Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся в системе основного общего образования (5-7 классы)

https://doi.org/10.18384/2310-7219-2023-1-110-120

Аннотация

Актуальность. Культура безопасности жизнедеятельности как компонент содержания основ­ного общего образования должна адекватно решать приоритетные задачи обеспечения личной и национальной стабильности и безопасности. В связи с этим избранная тема представляется крайне актуальной, важной и злободневной, т. к. именно компетентное поведение каждого человека позволит обеспечить безопасность всего мирового сообщества.

Цель - выделить, конкретизировать, теоретически обосновать процесс формирования культу­ры безопасности жизнедеятельности.

Методы исследования. В исследовании использованы следующие методы: анализ и обобще­ние научно-методической литературы, гипотетический метод, методы реконструкции целого по его частям, историко-педагогический анализ и синтез, прогнозирование, педагогическое наблюдение, анализ педагогической документации, работ обучающихся и педагогов.

Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость. Результаты иссле­дования вносят вклад в изучение принципов конструирования базовых положений процесса формирования культуры безопасности жизнедеятельности подростков в современных усло­виях, а также отдельных аспектов обучения в области безопасности. Обоснован потенциал культуры безопасности как ценностной, содержательной и деятельностной основы образо­вания в области безопасности жизнедеятельности. Положения о воспитании культуры без­опасности жизнедеятельности расширяют научные знания о содержании основного общего образования.

Результаты. На основании комплексного изучения педагогической литературы, анализа обра­зовательных программ и нормативных документов выявлены методологические, теоретиче­ские и идеологические предпосылки построения процесса формирования базовых механиз­мов приобщения обучающихся 5-7 классов к культуре безопасности жизнедеятельности.

Выводы. Принципы, формирующие культуру безопасности жизнедеятельности обучающихся (например, защита духовных основ российского социума, приоритетность индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности, учёт национально-культурных особенно­стей российской нации, приоритетность мотивационных основ безопасного поведения), спо­собны стать условиями для обеспечения безопасного образа жизни, т. к. они содействуют выстраиванию разумных алгоритмов взаимоотношений обучающихся с окружающим миром, ориентируют на ответственный выбор деятельности и самореализации подростка.

Об авторах

В. В. Леонов
Московский государственный областной педагогический университет

Леонов Владимир Владимирович - кандидат исторических наук, доцент, декан факультета безопасно­сти жизнедеятельности

141014, Московская обл, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24



М. В. Шабанова
Московский государственный областной педагогический университет
Россия

Шабанова Марина Владимировна - кандидат исторических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и гражданского воспитания

141014, Московская обл, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24



Список литературы

1. Арустамов Э. А., Леонов В. В., Шабанова М. В. Основы безопасности в жизнедеятельности русского общинного крестьянства [Электронный ресурс] // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2022. № 1. Т. 13. URL: https://sfk-mn.ru/PDF/10SCSK422.pdf (дата обращения: 20.11.2022).

2. Арустамов Э. А., Челяпина О. И., Мягкова Е. В. Экологическое воспитание - важнейшая задача мирового сообщества // Астраханский вестник экологического сознания. 2021. № 2 (62). С. 197-202. DOI: 10.36698/2304-5957-2021-2-197-202.

3. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 1. Москва: Педагогика, 1982. 656 с.

4. Мошкин В. Н., Калачев Г. А., Овчаров В. В. Гендерные особенности культуры воспитания безопасности студентов // Педагогический университетский вестник Алтая. Барнаул. 2007. № 1. С. 261-266.

5. Сморчкова В. П. Педагогические идеи Н. К. Крупской в контексте современных тенденций развития высшего педагогического образования // Наследие Н. К. Крупской и современность: сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 150-летию со дня рождения Н. К. Крупской / под ред. Е. И. Артамоновой. Москва: Международная академия наук педагогического образования, 2019. С. 111-117.

6. Фомин А. П., Леонов В. В. Повышение актуальности изучения основ безопасности жизнедеятельности в современном мире // Материалы XIV Международной научной конференции, посвящённой Году науки и технологий Российской Федерации, 205-летию начала подготовки педагогов в Ивановской области / под ред. А. А. Червовой. Шуя: Шуйский филиал Ивановского государственного университета, 2021. С. 310-313.

7. Хомутова И. В. Проектная деятельность как составляющая предметной подготовки студентов факультета безопасности жизнедеятельности // Наука на благо человечества - 2019: материалы международной научной конференции молодых учёных (статьи преподавателей и аспирантов) / отв. ред. Е. А. Певцова. Москва: Информационно-издательское управление Московского государственного областного университета, 2019. С. 273-285.

8. Хомутова И. В. Возможности предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в формировании знаний о здоровом образе жизни и реализации здоровьесберегающих технологий // Наука на благо человечества - 2018: материалы международной научной конференции молодых учёных (статьи преподавателей и аспирантов) / отв. ред. Е. А. Певцова. Москва: Информационно-издательское управление Московского государственного областного университета, 2018. С. 19-24.

9. Хомутова И. В., Сухова Н. Н., Герасимов А. В. Педагогические условия формирования культуры безопасности жизнедеятельности учащихся образовательных учреждений // Наука на благо человечества - 2019: материалы международной научной конференции молодых учёных (статьи преподавателей и аспирантов) / отв. ред. Е. А. Певцова. Москва: Информационно-издательское управление Московского государственного областного университета, 2020. С. 304-310.

10. Цибульникова В. Е., Хоптинская А. А. Готовность педагога к качественной здоровьесозидающей деятельности в условиях реализации ФГОС высшего и общего образования // Проблемы управления качеством образования: сборник статей Международной научно-практической конференции / Санкт-Петербург, 29 мая 2019 г. Санкт-Петербург: Нацразвитие, 2019. С. 54-60.

11. Цибульникова В. Е. Готовность учителя к организации проектно-исследовательской деятельности школьников в формировании их здорового поведения // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой 130-летию со дня рождения А. С. Макаренко / Москва, 14-15 марта 2019 г. / под ред. Е. И. Артамоновой. Москва: Международная академия наук педагогического образования, 2019. С. 165-170.

12. Цибульникова В. Е. Культура здоровья субъектов образовательного процесса как индикатор качества общего образования // Образование и качество жизни. 2017. № 1 (3). С. 12-14.

13. Шабанова М. В. Девочка-невеста-мать: структура гендерной идентичности в этнической культуре русских // Сервис plus. 2020. № 4. Т. 14. С. 115-122. DOI: 10.24411/2413-693Х-2020-10413.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 364


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)