Уровни сформированности эстетико-смыслового опыта студента в условиях цифровизации образования
https://doi.org/10.18384/2949-4974-2024-4-52-65
Аннотация
Цель. В кризисный период актуализируется необходимость осуществлять такое образование, смыслообразующим стержнем которого является духовно-нравственное, эстетическое развитие молодого человека. Один из таких духовных ресурсов – эстетико-смысловой опыт, являющийся содержанием эстетического воспитания студентов. Цель исследования – выявить процессуальные характеристики эстетического воспитания студенческой молодёжи (уровни сформированности эстетико-смыслового опыта).
Методология и методы. Исследование выполнялось в контексте постнекласической (гуманитарной) педагогической парадигмы с учётом идеи целостного подхода, принципа системности, структурированности педагогических феноменов на каждом уровне их становления; гуманитарно-антропологического подхода к исследованию эстетико-смыслового опыта; личностно-развивающего, событийного подходов. В исследовании применяются следующие группы методов: теоретические (анализ и синтез теоретических положений, отражённых в философской, психологической и педагогической литературе; моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному); герменевтические методы (интерпретация, диалогическое понимание, осмысление рефлексивных описаний студентов); эмпирические (наблюдение, анкетирование, беседа, рефлексивные эссе, анализ творческих работ студентов, проективные тесты, диагностический и формирующий эксперименты).
Результаты. Определено понимание эстетико-смыслового опыта как смыслового проживания воспитанниками разнообразных эстетических событий. В процессе формирования эстетико-смыслового опыта у студентов выделяются четыре уровня: духовного отчуждения (безбытийный), недостаточности эстетико-смыслового опыта (эмотивный), овладения эстетико-смысловым опытом (рефлексивный), ценностно-смысловой трансформации (духовный).
Теоретическая и/или практическая значимость состоит в выявлении содержательных характеристик и уровней сформированности эстетико-смыслового опыта у студентов в условиях нарастающей цифровизации. Выявленные уровни сформированности данного опыта позволяет придать деятельности педагога в сфере эстетического воспитания студентов концептуальный характер, открывают возможность усовершенствования организации воспитательного процесса в высшем учебном заведении.
Выводы. В качестве содержания эстетического воспитания студенческой молодёжи рассматривается эстетико-смысловой опыт. Динамика процесса эстетического воспитания студентов определяется логикой формирования эстетико-смыслового опыта от способности воспринимать эстетические ценности через эмоционально-чувственное проживание к ценностно-смысловому преобразованию личности воспитанника. В ходе опытно-экспериментальной работы были выявлено четыре уровня сформированности эстетико-смыслового опыта студентов. Выделенные уровни являются основанием для разработки средств эстетического воспитания студенческой молодёжи и законосообразной эстетико-смыслотворческой деятельности педагога.
Об авторе
И. Н. СолдатоваРоссия
Солдатова Инна Николаевна – кандидат педагогических наук, преподаватель иностранного языка отделения общеобразовательных дисциплин, Институт непрерывного образования
400002, Южный федеральный округ, Волгоградская обл., г. Волгоград, пр. Университетский, д. 26
AuthorID: 537774Список литературы
1. Абакумова И. В., Ермаков П. Н., Косикова Л. В. Смысловая сфера подростков: особенности развития в условиях включённого обучения: монография. Москва: Кредо, 2016. 116 с.
2. Братусь Б. С. Аномалии личности. Психологический подход. Москва: Никея, 2019. 907 с.
3. Василюк Ф. Е. Сопереживание как центральная категория понимающей психотерапии // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24. № 5 (94). С. 205–227. DOI: 10.17759/cpp2016240511.
4. Влияние Интернета на сознание и структуру знания: сборник статей / под ред. В. М. Розина. Москва: ИФ РАН. 2004. 237 с.
5. Воробьева И. В., Кружкова О. В. Личностные особенности подростков, юношей и молодежи, вовлеченных в среду Интернет: зоны уязвимости для экстремистского воздействия в условиях цифровизации // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2019. № 4. С. 160–185.
6. Зинченко В. П. Сознание и творческий акт. Москва: Языки славянских культур, 2010. 588 с.
7. Инишев И. Н. Что такое современная эстетическая теория? // NovaInfo.Ru. 2011. № 5. С. 177–183.
8. Кудрявцев И. А. Социально-психологические аспекты виктимогенеза подростков в социальных сетях // Суицидология. 2021. Т. 12. № 4 (45). С. 54–68. DOI 10.32878/suiciderus.21-12-04(45)-54-68.
9. Медникова М. М., Темнова Л. В. Влияние виртуального пространства на коммуникацию представителей поколений Z и Y // Теория и практика общественного развития. 2017. № 11. С. 19–23.
10. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. Москва: Городец, 2016. 386 с.
11. Михайлова М. В. Классический текст в образовательном процессе: стратегии значения и стратегии присутствия // Высшее образование сегодня. 2012. № 1. С. 51–54.
12. Мосунова Л. А., Солдатова И. Н. Воспитание чувства прекрасного у студенческой молодёжи. Киров: Вятский государственный университет, 2023. 197 с.
13. Репринцев А. В. Искусство и человек в системе духовных ценностей постиндустриального мира: векторы эволюции смыслов и эталонов культуры // Учёные записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. № 3 (59). С. 242–260.
14. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. Санкт-Петербург: Питер, 2003. 512 с.
15. Самохвалова В. И. Идея сверхчеловека в современном мире. Человек: образ и сущность // Гуманитарные аспекты. 2016. № 1 (27). С. 29–64.
16. Ситникова О. В. Концепт художественного метода в педагогическом образовании // Право и образование. 2020. № 1. С. 36–46.
17. Солдатова И. Н. Процессуальные характеристики воспитания прекрасного: стадии становления эстетического опыта у студентов // Педагогика и психология образования. 2019. № 1. С. 180–195.
18. Солдатова И. Н. «Эстетическое событие» как форма воплощения ситуаций эстетического воспитания студенческой молодёжи: логика и принципы конструирования на материале произведения О. Уайльда «День рождения Инфанты» // Вестник Вятского государственного университета. 2022. № 1 (143). С. 87–99. DOI 10.25730/VSU.7606.22.010.
19. Тарасова О. И. Фактор понимания в современном образовании: автореф. дис. ... док-ра философ. наук. Волгоград, 2011. 46 с.
20. Щуркова Н. Е. Педагог нового воспитания. Москва: АРКТИ, 2014. 264 с.
21. Seel M. On the scope of aesthetic experience // Aesthetic experience. N. Y., Stanford, 2008. P. 98–105.