Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Особенности формирования основ профессиональной деятельности студентов-бакалавров средового дизайна

https://doi.org/10.18384/2310-7219-2023-1-75-88

Аннотация

Актуальность. В статье отражены основные особенности подготовки к профессиональной деятельности студентов бакалавриата средового дизайна, обучающихся на творческих фа­культетах. Затронуты вопросы специальных характеристик выпускника вуза по направлению подготовки «Дизайн», профиля подготовки «Средовой дизайн», приёмы и средства активиза­ции и развития узкоспециализированных способностей обучающихся.

Цель статьи: обозначить методы и приёмы решения методических задач, используемые для формирования основ профессиональной деятельности, и особенности развития пространст­венного мышления, в том числе и для развития специфических, в частности архитектурно­планировочных, способностей студентов.

Методы исследования. Авторы отмечают важность системного подхода в обучении студен­тов проектированию, а также тот факт, что для профессионального и личностного развития обучающихся данному направлению необходимо учитывать специфику подготовки специа­листов в этой области. Авторы статьи отмечают степень влияния художественно-графиче­ской подготовки на проектно-творческую деятельность студентов бакалавриата средового дизайна. В статье рассмотрены теоретические и практические вопросы формирования основ будущей профессиональной деятельности студентов, а также взаимосвязь развития графиче­ского мышления с искусством ландшафтного дизайна и культурой дизайнерской проектной графики.

Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость состоит в том, что были предложены и подтверждены на практике факторы, учитывающие специфику подготов­ки специалистов средового дизайна.

Результаты исследования. В статье даётся определение архитектурно-планировочных спо­собностей в рамках концепции объёмно-пространственного мышления, описана специфика методов формирования основ профессиональной деятельности обучающихся дизайну, пути и формы развития пространственного мышления. Приведены критерии оценки обучающихся художественно-проектной направленности, способных к поиску нестандартных учебно-твор­ческих, архитектурно-планировочных форм и методов преобразования окружающей среды.

Выводы. В заключении авторы анализируют факторы, влияющие на активацию проектно­творческого мышления и формирование архитектурно-планировочных способностей студен­тов-дизайнеров средового дизайна.1

Об авторах

Н. С. Львова
Московский государственный областной педагогический университет
Россия

Львова Наталья Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры средового дизайна

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24

 



Р. Ч. Барциц
Московский педагогический государственный университет
Россия

Барциц Рауф Чинчорович - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой рисун­ка Института изящных искусств

109052, г. Москва, Рязанский пр-т, д. 9



Список литературы

1. Быстрова Т. Ю. Теоретико-методологические и мировоззренческие основы современного дизайна и дизайн-образования // Учёные записки Курского государственного университета. 2021. № 3 (59). С. 488-497.

2. Волкова Л. А., Гавриленко А. П. Становление духовно-нравственных ориентиров будущих архитекторов в контексте современного образовательного процесса в вузе // Комсомол в судьбах разных поколений страны: материалы Международной научно-практической конференции / Орёл, 20 мая 2018 г. Орёл: Университетская книга, 2018. С. 18-23.

3. Дембич Н. Д., Григорьев Э. П., Яцюк О. Г. Развитие системных проектных подходов ВНИИТЭ в современных технологиях дизайнерского образования // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник Московской государственной художественно-промышленной академии. 2020. № 2 (2). С. 143-151.

4. Екатеринушкина А. В. Применение эвристических методов в учебном проектировании // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: тезисы докладов 79 Международной научно-технической конференции / Магнитогорск, 19-23 апреля 2021 г. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, 2021. С. 499.

5. Игнатьев С. Е., Игнатьева А. В. К вопросу о современных проблемах художественного образования // Современные проблемы высшего образования. теория и практика: актуальные проблемы творческого образования в период пандемии: специальный выпуск / под общ. ред. С. М. Низамутдиновой. Москва: Учебный центр «Перспектива», 2021. С. 424-430.

