ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Актуальность данного исследования обусловлена повышением роли и значения кластеризации в международном и российском образовательном пространстве.1
Цель данного исследования – рассмотреть международный и российский опыт кластеризации образования, показать роль кластеров в развитии образования в России.
Методология и методы исследования. Основные положения и выводы исследования основаны на общенаучных и специальных методических подходах: системном, культурологическом, цивилизационном, кластерном и др. Информационно-эмпирическая база исследования представлена статистическими данными Европейской кластерной обсерватории, материалами Министерства транспорта Российской Федерации. Отмечается положительный опыт кластеризации (clustering) образовательной сферы во многих зарубежных и российских вузах.
Научная новизна и/ или теоретическая и/ или практическая значимость. Приводятся аргументы в пользу применения кластеров при реализации научно-образовательной стратегии Российского университета транспорта (МИИТ), который реализует проект многофункционального технологического кластера «Образцово», а также инновационного научно-технологического центра (ИНТЦ) МГУ имени М. В. Ломоносова «Воробьёвы горы».
Даётся анализ основных преимуществ объединения образовательных учреждений и организаций в кластеры.
Результаты. Международный и российский опыт кластеризации высшего образования показывает положительные примеры повышения конкурентоспособности учебных заведений; кластеризация вузов способствует созданию совокупных инновационных образовательных продуктов и ценностей, которые повышают конкурентоспособность субъектов кластера.
Выводы. Использование кластеров в развитии инновационного образования является сегодня актуальным и востребованным. Вопросы кластеризации сферы образования в России требуют комплексного участия учебных заведений, бизнеса и государственных органов.
Актуальность. Интеллектуальные состязания в России являются массовыми проектами, которые привлекают внимание школьников и их наставников во всех регионах страны. Меры, предпринимаемые государством для популяризации творческой деятельности учащихся, помещают процедуры проведения конкурсов в фокус внимания общественности, заостряя внимание на спорных пунктах и противоречиях.
Цель - определить возможные пути реформирования организации и проведения Всероссийской олимпиады школьников на школьном и муниципальном этапах, выявить проблемные аспекты и предложить меры по устранению противоречий, связанных с олимпиадным движением школьников, в частности на примере специфики предмета «Английский язык».
Методы исследования. Методологически мы опирались на взаимосвязь аксиологического, культурологического, информационного, системного и деятельностного подходов. Нами использовались теоретические методы: анализ научных статей по теме организации академических конкурсов, а также актуальных нормативных документов, которые являются основополагающими для проведения ВсОШ; классификация и группировка, обобщение полученных результатов. Кроме того, нами проведено анкетирование 1360 педагогов-практиков из 12 регионов РФ с целью выявить степень их удовлетворённости существующими организационными процедурами.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. В исследовании выявлен ряд проблем, которые существуют при организации олимпиады на школьном и муниципальном этапах, при этом некоторые из них обусловлены отсутствием значимой экспертной информации в открытом доступе. Решение данных проблем позволит внести коррективы в нормативную документацию, что приведёт к улучшению функционирования олимпиадного движения как системы поиска и отбора талантов и снимет определённую часть конфликтов между жюри и конкурсантами.1
Результаты исследования. В рамках исследования выявлено, что подлинная унификация подходов к проведению олимпиады начинается только с регионального этапа, в то время как на самых массовых этапах региональные и муниципальные предметные комиссии локальными нормативными актами определяют специфику организации, что приводит к противоречивым конкурсным практикам. Отсутствие академического единства выявляется и при сравнении разных предметов. При изучении специфики ВсОШ по английскому языку нами также был обнажён пласт проблем, причины которых кроются в федеральной документации и отсутствии открытого диалога между Центральной предметно-методической комиссией и учительской общественностью.
Выводы. Для улучшения эффективности олимпиады как средства поиска и отбора талантов необходимо реформировать некоторые процедуры, в частности пересмотреть подход к апелляции школьников, разрешить пересмотр ключей, создать всероссийский экспертный пул для повышения прозрачности и грамотности оценивания, публиковать экспертную информацию в открытом доступе. Считаем актуальным также проводить на системной основе курсы повышения квалификации учителей, посвящённые и дидактике, и совершенствованию предметной области, с привлечением экспертов жюри и авторов заданий олимпиады.
