Особенности обучения школьников, одарённых в области искусственного интеллекта
https://doi.org/10.18384/2949-4974-2024-4-23-37
Аннотация
Целью настоящего исследования является выявление и описание особенностей обучения школьников, одарённых в области искусственного интеллекта.
Методология и методы. В ходе исследования использованы системно-деятельностный и личностно-ориентированный методологические подходы. Проведён анализ теоретических аспектов исследуемой проблемы на основе материалов, представленных в научных статьях электронных баз данных (каталог Российской государственной библиотеки, elibrary, Web of Science, Scopus). Основными методами, используемыми в исследовании, стали методы контент-анализа, анализа литературных источников, изучения и анализа образовательной практики, сравнительного анализа, систематизации и обобщения полученных теоретических и практических результатов.
Результаты. Результатами исследования стало описание особенностей интеллектуальных состязаний в области искусственного интеллекта, ключевых характеристик личностных качеств, теоретических и практических навыков обучаемых и их учителей, необходимых для эффективного обучения школьников, одарённых в области искусственного интеллекта. Были выявлены значимые для интеллектуальных достижений в данной области формы обучения, показаны особенности и преимущества персонализированного и адаптивного обучения, приведена их сравнительная характеристика для оптимального применения конкретной формы обучения в различные периоды учебной деятельности и подготовки к интеллектуальным соревнованиям в области искусственного интеллекта.
Теоретическая и/или практическая значимость. Выявленные особенности позволяют сформировать основные подходы к выбору видов и способов обучения школьников, одарённых в области искусственного интеллекта.
Выводы. Выявленные основные требования к формированию необходимых теоретических знаний и практических умений, личностных качеств и специальных навыков обучаемых и их учителей важны для организации эффективной совместной деятельности в процессе обучения и подготовки к проведению интеллектуальных состязаний в области искусственного интеллекта. Было установлено, что персонализированная и адаптивная формы обучения школьников, одарённых в данной области, являются наиболее эффективными и способны дополнять друг друга.
Об авторах
В. С. ЗапалацкаяРоссия
Запалацкая Вероника Станиславовна – кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник отдела планирования и учёта научно-исследовательской деятельности управления развития науки
105005 г. Москва, ул. Радио, д. 10А, стр. 2
О. А. Балабанова
Россия
Балабанова Ольга Анатольевна – заместитель начальника управления развития науки
105005 г. Москва, ул. Радио, д. 10А, стр. 2
Список литературы
1. Бережная Г. С. Реализация метапредметного подхода в основной школе // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Филология, педагогика, психология. 2016. № 4. С. 62–67.
2. Борздун В. Н. Выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у детей и молодёжи в области искусственного интеллекта в Кемеровской области – Кузбассе // Педагогически практики подготовки школьников к олимпиаде по искусственному интеллекту: сборник аналитических материалов. М.: Институт стратегий развития образования РАО, 2022. С. 100–113.
3. Запалацкая В. С. Мотивация к интеллектуальным достижениям в образовательных средах. М.: МГОУ, 2016. 118 с.
4. Запалацкая В. С. Организация тьюторского сопровождения одарённых детей в образовательной организации // Гуманитарные науки и образование. 2021. Т. 12. № 3 (47). С. 62–67.
5. Запалацкая В. С. Организация исследовательской деятельности одарённых детей на основе сетевого взаимодействия // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2023. Т. 15. № 2. С. 55–62.
6. Каргина З. А. Индивидуализация, персонализация, персонификация – ведущие тренды развития образования в XXI веке: обзор современных научных исследований // Наука и образование: Современные тренды. 2015. № 2 (8). С. 172–187.
7. Подымова Л. С., Полякова Я. Ю., Чуприянова О. В. Содержание понятия «персонализированное обучение»: к проблеме исследования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2021. № 2. С. 78–81.
8. Пустыльник Ю. Ю. Практики изучения языков программирования в школах России: результаты пилотного исследования // Педагогические практики подготовки школьников к олимпиаде по искусственному интеллекту: сборник аналитических материалов. М.: Институт стратегии развития образования РАО, 2022. С. 5–10.
9. Селиванова О. Г., Гасникова Н. В. Управлением процессом достижения школьниками метапредметных результатов образовательной деятельности // Вестник Вятского государственного университета. Педагогические науки. 2018. № 4. С. 119–128.
10. Трубина И. И. Педагогические условия достижения финалистами олимпиады по искусственному интеллекту высоких результатов // Информатика и образование. 2022. № 37 (1). С. 69–78.
11. Трубина И. И. Портрет наставника финалистов олимпиады по искусственному интеллекту // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 85. C. 27–30.
12. Трубина И. И. Портрет финалиста олимпиады по искусственному интеллекту // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 85. C. 28–36.
13. Трубина И. И., Шутикова М. И., Бешенков С. А. Искусственный интеллект в науке и образовании // Педагогические практики подготовки школьников к олимпиаде по искусственному интеллекту: сборник аналитических материалов. М.: Институт стратегий развития образования РАО, 2022. С. 56–65.
14. Чмыхова Е. В., Михно О. С., Додуева С. Ж. Портрет потенциального участника олимпиады по искусственному интеллект // Педагогические практики подготовки школьников к олимпиаде по искусственному интеллекту: сборник аналитических материалов. М.: Институт стратегий развития образования РАО, 2022. С. 11–27.