Русский язык в современном социокультурном, образовательном и политическом пространстве Республики Таджикистан
https://doi.org/10.18384/2310-7219-2023-1-50-62
Аннотация
Актуальность. Статья посвящена функционированию русского языка в Республике Таджикистан в трёх аспектах: социокультурном, образовательном и политическом.
Цель. Описание современного состояния изучения русского языка с социокультурной, политической и образовательной точек зрения и особенностей его функционирования как средства межнационального общения в Республике Таджикистан.
Методы исследования. При написании работы использовались следующие методы: аналитико-описательный, включающий обзор и анализ научной и методической литературы по теме исследования, анкетирование, обобщение опыта преподавания русского языка.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Новизна данного исследования состоит в том, что впервые рассматриваются социокультурные, образовательные и политические аспекты функционирования русского языка в современном Таджикистане.
Результаты исследования. В данном исследовании уточнена важность русского языка не только как важнейшей образовательной единицы, но и как определяющего фактора для успешной социальной адаптации. Указано на необходимость развития русских школ на территории Республики Таджикистан. Дано описание распространения русского языка и культуры в Республике Таджикистан. Обосновано, что неродной язык, в частности, русский язык - это один из главных факторов социально-экономического и общекультурного прогресса общества. Анализировано текущее положение русского языка в системе среднего и высшего образования Республики Таджикистан.
Выводы. В Республике Таджикистан всё более возрастает необходимость изучения русского языка как средства межнационального общения и межкультурного взаимодействия между Таджикистаном и Россией, а также его изучения в национальных школах и высших учебных заведениях страны. Автором отмечена высокая значимость педагога и его методов работы в национальной школе на фоне отсутствия языковой среды в Республике Таджикистан. Безусловно, одним из аспектов изучения русского языка в Республике Таджикистан является миграция населения в Российскую Федерацию, которая в последнее время динамично распространяется среди таджикистанцев.1
Об авторе
З. З. СаидовРоссия
Саидов Зайнулараб Забуриддинович - аспирант кафедры русского языка и методики его преподавания
117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6
Список литературы
1. Атнабаева Н. А. Художественное произведение в интегрированном обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2015. № 42. С. 134-139.
2. Гусейнова Т. В. О социолингвистических и дидактических проблемах преподавания русского языка в Республике Таджикистан // Социокультурное пространство России и Зарубежья: общество, образование, язык. 2015. № 4. С. 59-67.
3. Затулин К. Ф. Положение русского языка как фактор социально-политического поведения российской диаспоры в странах СНГ. Москва: Институт стран СНГ, 2012. 234 с.
4. Исмаилова Х. Э. Сопоставительное изучение категории рода имён существительных русского языка студентам-таджикам // Вестник Российского университета дружбы народов. 2014. № 3. С. 26-30.
5. Каримова И. Х. Государственная политика Республики Таджикистан в вопросах развития русского языка в современном образовательном пространстве // Слово.ру.: Балтийский акцент. 2012. № 2. С. 86-90.
6. Кудоярова Т. В. Проблемы функционирования и изучения русского языка в постсоветском Таджикистане // Вестник Российского университета дружбы народов. 2010. № 1. С. 36-44.
7. Карабалина А. А., Майдангалиева Ж. А., Капасова Д. А. Роль и статус русского языка на постсоветском пространстве // Вестник Национальной академии наук Республики Казахстан. 2018. №6. С. 115-126.
8. Николаева Л. Ю. Роль русского населения Таджикистана в трансформирующемся таджикском обществе // Сравнительная политика. 2015. № 2 (19). С. 100-109.
9. Нагзибекова М. Б. Статус русского языка в Республике Таджикистан // Языковая политика стран Содружества Независимых Государств (СНГ): материалы II Международного конгресса / Алма-Ата, 26-28 октября 2021 г. Москва: Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2021. С. 111-112.
10. Султанов А. Ш. Фактор идеологии в формировании и развитии новой государственности Республики Таджикистан: дис. ... канд. полит. наук. Москва, 2013. 167 с.
11. Товбаев М. М. Научно-методические основы интегрированного обучения русскому языку в таджикской школе. Душанбе, 2010. 170 с.
12. Усмонов Р. А. Лингвокультурологическая специфика текстов публичных выступлений в совре-менном русском политическом дискурсе: на материале выступлений должностных лиц Таджикистана: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Москва, 2012. 34 с.
13. Усмонов Р. А. Позитивное и негативное влияние СМИ на изучение русского языка в Таджикистане // Русский язык в молодёжных СМИ России и СНГ. Москва: Российский университет дружбы народов, 2014. С. 57-64.
14. Хамраева Е. А., Ряузова О. Ю. Методические рекомендации для педагогических работников, осуществляющих преподавание русского языка как иностранного в образовательных организациях стран СНГ и дальнего зарубежья. Москва: Московский педагогический государственный университет, 2022. 139 с.
15. Хуснутдинова Л. А. Особенности обучения русскому языку в школах Таджикистана (из опыта работы учителя) // Русский язык в глобальном научном и образовательном пространстве: сборник материалов Международного научного конгресса / Москва, 6-10 декабря 2021 г. Москва: Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2021. С. 93-94.
16. Шаклеин В. М. О некоторых вопросах лингвокультурной адаптации мигрантов // Вестник российского университета дружбы народов. 2014. № 3. С. 5-10.