О подходах к формулированию понятия «малокомплектная школа»
https://doi.org/10.18384/2949-4974-2024-4-66-86
Аннотация
Цель статьи состоит в том, чтобы раскрыть подходы к формулированию понятия «малокомплектная школа».
Методология и методы. Исследование опиралось на опросные методы, анализ, обобщение, синтез, методы математико-статистической обработки данных.
Теоретическая и/или практическая значимость. В данной статье авторы рассматривают подходы к формулированию понятия «малокомплектная школа». В ходе работы была составлена «Карта изучения моделей малокомплектных, в т. ч. сельских, школ» и проведено анкетирование директоров 204 малокомплектных школ из 20 регионов страны; рассмотрены различные подходы к формулированию понятия, выделены основные критерии, которые необходимо учитывать при отнесении образовательной организации к «малокомплектной школе». В статье показано, что данное понятие является интегративным, охватывающим различные по структуре и статусу образовательные организации, различающиеся по видам образовательной деятельности и уровням образования, количеству обучающихся как в отдельных классах, так и в школе в целом, а также территориальному расположению и другим показателям.
Результаты. В ходе исследования были изучены федеральные и региональные нормативно-правовые акты, документы, определяющие перечень и критерии отнесения школ к малокомплектным, материалы Росстата и муниципальной статистики. Было установлено, что большинство малокомплектных школ расположено в сельской местности, подходы к их выделению определяются особенностями природно-климатических и социально-экономических условий функционирования. Авторами выделены подходы к определению понятия «малокомплектная школа».
Выводы. Формулирование единого для всей страны определения понятия «малокомплектная школа» не представляется возможным. Целесообразно выделить критерии/подходы, которые определяют специфику её функционирования в разных регионах страны.
Ключевые слова
Об авторах
Л. А. ЦареваРоссия
Царева Лора Александровна – кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории современного направления развития образования Управления взаимодействия с педагогическими вузами, начальник отдела научно-методического сопровождения педагогических работников по учебным предметам
125212, Москва, Головинское шоссе, д. 8, корп. 2а
Н. Е. Смирнова
Россия
Смирнова Наталья Евгеньевна – научный сотрудник лаборатории современного направления развития образования Управления взаимодействия с педагогическими вузами, ведущий эксперт отдела научно-методического сопровождения педагогических работников по учебным предметам
125212, Москва, Головинское шоссе, д. 8, корп. 2а
В. Ф. Красноперова
Россия
Красноперова Вита Федоровна – младший научный сотрудник лаборатории современного направления развития образования Управления взаимодействия с педагогическими вузами, ведущий эксперт отдела научно-методического сопровождения педагогических работников по учебным предметам
125212, Москва, Головинское шоссе, д. 8, корп. 2а
Список литературы
1. Арипова Н. М. Педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в начальной малокомплектной школе: дисс. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2019. 184 с.
2. Байгулова Н. В. Разработка и реализация модели разновозрастной сельской малокомплектной школы: дисс. ... канд. пед. наук. Томск, 2011. 284 с.
3. Вифлеемский А. Б. Экономико-правовые перспективы развития сельской школы // Директор сельской школы. 2012. № 1. С. 6−11.
4. Егоров Д. О., Николаев Р. С. Основные этапы, направления и факторы реформирования школьной сети в сельской местности России // Вестник Московского университета. Сер. 5. География. 2022. № 4. С. 64–78.
5. Ефлова З. Б. Маленькая школа: быть или не быть? // Управление школой. 2012. № 4. С. 27–32.
6. Ефлова З. Б. Об актуальности определения понятия «малокомплектная школа» // Непрерывное образование: XXI век. № 1 (17). 2017. С. 1–8.
7. Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А., Анчиков К. М. Портрет российской сельской школы // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Мониторинг экономики образования. 2020. № 35. С. 1–16.
8. Зубаревич Н. В. Трансформация сельского расселения и сети услуг в сельской местности // Известия РАН. Серия географическая. 2013. № 3. С. 26–38.
9. Калинина И. В., Суховеева А. Б. Инфраструктура сельской местности Еврейской автономной области: 15 лет перемен // Региональные системы. 2017. Т. 20. № 4. С. 129–138.
10. Лебединцев В. Б. Организация учебного процесса при разновозрастном обучении // Справочник заместителя директора школы. 2010. № 12. С. 42−49.
11. Психолого-дидактический потенциал неклассно-урочной системы обучения в условиях малочисленной школы / Е. С. Казько, Т. И. Танцева, Г. Г. Столяров, З. Б. Ефлова. Петрозаводск: Издательство Петрозаводского государственного университета, 2014. 108 с.
12. Суворова Г. Ф. Основные направления совершенствования учебно-воспитательного процесса в малокомплектной начальной сельской школе: дисс. ... док-ра пед. наук. Москва, 1984. 384 с.
13. Тимофеев А. Н., Тюленева О. Н. Особенности развития сельской малокомплектной школы: проблемы и перспективы // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2022. Т. 8. № 1. С. 15–23.
14. Трегубова Н. Н. О малокомплектных и малочисленных школах России: историко-теоретический аспект // Социально-экономические явления и процессы. 2015. Т. 10. № 9. С. 228–231.
15. Чучкалов А. С., Алексеев А. И. Эффект колеи в эволюции сельских населённых пунктов Республики Марий Эл // Вестник Московского университета. Сер. 5. География. 2020. № 2. С. 53–65.