Исследование проблемы формирования ценностных ориентаций у будущего учителя иностранного языка
https://doi.org/10.18384/2949-4974-2024-4-153-170
Аннотация
Цель – исследовать проблему сформированности ценностных доминат у будущих учителей иностранного языка и на основе полученных диагностических данных разработать дидактические рекомендации по оказанию помощи студентам в понимании и принятии семейных ценностей как ведущих доминант в развитии личности.
Методология и методы. Для достижения поставленной цели использованы теоретические методы познания: анализ педагогической, психолингвистической и лингвистической литературы; синтез и моделирование социально-культурных процессов, методы эмпирического исследования: анкетирование, наблюдение, беседы, методы проблемного обучения, методы статистической обработки данных.
Теоретико-методологической основой исследования послужили аксиологический (Н. Д. Гальскова, Н. Ф. Коряковцева, В. А. Сластёнин, Е. Г. Тарева, Н. В. Языкова), гуманистический (Н. Г. Прибылова) и социолингвистический (Дж. ван Эк, Д. Хаймс) подходы к воспитанию и развитию личности, современные научные представления о значимости воспитательной концепции (В. А. Малинин, Г. В. Сороковых), которая рассматривается как важнейший приоритет в системе современного образования.
Результаты. Опыт организации дискуссионных площадок, разработки разнообразных мероприятий в виде онлайн-форумов со студентами и педагогами из различных регионов России показывает положительные примеры формирования профессионально-личностно-значимых качеств будущего учителя иностранного языка для взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса и способствует выработке концепции воспитания патриота и гражданина в едином образовательном пространстве школы и вуза. В ходе онлайн-встреч доказана актуальность проблемы формирования ценностных доминант у обучающихся на разных уровнях и этапах как одной из форм воспитания молодёжи в контексте сохранения национальной культуры и идентичности гражданина России.
Теоретическая и/или практическая значимость состоит в определении теоретических основ и сущностных характеристик ценностных доминант современного учителя. Выявлены лингвистические особенности контента «семья». На основе диагностики определены проблемы и отношение студентов к семейным ценностям как личностно-значимым характеристикам педагога. Обобщены социолингвистические угрозы низкого уровня знания и понимания роли семьи в становлении личности как субъекта своей жизнедеятельности. Даны практико-ориентированные рекомендации начинающим педагогам по принятию и трансформации собственных установок на формирование духовно-нравственных ценностей.
Выводы. Организация взаимодействия с учителями и студентами из разных вузов и регионов России является сегодня актуальной и востребованной формой формирования профессионально-личностных качеств. Вопросы формирования семейных ценностных доминант у будущего педагога требуют комплексного взаимодействия всех образовательных структур как единой системы общественных организаций и государственных органов в диверсификации опыта в решении сложных и важных задач воспитания и развития современной молодёжи
Об авторах
Г. В. СороковыхРоссия
Сороковых Галина Викторовна – доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания иностранных языков факультета романо-германских языков института лингвистики и межкультурной коммуникации
AuthorID: 441275
105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А, стр. 2
С. Г. Старицына
Россия
Старицына Светлана Григорьевна – старший преподаватель кафедры англистики и межкультурной коммуникации
129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4
В. И. Морозова
Россия
Морозова Виктория Игоревна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и лингводидактики
129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4
Н. Г. Прибылова
Россия
Прибылова Наталья Геннадьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры англистики и межкультурной коммуникации
129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4
Список литературы
1. Аксиология иноязычного педагогического образования: монография по итогам Межународного научно-практического форума, посвящённого 65-летию кафедры методики преподавания иностранных / М. А. Ариян, В. С. Белгоро.ский, Е. В. Борзова, Н. Д. Гальскова, С. Г. Дембицдкий, Т. А. Дмитриенко языков. М.: Московский педагогический госу.арственный университет, 2020. 423 с.
2. Бернацкий В. О., Мосиенко Л. И. Концепт «инфантильная молодежь» в контексте диалога семьи и общества // Вестник Омского университета. 2019. Т. 24. №1. С. 56–63.
