Профессиональное развитие целостных педагогических коллективов школ: сущность и базовые компоненты концепции
https://doi.org/10.18384/2949-4974-2024-4-6-22
Аннотация
Цель: определение сущности и базовых компонентов концепции профессионального развития целостных педагогических коллективов школ (далее – Концепция), её принципов и механизмов.
Методология и/или методы решения поставленной проблемы исследования: применяемые методологические подходы – аксиологический, системно-деятельностный, акмеологический, андрогогический, квалиметрический. Методы исследования: анализ, интерпретация проблемного поля исследований и инновационных практик управления школ и инновационных моделей непрерывного педагогического образования, данных базовых понятий на основе информационного поиска по базам Scopus, eLIBRARY.ru и РИНЦ, а также нормативных и методических документов, данных сайтов организаций, включённых в проекты корпоративного обучения, их систематизация и группировка, позволившие определить корпус Концепции; анкетирование и анализ проектных продуктов студентов как будущих и настоящих представителей школьных команд.
Результаты: разработаны компоненты Концепции как основа управленческих технологий в общем образовании и в дополнительном профессиональном педагогическом образовании, а также в проектировании модулей высшего педагогического образования, проведена диагностика оценки компонентов Концепции как основа разработки контента и модулей программ непрерывного педагогического образования, включая уровень высшего образования.
Теоретическая и/или практическая значимость работы: выделены базовые понятия Концепции, факторы и проблемное поле, идеи и принципы, подходы и механизмы реализации профессионального развития целостных педагогических коллективов школ как основа для качественного совершенствования деятельности образовательных организаций и программ высшего педагогического образования. Результаты будут полезны для разработки коллективных стратегий профессионального развития педагогов школы, контента и модулей программ системы непрерывного педагогического образования, корпоративного обучения и ДПО школьных команд.
Выводы: представленные промежуточные результаты нацелены на системное решение теоретических и практических задач в области профессионального развития целостных педагогических коллективов школ как условия повышения качества их деятельности на основе интегрально-созидательной парадигмы образования и разработанной Концепции.
Ключевые слова
Об авторах
Н. В. ГарашкинаРоссия
Гарашкина Наталья Владимировна – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и современных образовательных технологий
105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А, стр. 2
А. А. Дружинина
Россия
Дружинина Анастасия Александровна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования
392036, Тамбовская область, г. Тамбов, Интернациональная, д. 33
Список литературы
1. Амбарова П. А., Зборовский Г. Е. Дополнительное профессиональное образование научно-педагогических работников: возможности и проблемы реализации // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 3. С. 9–27. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-3-9-27.
2. Ахметзянова Г. М. Управление профессиональным развитием педагогического коллектива школы // Школьные технологии. 2020. № 3. С. 19–25.
3. Байбалова Е. В., Фоменко С. Л. Модель управления кадровыми ресурсами образовательной организации в контексте кризисной ситуации в системе образования // Когнитивные исследования в образовании. 2019. № 1. С. 317-320.
4. Валицкая А. П. «Время собирать камни»: к современной парадигме образования // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2015. № 2 (35). С. 113–117.
5. Век живи-век учись: непрерывное образование в России: монография / под ред. И. А. Коршунова, И. Д. Фрумина. М.: Издательский дом Высшей школы экономики. 2019. 312 с.
6. Вербицкий А. А. Теория и технологии контекстного образования: учебное пособие. М.: Московский педагогический государственный университет, 2017. 266 с.
7. Гарашкина Н. В., Дружинина А. А. Когнитивная вовлечённость как основа проектирования учебного процесса в подготовке студентов педагогических направлений // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 1. С. 93–109. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-1-93-109.
8. Джига Н. Д., Деркач А. А. О значимости созидательной деятельности в актуализации ценностных ориентаций, самореализации, креативности и саморегуляции личности // Акмеология. 2018. № 3 (67). C. 5–9.
9. Лазарев В. С. Актуальные вопросы подготовки учителей для школы ΧΧΙ века // Вестник Сургутского педагогического университета. 2022. № 1 (76). С. 9–18. DOI: 10.26105/SSPU.2022.76.1.0.
10. Матукина А. Н. Внутрикорпоративное обучение педагогов как способ формирования нового педагогического профессионализма // Russian Journal of Education and Psychology. 2018. № 6. С. 61–75. DOI: 10.12731/2218-7405-2018-6-61-75.
11. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. М.: Красанд, 2013. 627 c.
12. Новикова Л. И. Педагогика воспитания: избранные педагогические труды. М.: ПЕР СЭ. 2010. 335 с.
13. Перминева М. Д., Волосникова Л. М. Организация условий профессионального развития педагогов в общеобразовательной организации // Вестник науки. 2024. № 5 (74). Т. 2. С. 405–414.
14. Abusenenh M., Solomon Arulraj D. The Role and Impact of Educational Leadership in Change Management to Improve the Quality of Education in a Private School in Dubai // Journal for Researching Education Practice and Theory (JREPT). 2023. Vol. 6. № 2 (Special issue). P. 128–166.
15. Budiharso T., Tarman B. Improving Quality Education through Better Working Conditions of Academic Institutes // Journal of Ethnic and Cultural Studies. 2020. Vol. 7 (1). P. 99–115. DOI:10.29333/ejecs/306.
16. Kools M., Stoll L., George B. The school as a learning organization: The concept and its measurement // European Journal of Education. 2024. № 55. P. 24–42. DOI: 10.1111/ejed.12383.
17. Ria A. The urgency of management standards in supporting quality of school education // Abjadia: International Journal of Education. 2024. № 9. P. 212–218. DOI: 10.18860/abj.v9i1.26904
18. Viet Ha D., Thanh N. C. Applying the Kotter change management model in high school education: some initial results in Hanoi, Vietnam // European Journal of Education Studies. 2024. № 11 (8). DOI: 10.46827/ejes.v11i8.5440.