, представленных в научных статьях электронных баз данных (каталог Российской государственной библиотеки, elibrary, Web of Science, Scopus). Основными методами, используемыми в исследовании, стали методы контент-анализа, анализа литературных источников, изучения и анализа образовательной практики, сравнительного анализа, систематизации и обобщения полученных теоретических и практических результатов.

Результаты. Результатами исследования стало описание особенностей интеллектуальных состязаний в области искусственного интеллекта, ключевых характеристик личностных качеств, теоретических и практических навыков обучаемых и их учителей, необходимых для эффективного обучения школьников, одарённых в области искусственного интеллекта. Были выявлены значимые для интеллектуальных достижений в данной области формы обучения, показаны особенности и преимущества персонализированного и адаптивного обучения, приведена их сравнительная характеристика для оптимального применения конкретной формы обучения в различные периоды учебной деятельности и подготовки к интеллектуальным соревнованиям в области искусственного интеллекта.

Теоретическая и/или практическая значимость. Выявленные особенности позволяют сформировать основные подходы к выбору видов и способов обучения школьников, одарённых в области искусственного интеллекта.

Выводы. Выявленные основные требования к формированию необходимых теоретических знаний и практических умений, личностных качеств и специальных навыков обучаемых и их учителей важны для организации эффективной совместной деятельности в процессе обучения и подготовки к проведению интеллектуальных состязаний в области искусственного интеллекта. Было установлено, что персонализированная и адаптивная формы обучения школьников, одарённых в данной области, являются наиболее эффективными и способны дополнять друг друга.

38-51 55
Аннотация

Цель статьи – представить результаты исследования особенностей переходного этапа от рукописи к печатной книге на примере учебно-математической литературы. Глобальные перемены современности, связанные с появлением электронной книги, инициируют обращение к опыту прошлого. Исследование динамики переходного этапа от рукописи к печатной книге позволит на основе исторических параллелей понять суть происходящих сегодня изменений. В этом состоит актуальность исследования.

Методология и методы. Исследование базируется на общем принципе детерминизма, признающем взаимную связь и обусловленность изменений, методе историзма, позволяющем выявить логику в процессе исторического развития, на сравнительно-аналитическом методе. В основе исследования лежат историко-методологический и историко-контекстный подходы.

Результаты исследования. Впервые разработана типология рукописей переходного этапа от рукописной к печатной форме учебно-математической литературы. Приведены характерные примеры типов выявленных рукописей.

Теоретическая и/или практическая значимость исследования состоит в собственно постановке вопроса о переходном этапе и в выявлении особенностей взаимовлияния рукописи и печатной книги на данном этапе.

Выводы. Процесс перехода от рукописной к печатной форме книги растянулся на столетие. При этом печатные книги совершенствовались, а рукописные часто теряли свою уникальность как культурные памятники. Они переставали быть произведениями рукописного искусства, превращаясь в записки. Содержание и авторские методические приёмы в рукописях соответствовали уровню своего времени. В виде литографических записок рукописи продолжили своё существование и в XIX в.

52-65 56
Аннотация

Цель. В кризисный период актуализируется необходимость осуществлять такое образование, смыслообразующим стержнем которого является духовно-нравственное, эстетическое развитие молодого человека. Один из таких духовных ресурсов – эстетико-смысловой опыт, являющийся содержанием эстетического воспитания студентов. Цель исследования – выявить процессуальные характеристики эстетического воспитания студенческой молодёжи (уровни сформированности эстетико-смыслового опыта).

Методология и методы. Исследование выполнялось в контексте постнекласической (гуманитарной) педагогической парадигмы с учётом идеи целостного подхода, принципа системности, структурированности педагогических феноменов на каждом уровне их становления; гуманитарно-антропологического подхода к исследованию эстетико-смыслового опыта; личностно-развивающего, событийного подходов. В исследовании применяются следующие группы методов: теоретические (анализ и синтез теоретических положений, отражённых в философской, психологической и педагогической литературе; моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному); герменевтические методы (интерпретация, диалогическое понимание, осмысление рефлексивных описаний студентов); эмпирические (наблюдение, анкетирование, беседа, рефлексивные эссе, анализ творческих работ студентов, проективные тесты, диагностический и формирующий эксперименты).

