Оптимизация электронного обучения студентов заочного отделения в рамках дисциплины «художественная обработка материалов»
https://doi.org/10.18384/2949-4974-2024-4-87-104
Аннотация
Цель. Осветить результаты исследования, посвящённого оптимизации процесса электронного обучения студентов-заочников дисциплине «Художественная обработка материалов» в 9-ом семестре педагогического университета.
Методология и методы. В своём исследовании мы опирались на методологию компетентностного подхода. Среди методов эмпирического и теоретического уровней были использованы обобщение, сравнительный анализ учебных рабочих планов и опыта обучения, наблюдение, моделирование и эксперимент. Был изучен опыт обучения студентов-заочников пятых курсов по художественным дисциплинам с 2016 по 2023 г. до и после внедрения вузом «Системы электронного обучения».
Результаты. В рамках эксперимента проведён сравнительный анализ учебных рабочих планов трёх разных стандартов. Как результат, нами открыт курс дисциплины «Художественная обработка материалов» для студентов-заочников 9 семестра на электронной платформе вуза, а также разработаны методические указания с описанием дополнительных инструкций по обучению данной дисциплине. Описана структура авторского электронного курса, используемого при организации лекционных и лабораторных работ студентов в межсессионный период, а также подготовлены карточки электронных практикумов.
Теоретическая и/или практическая значимость. Разработанные методические указания по дисциплине «Художественная обработка материалов», основанные на применении электронного практикума в межсессионный период, позволили оптимизировать изучение дисциплины студентами заочного отделения вуза. Были выявлены положительные стороны применения электронного курса обучения на заочном отделении.
Выводы. Для повышения качества обучения художественным дисциплинам на заочном отделении актуальным является применение технологий, реализуемых посредством информационно-телекоммуникационных сетей, которые активно развиваются в вузах. В этой связи использование авторских методических указаний обучения заочников художественной обработке материалов при помощи электронного практикума позволило оптимизировать процесс формирования профессиональных компетенций по профилю «Изобразительное искусство» в Благовещенском государственном педагогическом университете.
Об авторе
С. А. ДроздовРоссия
Дроздов Сергей Анатольевич – кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства и методики его преподавания
675004, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 104
Список литературы
1. Афанасьева Т. С. Повышение эффективности формального обучения «академической живописи» cредствами неформального обучения на онлайн-курсе // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 3. С. 169–177.
2. Вольгушев А. Е. Из опыта работы по обучению изобразительному искусству в вузе (дистанционный формат) // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 1. С. 90–92.
3. Галиханов М. Ф., Хасанова Г. Ф. Подготовка преподавателей к онлайн-обучению: роли, компетенции, содержание // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 2. С. 51–62.
4. Демишева А. Е. Особенности методической подготовки студентов по декоративно-прикладному искусству // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 4. С. 103–110.
5. Долженко А. В. Содержание информационной компетентности педагога в среде электронного обучения // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2016. № 1. С. 121–123.
6. Дроздов А. П. Развитие художественной наблюдательности как средство активизации изобразительных способностей студентов-заочников в процессе обучения рисунку // Наука и школа. 2012. № 2. С. 31–33.
7. Дроздов С. А. Сравнительный анализ учебных планов предыдущего стандарта обучения и Ядра высшего педагогического образования как способ выявления проблем художественной подготовки в педуниверситете // Наука и школа. 2023. № 3. С. 145–156.
8. Дроздов С. А. Анализ качественного уровня освоения программ по рисунку и живописи на разных профилях подготовки в педуниверситете // Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2023. № 11 (225). С. 141–147.
9. Кретова М. В. К вопросу организации учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий // Вестник Донецкого педагогического института. 2018. № 1. С. 78–81.
10. Матосов Э. С. Формирование информационных и коммуникационных компетенций в среде Интернет // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2008. Т. 6. № 4. Ч. 3. С. 210–211.
11. Митченко Т. Ю. Проблемы заочного обучения в сфере профессионального образования // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Международной научной конференции / Уфа, май 2014 года. Уфа: Лето, 2014. С. 174–175.
12. Соловьев А. А. «Формальное» и «Реальное» образование в российской философии // Logos et Praxis. 2015. Т. 22. № 2. С. 157–161.
13. Скрипникова Е. В., Амиржанова А. Ш. Применение компьютерных технологий в образовательной деятельности студентов // Современные наукоёмкие технологии. 2023. № 11. С. 188–193.
14. Чекалина Т. А., Тумандеева Т. В., Максименко Н. В. Основные направления и перспективы развития онлайн-обучения // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 3 (31). С. 44–52.
15. Шамина Н. В. Онлайн-обучение в образовательном процессе: сильные и слабые стороны // Казанский педагогический журнал. 2019. № 2. С. 20–24.
16. Kicherova M. N., Efimova G. Z., Gertsen S. M. Non-Formal Education as a Resource of Social Inclusion: Intergenerational Approach // Changing Societies & Personalities. 2022. Vol. 6. № 4. Р. 823–840.