3. Буланкина Н. Е., Соболев А. Г. Методологическая готовность педагога-наставника к реализадции духовно-нравственного воспитания современной молодёжи // Московский пе.агогичедский журнал. 2023. №4. С. 16–29.
4. Воспитание личности в процессе обучения иностранному языку и культуре в XXI в.: теория и практика / Г. В. Сороковых, Т. И. Жаркова, А. С. Бобунова, А. М. Герасимова, А. Ф. Латыш, А. В. Зыкова. М.: Перспектива, 2021. 284 с.
5. Гальскова Н. Д. Эволюция целевой направленности учебного предмета «иностранный язык» // Актуальные вопросы современной лингвистики: материалы XI Международной научно-практической конференции, посвящённой Году педагога и наставника в РФ / Москва, 22 сентября 2023 го.а. М.: Государственный университет просвещения, 2024. С. 200–203.
6. Горлова Н. А. Развитие личности обучающихся в образовательном процессе как педагогическая категория // Пе.агогика. 2020. №1. С. 35–42.
7. Дубровина Д. А. Психологические факторы профилактики использования ненормативной лексики у младших подростков: автореф. .ис. … кан.. псих. н-к. Кемерово, 2018. 183 с.
8. Исследование проблемы речевой культуры будущего учителя как фактора формирования лингвистической безопасности образовательного пространства / Г. В. Сороковых, С. Г. Старицына, В. И. Морозова, Н. Г. Прибылова // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 9. №5. С. 413–422.
9. Малинин В. А., Сороковых Г. В., Шестакова С. М. Концептуальные основы воспитания патриота и гражданина в едином образовательном пространстве // Среднее профессиональное образование. 2024. №1 (341). С. 51–54.
10. Педагогическое наследие В. А. Сластёнина: проблемы воспитания, личностного и профессионального развития / В. А. Сластёнин, Л. С. Подымова, Н. А. Подымов и .р. М.: Московский пе.агогический госу.арственный университет, 2020. 290 с.
11. Постмодернизм как доминанта развития системы образования в США и России / Т. Н. Бокова, В. Г. Малахова, Е. Г. Тарева и .р. М.: Языки наро.ов мира, 2020. 224 с.
12. Прибылова Н. Г. Гуманистический подход к процессу индивидуализации обучения в системе образования Англии: .ис. … кан.. пе.. н. М., 2009. 212 с.
13. Савкина Е. А. Социолингвистический подход в современной парадигматике лингводидактической науки // Межкультурная парадигма лингвообразования: теоретические аспекты и технологические решения: cборник научных тру.ов. М.: Языки наро.ов мира, 2022. С. 59–69.
14. Сороковых Г. В., Старицына С. Г., Морозова В. И. Проблема взаимодействия классного руководителя и современных родителей в контексте профессиональной подготовки будущих учителей // Пе.агогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8. №9. С. 1023–1032.
15. Учитель, личность, реформатор / Г. В. Сороковых, Т. И. Жаркова, Е. М. Вишневская, А. Ф. Латыш, А. В. Зыкова. М.: Перспектива, 2020. 280 с.
16. Черкашина Е. И. Современные тенденции профессиональной по.готовки преподавателя иностранного языка // Вестник Томского госу.арственного педагогического университета. 2012. № 5 (120). С. 58–64.
17. Языкова Н. В. Эволюция парадигм в лингводидактике глазами современника // Иностранные языки в школе. 2019. №5. С. 12–17.
18. Terra autonomia: предопределяя будущее иноязычного образования в автономном вузе / Е. Я. Орехова, Е. Г. Тарева, С. В. Михайлова, И. Р. Аб.улмянова, Н. Н. Беклемешева, Е. В. Бирюкова, Е. Г. Борисова, А. А. Водяницкая. Москва: Языки народов мира, 2022. 167 с.
19. Ek J. van Objectives for foreign language learning. Vol. 1. Strasbourg: Council of Europe, 1986. 75 p. 20. Hymes D. Foundations in Sociolinguistics: An ethnographic approach. London: Routledge Publ., 1974. 245 p.