Результаты. Определено понимание эстетико-смыслового опыта как смыслового проживания воспитанниками разнообразных эстетических событий. В процессе формирования эстетико-смыслового опыта у студентов выделяются четыре уровня: духовного отчуждения (безбытийный), недостаточности эстетико-смыслового опыта (эмотивный), овладения эстетико-смысловым опытом (рефлексивный), ценностно-смысловой трансформации (духовный).

Теоретическая и/или практическая значимость состоит в выявлении содержательных характеристик и уровней сформированности эстетико-смыслового опыта у студентов в условиях нарастающей цифровизации. Выявленные уровни сформированности данного опыта позволяет придать деятельности педагога в сфере эстетического воспитания студентов концептуальный характер, открывают возможность усовершенствования организации воспитательного процесса в высшем учебном заведении.

Выводы. В качестве содержания эстетического воспитания студенческой молодёжи рассматривается эстетико-смысловой опыт. Динамика процесса эстетического воспитания студентов определяется логикой формирования эстетико-смыслового опыта от способности воспринимать эстетические ценности через эмоционально-чувственное проживание к ценностно-смысловому преобразованию личности воспитанника. В ходе опытно-экспериментальной работы были выявлено четыре уровня сформированности эстетико-смыслового опыта студентов. Выделенные уровни являются основанием для разработки средств эстетического воспитания студенческой молодёжи и законосообразной эстетико-смыслотворческой деятельности педагога.

66-86 53
Аннотация

Цель статьи состоит в том, чтобы раскрыть подходы к формулированию понятия «малокомплектная школа».

Методология и методы. Исследование опиралось на опросные методы, анализ, обобщение, синтез, методы математико-статистической обработки данных.

Теоретическая и/или практическая значимость. В данной статье авторы рассматривают подходы к формулированию понятия «малокомплектная школа». В ходе работы была составлена «Карта изучения моделей малокомплектных, в т. ч. сельских, школ» и проведено анкетирование директоров 204 малокомплектных школ из 20 регионов страны; рассмотрены различные подходы к формулированию понятия, выделены основные критерии, которые необходимо учитывать при отнесении образовательной организации к «малокомплектной школе». В статье показано, что данное понятие является интегративным, охватывающим различные по структуре и статусу образовательные организации, различающиеся по видам образовательной деятельности и уровням образования, количеству обучающихся как в отдельных классах, так и в школе в целом, а также территориальному расположению и другим показателям.

Результаты. В ходе исследования были изучены федеральные и региональные нормативно-правовые акты, документы, определяющие перечень и критерии отнесения школ к малокомплектным, материалы Росстата и муниципальной статистики. Было установлено, что большинство малокомплектных школ расположено в сельской местности, подходы к их выделению определяются особенностями природно-климатических и социально-экономических условий функционирования. Авторами выделены подходы к определению понятия «малокомплектная школа».

Выводы. Формулирование единого для всей страны определения понятия «малокомплектная школа» не представляется возможным. Целесообразно выделить критерии/подходы, которые определяют специфику её функционирования в разных регионах страны.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ

87-104 53
Аннотация

Цель. Осветить результаты исследования, посвящённого оптимизации процесса электронного обучения студентов-заочников дисциплине «Художественная обработка материалов» в 9-ом семестре педагогического университета.

Методология и методы. В своём исследовании мы опирались на методологию компетентностного подхода. Среди методов эмпирического и теоретического уровней были использованы обобщение, сравнительный анализ учебных рабочих планов и опыта обучения, наблюдение, моделирование и эксперимент. Был изучен опыт обучения студентов-заочников пятых курсов по художественным дисциплинам с 2016 по 2023 г. до и после внедрения вузом «Системы электронного обучения».