Актуальность. Исследование особенностей подготовки к всероссийской олимпиаде школьников является своевременным и актуальным по ряду причин, среди которых постоянно растущий интерес к данному интеллектуальному проекту со стороны учащихся и учителей, а также высокая значимость олимпиадного движения для повышения интеллектуального потенциала нации.
Цель. В статье ставится цель раскрыть особенности современного олимпиадного конкурса по английскому языку, а также показать системный характер подготовки к олимпиаде.
Методы исследования. Среди основных методов исследования – анализ публикационной активности современных авторов по заявленной тематике, контент-анализ содержания заданий прошлых лет, изучение официальных документов, опубликованных центральной предметно-методической комиссией.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. В статье уточняется термин «олимпиада», а также указываются особенности подготовки школьников на современном этапе.
Результаты исследования. Системный характер подготовки к олимпиадным турам и понимание эволюции конкурса позволяет добиваться качественных результатов.
Выводы. Олимпиадное движение является одним из основных драйверов улучшения качества образования в стране, участие в олимпиаде концептуально позволяет воспитать школьников, умеющих самостоятельно и креативно мыслить.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Актуальность нашего исследования заключается в растущем интересе к прикладному применению технологий искусственного интеллекта в различных сферах деятельности человека. Нашей целью является рассмотрение нейронных сетей как примера технологий искусственного интеллекта для адаптации текстов в преподавании иностранных языков. Для достижения поставленной цели мы обращаемся к методам педагогического моделирования и эксперимента, а также статистической обработки данных. Научная новизна исследования состоит предложенной методике использования адаптированных нейтронными сетями текстов в рамках серии заданий формата «мобильный квест». Теоретическая значимость исследования включает в себя уточнение дидактического потенциала выбранного формата заданий. Практическая значимость, в свою очередь, обусловлена приведенным примером интеграции задания «мобильный квест» в конкретной учебной ситуации (языковой вуз), а также обзором инструментов анализа текстов на базе технологий искусственного интеллекта. Результаты опытно-экспериментальной работы по апробации предложенных материалов и заданий стало статистически значимое подтверждение их эффективности для развития предметных и метапредметных навыков. На основании проведенного пилотирования выдвинутой методики мы делаем вывод о необходимости и уместности использования актуальных и адаптированных средствами нейронных сетей текстах в преподавании иностранных языков.
В статье подчеркивается значимость русского языка как средства межнационального общения и межкультурного взаимодействия между Таджикистаном и Россией и, как следствие, важность его изучения в национальных школах. Анализируется текущее положение русского языка в системе среднего и высшего образования Таджикистана.
В данном исследовании говорится о важности русского языка не только как важнейшей образовательной единицы, но и как определяющего фактора для успешной социальной адаптации. Отмечается высокая значимость педагога и его методов работы в национальной школе на фоне отсутствия языковой среды в Республике Таджикистан (РТ). Указывается на необходимость развития русских школ на территории Республики Таджикистан. Говорится о распространении русского языка и культуры в Таджикистане. Ключевой темой является понимание того, что неродной язык, в частности, русский язык - это один из главных факторов социально-экономического и общекультурного прогресса общества.
Актуальность. В наши дни большинство компаний для решения задач корпоративного управления использует данные, накопленные в информационной системе предприятия. Самым современным средством для оперативной обработки данных являются информационно-аналитические системы, поэтому задача изучения особенностей обучения магистрантов применению технологий информационно-аналитических систем актуальна.
Цель. Цель работы заключается в выявлении особенностей изучения технологий информационно-аналитических систем магистрантами направления «Экономика» в условиях использования современными компаниями «data-driven»-подхода.
