Организационные условия развития профессиональной мотивации педагогов-женщин
https://doi.org/10.18384/2949-4974-2024-4-143-152
Аннотация
Цель – определение основных мотивов профессиональной деятельности педагогов-женщин, уровня их самооценки профессиональных знаний и умений и выявление организационных условий образовательной организации для развития профессиональной мотивации педагогов-женщин.
Методология и методы. Опрос педагогов-женщин и педагогов-мужчин разного возраста и с различным стажем работы, работающих в общеобразовательных организациях и организациях среднего профессионального образования, экспертная оценка руководителей общеобразовательных организаций и организаций среднего профессионального образования, педагогическое наблюдение и анализ опыта работы общеобразовательных организаций г. Петрозаводска по развитию мотивации педагогов-женщин к профессиональной деятельности.
Результаты. В результате исследования удалось выявить наиболее распространённые мотивы профессиональной деятельности педагогов-женщин, в том числе получение заработной платы, хорошее отношение, профессиональное взаимопонимание с коллегами и избегание конфликтов с руководством, признание в профессиональной среде их достижений и творческая самореализация. Результатом изучения опыта образовательных организаций стало определение организационных условий развития профессиональной мотивации педагогов-женщин: учёт уровня профессиональной самооценки, сочетание групповых и индивидуальных форм психологической поддержки педагогов, традиционных и нетрадиционных способов развития профессиональной мотивации и др.
Теоретическая и/или практическая значимость. Проведённое исследование на основе опроса педагогов, экспертной оценки руководителей образовательных организаций г. Петрозаводска мотивации педагогов-женщин к профессиональной деятельности позволило выявить ведущие мотивы педагогов-женщин к профессиональной деятельности, связь мотивации с уровнем самооценки педагогами профессиональных знаний и умений. Практическая значимость проведённого исследования состоит в определении особенностей мотивации педагогов-женщин к профессиональной деятельности, выявлении некоторых условий образовательной организации для развития профессиональной мотивации педагогов-женщин и составлении рекомендаций по созданию данных условий.
Выводы. Выводы, содержащиеся в статье, отражают основные особенности мотивации педагогов-женщин к профессиональной деятельности и организационные условия её развития в образовательной организации. В качестве организационных условий развития профессиональной мотивации необходимы учёт уровня профессиональной самооценки и особенностей профессиональной мотивации педагогов-женщин; сочетание групповых и индивидуальных форм психологической поддержки педагогов, а также сочетание традиционных и нетрадиционных способов развития профессиональной мотивации.
Об авторе
Е. А. СергинаРоссия
Сергина Елена Анатольевна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии детства института педагогики и психологии
185910, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 33
Список литературы
1. Браславец П. П. Профессиональная мотивация педагога // Ped.library. 2019. №3. URL: https://ped-library.ru/1553689664 (дата обращения: 25.01.2024).
2. Воробьева М. А. Формирование системы мотивации педагогических работников // Пе.агогидческое образование в России. 2016. №2. С. 57–61.
3. Диагностика личностных качеств учителя (по В. И. Зверевой) // Завуч. 1998. №3. С. 20.
4. Диагностика особенностей адаптации, деятельности и профессионально-личностных затруднений молодого педагога: сборник диагностических методик / Данилов С. В., Шустова Л. П., Кузнецова Н. И. Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова, 2018. 98 с.
5. Захарова Т. И., Гаврилова С. В. Мотивация трудовой деятельности: учебно-методический комплекс. М.: ЕАОИ, 2008. 216 с.
6. Киселев А. В., Сергина Е. А. Сопоставительный анализ основных мотивов повышения квалидфикации педагогов-женщин и педагогов-мужчин // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Пе.агогика. 2022. №1. С. 152–161. DOI: 10.18384/2310-7219-2022-1-152-161
7. Лосева Н. А., Силипская И. В. К проблеме межличностных взаимоотношений в педагогичедском коллективе дошкольного образовательного учреждения // Концепт. 2013. №3. URL: http://e-koncept.ru/2013/53642.htm (дата обращения: 24.01.2024).
8. Машукова Э. М. Гендерные аспекты трудовой мотивации профессиональной деятельности педагогов// Информио. 2020. №1. URL: https://www.informio.ru/publications/id5773/Gendernye-aspekty-trudovoi-motivacii-professionalnoi-dejatelnosti-pedagogov (дата обращения: 24.01.2024).
9. Методика диагностики мотивации к достижению успеха Т. Элерса // Психология управления / по. ре.. В. А. Розановой. М.: Альфа-пресс, 1999. С. 105–106.
10. Патракова Н. О. К вопросу о мотивации трудовой деятельности педагога // Молодой учёный. 2017. №25 (159). С. 309–312.
11. Ску.арева Г. Н. Профессиональная мотивация педагога: научная теория и инновационная социально-педагогическая практика // Вестник Костромского государственного университета. 2014. №1. С. 30–31.
12. Шигабиева Г. Я. Управление мотивацией персонала в образовательной организации: метод. рекоменации. Казань: ПРО РТ, 2017. 22 с.
13. Bogdanova N., Sergina E. Motivation Of Professional Pedagogical Activity As A Factor Of The Regional Development // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. 2019. №73. P. 153–163.
14. Nguyen Q. T. The role of teachers in promoting students' motivation to learn // International Journal of Humanities and Natural Sciences. №2-1 (77). 2023. P. 137–139.
15. Taimur Sh., Ezaz A., Divya U. Motivational Factors Influencing Teaching (FIT) How to make a career: an empirical study of expatriate teachers in the Emirates // The Journal of Developing Areas. №50 (6). P. 209–225.