Результаты. В рамках эксперимента проведён сравнительный анализ учебных рабочих планов трёх разных стандартов. Как результат, нами открыт курс дисциплины «Художественная обработка материалов» для студентов-заочников 9 семестра на электронной платформе вуза, а также разработаны методические указания с описанием дополнительных инструкций по обучению данной дисциплине. Описана структура авторского электронного курса, используемого при организации лекционных и лабораторных работ студентов в межсессионный период, а также подготовлены карточки электронных практикумов.

Теоретическая и/или практическая значимость. Разработанные методические указания по дисциплине «Художественная обработка материалов», основанные на применении электронного практикума в межсессионный период, позволили оптимизировать изучение дисциплины студентами заочного отделения вуза. Были выявлены положительные стороны применения электронного курса обучения на заочном отделении.

Выводы. Для повышения качества обучения художественным дисциплинам на заочном отделении актуальным является применение технологий, реализуемых посредством информационно-телекоммуникационных сетей, которые активно развиваются в вузах. В этой связи использование авторских методических указаний обучения заочников художественной обработке материалов при помощи электронного практикума позволило оптимизировать процесс формирования профессиональных компетенций по профилю «Изобразительное искусство» в Благовещенском государственном педагогическом университете.

105-111 60
Аннотация

Цель статьи – рассмотреть возможность использования концентрической модели работы с текстом научного стиля при обучении русскому языку студентов-иностранцев филологического направления подготовки в рамках дисциплины «Современный русский язык».

Методология и методы данного исследования обусловлены необходимостью поиска наиболее эффективных способов преподавания русского языка студентам-иностранцам, обучающимся в русскоязычных группах филологических направлений подготовки. В процессе исследования использовались следующие общенаучные методы: обобщение, абстрагирование – в процессе разработки концепции концентрической модели занятия; эксперимент, наблюдение – в практической части; в обеих: анализ, синтез, дедукция, индукция.

Результаты. В рамках данного исследования создан комплекс индивидуальных занятий по дисциплине «Современный русский язык», содержащий адаптированные научные тексты, перечни вопросов на уточнение и понимание, комплекты упражнений и вспомогательный материал. По итогам проведённого эксперимента была установлена эффективность концентрической модели занятия русского языка как иностранного на основе лингвистического анализа текстов научного стиля при индивидуальной форме организации занятий.

Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость работы состоит в формировании нового подхода к обучению русскому языку как иностранному. Практическая значимость исследования определяется возможностью интенсивного и эффективного преподавания теоретических лингвистических дисциплин студентам–иностранцам на русском языке.

Выводы. Настоящее исследование предлагает решение проблемы эффективной организации освоения лингвистических дисциплин студентами-иностранцами, обучающимися в смешанных академических группах филологических направлений подготовки, посредством концентрического построения работы с текстами научного стиля при индивидуальной форме организации учебной деятельности.

112-118 69
Аннотация

Цель. Обосновать особенности и потенциал текстов современной художественной китайской литературы как средства обучения китайскому языку и представить ряд методических рекомендаций по использованию данных текстов на занятиях в вузе.

Методология и методы. В данной статье используются такие методы исследования, как анализ и обобщение передового педагогического опыта в области обучения китайскому языку и китайской художественной литературы, документация педагогического исследования, анализ научных работ в области теории текста, литературоведения и лингвистики.

Результаты. В статье демонстрируется важность современных китайских литературных текстов для развития умений понимания и интерпретации содержания прочитанного. В ней также формулируется ряд методических рекомендаций для преподавателей по использованию современных художественных текстов на занятиях по обучению чтению на китайском языке.

Теоретическая и/или практическая значимость. В данной статье теоретически обосновывается возможность применения китайских художественных текстов в качестве учебных материалов на занятиях по чтению. Практическая значимость заключается в том, что результаты данной статьи, в том числе методические рекомендации по использованию художественных текстов для обучения чтению, могут быть применены в реальном учебном процессе преподавания китайского языка.