Методы исследования. При проведении исследования применены методы анализа профессиональных и образовательных стандартов, учебных программ дисциплин высших учебных заведений, содержания курсов повышения квалификации по вопросам разработки и применения информационно-аналитических систем, научной, учебно-методической и учебной литературы для вузов.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Разработаны методические рекомендации к проведению аудиторных лабораторных занятий с использованием программных средств для реализации информационно-аналитических систем. Приведены примеры оценочных средств для проведения текущего контроля обучающихся.
Результаты исследования. Представлен опыт преподавания дисциплины «Информационно-аналитические технологии в бизнесе» магистрантам по направлению «Экономика». Указаны цели и задачи курса в рамках экономического образования, обоснована важность получения навыков по работе с информационно-аналитическими системами магистрантами по направлению «Экономика». Обозначены особенности организации процесса изучения дисциплины.
Выводы. В статье обобщается практический опыт обучения магистрантов применению технологий информационно-аналитических систем. При проведении аудиторных лабораторных работ необходимо решать практические задачи, используя современные средства реализации информационно-аналитических систем, важно при этом применять программные продукты без нарушения лицензионных требований.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ
Актуальность нашего исследования заключается в растущем интересе к прикладному применению технологий искусственного интеллекта в различных сферах деятельности человека.
Цель – разработка методики адаптации текстов для заданий формата «мобильный квест» нейронными сетями как примером технологий искусственного интеллекта.
Методы. Для достижения поставленной цели мы обращаемся к методам педагогического моделирования и эксперимента, а также статистической обработки данных. В ходе исследования были использованы такие методы, как анализ методической литературы, педагогическое моделирование, педагогический эксперимент, а также статистическая обработка данных с помощью t-критерия Стьюдента.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна предлагаемой методики обусловлена индивидуализацией материалов под потребности и способности обучающихся при работе в группе. Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении принципов работы нейронных сетей в прикладной лингвистике. Практическая значимость, в свою очередь, включает в себя приведённый пример интеграции задания «мобильный квест» в конкретной учебной ситуации (в языковом вузе), а также обзор инструментов анализа текстов на базе технологий искусственного интеллекта.
Результаты. Результатом опытно-экспериментальной работы по апробации предложенных материалов и заданий стало статистически значимое, согласно общепринятым коэффициентам эффективности обработки количественных данных, подтверждение их целесообразности для развития предметных и метапредметных навыков.
Выводы. На основании проведённого пилотирования выдвинутой методики мы делаем вывод о необходимости и уместности использования актуальных и адаптированных средствами нейронных сетей текстов в преподавании иностранных языков.
Актуальность. В настоящее время российско-китайские отношения находятся на беспрецедентно высоком уровне. Межкультурное общение между двумя народами должно протекать в состоянии взаимопонимания и взаимоуважения, соответственно, только если вскрыть причины коммуникативных неудач, получится избежать их в межкультурном диалоге России и Китая и правильно подготовить будущих специалистов к работе в сфере российско-китайских отношений.
Цель. Выявление основных причин коммуникативных неудач в лингвокультурологическом и межкультурном измерениях на примере китайского языка и культуры Китая.
Методы исследования. В исследовании лейтмотивом стало использование полиподходности, а именно интеграционного пространства культуросообразных подходов, таких как межкультурный, лингвострановедческий, социокультурный и лингвокультурологический. Были также применены методы исследования корпусов китайских текстов и специально спроектированных учебных материалов по лингвострановедению Китая и языку профессии, в частности - анализ метаразметки, создание собственного корпуса культурноориентированных текстов. В ходе исследования велось включённое наблюдение на занятиях по лингвострановедению Китая в вузе и школе.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Настоящее исследование позволяет определить основные векторы решения проблем обучения российских студентов культуре и языку Китая и подготовить их к межкультурной коммуникации. Следуя данной методологии, специалисты в области обучения восточным языкам смогут грамотно проектировать учебные материалы по лингвострановедению Китая, а также внедрять важный культуро- ведческий компонент в повседневные занятия по китайскому языку.
