Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Особенности обучения школьников, одарённых в области искусственного интеллекта

https://doi.org/10.18384/2949-4974-2024-4-23-37

Аннотация

Целью настоящего исследования является выявление и описание особенностей обучения школьников, одарённых в области искусственного интеллекта.

Методология и методы. В ходе исследования использованы системно-деятельностный и личностно-ориентированный методологические подходы. Проведён анализ теоретических аспектов исследуемой проблемы на основе материалов, представленных в научных статьях электронных баз данных (каталог Российской государственной библиотеки, elibrary, Web of Science, Scopus). Основными методами, используемыми в исследовании, стали методы контент-анализа, анализа литературных источников, изучения и анализа образовательной практики, сравнительного анализа, систематизации и обобщения полученных теоретических и практических результатов.

Результаты. Результатами исследования стало описание особенностей интеллектуальных состязаний в области искусственного интеллекта, ключевых характеристик личностных качеств, теоретических и практических навыков обучаемых и их учителей, необходимых для эффективного обучения школьников, одарённых в области искусственного интеллекта. Были выявлены значимые для интеллектуальных достижений в данной области формы обучения, показаны особенности и преимущества персонализированного и адаптивного обучения, приведена их сравнительная характеристика для оптимального применения конкретной формы обучения в различные периоды учебной деятельности и подготовки к интеллектуальным соревнованиям в области искусственного интеллекта.

Теоретическая и/или практическая значимость. Выявленные особенности позволяют сформировать основные подходы к выбору видов и способов обучения школьников, одарённых в области искусственного интеллекта.

Выводы. Выявленные основные требования к формированию необходимых теоретических знаний и практических умений, личностных качеств и специальных навыков обучаемых и их учителей важны для организации эффективной совместной деятельности в процессе обучения и подготовки к проведению интеллектуальных состязаний в области искусственного интеллекта. Было установлено, что персонализированная и адаптивная формы обучения школьников, одарённых в данной области, являются наиболее эффективными и способны дополнять друг друга.

Об авторах

В. С. Запалацкая
Государственный университет просвещения
Россия

Запалацкая Вероника Станиславовна – кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник отдела планирования и учёта научно-исследовательской деятельности управления развития науки

105005 г. Москва, ул. Радио, д. 10А, стр. 2



О. А. Балабанова
Государственный университет просвещения
Россия

Балабанова Ольга Анатольевна – заместитель начальника управления развития науки

105005 г. Москва, ул. Радио, д. 10А, стр. 2



Список литературы

1. Бережная Г. С. Реализация метапредметного подхода в основной школе // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Филология, педагогика, психология. 2016. № 4. С. 62–67.

2. Борздун В. Н. Выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у детей и молодёжи в области искусственного интеллекта в Кемеровской области – Кузбассе // Педагогически практики подготовки школьников к олимпиаде по искусственному интеллекту: сборник аналитических материалов. М.: Институт стратегий развития образования РАО, 2022. С. 100–113.

3. Запалацкая В. С. Мотивация к интеллектуальным достижениям в образовательных средах. М.: МГОУ, 2016. 118 с.

4. Запалацкая В. С. Организация тьюторского сопровождения одарённых детей в образовательной организации // Гуманитарные науки и образование. 2021. Т. 12. № 3 (47). С. 62–67.

5. Запалацкая В. С. Организация исследовательской деятельности одарённых детей на основе сетевого взаимодействия // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2023. Т. 15. № 2. С. 55–62.

6. Каргина З. А. Индивидуализация, персонализация, персонификация – ведущие тренды развития образования в XXI веке: обзор современных научных исследований // Наука и образование: Современные тренды. 2015. № 2 (8). С. 172–187.

7. Подымова Л. С., Полякова Я. Ю., Чуприянова О. В. Содержание понятия «персонализированное обучение»: к проблеме исследования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2021. № 2. С. 78–81.

8. Пустыльник Ю. Ю. Практики изучения языков программирования в школах России: результаты пилотного исследования // Педагогические практики подготовки школьников к олимпиаде по искусственному интеллекту: сборник аналитических материалов. М.: Институт стратегии развития образования РАО, 2022. С. 5–10.

9. Селиванова О. Г., Гасникова Н. В. Управлением процессом достижения школьниками метапредметных результатов образовательной деятельности // Вестник Вятского государственного университета. Педагогические науки. 2018. № 4. С. 119–128.

10. Трубина И. И. Педагогические условия достижения финалистами олимпиады по искусственному интеллекту высоких результатов // Информатика и образование. 2022. № 37 (1). С. 69–78.

11. Трубина И. И. Портрет наставника финалистов олимпиады по искусственному интеллекту // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 85. C. 27–30.

12. Трубина И. И. Портрет финалиста олимпиады по искусственному интеллекту // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 85. C. 28–36.

13. Трубина И. И., Шутикова М. И., Бешенков С. А. Искусственный интеллект в науке и образовании // Педагогические практики подготовки школьников к олимпиаде по искусственному интеллекту: сборник аналитических материалов. М.: Институт стратегий развития образования РАО, 2022. С. 56–65.

14. Чмыхова Е. В., Михно О. С., Додуева С. Ж. Портрет потенциального участника олимпиады по искусственному интеллект // Педагогические практики подготовки школьников к олимпиаде по искусственному интеллекту: сборник аналитических материалов. М.: Институт стратегий развития образования РАО, 2022. С. 11–27.


Рецензия

Просмотров: 90


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)