6. Ковешникова Е. Н., Ковешников П. А. Методика преподавания дисциплины «ландшафтное проектирование» бакалаврам ландшафтной архитектуры // Образование и общество. 2021. № 4 (129). С. 98-102

7. Ломов С. П. Дизайн образование как педагогический феномен // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 3. С. 36-39.

8. Львова И. А., Дембич Н. Д. Социальный подход к проектированию набережных зон // Проблемы теории и методологии предметного образования. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Дизайн: межвузовский сборник статей. Вып. 6. Москва: Московский государственный областной университет, 2022. С. 172-176.

9. Львова Н. С., Карпов Д. В. Основы художественной выразительности исполнения архитектурных и ландшафтных студенческих проектов // Проблемы теории и методологии предметного образования. Изобразительное искусство. декоративно-прикладное искусство. Дизайн: сборник научно-методических статей факультета ИЗО и НР МГОУ. Вып. 4. Москва: Московский государственный областной университет, 2019. С. 66-71.

10. Львова Н. С. Развитие художественно-проектной деятельности студентов бакалавриата в процессе обучения ландшафтному дизайну: дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2021. 260 с.

11. Львова Н. С. Этапы организации учебного проектирования в средовом дизайне (на примере создания малого сада) // Преподаватель XXI век. 2019. № 3 (1). С. 168-177.

12. Мирошниченко Е. С., Дембич Н. Д. Ландшафтный дизайн как один из главных факторов экологии города // Дизайн и искусство - стратегия проектной культуры XXI века: сборник по материалам Всероссийской научно-практической конференции в рамках Всероссийского форума молодых исследователей / Москва, 19-21 ноября 2019 г. Москва: Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), 2019. С. 265-269.

13. Моисеев А. А., Витковский А. Н. Цифровизация образования в высшей школе в сфере изобразительного искусства и дизайна: преимущества, проблемы и перспективы // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2021. № 4. С. 97-107. DOI: 10.18384/2310-7219-2021-4-97-107.

14. Пучкова Н. Н. Вариативность и проблема поиска проектных решений студентами в ходе учебного проектирования // Современные проблемы высшего образования. Теория и практика: материалы Пятой межвузовской научно-практической конференции, организованной институтом культуры и искусств Московского городского педагогического университета / Москва, 15-23 апреля 2020 г. / под общ. ред. С. М. Низамутдиновой. Москва: Перспектива, 2020. С. 635-640.

15. Современные тенденции образования в культуре и искусстве (характеристика, структура, развивающий потенциал): коллективная монография / В. В. Афанасьев, И. А. Бирич, Е. А. Бодина, Л. А. Буровкина, М. В. Галкина, О. В. Грибкова, Л. И. Уколова, Е. П. Кабкова. Москва: Учебный центр «Перспектива», 2021. 176 с.

16. Фуртай Ф. Философские и культурологические основания современного художественного образования // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2018. № 3 (2). С. 43-49.

17. Burovkina L. A., Koreshkov V. V., Prishchepa A. A. The problem of preparing future designers // Internanional journal of engineering and technology (UAE). 2018. Vol. 7. № 4 (38). P. 393-395.

18. Moreira M. Disctinct approaches to design education: preparing future designers for an amplified practice of design [Электронный ресурс] // Design Ecologies: Challenging anthropocentrism in the design of sustainable futures: collection of works OF NORDE conference / Stockholm, Sweden. 2015. № 6. URL: https://nordes.org (дата обращения: 21.10.2022).

19. The impact integrative model of the project graphics training on the design education / N. S. Zhdanova, A. V. Ekaterinushkina, A. D. Grigoriev, E. Ilyasheva, O. Pishugina // Espacios. 2019. Vol. 40. No. 29. P. 3-13.

20. Youth subculture and education [Электронный ресурс] / M. A. Erofeeva, D. B. Belinskaya, A. V. Kudinov, M. A. Erofeeva, D. B. Belinskaya, L. A. Burovkina // Polftica e Gestao Educacional. 2021. Vol. 25. № 6. URL: https://periodicos.fclar.unesp.br (дата обращения: 10.10.2022).


Рецензия

Просмотров: 205


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)