Результаты исследования. На первой стадии исследования было зафиксировано положение востоковедческих исследований в нашей стране и его стадии развития в ковидный и постко- видный периоды. Затем с помощью лингвокультурологического анализа были проанализированы основные причины коммуникативных неудач, подкреплённые примерами из китайского культурного пространства. На финальной стадии исследования были выявлены технологии обучения культуре и традициям Китая на примере авторских учебников и учебных пособий.
Выводы. В данном исследовании были выявлены и комплексно описаны основные причины коммуникативных неудач в ходе общения на китайском языке сквозь призму культуросообразных подходов, в частности - лингвокультурологического и межкультурного.
Актуальность. Статья посвящена функционированию русского языка в Республике Таджикистан в трёх аспектах: социокультурном, образовательном и политическом.
Цель. Описание современного состояния изучения русского языка с социокультурной, политической и образовательной точек зрения и особенностей его функционирования как средства межнационального общения в Республике Таджикистан.
Методы исследования. При написании работы использовались следующие методы: аналитико-описательный, включающий обзор и анализ научной и методической литературы по теме исследования, анкетирование, обобщение опыта преподавания русского языка.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Новизна данного исследования состоит в том, что впервые рассматриваются социокультурные, образовательные и политические аспекты функционирования русского языка в современном Таджикистане.
Результаты исследования. В данном исследовании уточнена важность русского языка не только как важнейшей образовательной единицы, но и как определяющего фактора для успешной социальной адаптации. Указано на необходимость развития русских школ на территории Республики Таджикистан. Дано описание распространения русского языка и культуры в Республике Таджикистан. Обосновано, что неродной язык, в частности, русский язык - это один из главных факторов социально-экономического и общекультурного прогресса общества. Анализировано текущее положение русского языка в системе среднего и высшего образования Республики Таджикистан.
Выводы. В Республике Таджикистан всё более возрастает необходимость изучения русского языка как средства межнационального общения и межкультурного взаимодействия между Таджикистаном и Россией, а также его изучения в национальных школах и высших учебных заведениях страны. Автором отмечена высокая значимость педагога и его методов работы в национальной школе на фоне отсутствия языковой среды в Республике Таджикистан. Безусловно, одним из аспектов изучения русского языка в Республике Таджикистан является миграция населения в Российскую Федерацию, которая в последнее время динамично распространяется среди таджикистанцев.1
Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью формирования у учащихся вузов навыков и умений работы с текстами научного стиля речи и подготовки студентов-инофонов к продуцированию вторичных и первичных научных текстов.
Цель - описание системы заданий, направленных на развитие навыков и умений аннотирования у иностранных студентов бакалавриата, обучающихся по профилю «Перевод и переводоведение», и возможности её использования в онлайн-формате на платформе Onlinetestpad.
Методы исследования. При проведении исследования использовались методы анализа, синтеза, обобщения полученных данных, обучающего эксперимента, педагогического наблюдения, анкетирования и тестирования обучающихся.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость исследования. Научная новизна исследования состоит в том, что авторами были предложены алгоритм работы по аннотированию научного текста на основе разработанной ими системы заданий и способ организации работы в онлайн-формате, а также выявлен лингводидактический потенциал текстов по переводоведению при овладении средствами научного стиля речи. Практическая значимость - в том, что результаты настоящего исследования могут быть использованы в образовательной практике при обучении будущих переводчиков.
Результаты исследования. Результатом стала разработка и внедрение в воспитательно-образовательный процесс системы заданий, направленной на формирование и развитие у студентов-инофонов навыков и умений аннотирования иноязычного научного текста.
Выводы. Благодаря апробации результатов исследования был сделан вывод об эффективности предложенного авторами подхода к аннотированию и целесообразности его применения при работе с указанным контингентом.
Актуальность. В статье отражены основные особенности подготовки к профессиональной деятельности студентов бакалавриата средового дизайна, обучающихся на творческих факультетах. Затронуты вопросы специальных характеристик выпускника вуза по направлению подготовки «Дизайн», профиля подготовки «Средовой дизайн», приёмы и средства активизации и развития узкоспециализированных способностей обучающихся.
