Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Типология отечественных учебно-математических рукописей XVIII в.

https://doi.org/10.18384/2949-4974-2024-4-38-51

Аннотация

Цель статьи – представить результаты исследования особенностей переходного этапа от рукописи к печатной книге на примере учебно-математической литературы. Глобальные перемены современности, связанные с появлением электронной книги, инициируют обращение к опыту прошлого. Исследование динамики переходного этапа от рукописи к печатной книге позволит на основе исторических параллелей понять суть происходящих сегодня изменений. В этом состоит актуальность исследования.

Методология и методы. Исследование базируется на общем принципе детерминизма, признающем взаимную связь и обусловленность изменений, методе историзма, позволяющем выявить логику в процессе исторического развития, на сравнительно-аналитическом методе. В основе исследования лежат историко-методологический и историко-контекстный подходы.

Результаты исследования. Впервые разработана типология рукописей переходного этапа от рукописной к печатной форме учебно-математической литературы. Приведены характерные примеры типов выявленных рукописей.

Теоретическая и/или практическая значимость исследования состоит в собственно постановке вопроса о переходном этапе и в выявлении особенностей взаимовлияния рукописи и печатной книги на данном этапе.

Выводы. Процесс перехода от рукописной к печатной форме книги растянулся на столетие. При этом печатные книги совершенствовались, а рукописные часто теряли свою уникальность как культурные памятники. Они переставали быть произведениями рукописного искусства, превращаясь в записки. Содержание и авторские методические приёмы в рукописях соответствовали уровню своего времени. В виде литографических записок рукописи продолжили своё существование и в XIX в.

Об авторе

Г. В. Кондратьева
Государственный университет просвещения
Россия

Кондратьева Галина Вячеславовна – кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой высшей алгебры, математического анализа и геометрии

105005 г. Москва, ул. Радио, д. 10А, стр. 2



Список литературы

1. Бобынин В. В. Очерки истории развития физико-математических знаний в России. М.: Редакция журнала «Физико-математические науки в их настоящем и прошедшем», 1886–1893. Т. 1. 22 с.

2. Быкова Т. А. Описание изданий, напечатанных кириллицей. 1689 – январь 1725 г. М.: Издательство Академии наук СССР, 1958. 402 с

3. Буланин Д. М. Магницкий Леонтий Филиппович // Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб.: Древняя Русь, 2004. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 4: Т–Я. C. 481.

4. Галанин Д. Д. История методических идей по математике. СПб.: Наука, 1915. 252 с.

5. Депман И. Я. История арифметики. М.: Просвещение, 1965. 416 с.

6. Депман И. Я. Иван Козьмич Андронов // Математика в школе. 1954. № 5. С. 71–72.

7. Зарецкий Ю. П. Составитель и издатель первых русских учебников Илья Копиевский (ок. 1651–1714): неизвестные страницы биографии // История и архивы. 2022. № 3. С. 12–28.

8. Колягин Ю. М. Дорога жизни, ступени науки. Воспоминания. Орёл: Модуль-К, 2011. 150 с.

9. Кошелева О. Е. История педагогики как лекарство от тоски по прошлому // Отечественная и зарубежная педагогика. 2013. № 1. С. 41–47

10. Ласковая Т. А., Рыбников К. К., Чернобровина О. К. XVIII век. У истоков регулярного математического просвещения в России. «Полный курс чистой математики Ефима Дмитриевича Войтяховского // Чебышевский сборник. 2023. Т. 24. № 1. С. 264–275.

11. Магницкий Л. Ф. Арифметика Магницкого: точное воспроизведение подлинника. № 1. М.: П. Баранов, 1914. 92 с.

12. Постижение педагогической реальности прошлого и настоящего в первой четверти XXI века: монография / Е. Н. Астафьев, Н. Б. Баранникова, Г. Б. Корнетов, А. А. Лубский. М.: Академия социального управления, 2023. 190 с.

13. Садчиков В. А. Во славу лет, не прожитых напрасно: о профессоре И. К. Андронове талантливом педагоге, учёном, просветителе. М.: Пер Сэ, 2009. 408 с.

14. Саввина О. А., Рыманова Т. Е., Добрина Е. А. Пётр I и развитие математического образования в России (к 300-летию со дня смерти императора Петра I) // Вопросы истории. 2023. № 10 (2). С. 264–273.

15. Шевцов К. И. О характерных чертах арифметических рукописей XVII столетия // Математика в школе. 1954. № 5. С. 2.


Рецензия

Просмотров: 79


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)