Выводы. Преподаватели китайского языка могут в полной мере использовать художественные тексты в учебном процессе по формированию у обучающихся иноязычной читательской компетенции. Доказан большой дидактический потенциал художественных текстов для обучения китайскому языку, предложены три технологии обучения чтению текстов китайской художественной литературы.

119-133 64
Аннотация

Цель. Описание диагностической методики повышения уровня читательской грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы, основанной на комплексном подходе, включающем работу с различными типами текстов, развитие критического мышления и использование цифровых технологий.

Методология и методы. Методология исследования читательской грамотности основана на системном и комплексном подходах, отвечающих современным образовательным требованиям. Системный подход позволяет рассматривать читательскую грамотность как целостную структуру взаимосвязанных компонентов, а комплексный подход обеспечивает разностроннее развитие читательских умений и навыков. Диагностика работы с текстами (художественными, публицистическими, научно-популярными) предполагает глубокое усвоение и использование различных типов информации, повышая уровень читательской и функциональной грамотности учащихся в целом. Методика выявления уровня читательской грамотности акцентирует внимание на практическом применении полученных знаний. Статистическая обработка результатов формирующего эксперимента проводилась с помощью t-критерия Стьюдента. Используются методы анализа, синтеза, тестирования обучающихся, обработки и обобщения полученных данных.

Результаты исследования демонстрируют эффективность предложенной методики. В экспериментальной группе учащиеся продемонстрировали достаточно высокий уровень владения первыми двумя группами умений (общее понимание, глубокое и детальное понимание). Однако затруднения возникали при выполнении заданий, требующих глубокого анализа текста и его применения для решения практических задач. Этот факт свидетельствует о необходимости уделять большее внимание развитию критического мышления и способности анализировать и интерпретировать информацию.

Теоретическая и/или практическая значимость. В статье предлагается модификация теста «Владимир Даль» в соответствии со стандартами PISA, что позволяет более точно оценить уровень читательской грамотности учащихся. Модифицированный тест учитывает комплексное оценивание трёх групп умений: общее понимание, глубокое и детальное понимание, использование текстовой информации для решения других вопросов. Он также направлен на диагностику функциональной грамотности и соответствует критериям оценки, установленным ФГОС.

Выводы. Перспективы дальнейших научных исследований, с точки зрения авторов, должны быть связаны с выявлением причин низкой мотивации к чтению и разработкой методов и приёмов формирования читательской грамотности, глубинно основанных на системном и комплексном подходах.

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

134-142 57
Аннотация

Цель статьи. Рассмотрение условий повышения мотивации курсантов к работе в военно-научной секции кафедры фортепиано, поиск концептуального изменения проведения военно-научной секции (ВНС) Военного института (военных дирижёров) Военного университета.

Методы. В экспериментальной части работы в рамках изучения деятельностного критерия использовались такие методы, как опрос, наблюдение и сравнительный анализ полученных материалов.

Результаты. Соединение научных дискурсов с музыкально-исполнительской практикой значительно увеличивает число выступающих курсантов в рамках заседаний секции, что подтверждает повышение мотивации курсантов к научно-исследовательской деятельности.

Теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна исследования состоит в том, что в ней предложены и эмпирически доказаны новые формы проведения ВНС, способствующие повышению мотивации курсантов к работе в секции, которые включают в себя: регулярные встречи с приглашёнными гостями (музыкантами, научными деятелями, профессионалами из смежных направлений искусства), отсылку к теме специальной военной операции (беседы с бойцами СВО, добавление в список тем на семестр вопросов о музыке на фронте и т. п.), включение в доклад курсантов исполнительской составляющей (обязательное проигрывание, показ и музыкальное представление перед аудиторией произведения, о котором было сделано исследование). Практическая значимость исследования заключается в том, что впервые в военном институте работа ВНС была полностью перенаправлена на интересную для курсантов тематику, что помогло выйти за пределы классических представлений о формах проведения заседаний (например, заседание-квиз, заседание-концерт и др.). Данные принципы ведения военно-научной секции могут быть экстраполированы также и на другие секции.