Цель статьи: обозначить методы и приёмы решения методических задач, используемые для формирования основ профессиональной деятельности, и особенности развития пространственного мышления, в том числе и для развития специфических, в частности архитектурнопланировочных, способностей студентов.
Методы исследования. Авторы отмечают важность системного подхода в обучении студентов проектированию, а также тот факт, что для профессионального и личностного развития обучающихся данному направлению необходимо учитывать специфику подготовки специалистов в этой области. Авторы статьи отмечают степень влияния художественно-графической подготовки на проектно-творческую деятельность студентов бакалавриата средового дизайна. В статье рассмотрены теоретические и практические вопросы формирования основ будущей профессиональной деятельности студентов, а также взаимосвязь развития графического мышления с искусством ландшафтного дизайна и культурой дизайнерской проектной графики.
Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость состоит в том, что были предложены и подтверждены на практике факторы, учитывающие специфику подготовки специалистов средового дизайна.
Результаты исследования. В статье даётся определение архитектурно-планировочных способностей в рамках концепции объёмно-пространственного мышления, описана специфика методов формирования основ профессиональной деятельности обучающихся дизайну, пути и формы развития пространственного мышления. Приведены критерии оценки обучающихся художественно-проектной направленности, способных к поиску нестандартных учебно-творческих, архитектурно-планировочных форм и методов преобразования окружающей среды.
Выводы. В заключении авторы анализируют факторы, влияющие на активацию проектнотворческого мышления и формирование архитектурно-планировочных способностей студентов-дизайнеров средового дизайна.1
Актуальность. Поиск передовых путей формирования компетентности студентов - будущих учителей согласно требованиям ФГОС (3++) находит актуальность на нынешней стадии развития образования. В научных исследованиях этот вопрос ещё не нашёл исчерпывающего рассмотрения, в связи с чем повышается необходимость в новых подходах к решению данной проблемы.
Цель. Описать разработанную структурную схему формирования компетентности студентов - будущих учителей на основе междисциплинарного подхода к их обучению.
Методы исследования. Базовое содержание статьи компилирует продуктивное сопряжение общей и театральной педагогики. Используется также метод моделирования.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. В исследовании синтезированы работы по исследуемой теме, предложена структурная схема формирования компетентности студентов - будущих учителей на основе междисциплинарного подхода к их обучению. Практическая значимость заключается в возможности применения результатов данного исследования для создания в вузах междисциплинарных факультативов, сочетание которых с дисциплиной «Педагогика» поможет решить задачу формирования компетентности студентов.
Результаты исследования позволили определить подход к решению вопроса формирования компетентности студентов - будущих учителей в рамках схемы формирования компетентности студентов на основе междисциплинарного подхода к их обучению.
Выводы. Предложенная схема даёт представление о структуре формирования компетентности студентов - будущих учителей на базе междисциплинарного взаимодействия общей и театральной педагогики (форма организации обучения - междисциплинарный факультатив, сочетание которого с дисциплиной «Педагогика» поможет решить задачу формирования компетентности студентов).
Актуальность. Культура безопасности жизнедеятельности как компонент содержания основного общего образования должна адекватно решать приоритетные задачи обеспечения личной и национальной стабильности и безопасности. В связи с этим избранная тема представляется крайне актуальной, важной и злободневной, т. к. именно компетентное поведение каждого человека позволит обеспечить безопасность всего мирового сообщества.
Цель - выделить, конкретизировать, теоретически обосновать процесс формирования культуры безопасности жизнедеятельности.
Методы исследования. В исследовании использованы следующие методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, гипотетический метод, методы реконструкции целого по его частям, историко-педагогический анализ и синтез, прогнозирование, педагогическое наблюдение, анализ педагогической документации, работ обучающихся и педагогов.
Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в изучение принципов конструирования базовых положений процесса формирования культуры безопасности жизнедеятельности подростков в современных условиях, а также отдельных аспектов обучения в области безопасности. Обоснован потенциал культуры безопасности как ценностной, содержательной и деятельностной основы образования в области безопасности жизнедеятельности. Положения о воспитании культуры безопасности жизнедеятельности расширяют научные знания о содержании основного общего образования.
