ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФИЦИТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В СФЕРЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
Аннотация
Аннотация
Цель. Цель исследования: теоретически и практически обосновать профессиональные дефициты педагогических работников в сфере воспитательной работы с несовершеннолетними в условиях профессионального образования на уровне магистратуры.
Методы исследования: анализ, синтез, анализ научно-методической литературы по профилю профессиональной деятельности, кейс-метод, документарная экспертиза, методика самообследования профессиональных дефицитов педагога (авторы С. В. Смирнова, А. К. Киселева).
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Процесс профессионального педагогического образования будет эффективным есть учитывать особенности достижения высокого уровня компетентности педагогических работников в сфере воспитательной работы. Качество профессионального образования и практической деятельности специалистов зависит от своевременно выявленных профессиональных дефицитов в сфере воспитательной работы. Дана характеристика профессиональных дефицитов с учетом авторского подхода, а также на основе анализа отечественных и зарубежных исследований по обозначенной научной проблеме. Практическая значимость исследования заключается в возможности совершенствования содержания рабочих программ дисциплин по формированию и развития необходимой компетентностной модели обучающихся на уровне магистратуры.
Результаты исследования. Результатами исследования стали следующие: обоснованы профессиональные риски возникновения профессиональных дефицитов у педагогических работников в сфере воспитательной работы с несовершеннолетними. Подобраны диагностические инструменты по выявлению профессиональных дефицитов обучающихся, опытных педагогических работников. Определены направления профессионального трека развития по преодолению профессиональных дефицитов заместителей директор по воспитательной работе (обучающихся магистерской программы).
Выводы. Проведенное исследование по изучению профессиональных дефицитов педагогических работников в сфере воспитательной работы с несовершеннолетними позволяет сформулировать следующие выводы:1. Согласно результатам самоанализа обучающихся причинами возникновения профессиональных дефицитов в воспитательной работе с несовершеннолетними являются: минимальный или нулевой опыт, «размытый» функционал сотрудника, отсутствие обратной связи с непосредственным руководством, низкий уровень мотивации сотрудника, «ложная» поддержка педагогического коллектива, формальный подход к деятельности. 2. Профессиональные дефициты в воспитательной работе с несовершеннолетними необходимо предупреждать через профессиональное образование, дополнительное образование, самообразование и саморазвитие педагога. 3. Профессиональные дефициты педагога зависят как от внешних, так и внутренних факторов. Большое значение играет профессиональная мотивация сотрудников образовательного учреждения, общая организационная и корпоративная культура, создание организационно-педагогических условий непрерывного педагогического образования. 4. Возникновение профессиональных дефицитов у педагогов является предпосылкой профессионального выгорания и профессиональных деформация в связи с затруднениями выполнения педагогических задач повышенной сложности. 5. Профессиональные дефициты – норма профессиональной деятельности, «точка профессионального роста». Педагогическая рефлексия способствует профессиональному самосовершенствованию.
Об авторе
Елена Николаевна ПриступаРоссия
кафедра педагогики и психологии семейного образования, заведующий кафедрой, профессор, SPIN-код: 7999-0236
Список литературы
1. Вороткова И. Ю. Диагностика профессиональных дефицитов современных педагогов на основании результатов профессиональной деятельности / И. Ю. Вороткова, А. В. Усачева // Педагогическое образование в России. – 2022. – № 2. – С. 105-112. – EDN ELXFWK.
2. Геворкян Е. Н. Диагностика педагога: от контрольного измерения к определению дефицитов для профессионального роста / Е. Н. Геворкян, А. Н. Иоффе, М. М. Шалашова // Педагогика. – 2020. – № 1. – С. 74-86. – EDN XUSMRK.
3. Дудина О. П. Мониторинг профессиональных дефицитов как средство формирования эффективной системы непрерывного профессионального развития педагогов профессиональных образовательных организаций / О. П. Дудина // Достижения науки и образования. – 2020. – № 14(68). – С. 52-54. – EDN WJFMHX.
4. Еремина А. П. Профессиональные ценности педагога в условиях современного образования / А. П. Еремина, Н. В. Кожина // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. – 2022. – № 1-3(62). – С. 195-199. – EDN JTJEYI.
5. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности / Н. В. Кузьмина ; Ленингр. ордена Ленина гос. ун-т им. А. А. Жданова. – Ленинград : Изд-во Ленингр. ун-та, 1967. – 183 с.
6. Кузьмина Н. В. Профессионализм педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина, А. Л. Реан. – СПб. ; Рыбинск : Научно-исследовательский центр развития творчества молодежи, 1993. – 54 с.
7. Малышева А. В. Диагностика профессиональных компетентностных дефицитов как основной фактор оптимизации дополнительного профессионального образования педагогов / А. В. Малышева, С. О. Кожакина, О. В. Шрамкова // Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2019. – № 3(19). – С. 112-117. – EDN IOHPMU.
8. Ноженкина О. С. Соответствие уровней профессиональной рефлексии и компонентов профессиональной деформации личности в ракурсе изучения профессиональных ценностей педагога / О. С. Ноженкина // Евразийское Научное Объединение. – 2015. – Т. 2. – № 10(10). – С. 150-152. – EDN UXSGKH.
9. Смирнова С. В. Преодоление профессиональных дефицитов педагогов в системе дополнительного профессионального образования / С. В. Смирнова, А. К. Киселева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2017. – № 3(32). – С. 29-34. – EDN YMCJKO.
10. Karaolis A., Philippou G.N. Teachers’ Professional Identity. In: Hannula, M., Leder, G., Morselli, F., Vollstedt, M., Zhang, Q. (eds) Affect and Mathematics Education . ICME-13 Monographs. Springer, Cham. 2019. Рр. 437. https://doi.org/10.1007/978-3-030-13761-8_18
11. Kennedy А.Models of Continuing Professional Development: a framework for analysis // Journal of In-Service Education, 2005. Volume 31, Number 2, рр. 235-250. DOI: 10.1080/13674580500200277 Journal homepage: https://www.tandfonline.com/loi/rjie19
12. Smirnov E. I. Case tests as a tool for identifying of teacher’s professional deficits in the interpretation of complex knowledge / E. I. Smirnov, A. Yu. Skornyakova, S. A. Tikhomirov // Perspectives of Science and Education. – 2022. – No 4(58). – P. 557-577. – DOI 10.32744/pse.2022.4.33. – EDN XUJSGS.