Выводы. Акценты на включение живой музыки в заседания секции (в виде концертов-встреч с гостями и музыкального сопровождения своих докладов) при правильном расчёте интересов курсантов кардинально повышают уровень мотивации к работе в ВНС

143-152 54
Аннотация

Цель – определение основных мотивов профессиональной деятельности педагогов-женщин, уровня их самооценки профессиональных знаний и умений и выявление организационных условий образовательной организации для развития профессиональной мотивации педагогов-женщин.

Методология и методы. Опрос педагогов-женщин и педагогов-мужчин разного возраста и с различным стажем работы, работающих в общеобразовательных организациях и организациях среднего профессионального образования, экспертная оценка руководителей общеобразовательных организаций и организаций среднего профессионального образования, педагогическое наблюдение и анализ опыта работы общеобразовательных организаций г. Петрозаводска по развитию мотивации педагогов-женщин к профессиональной деятельности.

Результаты. В результате исследования удалось выявить наиболее распространённые мотивы профессиональной деятельности педагогов-женщин, в том числе получение заработной платы, хорошее отношение, профессиональное взаимопонимание с коллегами и избегание конфликтов с руководством, признание в профессиональной среде их достижений и творческая самореализация. Результатом изучения опыта образовательных организаций стало определение организационных условий развития профессиональной мотивации педагогов-женщин: учёт уровня профессиональной самооценки, сочетание групповых и индивидуальных форм психологической поддержки педагогов, традиционных и нетрадиционных способов развития профессиональной мотивации и др.

Теоретическая и/или практическая значимость. Проведённое исследование на основе опроса педагогов, экспертной оценки руководителей образовательных организаций г. Петрозаводска мотивации педагогов-женщин к профессиональной деятельности позволило выявить ведущие мотивы педагогов-женщин к профессиональной деятельности, связь мотивации с уровнем самооценки педагогами профессиональных знаний и умений. Практическая значимость проведённого исследования состоит в определении особенностей мотивации педагогов-женщин к профессиональной деятельности, выявлении некоторых условий образовательной организации для развития профессиональной мотивации педагогов-женщин и составлении рекомендаций по созданию данных условий.

Выводы. Выводы, содержащиеся в статье, отражают основные особенности мотивации педагогов-женщин к профессиональной деятельности и организационные условия её развития в образовательной организации. В качестве организационных условий развития профессиональной мотивации необходимы учёт уровня профессиональной самооценки и особенностей профессиональной мотивации педагогов-женщин; сочетание групповых и индивидуальных форм психологической поддержки педагогов, а также сочетание традиционных и нетрадиционных способов развития профессиональной мотивации.

153-170 71
Аннотация

Цель – исследовать проблему сформированности ценностных доминат у будущих учителей иностранного языка и на основе полученных диагностических данных разработать дидактические рекомендации по оказанию помощи студентам в понимании и принятии семейных ценностей как ведущих доминант в развитии личности.

Методология и методы. Для достижения поставленной цели использованы теоретические методы познания: анализ педагогической, психолингвистической и лингвистической литературы; синтез и моделирование социально-культурных процессов, методы эмпирического исследования: анкетирование, наблюдение, беседы, методы проблемного обучения, методы статистической обработки данных.

Теоретико-методологической основой исследования послужили аксиологический (Н. Д. Гальскова, Н. Ф. Коряковцева, В. А. Сластёнин, Е. Г. Тарева, Н. В. Языкова), гуманистический (Н. Г. Прибылова) и социолингвистический (Дж. ван Эк, Д. Хаймс) подходы к воспитанию и развитию личности, современные научные представления о значимости воспитательной концепции (В. А. Малинин, Г. В. Сороковых), которая рассматривается как важнейший приоритет в системе современного образования.