Результаты. На основании комплексного изучения педагогической литературы, анализа образовательных программ и нормативных документов выявлены методологические, теоретические и идеологические предпосылки построения процесса формирования базовых механизмов приобщения обучающихся 5-7 классов к культуре безопасности жизнедеятельности.
Выводы. Принципы, формирующие культуру безопасности жизнедеятельности обучающихся (например, защита духовных основ российского социума, приоритетность индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности, учёт национально-культурных особенностей российской нации, приоритетность мотивационных основ безопасного поведения), способны стать условиями для обеспечения безопасного образа жизни, т. к. они содействуют выстраиванию разумных алгоритмов взаимоотношений обучающихся с окружающим миром, ориентируют на ответственный выбор деятельности и самореализации подростка.
МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Актуальность. Профессиональное развитие педагогических работников - сложный многоступенчатый и многоуровневый процесс. Профессионализм, компетентность связаны с качеством приобретаемых общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций, направленных на решение профессиональных задач. Процесс профессионального становления связан и с некоторыми затруднениями, обусловленными внешними и внутренними факторами. В научной литературе для описания данного феномена используют понятие «профессиональные дефициты». В статье мы рассмотрим аспекты сущности и содержания профессиональных дефицитов в сфере воспитательной работы с несовершеннолетними, что связано с качеством образования.
Цель исследования - теоретически и практически обосновать профессиональные дефициты педагогических работников в сфере воспитательной работы с несовершеннолетними в условиях профессионального образования на уровне магистратуры.
Методы исследования: анализ, синтез, анализ научно-методической литературы по профилю профессиональной деятельности, кейс-метод, документарная экспертиза, методика самооб- следования профессиональных дефицитов педагога (С. В. Смирнова, А. К. Киселева).
Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость. Процесс профессионального педагогического образования будет эффективным, если учитывать особенности достижения высокого уровня компетентности педагогических работников в сфере воспитательной работы. Качество профессионального образования и практической деятельности специалистов зависит от своевременно выявленных профессиональных дефицитов в сфере воспитательной работы. В работе дана характеристика профессиональных дефицитов с учётом авторского подхода, а также на основе анализа отечественных и зарубежных исследований по обозначенной научной проблеме. Практическая значимость исследования заключается в возможности совершенствования содержания рабочих программ дисциплин по формированию и развития необходимой компетентностной модели обучающихся на уровне магистратуры.
Результаты исследования. Обоснованы профессиональные риски возникновения профессиональных дефицитов у педагогических работников в сфере воспитательной работы с несовершеннолетними. Подобраны диагностические инструменты по выявлению профессиональных дефицитов обучающихся и опытных педагогических работников. Определены направления профессионального трека развития по преодолению профессиональных дефицитов заместителей директора по воспитательной работе (с обучающимися магистерской программы).
Выводы. Проведённое исследование по изучению профессиональных дефицитов педагогических работников в сфере воспитательной работы с несовершеннолетними позволяет сформулировать следующие выводы: 1. Согласно результатам самоанализа обучающихся причинами возникновения профессиональных дефицитов в воспитательной работе с несовершеннолетними являются: минимальный или нулевой опыт, «размытый» функционал сотрудника, отсутствие обратной связи с непосредственным руководством, низкий уровень мотивации сотрудника, «ложная» поддержка педагогического коллектива, формальный подход к деятельности. 2. Профессиональные дефициты в воспитательной работе с несовершеннолетними необходимо предупреждать через профессиональное образование, дополнительное образование, самообразование и саморазвитие педагога. 3. Профессиональные дефициты педагога зависят как от внешних, так и внутренних факторов. Большое значение играют профессиональная мотивация сотрудников образовательного учреждения, общая организационная и корпоративная культура, создание организационно-педагогических условий непрерывного педагогического образования. 4. Возникновение профессиональных дефицитов у педагогов является предпосылкой профессионального выгорания и профессиональных деформаций в связи с затруднениями выполнения педагогических задач повышенной сложности. 5. Профессиональные дефициты - норма профессиональной деятельности, «точка профессионального роста». Педагогическая рефлексия способствует профессиональному самосовершенствованию.
