Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Методика формирования читательской грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы

https://doi.org/10.18384/2949-4974-2024-4-119-133

Аннотация

Цель. Описание диагностической методики повышения уровня читательской грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы, основанной на комплексном подходе, включающем работу с различными типами текстов, развитие критического мышления и использование цифровых технологий.

Методология и методы. Методология исследования читательской грамотности основана на системном и комплексном подходах, отвечающих современным образовательным требованиям. Системный подход позволяет рассматривать читательскую грамотность как целостную структуру взаимосвязанных компонентов, а комплексный подход обеспечивает разностроннее развитие читательских умений и навыков. Диагностика работы с текстами (художественными, публицистическими, научно-популярными) предполагает глубокое усвоение и использование различных типов информации, повышая уровень читательской и функциональной грамотности учащихся в целом. Методика выявления уровня читательской грамотности акцентирует внимание на практическом применении полученных знаний. Статистическая обработка результатов формирующего эксперимента проводилась с помощью t-критерия Стьюдента. Используются методы анализа, синтеза, тестирования обучающихся, обработки и обобщения полученных данных.

Результаты исследования демонстрируют эффективность предложенной методики. В экспериментальной группе учащиеся продемонстрировали достаточно высокий уровень владения первыми двумя группами умений (общее понимание, глубокое и детальное понимание). Однако затруднения возникали при выполнении заданий, требующих глубокого анализа текста и его применения для решения практических задач. Этот факт свидетельствует о необходимости уделять большее внимание развитию критического мышления и способности анализировать и интерпретировать информацию.

Теоретическая и/или практическая значимость. В статье предлагается модификация теста «Владимир Даль» в соответствии со стандартами PISA, что позволяет более точно оценить уровень читательской грамотности учащихся. Модифицированный тест учитывает комплексное оценивание трёх групп умений: общее понимание, глубокое и детальное понимание, использование текстовой информации для решения других вопросов. Он также направлен на диагностику функциональной грамотности и соответствует критериям оценки, установленным ФГОС.

Выводы. Перспективы дальнейших научных исследований, с точки зрения авторов, должны быть связаны с выявлением причин низкой мотивации к чтению и разработкой методов и приёмов формирования читательской грамотности, глубинно основанных на системном и комплексном подходах.

Об авторах

И. В. Рыжкова
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия

Рыжкова Инна Витальевна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры образовательных технологий в филологии

191186, г. Санкт -Петербург, наб. Реки Мойки, д. 48



С. А. Толстенко
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия

Толстенко София Андреевна – магистр кафедры образовательных технологий в филологии

191186, г. Санкт -Петербург, наб. Реки Мойки, д. 48



Список литературы

1. Алексашина И. Ю., Абдулаева О. А., Киселев Ю. П. Вектор развития содержания общего образования: от академической к функциональной грамотности // Человек и образование. 2019. №2 (59). С. 9–13.

2. Антонова Н. А., Шефер О. Р., Лебедева Т. Н. Готовность учителей к организации формирования читательской грамотности // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-пе.агогического университета. 2019. №7. С. 7–23.

3. Багичева Н. В., Черная Т. И. Мотивация читательской деятельности младших школьников в условиях сельской школы // Филологическое образование в период детства. 2016. №23. С. 103–107.

4. Гришаева А. Н. Педагогический дизайн как способ оптимизации процесса обучения // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2024. №2 (54). С. 113–121.

5. Ковалева Г. С. Международное исследование PISA–2006 // Народное образование. 2008. №7. С. 173–180.

6. Конасова Н. Ю. Будет ли у нас «Русская PISA»? // Наро.ное образование. 2011. №2. С. 182–191.

7. Попов Д. С., Кузьмина Ю. В. Системное неравенство в образовании: сравнительная оценка грамотности в России и странах ОЭСР // Журнал исследований социальной политики. 2015. №13 (4). С. 529–546.

8. Ткаченко В. Владимир Даль. М.: Фома, 2010. С. 5–24.

9. Цукерман Г. А. Оценка читательской грамотности. М.: Российская академия образования, 2010. 67 с.

10. Чудинова В. П. Читательская грамотность и поддержка чтения: опыт разных стран // Университетская книга. 2017. №4. С. 44–49.

11. Gottfredson L. S. Suppressing intelligence research: Hurting those we intend to help // Destructive Trends in Mental Health: The Well Intentioned Road to Hell. New York: Routledge, 2005. Pp. 154–187.

12. Kolachev N., Kovaleva G. General intelligence in middle school students from different Russian regions: Results of PISA–like tests // Intelligence. 2023. №98. URL: https://ideas.repec.org (.ата обращения: 10.10.24)


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 64


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)