Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Концентрическая модель работы с текстом научного стиля при обучении русскому языку иностранных студентов

https://doi.org/10.18384/2949-4974-2024-4-105-111

Аннотация

Цель статьи – рассмотреть возможность использования концентрической модели работы с текстом научного стиля при обучении русскому языку студентов-иностранцев филологического направления подготовки в рамках дисциплины «Современный русский язык».

Методология и методы данного исследования обусловлены необходимостью поиска наиболее эффективных способов преподавания русского языка студентам-иностранцам, обучающимся в русскоязычных группах филологических направлений подготовки. В процессе исследования использовались следующие общенаучные методы: обобщение, абстрагирование – в процессе разработки концепции концентрической модели занятия; эксперимент, наблюдение – в практической части; в обеих: анализ, синтез, дедукция, индукция.

Результаты. В рамках данного исследования создан комплекс индивидуальных занятий по дисциплине «Современный русский язык», содержащий адаптированные научные тексты, перечни вопросов на уточнение и понимание, комплекты упражнений и вспомогательный материал. По итогам проведённого эксперимента была установлена эффективность концентрической модели занятия русского языка как иностранного на основе лингвистического анализа текстов научного стиля при индивидуальной форме организации занятий.

Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость работы состоит в формировании нового подхода к обучению русскому языку как иностранному. Практическая значимость исследования определяется возможностью интенсивного и эффективного преподавания теоретических лингвистических дисциплин студентам–иностранцам на русском языке.

Выводы. Настоящее исследование предлагает решение проблемы эффективной организации освоения лингвистических дисциплин студентами-иностранцами, обучающимися в смешанных академических группах филологических направлений подготовки, посредством концентрического построения работы с текстами научного стиля при индивидуальной форме организации учебной деятельности.

Об авторе

Е. А. Козлова
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
Россия

Козлова Екатерина Александровна – кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка

248003, Калужская область, г. Калуга, ул. Степана Разина, д. 26



Список литературы

1. Баранова И. И., Виногра.ова М. В., Доценко М. Ю. Особенности обучения русскому языку иностранных учащихся в современных условиях российского вуза // Перспективы науки и образования. 2022. С. 18–66.

2. Бунаков А. Н. Методика обучения русскому языку в средних учебных заведениях. М.: Наука, 1914. С. 10–11.

3. Ван С., Гармаева Т. И., Карымшакова Т. Г. Лингвокультурологическая компетенция и её роль в обучении иностранным языкам // Столыпинский вестник. 2023. №6. С. 3215–3222.

4. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании РКИ. М.: Русский язык, 1990. 246 с.

5. Вопросы методики преподавания русского языка / по. ред. Г. И. Блинова, Е. Л. Глинской, З. Н. Великодворской. Калуга: Калужский педагогический университет, 1970. 160 с.

6. Газаева Л.В., Елканов К.Р. Проблемы преподавания русского языка и литературы в поликультурной сре.е // Проблемы современного пе.агогического образования. 2020. №1. С. 132–137.

7. Голубев А.В. Структурные пороки и методологическая сумятица. Выступление на «круглом столе» «Каким быть современному школьному учебнику по отечественной истории ХХ века?» // Отечественная история. 2002. №3. С. 28–29.

8. Крюкова Н. А. Проблемы освоения русского языка детьми–инофонами в условиях школы с полиэтническим составом // Молодой учёный. №6 (296). 2020. С. 13–16.

9. Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М.: Педагогика, 1974. 256 с.

10. Методика преподавания РКИ для зарубежных филологов–русистов / под ред. А. Н. Щукина. М.: Русский язык, 1990. 231 с.

11. Психолингвистика и обучение русскому языку нерусских: сборник статей / по. ред. А. А. Леонтьева и Н. Д. Зарубиной. М.: Русский язык, 1977. 176 с.

12. Попов А. Методика русского языка. М.: Наука, 1928. С. 5–6.

13. Русский язык для студентов иностранцев: сборник методических статей. М.: Высшая школа, 1962. 311 с.

14. Слово. Грамматика. Речь: сборник научно–методических статей по препо.аванию РКИ. М.: МГУ, 2021. 113 с.

15. Сунцова М. В. Применение системы дистанционного обучения в преподавании русского языка как иностранного // Вестник Калужского университета. 2021. №4. С. 77–79.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 59


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)