Актуальность. В наши дни большинство компаний для решения задач корпоративного управления использует данные, накопленные в информационной системе предприятия. Самым современным средством для оперативной обработки данных являются информационно-аналитические системы, поэтому изучение особенностей обучения магистрантов по применению технологий информационно-аналитических систем актуально.
Цель работы заключается в выявлении особенностей изучения технологий информационно-аналитических систем магистрантами направления «Экономика» в условиях использования современными компаниями Data-driven подхода и разработке на этой основе методических аспектов обеспечения дисциплины «Информационно-аналитические технологии в бизнесе» для магистрантов по направлению «Экономика».
Методы исследования. При проведении исследования применены методы анализа профессиональных и образовательных стандартов, учебных программ дисциплин высших учебных заведений, содержания курсов повышения квалификации по вопросам разработки и применения информационно-аналитических систем, научной, учебно-методической и учебной литературы для вузов.1
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в методику подготовки магистрантов по направлению «Экономика» к применению информационно-аналитических систем в научно-исследовательской, проектно-экспертной и организационно-управленческой деятельности. Практическая значимость заключается в разработке методических рекомендаций для проведения аудиторных лабораторных занятий с использованием программных средств для реализации информационно-аналитических систем, оценочных средств для текущего контроля обучающихся, которые могут применяться для подготовки будущих магистров по направлению «Экономика».
Результаты исследования. На основе анализа опыта преподавания дисциплины «Информационно-аналитические технологии в бизнесе» для магистрантов по направлению «Экономика» разработаны методические рекомендации к проведению аудиторных лабораторных занятий с использованием программных средств для реализации информационно-аналитических систем. Указаны цели и задачи курса в рамках экономического образования, обоснована важность получения навыков по работе с информационно-аналитическими системами магистрантами по направлению «Экономика». Обозначены особенности организации процесса изучения дисциплины.
Выводы. В статье на основе обобщения практического опыта обучения магистрантов применению технологий информационно-аналитических систем представлены методические аспекты обеспечения дисциплины «Информационно-аналитические технологии в бизнесе» для магистрантов по направлению «Экономика», включающие следующие разработки: кейсы, практические задания, лабораторные работы, комплект домашних контрольных работ и оценочные средства для изучения дисциплины «Информационно-аналитические технологии в бизнесе».
Актуальность. Молодёжная миграция является одной из актуальнейших проблем Омской области, основной поток которой составляют наиболее перспективные выпускники общеобразовательных средних школ, предпочитающие поступать в престижные вузы других регионов страны. Статья посвящена исследованию факторов, которыми руководствуются абитуриенты при выборе вузов.
Цель исследования - выявление и анализ факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на выбор абитуриентами Омского региона вузов для поступления, а также разработка рекомендаций для вузов, направленных на привлечение наиболее успешно сдавших ЕГЭ выпускников общеобразовательных школ. Кроме того, результаты исследования могут быть использованы при формировании эффективной молодёжной политики Омской области.
Методы исследования. В процессе исследования использовались теоретические методы - анализ источников по тематике проекта и математико-статистическая обработка данных эксперимента, а также эмпирические методы - проведение социологического опроса.
Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость. Выявлены основные факторы, которые учитывают будущие студенты, выбирая вуз для дальнейшего обучения. На основе результатов исследования сформулированы рекомендации по формированию контента для сайтов вузов с целью наиболее эффективного привлечения абитуриентов, получивших высокие баллы при сдаче ЕГЭ.
Результаты исследования. В ходе исследования были определены наиболее значимые факторы, которыми руководствуются абитуриенты при выборе вуза: наличие бюджетных мест, месторасположение вуза, возможность получения востребованной на рынке труда и достойно оплачиваемой профессии, престижность вуза и гарантия трудоустройства.