Результаты. Опыт организации дискуссионных площадок, разработки разнообразных мероприятий в виде онлайн-форумов со студентами и педагогами из различных регионов России показывает положительные примеры формирования профессионально-личностно-значимых качеств будущего учителя иностранного языка для взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса и способствует выработке концепции воспитания патриота и гражданина в едином образовательном пространстве школы и вуза. В ходе онлайн-встреч доказана актуальность проблемы формирования ценностных доминант у обучающихся на разных уровнях и этапах как одной из форм воспитания молодёжи в контексте сохранения национальной культуры и идентичности гражданина России.

Теоретическая и/или практическая значимость состоит в определении теоретических основ и сущностных характеристик ценностных доминант современного учителя. Выявлены лингвистические особенности контента «семья». На основе диагностики определены проблемы и отношение студентов к семейным ценностям как личностно-значимым характеристикам педагога. Обобщены социолингвистические угрозы низкого уровня знания и понимания роли семьи в становлении личности как субъекта своей жизнедеятельности. Даны практико-ориентированные рекомендации начинающим педагогам по принятию и трансформации собственных установок на формирование духовно-нравственных ценностей.

Выводы. Организация взаимодействия с учителями и студентами из разных вузов и регионов России является сегодня актуальной и востребованной формой формирования профессионально-личностных качеств. Вопросы формирования семейных ценностных доминант у будущего педагога требуют комплексного взаимодействия всех образовательных структур как единой системы общественных организаций и государственных органов в диверсификации опыта в решении сложных и важных задач воспитания и развития современной молодёжи

171-185 48
Аннотация

Цель. Рассмотреть роль комплекса дисциплин медико-биологического профиля при формировании общечеловеческих ценностей у студентов педагогических вузов.

Методология и методы исследования. В процессе достижения цели исследования использовались системный анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, систематизация и интерпретация научной информации, а также документированная экспертиза и сопоставление результатов анкетирования, тестирования, наблюдения. Основные положения исследования базируются на системном, аксиологическом и цивилизационном подходах.

Результаты исследования. В результате проведённого исследования были определены методологические подходы (системный, аксиологический, цивилизационный) к решению проблемы формирования у студентов педагогического вуза общечеловеческих ценностей при изучении дисциплин медико-биологического профиля. Уточнены основные базовые понятия. Дана характеристика дисциплин медико-биологического профиля при формировании общечеловеческих ценностей. Приведены результаты стартовой и итоговой диагностики сформированности у студентов общечеловеческих ценностей в процессе изучения дисциплин медико-биологического профиля.

Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что дана предметная характеристика содержания дисциплин медико-биологического профиля как необходимого условия формирования у студентов общечеловеческих ценностей, что способствует становлению у них готовности к здоровьеориентированной деятельности в образовательных организациях. Практическая значимость исследования заключается в использовании материалов для оценивания сформированности у студентов общечеловеческих ценностей в процессе изучения дисциплин медико-биологического профиля.

Выводы. Проведённое исследование позволило сделать вывод о том, что целесообразно выстроенное содержание дисциплин медико-биологического профиля способствует формированию у студентов педагогического вуза общечеловеческих ценностей, таких, как жизнь, здоровье, человек, природа, отражающих нравственные, эстетические нормы и принципы, поведенческое значение человека. Названные ценности обусловливают становление готовности будущих педагогов к здоровьеориентированной работе в образовательных организациях.

186-196 64
Аннотация

Цель. Раскрыть теоретическое обоснование акмеологических основ методов театральной педагогики в подготовке современного специалиста.

Методология и методы исследования. Теоретический анализ литературы по акмеологии, театральной педагогике, наблюдение.

Результаты. Результаты исследования могут быть полезны при решении практико-методических задач по улучшению процесса подготовки современного специалиста в образовательных организациях.

Теоретическая и/или практическая значимость. Практическая значимость заключается в применении методов театральной педагогики в образовательном процессе при подготовке современного специалиста.

Выводы. Акмеологическая направленность театральной педагогики даёт возможность подготовить современного специалиста, достичь ему профессиональную вершину-акме и быть готовым управлять эмоционально-чувственным состоянием аудитории на высоком профессиональном уровне.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)