Выводы. Важнейшим направлением деятельности вузов г. Омска является повышение собственного престижа и более активное позиционирование на рынке образовательных услуг, в частности, представление на официальных сайтах исчерпывающей информации о профессиональных достижениях студентов и выпускников в специальных разделах. Систематическая работа в указанном направлении будет способствовать снижению уровня образовательной миграции за счёт привлечения наиболее перспективных абитуриентов к обучению в вузах столицы Омского региона.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью формирования у учащихся вузов навыков и умений работы с текстами научного стиля и необходимостью подготовки студентов-инофонов к созданию вторичных и первичных научных текстов. Цель работы заключается в разработке алгоритма для обучения аннотированию студентов младших курсов бакалавриата, обучающихся по профилю «Перевод и переводоведение». Нами были использованы практико-ориентированные методы. Научная новизна работы заключается в том, что была создана система заданий по обучению аннотированию научного текста для обозначенного контингента обучающихся. Апробация результатов исследования была осуществлена в аудитории студентов 2 курса бакалавриата Московского государственного лингвистического университета. Был сделан вывод о том, что в процессе работы по предложенному нами алгоритму, при выполнении разработанных заданий у обучающихся формируются необходимые навыки и умения.
Аннотация
Цель. Цель исследования: теоретически и практически обосновать профессиональные дефициты педагогических работников в сфере воспитательной работы с несовершеннолетними в условиях профессионального образования на уровне магистратуры.
Методы исследования: анализ, синтез, анализ научно-методической литературы по профилю профессиональной деятельности, кейс-метод, документарная экспертиза, методика самообследования профессиональных дефицитов педагога (авторы С. В. Смирнова, А. К. Киселева).
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Процесс профессионального педагогического образования будет эффективным есть учитывать особенности достижения высокого уровня компетентности педагогических работников в сфере воспитательной работы. Качество профессионального образования и практической деятельности специалистов зависит от своевременно выявленных профессиональных дефицитов в сфере воспитательной работы. Дана характеристика профессиональных дефицитов с учетом авторского подхода, а также на основе анализа отечественных и зарубежных исследований по обозначенной научной проблеме. Практическая значимость исследования заключается в возможности совершенствования содержания рабочих программ дисциплин по формированию и развития необходимой компетентностной модели обучающихся на уровне магистратуры.
Результаты исследования. Результатами исследования стали следующие: обоснованы профессиональные риски возникновения профессиональных дефицитов у педагогических работников в сфере воспитательной работы с несовершеннолетними. Подобраны диагностические инструменты по выявлению профессиональных дефицитов обучающихся, опытных педагогических работников. Определены направления профессионального трека развития по преодолению профессиональных дефицитов заместителей директор по воспитательной работе (обучающихся магистерской программы).
Выводы. Проведенное исследование по изучению профессиональных дефицитов педагогических работников в сфере воспитательной работы с несовершеннолетними позволяет сформулировать следующие выводы:1. Согласно результатам самоанализа обучающихся причинами возникновения профессиональных дефицитов в воспитательной работе с несовершеннолетними являются: минимальный или нулевой опыт, «размытый» функционал сотрудника, отсутствие обратной связи с непосредственным руководством, низкий уровень мотивации сотрудника, «ложная» поддержка педагогического коллектива, формальный подход к деятельности. 2. Профессиональные дефициты в воспитательной работе с несовершеннолетними необходимо предупреждать через профессиональное образование, дополнительное образование, самообразование и саморазвитие педагога. 3. Профессиональные дефициты педагога зависят как от внешних, так и внутренних факторов. Большое значение играет профессиональная мотивация сотрудников образовательного учреждения, общая организационная и корпоративная культура, создание организационно-педагогических условий непрерывного педагогического образования. 4. Возникновение профессиональных дефицитов у педагогов является предпосылкой профессионального выгорания и профессиональных деформация в связи с затруднениями выполнения педагогических задач повышенной сложности. 5. Профессиональные дефициты – норма профессиональной деятельности, «точка профессионального роста». Педагогическая рефлексия способствует профессиональному самосовершенствованию.
ISSN 2949-4974 (Online)